Конспект урока "Задачи на дроби" по линии учебников С.М. Никольского.в 5 классе. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Тип урока: первичного предъявления новых знаний.
Математика 5 класс Учебник: Математика 5 класс. С.М. Никольский.
Тема: Задачи на дроби
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний
Планируемые результаты:
Личностные (ЛР):
-готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика.
-выражение устойчивого учебно- познавательного интереса.
Метапредметные (МПР):
Регулятивные
1.Ставить цель учебной деятельности на основе преобразования практической задачи в познавательную:
Выполнять действия:
-разграничения знания и незнания;
-формулирования ответа на вопрос о содержании незнания;
-формулирования цели по образцу под руководством учителя в проблемной ситуации.
Познавательные
1.Анализировать и осмысливать текст задачи;
2. Давать определение понятиям;
Коммуникативные
1. Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
2. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и в сотрудничестве с партнером.
Предметные (ПР):
-знать понятия: равные дроби, сократимые дроби, несократимые дроби,
-формулировать правила нахождения части от числа и целого по его части.
Цель урока:
1. Обеспечить усвоение понятий: часть от числа и часть искомого целого.
2. Развить умение нахождения части от числа и целого по его части
3. Воспитание внимательности, наблюдательности, аккуратности.
Этап
урока
Цель этапа
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся
Результат, универсальные учебные
действия
1. Организационный
момент
Оценить готовность к
уроку, создать
положительный настрой
на урок
Подключает оборудование
Готовятся к уроку.
Оценка готовности, позитивный
настрой на работу.
2. Актуализация
знаний
Проверить усвоение
рассмотренного ранее
материала, подготовить к
изучению нового
материала
Что означает знаменатель дроби?
Что означает числитель дроби?
Сформулируйте основное свойство
дроби.
Что значит сократить дробь?
Отвечают на вопросы
Планирование своей деятельности;
умение оформлять свои мысли в устной
форме
мотивация к обучению и
целенаправленной познавательной
деятельности,
давать определение понятиям;
3. Постановка
проблемы
Дать возможность
убедиться в успешности
выполнения задания с
У Васи было 600 рублей. Он
потратил некоторую сумму, и у него
осталось 450 рублей. Сколько денег
150 рублей
Убедились в невозможности работы
при сравнении рациональных чисел.
натуральными числами,
увидеть проблему при
выполнении такого же
задания с
рациональными числами
он потратил?
У Васи было 600 рублей, ¼ этой
суммы он истратил. Сколько денег
он истратил?
Чем мы сегодня будем заниматься
на уроке?
Запишите в тетради число и тему
урока
600: 4=150 (р)
Записывают тему урока: Задачи на
дроби.
Ставить цель учебной деятельности на
основе преобразования практической
задачи в познавательную.
4. Открытие нового
знания
При выполнении
практического задания
вывести правило
нахождения дроби от
числа.
1) У Коли было 1000 р., 2/5 этой
суммы он истратил. Сколько денег
он истратил?
- Из скольки долей состоит 1000 р.?
- Найдите одну пятую от 1000 р.
- А теперь две пятых.
Какой вывод мы можем сделать?
Итак, если часть целого
выражена дробью, то, чтобы
найти эту часть, можно….
2) Коля потратил 50 р., это
составило 1/6 первоначальной
суммы денег. Найдите
первоначальную сумму денег.
- во сколько раз 50 р. Меньше
первоначальной суммы?
- Первоначальная сумма во сколько
раз больше, чем 50 р.
- Значит, чтобы найти эту сумму,
какое действие необходимо
выполнить?
- Вычислите первоначальную
сумму.
Коля потратил 600 р., это составило
2/3 первоначальной суммы денег.
Найдите первоначальную сумму
денег.
- Из скольки долей состоит искомое
число?
- Найдите одну треть
Из пяти пятых
1000: 5 = 200 (р)
200 * 2 = 400 (р)
Чтобы найти 2/5 числа 1000, можно
число 1000 разделить на знаменатель
дроби и результат умножить на её
числитель.
Целое разделить на знаменатель дроби и
результат умножить на её числитель.
В 6 раз
В 6 раз.
Умножение.
50*6 = 300 (р)
Ответ: 300 р.
Получают макеты грядок
(прямоугольник).
Из трёх третьих
600 : 2 = 300 (р)
Обобщение и классификация по
признакам. Работа по наводящим
вопросам.
первоначальной суммы?
- Найдите три третьих суммы.
Какой вывод мы можем сделать?
Итак, если часть искомого целого
выражена дробью, то, чтобы
найти это целое, можно ….
300 * 3 = 900 (р)
Ответ: 900 р.
Чтобы найти число, 2/3 котрого равны
600, можно 600 разделить на числитель
дроби и результат умножить на её
знаменатель.
Данную часть разделить на числитель
дроби и результат умножить на её
знаменатель.
5.Физминутка
Сделать перерыв в
работе
Мы хорошо поработали, настало
время немножко отдохнуть!
Руки подняли и покачали – это
деревья в лесу,
Руки согнули, кисти встряхнули –
ветер срывает листву
В сторону руки – плавно помашем,
птицы на юг так летят.
Как они сядут, тихо покажем
Руки сложили вот так.
Повторяют движения за учителем
6. Первичное
восприятие и
усвоение нового
теоретического
учебного материала
Рассмотреть на примере
нахождение части от
числа и числа по его
части
1)
Как найти 3/5 числа 30?
2) Как найти число, 3/5
которого равны 30?
1)Число 30 разделить на знаменатель
дроби и полученный результат
умножить на числитель?
30: 5 * 3
2)Число 30 разделить на числитель
дроби и результат умножить на
знаменатель дроби.
30: 3 * 5
Давать определение понятиям
7. Применение
теоретических
положений в условиях
выполнения
упражнений
Применить правила
нахождения части от
числа и числа по его
части. Показать
применение
схематического рисунка
при решении задачи.
Решение задач из учебника
На нахождение части от числа
1)
№777(а).
Находим 2/3 от 12 птиц. Эту
величину изобразим отрезком.
Вопросы:
Сколько птиц приходится на 1/3 от
числа всех птиц?
Сколько птиц приходится на 2/3 от
числа всех птиц?
Эти действия можно объединить:
12 : 3 * 2 = 8 (птиц)
Проверяют, проговаривая правило.
12 : 3 = 4 (птицы)
4 * 2 = 8 (птиц)
Ответ: 8 птиц.
Решение задач, пользуясь правилом
нахождения части от числа и числа по
его части.
Строить логическое рассуждение,
включающее установление причинно-
следственных связей;
Умение оформлять решение задачи в
письменной форме
2)
№ 778 (а)
Вопросы:
- Сколько километров туристы
преодолели в первый день пути?
- Сколько километров они
преодолели во второй день?
На нахождение целого по его части
1)
№ 781 (а)
Находим ¾ от всей суммы (она
известна). Эту величину изобразим
отрезком.
Вопросы:
Сколько рублей приходится на ¼
всей суммы?
Какова вся сумма?
Можно объединить эти два
действия, записав решение задачи с
помощью числового выражения:
12 : 3 * 4 = 16 (р)
2)
№ 786
Вопросы:
- Какая сумма денег была у отца?
- Сколько стоила книга, если на
костюм он потратил 96 р, и у него
осталось 156 р?
48 : 3 * 2 = 32 (км)
48- 32 = 16 (км)
Ответ( 16 км)
12 : 3 = 4 (р)
4 * 4 = 16 (р)
Ответ: 16 р.
96 : 1 * 3 = 288 (р)
288 – (96+156) = 36 (р)
Ответ: 36 р.
8 Самостоятельное
использование
сформированных
умений и навыков
Закрепить правила
нахождения части от
числа и числа по его
части.
Найдите 3/8 числа 24?
Найдите число, 2/5 которого равны
12?
24: 8* 3 = 9
12 : 2 * 5 = 30
Закрепили правила нахождения части
от числа и числа по его части.
9.Объяснение и
понимание домашнего
задания
Обсудить домашнее
задание
п.4.3,
№ 777 (б), 778 (б), 781 (б)
открывают дневники и записывают
домашнее задание.
Обсудили план выполнения домашнего
задания
10. Рефлексия
Самооценка работы на
уроке
1) Больше всего мне
понравилось_________ .
2) Самым интересным сегодня на
уроке было______
3) Самым сложным для меня
сегодня было________
4) Сегодня я понял____________
5) Сегодня
я
научился_________
Самоконтроль ( умение
контролировать)