Напоминание

"Изготовление деревянной посуды в условиях современной мастерской"

Автор: Иванов Иннокентий Иванович

Должность: педагог доп.образования

Учебное заведение: Сунтсарский СРПТЛ -и

Населённый пункт: с.Сунтар

Наименование материала: доклад

Тема: "Изготовление деревянной посуды в условиях современной мастерской"

Описание:

Учитель технологии играет огромную роль в подготовке подрастающего поколения к будущей трудовой деятельности, в формировании практических умений и навыков, в воспитании твердой воли, силы характера, чувства ответственности. Таким образом, после окончания школы у школьников должна появиться возможность дальше развивать свои способности по одному из видов профессионального обучения, которую выбрал учащиеся.Также хочется верить, что где пришлось работать учащимся в будущем, какую бы профессию они ни выбрали, их досуг всегда будет занят увлекательным и полезным делом. Не исключено, что для кого – то из них первые самостоятельные занятия станут начало дороги, ведущей в профессиональное искусство

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=3055

Опубликовано 23.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

ВВЕДЕНИЕ В настоящее время большое внимание общеобразовательных школ в нашей стране направлено на подготовку школьников к труду и сознательному выбору профессии. Неотъемлемой частью воспитания всесторонне развитой и полноценной личности является не только трудовое но и эстетическое воспитание. В содержании трудового обучения следует выдерживать «стержень» политехнического образования. В связи с введением новых технологий в трудовом обучении наш лицей обращает очень большое внимание по укреплению материально – технической базы учебной мастерской школы, что дает широкий спектр обьектов труда, начиная с изготовления из бересты, кончая обработкой кости и металла. Это дает возможность учащимся развиваться как творческим личностям.. В процессе трудовой деятельности достигаются высокие показатели в формировании практических умений и навыков. Ученики при этом бесспорно узнают отдельные истоки происхождения национальной культуры и практически делают на занятиях технологии чороны, кытыйа, хамыйах и т.д.Учащиеся – мальчики в процессе обучения должны знать и уметь пользоваться ручными инструментами, работать на станках по обработке древесины и по окончании всего курса приобрести множество умений по измерению, разметке, чтению чертежей, расчету, резанию ножницами, ножовкой, ножом, топором, сверлению, строганию, опиливанию, соединению деталей, точению, полированию, художественной обработке готового изделия. Эти навыки они должны применять в дальнейшей практической деятельности. В этом смысле политехническое образование школьников не теряет своего важного значения. В последнее время новые технологии в трудовом обучении раскрывает возможности педагогам самим разработать учебные программы по трудовому обучению, с учетом сохранения и развития национальной культуры, традиций, обычаев якутов, а также учетом необходимости быстрейшего вхождения в рыночные отношения в сфере экономики. Я считаю что огромное внимание также нужно придать эмоциональному развитию школьника, его знакомству с окружающей средой, традициями народного творчества. Мыслительные процессы у ребенка должны быть тесно связаны с яркими наглядными примерами из окружающей жизни, настоящей и прошлой. Это и является основой творчества. У детей необходимо развивать чувство уважения к своему
прошлому, к шедрой фантазии и мастерству рабочих рук, оставивших нам богатейшее наследие. Сегодня проблема изготовления деревянной кумысной посуды (чорона) по традиционной технологии приобретает все больше актуальности в условиях современного технического оснащения художественных, учебно -производственных мастерских. Особенно жители городов хотят видеть у себя дома деревянные изделия посуды, изготовленные резчиками, выполненный в народных традициях. Все меньше становятся мастеров народных промыслов, способных выполнить такие работы Актуализация проблемы вызвана еще и тем, что в настоящее время людей, знающих истинно традиционное изготовление кумысной посуды (чорона) становится все меньше, или же современные мастера могут руководствоваться только имеющимися литературными источниками и материалами, выставляемыми на экспозициях краеведческих музеев республики и за ее пределами. Следующей не менее важной проблемой можно считать уменьшение возможностей добычи соответствующего материала - древесины березы, отвечающее всем требованиям изготовления качественной посуды. Это может быть связано с ухудшением экологического состояния всей территории республики, В настоящее время школьники, обучающиеся на основе современной технологии, не могут получить те знания, навыки и умения, которые могли бы получить дети более древнего периода от своих отцов, дедов и других мастеров, одним словом, сегодня нет преемственности подлинно традиционных умений. Проблема актуализируется еще одной не менее сложной задачей определения, какого рода деятельностью должна осуществляться традиционная технология изготовления кумысной посуды (чорона): с активизацией токарного станка, без нарушения канонизированных требований изготовления (получение формы); выполнение работы только вручную для сохранения традиции. Якутские чороны имеют чисто практичекое назначение. Второй не менее по степени распространенности вид деревянной якутской посуды является чаши – кытыйа. . Эти чаши – кытыйа тоже весьма своеобразны своим художественным оформлением. Как и чороны, они также делаются из целого куска древесины, иа их внешние стенки также украшаются, правда не столь богатой, орнаментальной порезкой.. От самого приземистого чорона чаша – кытыйа отличается тем, что она имеет очень низкую подставку или совсем не имеет никаких ножек, опор. Но, как и чороны, чаши от верхнего края несколько сужаются в диаметре, как перехватываются, а затем разбухают, сильно расширяются.
Близки к кытыйам и чоронам деревянные горшки – балхах, также имевшее широкое распространение. Они похожи на поздние приземистые чороны, но только опять – таки без ножеки без высоких подставок. Горшки отличаются не стройностью, а наоборот, тяжеловесностью. Очень специфичны и декоративны якутские ложки, а особенноти большие черпаки, служившие как для размешивания, так и для разливания кумыса. Ложки и черпаки так же, как и чаши – кытыйалар среднего и малого размера, обыкновенно можно сделать из капа. Красота такого черпака в выразительной пластике его формы. Она представляет собой собственно чашеобразный глубокий черпак, выразанный из одного куска дерева вместе с длинной изогнутой дугой рукоятью, и украшена по внешней поверхности геометрическим орнаментом, выполненным в технике контурной и трехгранновымечной резьбы.. Декоративными элементами резьбы являются зигзагообразные полоски и лировидные фигуры. Основным материалом для изготовления чоронов, кытыйа, балхах и ложек служить древесина березы, которая цениться за свой белый цвет, плотность, отсутствие ярко выраженной текстуры. Традиционная якутская посуда чорон имеет чисто практическое назначение. Прежде всего большое внимание уделяется форме, пропорциям и красоте материала. Предназначенный для этого древесина должна быть хорошо высушенной. Сушить древесину очень хлопотно При атмосферной сушке с березы нужно снять бересту, оставляя на концах длиной 10 см.. Крупные куски дерева высыхают гораздо медленнее чем мелкие. Во время работы если необходимо делать продолжительные перерывы, неоконченную работу обязательно засыпать стружками. Чороны бывают разных размеров и разной вместимоти. Наиболее крупные, их которых пили кумыс коллективно, вкруговую, передавая сосуд друг, другу, достигали в 80 см, а в обхвате , самой широкой части, до 90 см. Форма чорона очень своеобразна. От широкой круглой горловины, или устья, он плавно сужается примерно до середины высоты сосуда, а от середины стремительно расширяется, образуя шарообразное вздутие, которое внизу плавно переходит в конус, заканчивающийся в самых больших чоронах непропорционально маленькой конусообразной ножкой, которая ни зрительно, ни фактически не может быть опорой для такого большого сосуда, особенно когда он полон кумыса. И действительно, большие чороны не были рассчитаны на то, чтобы их ставить. Их передавали по кругу, пока не выпивали все содержимое, а затем опрокидывали вверх ножкой на траву, окропляя ее остатками напитка. Формы чоронов при кажущейся внешней
однотипности бывают разными у разных мастеров и как бы соответствует представлениям мастера о красоте, стройности, соразмерности.
РАЗНОВИДНОСТИ ЧОРОНОВ

ОПИСАНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕРЕВЯННОЙ

ПОСУДЫ.
В современных условиях древесина для изготовления посуды заготавливается зимой. Этот период выбирается для того, чтобы древесина имела минимально низкую влажность. Перед изготовлением посуды осторожно снимаем бересту для дальнейшего использования ее в изготовлении берестяной посуды.Освобожденную от бересты чурку сразу начинаем обрабатывать:- изучаем отсутствие дефекта ствола (сучки, трещины, гниение)- убедившись в отсутствии дефектов, топором заготавливаем болванку до получения желаемой формы чорона;Грубую проработку форм на начальном этапе выполняется стамесками . учитывая направление волокон, выбирая направление стамески.- с помощью сверла просверливаем небольшое углубление, с помощью арбыйа выдалбливаем полость посуды, затем адалгой производим грубую обработку полости посуды до получения воронкообразной внутренней формы; Дальше для обработки формы сосуда включаем нож иэт круглой формы для дальнейшего углубления полости посуды;- для выбирания внутренней стенки сосуда применяем инструмент иэт овальной формы;Далее последним инструментом выравниваем поверхность посуды и переходим для дальнейшей обработки наружной стенки посуды. Работаем в следующем порядке: - наружная поверхность посуды очищается, выравнивается только ножом; - после выравнивания поверхности приступить к нанесению параллельных поясных линий для орнаментального ряда с помощью чертилки;- далее с помощью резаков разных размеров и ножа наносим остальные орнаменты.

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕРЕВЯННОЙ ПОСУДЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Как известно, материальная и духовная культура народа саха имеетсложный характер, вызванный тем, что на ее южную тюрко-монгольскую основу напластовались элементы северной автохтонной культуры., . Своеобразие отшлифовывавшейся веками культуры народа сказывается и на его искусстве, в том числе на художественных изделиях из дерева, наиболее характерным и совершенным образцам которых опирается исследование традиционной технологии изготовления деревянной ритуальной кумысной посуды-чорона. Традиционное изготовление деревянного изделия обладает своими устойчивыми, не менее дисциплинированными, чем современное промышленное искусство, закономерностями и традициями, и даже самый именитый одаренный мастер не мог не учитывать этот накопленный веками опыт. В лучших образцах изделий из дерева резьба, фактура, орнаментации теснейшим образом связаны с формой и конструкцией предметов. В них преобладает сила чувства пластичности в сочетании с декоративной выразительностью. Применение традиционной технологии изготовления деревянной посуды, в частности, кумысной посуды (чорон), актуализируется тем, что на сегодняшний день многие изготовители по большей мере не соблюдают традиционные технологии. Сегодня, в век развития технического оснащения современных столярных мастерских, с одной стороны, нет необходимости работать вручную, с другой, продолжая традиции, принятые предыдущими поколениями необходимо продолжить их именитое мастерство. На мой взгляд, применение традиционной технологии изготовления деревянной посуды требует большого мастерства и в настоящее время можно отрадно отметить что, еще можно найти потомственных мастеров – чоронщиков. Учителю же трудового обучения предстоить не только учить определенным навыка, умениям. но и обратить внимание в формировании определенных представлений о том как сказывается якутская природа и эстетическое представление в пропорциях и украшениях деревянной посуды.
ПРО
ЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЧОРОНА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ

МАСТЕРСКОЙ.
Изготовление деревянного изделия с помощью токарного станка, а также помощью других современных станков, инструментов, на мой взгляд никак не противеречит традиционной технологии. Изготовление деревянного изделия на станке, применение традиционных инструментов (иэт, арбыйа), в том числе и современных инструментов заметно убыстряет процесс изготовления изделия. Цель – создание условий процесса изготовления чорона с использованием новой технологии на основе традиции резьбы и конкурентноспособности в обществе за минимально короткий срок. Задача: формирование навыков и умений изготовления деревянной утрвари народа Саха.
ОПИСАНИЕ РАБОТЫ
Руководствуясь габаритными размерами (высотой, длиной, шиной), вначале нужно отпилить, а затем вырубить заготовку, после чего нужно найти центр заготовки после чего закреплять в прямые кулачки патрона. Методы закрепления заготовок зависит от твердости древесины. Так как береза мягкая древесина закрепление ее несколько усложняет прием работы. .
ОБРАБОТКА ПОВЕРХНОСТИ ДРЕВЕСИНЫ, ИНСТРУМЕНТЫ.
Для токарных работ по дереву применяем резцы: подрезные левый и правый : расточные левый и правый; отрезные – шириной 2,3, 4 мм; угловые и круглые. Основной ручной режущий инструмент – полукруглая и плоская стамески. Все стамески должны иметь прочные рукоятки – черенки, длина которых приблизительна равна длине всего инструмента. Работая стамесками , необходимо соблюдать следующие основные правила. Подручник устанавливаем таким образом, чтобы его верхняя плоскость была выше оси шпинделя на 3- 4 мм.. Некоторая приподнятость стамески над уровнем оси точения создает условия резания, и обрабатываемая поверхность получается более чистой.
Стамеску перемещаем, опирая ее на подручник плоскостью или ребрами. Рабочая поверхность подручника должна быть совершенно гладкой. По мере стачивания древесины подручник передвигаем и поворачиваем, устанавливая его как можно ближе к изделию. Черновая обработка заготовки ведется постепенно со съемом стружки толщиной не более 1,5 мм.. Передвигая полукруглую стамеску от середины к краям заготовки, ей придаем конусообразную форму.. По мере срезания древесины подручник подвигают к заготовке и по его направлению выверяем наклон образующей вытачиваемого конуса.
ТОЧЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ ПОВЕРХНОСТИ
Для точения внутренней части чорона используем резак (иэт). С помощью сверла просверливаем небольшое углубление Поставив иэт в центр вращающейся детали и углубив его в древесину, вытачиваем внутреннюю часть изделия. После заточения внутренней поверхности чорона можно приступить к очистке наружной пверхности. Во время вращения изделия слегка придерживая легко и качественно шлифуется наружная часть. Затем наноситься параллельные поясные линии для орнаментального ряда.По разрисованным линиям, легким нажатием стамески наносим поясные линии далее с помощью резаков разных размеров и ножа наносим остальные орнаменты. Следующий этап изготовления чорона – это заготовка краски из внутреннего слоя лиственничной коры. Готовую краску тампоном или губкой наносим на внутреннюю и наружную поверхности до получения желаемой окраски. Последний завершающий этап изготовления чорона - промасливание. Сливочное масло или сметану доводим до образования теплой жидкой массы. Жидкое масло выливаем в посуду и вставляем в теплое место, пока впитываемое масло не выступит наружу.. Таким образом, посуда становится готовой к применению. Масло хорошо впитывается и будет надежно защищает древесину от влаги, а также придает замечательный вид изделию.. Перед употреблением посуда постоянно натирается маслом до поддержания твердости в течении одного года. Деревянная посуда считается полностью завершенным. Таким образом процесс изготовления чорона состоит из этапов: - заготовка и подбор материала; - заточка формы чорона - сверление внутренней поверхности - заточка внутренней поверхности - шлифовка - тонировка - пропитка сливочным маслом

Заключение
Народное искусство складывалось веками, усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. Но, создавая новое произведение, настоящий мастер не только опирался на опыт прошлых поколений, но и старался найти свое оригинальное решение, одухотворяя каждое изделие своей личностью, талантом. С каждым годом растет интерес к декоративно – прикладному искусству, в том числе и к народному. Огромную заботу о сохранении и развитии художественных промыслов проявляют наши музеи, дома творчества. В настоящее время много литературы, источников, которые помогают приобрести первые навыки к работе с древесиной. Таким образом
, о
сваивать приемы работы над художественным изделием по описаниям очень трудно. Приемы обработки любого материала можно успешно освоить, изготовляя на первых порах самые простые изделия. Только после приобретения определенного опыта можно ставить перед учениками более сложные задачи. Занимаясь самостоятельно или под руководством педагога, учащиеся не только должны стремиться изучить технические приемы , но и постоянно развивать свой вкус, и как принято говорить, воспитывать глаз. В настоящее время политехнический принцип трудового обучения в школах сильно изменился по требованию времени, одновременно видоизменяются содержание и формы обучения. Труд учащиеся обязательно должен носить, тем более в условиях рынка, производительный характер. Учащиеся должны знать основу рыночных отношений, экономики, расчет и цену материала, продажу готовой продукции. Тогда у школьников появляется ответственность за порученное дело, развивается творческий подход к выполнению заданий. Учитель технологии играет огромную роль в подготовке подрастающего поколения к будущей трудовой деятельности, в формировании практических умений и навыков, в воспитании твердой воли, силы характера, чувства ответственности. Таким образом, после окончания школы у школьников должна появиться возможность дальше развивать свои способности по одному из видов профессионального обучения, которую выбрал учащиеся. Также хочется верить, что где пришлось работать учащимся в будущем, какую бы профессию они ни выбрали, их досуг всегда будет занят увлекательным и полезным делом. Не исключено, что для кого – то из них первые самостоятельные занятия станут начало дороги, ведущей в профессиональное искусство
Сунтарский политехнический лицей - интернат Тема доклада
: Изготовление деревянной посуды в условиях

современной мастерской

Выполнил: преподаватель технологии

по деревообработкеИванов И.И

2009 г


СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение 2.Описание традиционной технологии изготовления чорона 3.проблемы применения традиционной технологии изготовления деревянной посуды на современном этапе. 4. Процесс изготовления чорона в условиях современной мастерской. 5. Описание работы. 6.Заключение


Яндекс.Метрика