"Формирование УУД школьников, посредством предмета химии."
Автор: Набиуллина Татьяна Федоровна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБС(К)ОУ " Школа-интернат №1 VII вида" г.Перми
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование УУД школьников, посредством предмета химии."
Описание:
В процессе педагогической деятельности учитель должен решить следующую проблему: выстроить такую систему работы которая наиболее результативно будет содействовать формированию УУД школьников
Формирование УУД посредством предмета химии.
Предполагается, что формирование УУД осуществляется в процессе изучения
каждого из предметов общего образования, в том числе химии. Условно при преподавании
химии можно выделить три уровня содержания: узкопредметное, межпредметное и
метапредметное.
В процессе педагогической деятельности учитель должен решить следующую проблему :
выстроить такую систему работы которая наиболее результативно будет содействовать
формированию УУД школьников.
Цель
•
представляемой системы работы, заключается в содействии формированию УУД
школьников, посредством предмета химии.
В соответствии с целью были определены следующие задачи :
•
определить понятие УУД;
•
выявить ведущую педагогическую технологию для каждого из блоков УУД;
•
уточнить особенности применения выявленных педагогических технологий в
соответствии с интеллектуальным развитием школьников и собственным опытом.
В представляемой системе я остановлюсь на вопросах формирования регулятивных,
познавательных и коммуникативных УУД, так как, формирование личностных УУД .
Универсальные учебные действия включают все компоненты учебной деятельности: 1)
познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия
и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Выделенные красным цветом использую в своей работе.
Учебные исследования:
Эксперименты, опыты, лабораторные и практические работы:
1.Лабораторные опыты:
- В грех пробирках находятся растворы кислоты, щелочи и вода .Определить под каким
номером находится каждое вещество. Отчет о проделанной работе заполнить в таблицу.
2. Демонстрация опытов.
(Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле, рисе.) - Йод используют как реактив для
обнаружения крахмала в продуктах и растениях.
Задание: Докажите или опровергните утверждение, что данные продукты содержат
крахмал.
3. Практическая работа:
Для консервации овощей приготовьте 1 л 10 % раствора поваренной соли. Оформите
работу в соответствие с требованиями Лабораторные опыты, практические работы
проводятся в парах.
Небольшие исследования частично-поискового характера;
1.Написание рефератов на различные темы : ---------происхождение нефти,значение
химических элементов для жизнедеятельности живых организмов и др.
2Творческие домашние задания
Вы пролили йод на белую салфетку. Попытались вывести пятно с помощью белизны, в
которой есть хлор, но неудачно. Однако пятно через несколько дней само исчезло. Почему
хлор не справился с йодом? И чем можно объяснить исчезновение пятна через несколько
дней?
Собственно исследования:
Написание учебно - исследовательских работ учащимися: по теме: «Исследование качества
молока разных производителей» и др.
Учебные исследования-данные формы работы формирует универсальные действия:
проведение наблюдений и их описание, формулирование вопросов и нахождение ответов на
них опытным путем. Способствует развитию исследовательских умений, аналитического
мышления, формирует информационные, коммуникативные, социальные, информационные
компетенции, компетенции. Выполнение такой работы способствует формированию и
регулятивных УУД: ученики ставят перед собой цель и выдвигают задачи, формируют
гипотезу и предлагают собственный план исследования, работают в группах, выполняют
различные роли. Такой вид деятельности способствует формированию таких
компетентностей, как самообучение, самоорганизация, самоопределение, работа в команде.
Технология опорного конспекта (ОК)
Технология опорного конспекта в зависимости от степени подготовленности учащихся
выражается в разных видах работы, которые способствует формированию познавательных
УУД:
Наполнение ОК
Пример: Чистые вещества и смеси.
1. Способы разделения смесей
Чистые вещества – это ____________________________________
Смеси – это ______________________________________________
. Подчеркните смеси: сахар, конфета, масляные краски, марганцовка. Спирт, поваренная
соль, мясной бульон, родниковая вода, кислород, медь, железо, речная вода, воздух, алмаз,
углерод, лимонад.
2. Приведите по два примера чистых веществ, находящихся при 20
0
С в:
Газообразном состоянии__________________________________
Твердом виде ___________________________________________
Жидком состоянии ______________________________________
3. Способы разделения смесей________________________________
Как разделить смеси?
А) воды и подсолнечного масла__________________________________________________
В) соли и манной крупы: ________________________________________________________
Г) пыли и воздуха ____________________________________________________________
Вывод: способы разделения смесей основаны на ___________________________________
Такие ОК мне помогают сократить время ожидания, повысить эффективность урока. Ребята
порой очень долго пишут, а в таком конспекте писать меньше. Кроме того, учащиеся часто
пропускают слова, индексы, могут даже пропустить целые словосочетания или
предложения. При списывании с доски могут расположить на листе материал как попало , а в
готовом опорном конспекте все изложенно последовательно.
Составление ОК учащимися
Большое значение для успеха этой работы имеет содержание и оформление такой
схемы-опоры, которая должна быть системной, емкой по содержанию, краткой, четкой
по оформлению, простой, понятной по восприятию и воспроизведению.
В процессе работы по опорным конспектам, схемам необходимо учитывать этапы
обучения, степень подготовленности учащихся к восприятию и анализу схемы, их
способность записать, проговорить информацию, а позже самостоятельно ее
составить в виде схемы или прочесть.
Составление карточек- памяток, таблиц, схем.
Работа с готовым ОК
Пример: Осуществить цепочку превращений
Са (ОН)2—СаО---СаС2
Технология учебного сотрудничества
Технология учебного сотрудничества предполагает различные формы работы, формирующие
коммуникативные УУД: Технология учебного сотрудничества включает организационные
формы, нацеливающие обучающихся распределять работу с соседом по парте, меняться
ролями, проверять работу друг у друга, выполнять работу в малой группе. Одновременно,
кооперация в обучении позволяет повысить уровень осмысления материала до практического
использования в жизненных ситуациях, формировать познавательные УУД
Использование ИКТ
С целью формирования УУД на уроках химии значимым считаю в своей педагогической деятельности
использование
ИКТ.
Задания для обучающихся с применением ИКТ, формирующие коммуникативные УУД
Использование ЦОР
Использование ЦОР помогает оживить уроки химии, сделать их интересными,
красивыми, интерактивными. Имеются диски: «виртуальная лаборатория», видео
фрагменты «Опыты по органической и неорганической химии» Обширная коллекция
цифровых образовательных ресурсов, создается специально в помощь учителям
на сайте Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов
(schoolcollection.edu).
Мониторинг формирования УУД школьников
Для оценки уровня сформированности УУД школьников на уроке химии, могут
применяться типовые задачи, предложенные в пособии «Формирование
универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли» под
редакцией А.Г.Асмолова.
Регулятивные УУД
Обеспечивают способность регулировать свою деятельность): понимать, принимать и
сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные
действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и
стараться искать способы их преодоления.
Познавательные УУД:
Искать, получать и использовать информацию, читать и слушать, извлекая нужную
информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать
информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных
формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными
словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные
сведения; проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение.
Коммуникативные УУД:
осознавать речь; участие в диалоге, в общей беседе, выполнение принятых правил
речевого поведения, культуры речи.
ТАКИМ ОБРАЗОМ:
Ответила на вопросы: ЗАЧЕМ? КАК ? КАКОЙ результат должна получить, преподавая
свой предмет.
•
.