Напоминание

"Формирование УУД школьников, посредством предмета химии."

Автор: Набиуллина Татьяна Федоровна

Должность: учитель химии

Учебное заведение: МБС(К)ОУ " Школа-интернат №1 VII вида" г.Перми

Населённый пункт: г. Пермь

Наименование материала: статья

Тема: "Формирование УУД школьников, посредством предмета химии."

Описание:

В процессе педагогической деятельности учитель должен решить следующую проблему: выстроить такую систему работы которая наиболее результативно будет содействовать формированию УУД школьников

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=3021

Опубликовано 21.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Формирование УУД посредством предмета химии.
Предполагается, что формирование УУД осуществляется в процессе изучения каждого из предметов общего образования, в том числе химии. Условно при преподавании химии можно выделить три уровня содержания: узкопредметное, межпредметное и метапредметное. В процессе педагогической деятельности учитель должен решить следующую
проблему
: выстроить такую систему работы которая наиболее результативно будет содействовать формированию УУД школьников.
Цель
• представляемой системы работы, заключается в содействии формированию УУД школьников, посредством предмета химии. В соответствии с целью были определены следующие
задачи
: • определить понятие УУД; • выявить ведущую педагогическую технологию для каждого из блоков УУД; • уточнить особенности применения выявленных педагогических технологий в соответствии с интеллектуальным развитием школьников и собственным опытом. В представляемой системе я остановлюсь на вопросах формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД, так как, формирование личностных УУД . Универсальные учебные действия включают все компоненты учебной деятельности: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Выделенные красным цветом использую в своей работе.
Учебные исследования:
Эксперименты, опыты, лабораторные и практические работы: 1.Лабораторные опыты: - В грех пробирках находятся растворы кислоты, щелочи и вода .Определить под каким номером находится каждое вещество. Отчет о проделанной работе заполнить в таблицу.
2. Демонстрация опытов. (Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле, рисе.) - Йод используют как реактив для обнаружения крахмала в продуктах и растениях. Задание: Докажите или опровергните утверждение, что данные продукты содержат крахмал. 3. Практическая работа: Для консервации овощей приготовьте 1 л 10 % раствора поваренной соли. Оформите работу в соответствие с требованиями Лабораторные опыты, практические работы проводятся в парах. Небольшие исследования частично-поискового характера; 1.Написание рефератов на различные темы : ---------происхождение нефти,значение химических элементов для жизнедеятельности живых организмов и др. 2Творческие домашние задания Вы пролили йод на белую салфетку. Попытались вывести пятно с помощью белизны, в которой есть хлор, но неудачно. Однако пятно через несколько дней само исчезло. Почему хлор не справился с йодом? И чем можно объяснить исчезновение пятна через несколько дней? Собственно исследования: Написание учебно - исследовательских работ учащимися: по теме: «Исследование качества молока разных производителей» и др. Учебные исследования-данные формы работы формирует универсальные действия: проведение наблюдений и их описание, формулирование вопросов и нахождение ответов на них опытным путем. Способствует развитию исследовательских умений, аналитического мышления, формирует информационные, коммуникативные, социальные, информационные компетенции, компетенции. Выполнение такой работы способствует формированию и регулятивных УУД: ученики ставят перед собой цель и выдвигают задачи, формируют гипотезу и предлагают собственный план исследования, работают в группах, выполняют различные роли. Такой вид деятельности способствует формированию таких компетентностей, как самообучение, самоорганизация, самоопределение, работа в команде.
Технология опорного конспекта (ОК)
Технология опорного конспекта в зависимости от степени подготовленности учащихся выражается в разных видах работы, которые способствует формированию познавательных УУД:
Наполнение ОК
Пример:
Чистые вещества и смеси. 1. Способы разделения смесей Чистые вещества – это ____________________________________ Смеси – это ______________________________________________ . Подчеркните смеси: сахар, конфета, масляные краски, марганцовка. Спирт, поваренная соль, мясной бульон, родниковая вода, кислород, медь, железо, речная вода, воздух, алмаз, углерод, лимонад. 2. Приведите по два примера чистых веществ, находящихся при 20 0 С в: Газообразном состоянии__________________________________ Твердом виде ___________________________________________ Жидком состоянии ______________________________________ 3. Способы разделения смесей________________________________ Как разделить смеси? А) воды и подсолнечного масла__________________________________________________ В) соли и манной крупы: ________________________________________________________ Г) пыли и воздуха ____________________________________________________________ Вывод: способы разделения смесей основаны на ___________________________________ Такие ОК мне помогают сократить время ожидания, повысить эффективность урока. Ребята порой очень долго пишут, а в таком конспекте писать меньше. Кроме того, учащиеся часто
пропускают слова, индексы, могут даже пропустить целые словосочетания или предложения. При списывании с доски могут расположить на листе материал как попало , а в готовом опорном конспекте все изложенно последовательно. Составление ОК учащимися Большое значение для успеха этой работы имеет содержание и оформление такой схемы-опоры, которая должна быть системной, емкой по содержанию, краткой, четкой по оформлению, простой, понятной по восприятию и воспроизведению. В процессе работы по опорным конспектам, схемам необходимо учитывать этапы обучения, степень подготовленности учащихся к восприятию и анализу схемы, их способность записать, проговорить информацию, а позже самостоятельно ее составить в виде схемы или прочесть. Составление карточек- памяток, таблиц, схем. Работа с готовым ОК Пример: Осуществить цепочку превращений Са (ОН)2—СаО---СаС2
Технология учебного сотрудничества
Технология учебного сотрудничества предполагает различные формы работы, формирующие коммуникативные УУД: Технология учебного сотрудничества включает организационные формы, нацеливающие обучающихся распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг у друга, выполнять работу в малой группе. Одновременно, кооперация в обучении позволяет повысить уровень осмысления материала до практического использования в жизненных ситуациях, формировать познавательные УУД

Использование ИКТ
С целью формирования УУД на уроках химии значимым считаю в своей педагогической деятельности использование ИКТ. Задания для обучающихся с применением ИКТ, формирующие коммуникативные УУД Использование ЦОР Использование ЦОР помогает оживить уроки химии, сделать их интересными, красивыми, интерактивными. Имеются диски: «виртуальная лаборатория», видео фрагменты «Опыты по органической и неорганической химии» Обширная коллекция
цифровых образовательных ресурсов, создается специально в помощь учителям на сайте Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов (schoolcollection.edu).

Мониторинг формирования УУД школьников
Для оценки уровня сформированности УУД школьников на уроке химии, могут применяться типовые задачи, предложенные в пособии «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли» под редакцией А.Г.Асмолова. Регулятивные УУД Обеспечивают способность регулировать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. Познавательные УУД: Искать, получать и использовать информацию, читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения; проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение. Коммуникативные УУД: осознавать речь; участие в диалоге, в общей беседе, выполнение принятых правил речевого поведения, культуры речи.
ТАКИМ ОБРАЗОМ:

Ответила на вопросы: ЗАЧЕМ? КАК ? КАКОЙ результат должна получить, преподавая свой предмет.
• .



Яндекс.Метрика