Программа
”Зелёная школа”
по благоустройству и озеленению территории школы.
Для того, чтобы наши дети могли заботиться и ценить окружающий мир, они сами должны его создать. Поэтому в данной программе предлагается благоустройство школьной территории и озеленение руками школьников в содружестве с взрослыми в рамках организации занятий по внеурочной деятельности и частичную интеграцию в занятия по предмету "Технология" в части, совпадающей с программным материалом. Реализация программы будет содействовать воспитанию у детей нравственных, экологических и эстетических ценностей. Умение ценить свой труд и труд окружающих преобразит внешний вид нашей школы.
на 2012 - 2017 годы
Автор программы: Обсуждена на
Оганесян Ф.С. директор школы
педагогическом
Исполнитель: совете ООШ № 93
Г.Н. Горюнова Протокол № 1 от
учитель искусства технологии «30» августа 2012г
Пояснительная записка
Экологические проблемы в наше время становятся более глобальными
и важными для человечества. Новый ритм жизни и изменения в содержании и
принципах образования приводят к необходимости введения новых подходов
в образовании, одним из которых можно назвать экологическим.
Приоритетность экологического образования и воспитания экологической
культуры признаны сегодня всем мировым сообществом. Экология планеты,
региона, местности, школьной территории тесно связаны. Большие проблемы
рождаются малыми.
Решаются малые проблемы, решатся и большие.
Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения,
воспитания и развития личности, направленных на формирование системы
знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и
эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность
личности за состояние и улучшение природной среды. Первая ступень
экологического образования предполагает природоохранную деятельность,
обучение ребёнка к бережному взаимодействию человека с окружающим его
миром и вместе с тем – совершенствование внутреннего мира самого
ребёнка. И это прекрасно можно осуществлять на своей школьной базе,
интегрируясь как в предметные области, так и в организацию внеурочной
деятельности.
Только осознание себя частью природы, и частью того, что сделано
своими руками, того, к чему конкретный человек имеет непосредственное
отношение, позволяет строить гармоничные отношения с окружающей
средой.
1. Постановка проблемы
Школьная территория расположена в сельской местности на неровной,
холмистой и каменистой местности. Здесь расположены два здания для
обучения детей, спортивные комплексы для старшеклассников, столовая,
котельная, две клумбы.
Со стороны здания школы и школьного двора находится проезжая
часть дороги, что создаёт пылевую загрязнённость и загазованность
территории в засушливые весеннее - осенние учебные периоды и летом.
Наличие зелёных насаждений сыграет роль своеобразного фильтра,
украсит территорию, а продуманное благоустройство территории создаст
уют, обеспечит занятость детей подвижными играми на свежем воздухе,
занятиями спортом, трудом и отдыхом.
В результате бесед со старшеклассниками было выявлено, что
учащиеся заинтересованы в улучшении эстетического и экологического
состояния территории
школы. Они приняли активное участие в создании
проектов «Мечты» о благоустройстве территории, высказали много дельных
предложений по воплощению их в жизнь.
Для того, чтобы наши дети могли заботиться и ценить окружающий
мир, они сами должны его создать. Поэтому в данной программе
предлагается благоустройство школьной территории и озеленение руками
школьников в содружестве с взрослыми в рамках организации занятий по
внеурочной деятельности и частичную интеграцию в занятия по предмету
«Технология» в части, совпадающей с программным материалом. Реализация
программы будет содействовать воспитанию у детей нравственных,
экологических и эстетических ценностей. Умение ценить свой труд и труд
окружающих преобразит внешний вид нашей школы.
Цель:
1 . Благоустройство и озеленение пришкольной территории.
2. Воспитание экологической культуры
3. Воспитание потребности в здоровом образе жизни
4. Трудовое воспитание
Задачи:
• расширение и применение экологических знаний, полученных при изучении
школьных предметов
и создание экологической среды на школьной
территории;
•
приобретение опыта исследовательской деятельности и опыта
прогнозирования
будущего состояния окружающей среды;
•
развитие эстетических, творческих и коммуникативных способностей
учащихся;
• формирование у детей активного и ответственного отношения к
природе;
• организация активного отдыха и оздоровление детей;
• формирование практических навыков по выращиванию и уходу за
растениями .
• организация ухода за участком в летний период.
• мониторинг состояния школьной территории, классных комнат
• составление экологического паспорта школы
Участники программы
• учащиеся и педагогический коллектив МОБУ ООШ № 93
• родители учащихся;
• работники школы.
Формы организации деятельности учащихся
1. Трудовая практика учащихся 5-6,7-8 классов.
2. Трудовой десант «Земля – наш дом» учащихся, работников школы.
3. Наблюдение и изучение состояния окружающей природной среды
4. Исследовательская деятельность, постановка экспериментов.
5. Экскурсии, конкурсы, викторины, игры.
6. Практическая работа в помещениях и на территории школы
Режим работы в летний период.
9.00-9.15 – линейка, режим работы, инструктаж по ТБ,
9.15 -11.00 -работа по направлениям, заполнение дневников наблюдений
11.00-11.30- анализ трудовой деятельности, отдых
Время и место проведения
Данная программа рассчитана на три — пять лет. Основная часть
мероприятий будет проводиться весной, летом, осенью методом реализации
проектов. Природоохранная деятельность будет осуществляться на
пришкольной территории, окрестностях посёлка.
Содержание программы
В плане реализации программы предлагается осуществить экологические
проекты:
1 «Игровая площадка» - создание спортивного комплекса и зоны отдыха для
учащихся начальных классов. Территорию возле комплекса засеять газонной
травой, что усилит эстетическое оформление ландшафта.
2 «Школьный дендрарий» включает в себя создание парковой зоны,
расширение видового разнообразия древесных пород. Предполагается
посадка цветущих кустарников, черёмухи, сирени, многолетников разного
вида.
3«Живая изгородь» предполагает посадку декоративных кустарников на
территории школы.
4 «Цветник» включает в себя создание газона и разбивку цветочных клумб
на территории школы.
Планировку и композиционное построение,
«альпийской горки».
Подобрать такое место, чтобы «альпийская горка» была видна с
некоторого расстояния и гармонировала с общим ландшафтом.
5 «Приятного аппетита» - Благоустроить и озеленить территорию возле
столовой. Планируется изготовление декоративных лавочек, декоративных
газонов с растениями. Изготовление декоративных композиций для
оформления столовой.
Ожидаемые результаты
1. Благоустройство и озеленение территории школы в соответствие с
современными требованиями, улучшение её эстетичности.
2. Улучшение условий для обучения, повышение качества образовательных
услуг, в частности по технологии, искусству, биологии, геграфии.
3. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья.
4. Создание на базе школ эстетических оформленных площадок для
обеспечения занятости учащихся во внеурочное время
5. Знания и умения, которые приобретают дети в результате реализации
программы и их способность применять в дальнейшем на практике.
6. Опыт взаимодействия с окружающей средой, общения и работы в
коллективе, принятия решений.
7. Повышение экологической культуры, эстетического вкуса.
8. Привлечение общественности к проблемам школы.
№
Экологический
проект
Содержание
исполнители
Ресурсы
1
«Игровая
площадка»
Создание спортивного
комплекса и
зоны отдыха для
учащихся
начальных классов:
• Изготовление:
• скамеек для отдыха,
• турника,
• качелей,
• озеленение беседки
• посадка газонной
травы, кустарников.
Родители,
учащиеся
старших
классов,
работники
школы
Стройматериалы
Саженцы,
Инструменты,
газонная трава.
2
«Школьный
дендрарий»
• создание парковой
зоны,
приобретение саженцев
рябины, черёмухи,
жёлтой акации
• посадка саженцев,
• многолетних
кустарников, разбивка
цветников.
Учащиеся
старших
классов,
родители,
работники
школы
Саженцы,
Инструменты,
Стройматериалы,
3
«Живая
изгородь»
• посадка декоративных
кустарников на
территории
школы.
Учащиеся
старших
классов,
родители,
работники
школы
Саженцы,
инструменты
4
«Цветник»
• подбор камней и
растений для
изготовления
«альпийской горки».
• посадка
растений для цветущих
клумб. Создание газона.
Учащиеся
старших и
средних
классов,
родители,
работники
школы
Саженцы,
инструменты
5
«Приятного
аппетита»
Планируется
изготовление
декоративных лавочек,
декоративных газонов с
растениями.
Изготовление
декоративных
композиций для
оформления столовой.
Учащиеся
старших и
средних
классов,
родители,
Администрация
школы, работники
школы
инструменты,
ящики
для
рассады, декоративные
брёвна, бросовый
материал для
декорирования
столовой.
6
Приобретение
саженцев, вёдер,
леек,
инструмента
для ухода за
растениями
Механизмы реализации программы
Материально- техническое обеспечение
Администрация школы предоставляет инвентарь, саженцы для работы над
программой.
Школа предоставляет оргтехнику для работы пресс-центра в виде
интерактивного комплекса, компьютера и принтера.
В наличии имеется медицинская аптечка с подручными материалами для
оказания первой медицинской помощи.
Имеется инвентарь для полевых и огородных работ.
Кадровое обеспечение
Горюнова Г.Н – учитель технологии, организатор и исполнитель работы
по реализации проекта, Лиманова Р.И - учитель географии и биологии,
консультант.
Администрация и главный бухгалтер в части составления сметы и
привлечения финансовых средств, директор школы – автор и куратор
выполнения проекта.
Переходный этап. 2013 год. Переходный этап. 2015 год.
Ремонт опорной стены на договорной основе в рамках реализации
программы по благоустройству. 2015г.
Школьный двор руками учащихся в рамках реализации программы. 2014г.
Замена ступенек к двум входам в рамках реализации программы. 2015г.
Оформление кабинета искусства руками учащихся в рамках реализации
программы. 2013-2014гг.
Приобретено уличное оборудование для создания спортивных зон и зон
отдыха для учащихся школы. 2013-2014гг.
Китайская пословица гласит: «Я слышу – и я забываю, я вижу – и я помню, я
делаю – и я понимаю».