8.Планируемый результат образования, в том числе и формирование УУД:
Предметные: научить складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями,
решать практические задачи.
Регулятивные – развивать умение ставить перед собой цель- целеполагание, ка
постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено
обучающимися, и того, что ещё не известно; организовывать взаимопроверку
выполненной работы.
Личностные: Проявляют положительное отношение и интерес к урокам математики;
воспринимают математику как часть общечеловеческой культуры.
Познавательные
– поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные – высказывать свое мнение при обсуждении задания.
Межпредметные связи: природоведение, геометрия, русский язык, литература.
9. Тип урока: урок открытия новых знаний
10. Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к
уроку, карта решений, рабочая тетрадь., учебник
11. Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
12. Форма:
парная, групповая и индивидуальная
Продолжительность занятия : 40 мин
Тема: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми
знаменателями»
Ход урока
1.Орг. начало урока
ПРЕДМЕТ МАТЕМАТИКИ НАСТОЛЬКО СЕРЬЁЗЕН,
ЧТО ПОЛЕЗНО НЕ УПУСКАТЬ СЛУЧАЕВ
ДЕЛАТЬ ЕГО НЕМНОГО ЗАНИМАТЕЛЬНЫМ.
Б. ПАСКАЛЬ
( слайд №1)
2. Мотивация к учебной деятельности
Начать сегодняшний урок я хочу с рассказа Аркадия Аверченко « Бельмесов». Давайте
представим, что этот рассказ о нас. Я - учитель Бельмесов, а вы мои ученики, точнее один
ученик. Кулебякин Илья.
«Кулебякин Илья! Ну.. ты нам скажешь, что такое дробь..
-« Дробью называется часть какого-нибудь числа»
-« Да? Ты так думаешь? Ну, а если я набью ружьё дробью, это будет часть какого числа?»
( слайд №2)
-«То дробь не такая.- То другая!»
-« Откуда же ты знаешь, о какой дроби я тебя спросил. Может быть ,я тебя спросил о
ружейной дроби.
Так, значит, слово « дробь» имеет не одно значение
Какая ещё бывает дробь, а? Ну, скажи-ка!»
-« Больше нет,- развёл руками Кулебякин, будто искренно сожалея, что не может
удовлетворить ещё какой-нибудь дробью ненасытного экзаменатора.»
-« Да? Больше нет? А вот если человек танцует и ногами дробь выделывает это как же?
По-твоему, не дробь? ( слайд №4)
« Видишь ли, мой милый.. Ты, может быть, и знаешь математику, но русского языка-
нашего великого, разнообразного и могучего русского языка- ты не знаешь. Ступай, брат
Кулебякин ,и подумай!»
-Ребята, а мы-то с вами наш великий и
могучий русский язык знаем.
У вас на столе лежит толковый словарь
Ожегова. Найдём в словаре и прочитаем
значение слова « дробь».( Дети работаю со
словарём и зачитывают результаты поиска)
Дробь-
1) мелкие свинцовые шарики для стрельбы из
охотничьего ружья;
2)число, представленное как состоящее из
частей
единицы;
3)частые прерывистые звуки.
Мы на уроке математики, где чаще всего слово «дробь» используется как часть какого-
нибудь числа.
3.Актуализация знаний
Сегодня к нам заходил Незнайка , увидев дроби, он удивлённо спросил: « Что это такое?»
(слайд №5,6)
Поможем Незнайке! Расскажите всё, что вы о них знаете! ( Дети отвечают).
Поможем Незнайке собрать урожай! (слайд №7)
Ребята, а что вы умеете делать с обыкновенными
дробями?( Дети отвечают: сравнивать между собой
и с единицей)
Молодцы! Давайте проверим, как вы умеете
сравнивать дроби (слайд №8).
( Дети выполняют работу, взаимопроверку, ключ на
слайде).
ФИЗМИНУТКА
А сейчас немного отдохнём! ( Физминутка (слайд №9))
4. Постановка проблемной ситуации
-Мы очень много знаем про обыкновенные дроби.
Что мы ещё не научились делать с обыкновенными дробями такое, что умеем выполнять с
натуральными числами? ( Ответы учеников)
Как вы думаете, как будет называться тема нашего урока?(Дети отвечают )
Верно! Откройте тетради , запишите 17.01.2016, тема « Сложение и вычитание дробей»
Какие цели урока будут? (слайд №10,11)
И помогут нам в этом хорошо знакомые
мультипликационные герои- Пятачок
и Винни-
Пух. Пятачок и Винни-Пух пришли в
гости к
Кролику, который незадолго до
прихода
гостей испёк очень красивый и
вкусный
торт. Торт Кролик разрезал на 7
равных
частей(слайд №12)
Пятачок съел 2 куска торта, Винни –
Пух,
конечно, больше: он съел 4 куска
торта
Назовите, какую часть торта съел Пятачок, а какую Винни-Пух? (слайд №13)
5. Объяснение нового материала
-Давайте сосчитаем какую часть торта съели Пятачок и
Винни-Пух вместе(слайд №14- показана запись примера)
Так что же нужно сделать, чтобы сложить дроби с
одинаковыми
знаменателями? (слайд №15) Запишите в
тетради правило в буквенном виде.
-Давайте узнаем насколько частей Винни-Пух съел
больше Пятачка, и какая часть торта осталась Кролику.
(слайд №16-17)
Так что же нужно сделать, чтобы вычесть дроби с
одинаковыми знаменателями? (слайд №18) Запишите в
тетради правило в буквенном виде.
7.Первичное закрепление
(работа в группах)
Ребята, сейчас вы будете работать в группе .
Посмотрите , у вас на столе лежит мандарин и инструкция –
отчёт. Прочитайте её, выполните задание и сдайте отчёт.
После правильного выполнения задания ученикам в группе
разрешается съесть мандарин. ( приложение 1 )
Устная работа(фронтально) (слайд №19)
-Определить, верно ли решены примеры (выводятся на слайде
№18). Работает весь класс одновременно с помощью сигнальных
карточек (у каждого ученика две карточки: зелёного и красного
цвета).
За правильный ответ ученики голосуют красной карточкой, за
неправильный – зелёной (поднимают карточку по команде
учителя).
8.Индивидуальная работа
- Давайте вспомним про наших друзей: Винни-Пуха, Пятачка и Кролика. Кролик был не
только воспитанным, но еще и хозяйственным. Проводив гостей, он сразу же отправился в
огород проверить, как растут его овощи ? (слайд №20).
Кролик обошел весь огород вдоль забора. Найдите
длину
забора, которым огорожен огород Кролика
.Задание
выполняется в тетрадях самостоятельно с
последующей проверкой. ( ключ за закрытой
доской)
9.Задание для самопроверки
Ребята, вам нужно выполнить устно решение пяти
задач из
учебника № 1005 - № 1009 и заполнить карту решений ( приложение 2 ), которая выдается
каждому ученику. Задание проверяется, ученик выставляет себе оценку по озвученным
учителем критериям оценки (слайд №22).
Поднимите зелёный кружок у кого «5», жёлтый- «4», красный – «3»
10.Рефлексия . Подведение итогов урока.
Ребята, наш урок подходит к концу.
Я прошу вас нарисовать на карте решений в уголочке один из смайликов
и высказать своё мнение(слайд №23).
11.Домашнее задание. (слайд №24).
Приложение 1
Инструкция – отчет к практической работе
1.
Очистите мандаринку.
2.
Разделите мандаринку на дольки. Сколько всего долек получилось? Запишите ответ.
Ответ: _______________________________
3.
Возьмите каждый по одной дольке. Какую часть мандаринки взял каждый? Запишите ответ.
Ответ: _______________________________
4.
Какую часть мандаринки взяли вы все вместе? Запишите выражение для вычисления и ответ.
Решение: _____________________________
5.
Какая часть мандаринки осталась? Запишите выражение для вычисления и ответ.
Решение: _____________________________
Приложение 2
Карта решений
Выполни устно решение задачи, запиши в таблицу только ответ с наименованием.
№ 1005
Ответ:__________________________
№ 1006
Ответ:__________________________
№ 1007
Ответ:__________________________
№ 1008
Ответ:__________________________
№ 1009
Ответ:__________________________
Правильно решены __5__ задач из пяти. Оценка - 5
Правильно решены 4 задачи из пяти. Оценка - 4
Правильно решены 2-3 задачи из пяти. Оценка - 3