Напоминание

" Буквы О\\Е после шипящих в корне слова"

Автор: Алиева Гульсем Джевдетовна

Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: МБОУ " Старокрымская ош №2"

Населённый пункт: г.Старый Крым, АР Крым

Наименование материала: конспект урока

Тема: " Буквы О\\Е после шипящих в корне слова"

Описание:

Урок изучения нового материала по ФГОС. Урок направлен на умение находить букву О., или Е в корне слова, правильно писать слова с изученной орфограммой, различать виды орфограмм с общим опознавательным признаком.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=3181

Опубликовано 03.03.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Конспект урока русского языка -5 класс

Программа:
на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын). Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой.
Алиева Гульсем Джевдетовна- учитель русского языка и литературы
МБОУ «Старокрымская ош №2» Тема:
Буквы О, Ё после шипящих в корне слова

Тип урока.
Урок изучения нового материала.
Цели:
 анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.);  находить орфограмму – букву
О, Ё
после шипящих под ударением в корне слова, правильно писать слова с изученной орфограммой, различать виды орфограмм с общим опознавательным признаком – наличием шипящего: букв
А, У,

И
после букв шипящих, букв
О, Ё
под ударением после букв шипящих в корне, непроверяемой буквы безударного гласного в корне, буквы
Ь
после букв шипящих в конце имён существительных, графически обозначать опознавательный при знак орфограмм и условия их выбора.
Этапы урока

Ход урока

Формирование

УУД и технология

оценивания,

духовно-

нравственное

воспитание

I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Актуализация

изученного с

элементами

проверки

домашнего

задания.
Используется презентация на этапах актуализации, постановки проблемы и открытия новых знаний
1.
– Запишите слова группами в зависимости от орфограммы (слова представлены на слайде с помощью компьютера):
Ночь, чаща, круча, дрожь,

роскошь, луч, ключ, жизнь, шило,

пустошь, щавель, чудо.
Слова должны быть записаны в два столбика с орфограммой «Буква
Ь
после шипящих в конце имён существительных» и «Буквы
И, У,

А
после шипящих». (Это материал,
Познавательные

УУД
Владеть приёмами анализа и систематизации материала.
изученный в начальных классах.)
2.
Проверка проводится с помощью следующего слайда:
ночь

чаща

дрожь

круча

роскошь

жизнь

луч

шило

ключ

щавель

пустошь

чудо
– Какие группы у вас получились? Сравните их с группами слов на слайде. Озаглавьте каждую группу по виду орфограммы. Подчеркните названные орфограммы. – Что объединяет эти слова? (Общий опознавательный признак орфограмм – наличие буквы шипящего.) – Обозначьте в словах этот опознавательный признак. – Назовите условия выбора орфограмм. – На основе графических обозначений сформулируйте правила.
3.
– Назовите слово, при произнесении которого нужно знать орфоэпическую норму. (Щавель.) – С какой особенностью произношения связана эта норма? (С ударением.) – Опираясь на подобранный дома материал, проведите самопроверку домашнего задания. Несколько человек записывают на доске по 3–4 слова из своих личных орфоэпических мини словариков, не делая никаких дополнительных обозначений (это слова, в которых возможны ошибки в произношении или ударении). Остальные учащиеся читают их вслух, при необходимости объясняются орфоэпические особенности данных
Коммуникативные

УУД
Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические нормы.
слов.
III. Постановка

проблемы

(основного

вопроса урока).
Проблемная ситуация. Ученики читают материал и выполняют задания под рубрикой «Определяем основной вопрос урока». (Этот материал представлен в презентации, в этом случае работа проводится при закрытых учебниках.) При подходе к проблеме важно зафиксировать ещё раз опознавательный признак орфограммы – наличие буквы шипящего, а также новый вид орфограммы, так как есть возможность выбора буквы гласного О или Ё под ударением. Это и служит основой постановки проблемного вопроса: какую букву – О или Ё – нужно писать под ударением после буквы шипящего? Проблемный вопрос можно записать на доске, а после этого сравнить с формулировкой в учебнике.
Регулятивные

УУД

1. Высказывать

предположения на

основе наблюдений.

2. Формулировать

проблему урока.

3. Искать пути

решения

проблемы.

4. Осуществлять

познавательную и

личностную

рефлексию.

IV. Изучение

нового

материала.
1. На слайде с помощью компьютера предлагается материал для наблюдения (два столбика слов из упр. 59), используются вопросы и задания перед упр. 59. 2. Далее учащиеся самостоятельно (можно в парах) по заданию после текста упр. 59 подбирают и записывают в тетрадях однокоренные слова к словам 1го столбика, устанавливают закономерность замены буквы Ё на Е в корнях однокоренных слов: жёлтый – желтеть, шёпот – шептать, чёрный – чернеть
и существительные щёлка – щель. Затем устанавливают невозможность подобной замены при подборе однокоренных слов во 2м столбике, делают вывод о написании буквы Ё или О после букв шипящих в корне и сравнивают с формулировкой в учебнике. Отдельно проводится работа с графическими моделями орфограммы.
Познавательные

УУД

Перерабатывать

и преобразовывать

информацию

(текст, схема,

модель).

V. Развитие

учебноязыковых,

речевых умений и

правописания.
1. Выполнение упражнений для первичного развития умений.
Упр. 60
– развивается умение объяснять условия выбора орфограммы – буквы Ё, О после букв шипящих в корне слова, ориентируясь на мнемоническое правило (заучивание слов- исключений), а также подбор (устно) однокоренных слов с Е. Выборочное списывание с графическим обозначением условий выбора орфограммы.
Упр. 61
– развивается умение писать букву О или Ё в корне слова после букв шипящих, а также слова с ранее изученными орфограммами – буквами гласных, согласных, Ь. Можно провести как предупредительный диктант.
Упр. 62
– развивается «обратное» умение – подбирать и писать слова с орфограммой –буквой Ё после буквы шипящего в корне на основе приведённых однокоренных слов с Е в корне.
Упр. 63
– развивается лексическое умение – соотносить слово с изученной орфограммой и его лексическое значение, совершенствуются орфографические умения – писать слова с орфограммой – буквой О или
Ё после буквы шипящего в корне, а также устно и графически обозначать условия выбора этой орфограммы. Первую часть задания ученики выполняют коллективно устно (к слову подбирается толкование и наоборот – сначала читается толкование, потом ученики называют слово). На слайде с помощью компьютера или на доске записаны два предложения:
Мальчик нечаянно ожёг руку. К

счастью, ожог был несильный.
Вопросы и задания к ним: – Назовите два одинаково звучащих слова. ([ажок].) – Сравните их написание. Что необычного заметили? – Как связаны эти слова с темой урока? (После букв шипящих под ударением гласные звуки обозначаются разными буквами.) П. – Как называются такие слова? (Омофоны – имеют только одинаковое звучание, а пишутся по- разному.) Предположите, почему слова пишутся поразному. В чём их различие? (Разная часть речи, член предложения.) – Сравните свои предположения со справкой в рамке «Запомни и различай!». Предложения записываются с доски, делаются графические обозначения (см. в рамке). – Какой частью речи является слово ожог со значением «обожжённое место на ткани организма» в упр. 63? – Какую букву после буквы шипящего вы напишете? б) Самостоятельное осложнённое
Познавательные

УУД

1.

Анализировать,

перерабатывать и

сравнивать

информацию

(находить общее и

отличное,

самостоятельно

делать выводы и

т.д.).

2. Строить

логические

рассуждения.

списывание слов из упр. 63 с графическим обозначением условий выбора изученной орфограммы. Взаимопроверка. 2. Развитие умений не смешивать изученную орфограмму с орфограммой – буквой безударного гласного после буквы шипящего в корне слова. На доске записаны слова: ш_ссе, ш_колад, Ш_тландия, ш_фёр, ж_нглёр. – Какой опознавательный признак объединяет эти слова? (Наличие шипящего перед гласным.) – Можно ли сказать, что перед нами слова с орфограммой – буквой О/Ё после буквы шипящего в корне слова? Почему? – Чем отличаются эти слова от слов с изученной орфограммой из упр. 60–63? (Выбор написания – О или А (а не Ё), безударное положение гласного.) – Какие бы буквы вы вставили в эти слова? Почему? – Проверим себя. Прочитайте правило на с. 48 (после упр. 63), а также слова под рубрикой «Запомни». – Как называется эта орфограмма? (Непроверяемые буквы гласных в корне слова.) Следует обратить внимание учащихся на графическое обозначение – знак ударения в словах. – Как вы думаете, почему это правило включено в §6? (Здесь есть два сходных условия выбора с орфограммой О/Ё – это написание после букв шипящих в корне слова.)
3. Производить

анализ, синтез,

сравнение.

Осложнённое списывание слов с доски с графическим обозначением условий выбора орфограммы – непроверяемой буквы безударного гласного в корне слова.
VI. Итог урока.
– Назовите ключевые слова (сочетания слов) урока. (Шипящий, корень, буквы Ё, О, звук под ударением, непроверяемая буква безударного гласного О.) – Подберите и сгруппируйте примеры так, чтобы они отражали ключевые слова урока. 1) шёлк, шов (искл.); 2) ожог (сущ.), ожёг (гл.); 3) шоссе, жонглёр.
VII. Домашнее

задание.
1. Составить схемы правил §6, выучить словаисключения. 2. Упр. 64.Составить лингвистическую сказку по пройденной теме (индивидуально).
Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4
Слайд 5 Слайд 6
Слайд 7 Слайд 8



Яндекс.Метрика