Урок изучения нового материала по ФГОС. Урок направлен на умение находить букву О., или Е в корне слова, правильно писать слова с изученной орфограммой, различать виды орфограмм с общим опознавательным признаком.
Программа: на основе Федерального компонента государственного стандарта
основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку
для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская,
А.В. Глазков, А.Г. Лисицын). Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под
редакцией Л.М. Рыбченковой.
Алиева Гульсем Джевдетовна- учитель русского языка и литературы
МБОУ «Старокрымская ош №2»
Тема: Буквы О, Ё после шипящих в корне слова
Тип урока. Урок изучения нового материала.
Цели:
анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить
общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.);
находить орфограмму – букву
О, Ё после шипящих под ударением в
корне слова, правильно писать слова с изученной орфограммой, различать виды
орфограмм с общим опознавательным признаком – наличием шипящего: букв
А, У,
И после букв шипящих, букв
О, Ё под ударением после букв шипящих в корне,
непроверяемой буквы безударного гласного в корне, буквы
Ь после букв шипящих в
конце имён существительных, графически обозначать опознавательный при
знак
орфограмм и условия их выбора.
Этапы урока
Ход урока
Формирование
УУД и технология
оценивания,
духовно-
нравственное
воспитание
I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка
готовности к уроку. Выявление
отсутствующих.
II. Актуализация
изученного с
элементами
проверки
домашнего
задания.
Используется презентация на
этапах актуализации, постановки
проблемы и открытия новых знаний
1. – Запишите слова группами в
зависимости от орфограммы (слова
представлены на слайде с помощью
компьютера):
Ночь, чаща, круча, дрожь,
роскошь, луч, ключ, жизнь, шило,
пустошь, щавель, чудо.
Слова должны быть записаны в два
столбика с орфограммой «Буква Ь
после шипящих в конце имён
существительных» и «Буквы И, У,
А после шипящих». (Это материал,
Познавательные
УУД
Владеть приёмами
анализа и
систематизации
материала.
изученный в начальных классах.)
2. Проверка проводится с помощью
следующего слайда:
ночь
чаща
дрожь
круча
роскошь
жизнь
луч
шило
ключ
щавель
пустошь
чудо
– Какие группы у вас получились?
Сравните их с группами слов на
слайде. Озаглавьте каждую группу
по виду орфограммы. Подчеркните
названные орфограммы.
– Что объединяет эти слова? (Общий
опознавательный признак
орфограмм – наличие буквы
шипящего.)
– Обозначьте в словах этот
опознавательный признак.
– Назовите условия выбора
орфограмм.
– На основе графических
обозначений сформулируйте
правила.
3. – Назовите слово, при
произнесении которого нужно знать
орфоэпическую норму. (Щавель.)
– С какой особенностью
произношения связана эта норма? (С
ударением.)
– Опираясь на подобранный дома
материал, проведите самопроверку
домашнего задания.
Несколько человек записывают на
доске по 3–4 слова из своих личных
орфоэпических мини словариков, не
делая никаких дополнительных
обозначений (это слова, в которых
возможны ошибки в произношении
или ударении). Остальные
учащиеся читают их вслух, при
необходимости объясняются
орфоэпические особенности данных
Коммуникативные
УУД
Соблюдать в
практике речевого
общения
орфоэпические
нормы.
слов.
III. Постановка
проблемы
(основного
вопроса урока).
Проблемная ситуация.
Ученики читают материал и
выполняют задания под рубрикой
«Определяем основной вопрос
урока». (Этот материал
представлен в презентации, в этом
случае работа проводится при
закрытых учебниках.)
При подходе к проблеме важно
зафиксировать ещё раз
опознавательный признак
орфограммы – наличие буквы
шипящего, а также новый вид
орфограммы, так как есть
возможность выбора буквы
гласного О или Ё под ударением.
Это и служит основой постановки
проблемного вопроса: какую букву –
О или Ё – нужно писать под
ударением после буквы шипящего?
Проблемный вопрос можно
записать на доске, а после этого
сравнить с формулировкой в
учебнике.
Регулятивные
УУД
1. Высказывать
предположения на
основе наблюдений.
2. Формулировать
проблему урока.
3. Искать пути
решения
проблемы.
4. Осуществлять
познавательную и
личностную
рефлексию.
IV. Изучение
нового
материала.
1. На слайде с помощью
компьютера предлагается
материал для наблюдения (два
столбика слов из упр. 59),
используются вопросы и задания
перед упр. 59.
2. Далее учащиеся самостоятельно
(можно в парах) по заданию после
текста упр. 59 подбирают и
записывают в тетрадях
однокоренные слова к словам 1го
столбика, устанавливают
закономерность замены буквы Ё на
Е в корнях однокоренных слов:
жёлтый – желтеть,
шёпот – шептать,
чёрный – чернеть
и существительные щёлка – щель.
Затем устанавливают
невозможность подобной замены
при подборе однокоренных слов во 2м
столбике, делают вывод о
написании буквы Ё или О после букв
шипящих в корне и сравнивают с
формулировкой в учебнике.
Отдельно проводится работа с
графическими моделями
орфограммы.
Познавательные
УУД
Перерабатывать
и преобразовывать
информацию
(текст, схема,
модель).
V. Развитие
учебноязыковых,
речевых умений и
правописания.
1. Выполнение упражнений для
первичного развития умений.
Упр. 60 – развивается умение
объяснять условия выбора
орфограммы – буквы Ё, О после
букв шипящих в корне слова,
ориентируясь на мнемоническое
правило (заучивание слов-
исключений), а также подбор
(устно) однокоренных слов с Е.
Выборочное списывание с
графическим обозначением условий
выбора орфограммы.
Упр. 61 – развивается умение
писать букву О или Ё в корне слова
после букв шипящих, а также слова
с ранее изученными орфограммами
– буквами гласных, согласных, Ь.
Можно провести как
предупредительный диктант.
Упр. 62 – развивается «обратное»
умение – подбирать и писать слова
с орфограммой –буквой Ё после
буквы шипящего в корне на основе
приведённых однокоренных слов с Е
в корне.
Упр. 63 – развивается лексическое
умение – соотносить слово с
изученной орфограммой и его
лексическое значение,
совершенствуются
орфографические умения – писать
слова с орфограммой – буквой О или
Ё после буквы шипящего в корне, а
также устно и графически
обозначать условия выбора этой
орфограммы.
Первую часть задания ученики
выполняют коллективно устно (к
слову подбирается толкование и
наоборот – сначала читается
толкование, потом ученики
называют слово).
На слайде с помощью компьютера
или на доске записаны два
предложения:
Мальчик нечаянно ожёг руку. К
счастью, ожог был несильный.
Вопросы и задания к ним:
– Назовите два одинаково звучащих
слова. ([ажок].)
– Сравните их написание. Что
необычного заметили?
– Как связаны эти слова с темой
урока? (После букв шипящих под
ударением гласные звуки
обозначаются разными буквами.)
П. – Как называются такие слова?
(Омофоны – имеют только
одинаковое звучание, а пишутся по-
разному.) Предположите, почему
слова пишутся поразному. В чём их
различие? (Разная часть речи, член
предложения.)
– Сравните свои предположения со
справкой в рамке «Запомни и
различай!».
Предложения записываются с
доски, делаются графические
обозначения (см. в рамке).
– Какой частью речи является слово
ожог со значением «обожжённое
место на ткани организма» в упр.
63?
– Какую букву после буквы
шипящего вы напишете?
б) Самостоятельное осложнённое
Познавательные
УУД
1.
Анализировать,
перерабатывать и
сравнивать
информацию
(находить общее и
отличное,
самостоятельно
делать выводы и
т.д.).
2. Строить
логические
рассуждения.
списывание слов из упр. 63 с
графическим обозначением условий
выбора изученной орфограммы.
Взаимопроверка.
2. Развитие умений не смешивать
изученную орфограмму с
орфограммой – буквой безударного
гласного после буквы шипящего в
корне слова.
На доске записаны слова: ш_ссе,
ш_колад, Ш_тландия, ш_фёр,
ж_нглёр.
– Какой опознавательный признак
объединяет эти слова? (Наличие
шипящего перед гласным.)
– Можно ли сказать, что перед
нами слова с орфограммой – буквой
О/Ё после буквы шипящего в корне
слова? Почему?
– Чем отличаются эти слова от
слов с изученной орфограммой из
упр. 60–63? (Выбор написания – О
или А (а не Ё), безударное
положение гласного.)
– Какие бы буквы вы вставили в эти
слова? Почему?
– Проверим себя. Прочитайте
правило на с. 48 (после упр. 63), а
также слова под рубрикой
«Запомни».
– Как называется эта орфограмма?
(Непроверяемые буквы гласных в
корне слова.)
Следует обратить внимание
учащихся на графическое
обозначение – знак ударения в
словах.
– Как вы думаете, почему это
правило включено в §6? (Здесь есть
два сходных условия выбора с
орфограммой О/Ё – это написание
после букв шипящих в корне слова.)
3. Производить
анализ, синтез,
сравнение.
Осложнённое списывание слов с
доски с графическим обозначением
условий выбора орфограммы –
непроверяемой буквы безударного
гласного в корне слова.
VI. Итог урока.
– Назовите ключевые слова
(сочетания слов) урока. (Шипящий,
корень, буквы Ё, О, звук под
ударением, непроверяемая буква
безударного гласного О.)
– Подберите и сгруппируйте
примеры так, чтобы они отражали
ключевые слова урока.
1) шёлк, шов (искл.);
2) ожог (сущ.), ожёг (гл.);
3) шоссе, жонглёр.
VII. Домашнее