Комплекты материалов к урокам на основе презентаций.
Автор: Важенин Сергей Валерьевич, учитель истории, МКОУ ООШ
с.Закаринье Слободского района Кировской области
Уже в течение пяти лет автором разрабатываются комплекты материалов к
урокам истории. Центром такого комплекта, собранного в одной папке, является
классическая презентация, со слайдов которой благодаря внешним ссылкам
(кнопкам навигации, гиперссылкам) можно получить доступ к интерактивным
заданиям, анимированным и графическим картам и схемам, таблицам, видео- и
аудиофайлам и т.д.
Рисунок 1. Пример организации файлов в папке
Плюсами такого комплекта являются: во-первых - отсутствие
необходимости во время урока искать нужный файл для показа; во-вторых –
бОльшая простота работы по созданию презентации, более быстрая
замена/добавление информационных объектов (нужно всего лишь добавить
кнопку, настроив переход к файлу или поменять гиперссылку); в-третьих –
снижение «веса» и размера презентации, ускорение ее запуска; в-четвертых –
принять решение использовать или не использовать определенные
информационные объекты, входящие в комплект, учитель может
непосредственно во время урока (в отличие от «встроенных» в презентацию).
Подобные комплекты могут быть использованы не только на уроке, но и
при самостоятельной работе ученика дома (в этом случае создается
самораспаковывающийся архив).
Автор придерживается следующей структуры презентаций в комплектах:
Слайд 1 – Титульный лист с номером параграфа и названием темы урока.
Рисунок 2. Титульный слайд
Слайд 2 – Оглавление, позволяющее перейти непосредственно к
необходимому учителю или ученику разделу. Возврат к оглавлению со слайдов
осуществляется нажатием на кнопку навигации в левом нижнем углу.
Рисунок 3. Оглавление
Слайд 3 – Задания на повторение изученного на предыдущем уроке. Это
могут быть интерактивные задания: тесты, кроссворды и др. Тест может быть
использован при самостоятельной работе ученика с презентацией дома,
кроссворд – на уроке. Кроссворд решается всем классом, правильный ответ
выводится учителем после обсуждения.
Рисунок 4. Задания на повторение пройденного
Слайды 4-5 – Введение и Задание на урок. Используется для постановки
вопроса урока. Ученикам можно предложить заполнить таблицу или кластер.
Следующие слайды – Материал урока.
Рисунок 5. Слайд с материалом урока
Наименование раздела – только на первом слайде для экономии места.
Внизу слайдов находятся кнопки навигации: «Стрелки» - для перехода к
оглавлению (в левом углу) и следующему слайду (в правом), «Информация»,
«Видео» и др. – внешние ссылки на файлы находящиеся в папке.
Новые термины выделяются жирным шрифтом. Кроме того, часть из них
может быть снабжена ссылками, позволяющими перейти к словарю,
составленному к данному уроку или Интернет-ресурсу содержащему
информацию по теме.
Далее следует слайд – Заключение, где дается основной вывод по
изученному на уроке.
Следующий слайд – Задания на закрепление полученных на уроке знаний
(аналогичен слайду 3). Здесь же находится и кнопка завершения работы с
презентацией.
В завершении идут слайды – Использованные источники (Литература) и
Отрывки из источников, документы и т.д. Кнопки навигации здесь
предусматривают возврат к последнему просмотренному слайду.
Рисунок 6. Отрывок из источника