Напоминание

"Рабочая программа по технологии, 8 класс, базовый уровень"

Автор: Рашкин Василий Николаевич

Должность: учитель технологии

Учебное заведение: МБОУ Гимназия № 1

Населённый пункт: Ульяновск

Наименование материала: Рабочая программа по технологии

Тема: "Рабочая программа по технологии, 8 класс, базовый уровень"

Описание:

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основным предназначением образовательной области "Технология" в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьников, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности, профессиональное самоопределение учащихся в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область "Технология" является необходимым компонентом общего образования школьников, так как предоставляет им возможность применить на практике знания основ наук.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=3329

Опубликовано 16.03.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Рабочая программа
по технологии, 8 класс, базовый уровень
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с нормативными документами: - Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего, основного общего образования» от 17 декабря 2010 года № 1897; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015-2016 учебный год» от 31 марта 2014 года № 253. Рабочая программа реализуется на основе учебно-методического комплекса: Программа: Технология: Программа 5-8 классы / А.Т.Тищенко, Н.В.Синица. – М.: Вентана-Граф, 2014. Учебник: Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / В.Д.Симоненко, А.А. Электов, Б.А. Гончаров и др. – М.: Вентана-Граф, 2015. Технология. Индустриальные технологии: 8 класс: методическое пособие / Н.В.Синица – М.: Вентана-Граф, 2014. Профессиональное самоопределение: учебно-методическое пособие / Составитель Большакова М.А. – Ульяновск, 2004. Технология. 5-9 классы (вариант для мальчиков): развернутое тематическое планирование по программе ВД. Симоненко / авт.-сост. О.В. Павлова и др. – Волгоград: Учитель. 2012. – 105 с. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.
Общие цели предмета «Технология» для основного общего образования:
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьников, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности, профессиональное самоопределение учащихся в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, так как предоставляет им возможность применить на практике знания основ наук.
Цели учебного предмета: - освоение технологических знаний, технологической культуры на базе сведений, полученных при изучении других образовательных областей и предметов, а также на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; - овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда; - развитие познавательных интересов технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; - воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; - получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. Задачи учебного предмета: - формирование политехнических знаний и экологической культуры; - привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства; - ознакомление с основами современного производства и сферы услуг; - развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи; - обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий; - воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения; - использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации; - развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
Приоритетные формы и методы организации учебного процесса:
Основной формой организации учебного процесса является урок, который позволяет организовать практическую творческую и проектную деятельность, причем проекты могут выполняться учащимися как в специально выделенное в программе время, так и интегрироваться с другими разделами программы. 2
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок, который включает в себя:  уроки «открытия» новых знаний;  уроки решения эргономических задач;  уроки решения творческих задач;  уроки выполнения творческих заданий;  уроки развивающего контроля. Нетрадиционные формы уроков:  урок – исследование;  урок – зачет;  урок – творчество и др.
Приоритетные виды и формы контроля:
 контроль выполнения лабораторно-практических заданий;  самоконтроль выполнения и проверка заданий в рабочей тетради;  оценка выполнения творческих проектов;  самооценка выполнения практической работы;  взаимопроверка по предложенным критериям.
Сроки реализации Рабочей программы: 1 год, 1 час в неделю, 34 часа в год.

Общая характеристика учебного предмета
Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, об общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, задает тематические и сюжетные линии курса, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и вариант последовательности их изучения с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, сензитивных периодов их развития.
Программа по курсу «Технология» выполняет следующие функции:
3
• информационно-семантическое нормирование учебного процесса. Обеспечивает детерминированный объем, четкую тематическую дифференциацию содержания обучения и задает распределение времени по разделам программы; •организационно-плановое построение содержания. Определяется примерная последовательность изучения содержания технологии в основной школе и его распределение с учетом возрастных особенностей учащихся; • общеметодическое руководство. Задаются требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предоставляются общие рекомендации по проведению различных видов занятий.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа разработана для общеобразовательного учреждения «Гимназия № 1 имени В.И. Ленина», для обучения мальчиков в параллели 8-х классов. Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Практические работы предусмотрены по каждому разделу. Творческие проекты предусмотрены по разделам: - Электротехника. - Современное производство и профессиональное самоопределение.
Содержание курса

1. Семейная экономика – 6 ч.
Понятие «семья». Роль семьи в государстве. Основные функции семьи. Семейная экономика как наука, ее задачами. Виды доходов и расходов семьи. Источники доходов школьников. Понятия «предпринимательская деятельность», «личное предпринимательство», «прибыль», «лицензия», «патент». Формы семейного предпринимательства, факторы, влияющие на них. Понятие «потребность». Потребности функциональные, ложные, материальные, духовные, физиологические, социальные. Потребности в безопасности и самореализации. Пирамида потребностей. Уровень благосостояния семьи. Классификация покупок. Анализ необходимости покупки. Потребительский портрет вещи. Правила покупки. Понятие «информация о товарах». Источники информации о товарах или услугах. Понятие «сертификация». Задачи сертификации. Виды сертификатов. Технология построения семейного бюджета. Понятия «маркировка», «этикетка», «вкладыш». Виды торговых знаков. Штриховое кодирование и его функции. Информация, заложенная в штрих коде. Технология совершения покупок. Защита прав потребителей. Понятие «бюджет семьи», «доход», «расход». Бюджет сбалансированный, дефицитный, избыточный. Структура семейного бюджета. Планирование семейного бюджета. Виды доходов и расходов семьи. Понятие «культура питания». Сбалансированное, рациональное питание. Правила покупки продуктов питания. Учет потребления продуктов питания в семье, домашняя расходная книга. Способы сбережения денежных средств. Личный бюджет школьника. Учетная книга школьника. Технология ведения бизнеса. Планирование бизнеса. Исследование возможностей для бизнеса. 4

2. Технология домашнего хозяйства – 2 ч.
Инженерные коммуникации в доме. Центральное отопление. Газоснабжение. Электроснабжение. Системы кондиционирования и вентиляции. Информационные коммуникации. Охранные системы. Пожарная сигнализация. Система безопасности жилища. Системы водоснабжения и канализации: конструкция и элементы. Водопровод. Канализация. Водяные счетчики. Вентиль, Фильтр. Смесители однорычажный и двухвентильный. Очистные сооружения. Сифон. Смывные бачки. 3
. Электротехника - 10ч.
Источники электроэнергии. Электрический ток. Проводники тока и изоляторы. Приемники (потребители) электроэнергии. Электрическая цепь, ее элементы, их условное обозначение. Принципиальная и монтажная схемы. Понятие «комплектующая арматура». Параметры потребителей и источников электроэнергии. Типы электроизмерительных приборов. Организация рабочего места для электротехнических работ. Электромонтажные инструменты. Правила безопасного труда на уроках электротехнологии. Назначение и устройство электрических проводов. Электроизоляционные материалы. Виды соединения проводов. Операции сращивания проводов. Устройство электрического паяльника. Организация рабочего места при паянии. Правила безопасной работы с электромонтажными инструментами и электропаяльником. Операции монтажа электрической цепи. Способы оконцевания проводов. Правила безопасной работы при монтаже электроцепи. Виды электроосветительных приборов. История их изобретения, принцип действия. Устройство современной лампы накаливания, ее мощность, срок службы. Регулировка освещенности. Люминесцентное и неоновое освещение. Конструкция люминесцентной и неоновой ламп. Достоинства и недостатки люминесцентных ламп и ламп накаливания. Светодиодные источники света. Классы и типы электронагревательных приборов. Устройство и требования к нагревательным элементам. Принцип работы биметаллического терморегулятора. Правила безопасного пользования бытовыми электроприборами. Радиоэлектроника. Современные цифровые приборы, их виды и модели.
4. Современное производство и профессиональное самоопределение – 6 ч.
Пути освоения профессии. Система профессиональной подготовки кадров. Алгоритм выбора профессии. Классификация профессий. Профессиограмма и психограмма профессии. Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение. Профессиональные интересы, склонности и способности. Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении. Мотивы выбора профессии. Профессиональная пригодность. Профессиональная проба. Здоровье и выбор профессии.
5. Технология исследовательской и опытнической деятельности – 10 ч.
Составляющие проектирования. Выбор темы проекта. Выявление проблемы. Осознание проблемной области. Технология выявления конкретной потребности. Определение конкретной задачи и ее формулировка. Технология выявления основных параметров. Технология выявления традиций, истории, тенденций. Анализ деятельности. Выработка идей, вариантов, альтернативы. Определение требований к профессиональной деятельности. Анализ и синтез идей. Изучение содержания будущей профессиональной деятельности. Выявление индивидуальных 5
характеристик. Технология определения путей получения профессии и выбор места обучения. Профессиональная проба. Прогнозирование дальнейшей профессиональной карьеры. Оформление проекта. Самооценка по критериям и показателям. Защита проекта.
Предметные, метапредметные и личностные результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты освоения учащимися курса:
 способствовать формированию и развитию умений и навыков (специальных и универсальных учебных действий) получения знаний;  способствовать запоминанию основной терминологии;  способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественных характеристик изучаемых объектов и явлений;  способствовать осознанию основного технологического материала;  способствовать формированию представления о приёмах работы;  способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов;  создать условия для выявления причинно-следственных связей;  способствовать пониманию закономерности технологических процессов;  создать условия для выявления взаимосвязи между теорией и практикой;  способствовать пониманию зависимости между теорией и практикой.
Метапредметные результаы освоения учащимися курса:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; • комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; • проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; • поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы; • самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ; • виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов; 6
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; • выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; • выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных; • использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость; • согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками; • объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива; • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам; • диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; • обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах; • соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства; • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Личностные результаты освоения учащимися курса:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; • выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей; • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда; • самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации; • становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности; • планирование образовательной и профессиональной карьеры; • осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; • готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства; • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности; 7
• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Календарно-тематическое планирование по технологии, 8 класс

№ п/п

Тема урока

Дата

Количество часов

Тип урока

Основное

содержание

материала темы

Характеристика

основных видов

деятельности

учащихся

Планируемые результаты

Форма организации

познавательной

деятельности

Формы контроля

Организация

самостоятельной

деятельности

учащихся

Наглядность, ИКТ

Домашнее задание

Предметные

результаты

Метапредметные

УУД

Личностные УУД

знать

уметь

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Раздел 1 «Семейная экономика» - 6 часов

1
Вводно е занятие Проект ировани е как сфера профес сиональ ной деятель ности
1
ком бин иро ван ный Правила внутреннего распорядка мастерской. Организация труда и оборудование рабочего места. Содержание учебного курса. Правила безопасности труда. Инструкции по охране труда в кабинете «Технология». Знакомиться с правилами внутреннего распорядка мастерской, организацией труда и оборудованием на рабочем месте. Знакомиться с правилами безопасности труда, с инструкциями по охране труда в кабинете «Технология». Правила внутреннего распорядка мастерской. Организация рабочего места. Правила ТБ. Понятие «проектирова ние». Последовател ьность проектирован ия Выполнять инструкции по охране труда в кабинете «Технологи». Выполнять требования к выбору темы проекта Соблюде ние норм и правил ТБ. Планиро вание процесса учебной деятельн ости. Проявле ние познават ельных интересо в и активнос ти в тежнолог ической деятельн ости Эврист ическая беседа Фронтал ьный опрос (устный) работа с текстом и вопроса ми учебника Закрепление правил поведения в кабинете «Технология ». Отвечать на вопросы Ин стр укц ии по ТБ. Уч ебн ик Стр 4 - 9
2
Спосо бы выявле ния
1
ком бин иро ван ный Основные потребности семьи. Классификация рациональных Ознакомление с основными понятиями темы. Расчет затрат на приобретение Понятия «семья», «потребности », «семейная экономика». Рассчитывать затраты на приобретение необходимых товаров. Использ овать приобрет ённые знания и Отношен ие к рационал ьным вещевым Эврист ическая беседа, работа с Фронтал ьный опрос (устный) работа с Запоминание понятийного аппарата. Выполнение практической Баз а дан ны х Стр. 10 - 14 8
потреб ностей семьи вещевых потребностей. Технология семейных покупок. Потребительский портрет товара. Правила покупки товара. Исследование потребительских свойств товара. необходимых вещей. Функции семьи, ее потребности, пути их удовлетворен ия. умения в разных жизненн ых ситуация х потребно стям учебни ком текстом. Контрол ь выполне ния практиче ской работы работы «Исследован ие потребительс ких свойств товара». ИК Т по тем е
3
Технол огия постро ения семейн ого бюдже та
1
ком бин иро ван ный Источники семейных доходов и бюджет семьи. Способы выявления потребностей семьи. Минимальные и оптимальные потребности. Потребительская корзина одного человека и семьи. Технология построения семейного бюджета. До ходы и расходы семьи. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Технология совершения покупок. Потребительские качества товаров и услуг. Правила поведения при совершении покупки. Оценка имеющихся и возможных источников доходов семьи. Изучать потребности членов семьи. Анализ качества и потребительских свойств товаров. Выбор способа совершения покупки. Изучать отдельные положения законодательства по правам потребителей. Планирование возможной индивидуальной трудовой деятельности: обоснование объектов и ус луг, примерная оценка доходности предприятия. Пирамида потребностей человека Правила совершения покупок Расходы и доходы семьи Способы защиты прав потребителей. Выбирать возможные объекты или услуги для предпринимательс кой деятельности на основе анализа потребностей местного населения и рынка потребительских товаров Использ овать приобрет ённые знания и умения в практиче ской деятельн ости для выбора оптимал ьных технолог ий выполне ния лаборато рных работ Готовнос ть к рационал ьному ведению домашне го хозяйств а. Эврист ическая беседа, работа с учебни ком, таблиц ами. Фронтал ьный опрос (устный) работа с текстом. Контрол ь выполне ния практиче ской работы Закрепление знаний по теме «Бюджет семьи» Практически е работы «Планирован ие недельных, месячных и годовых расходов семьи с учётом её состава» Изучение цен на рынке то варов и ус луг в целях минимизаци и рас ходов в бюджете семьи. Баз а дан ны х ИК Т по тем е Стр. 14 - 22
4
Технол огия
1
ком бин иро Источники получения информации о Ознакомление с основными понятиями темы, Информация о товарах. Сертификаци Определять соответствие сертификата Использ овать дополни Планиро вать покупки. Эврист ическая беседа, Фронтал ьный опрос Закрепление знаний по теме. Баз а дан Стр. 22 - 28 9
соверш ения покупо к. Спосо бы защит ы прав потреб ителей ван ный товарах. Способы определения качества товара. Защита прав потребителей. Сертификаты соответствия и штриховые коды. Маркетинг и его основе цели. Торговые символы. Реклама. правилами покупок. Классификация вещей с целью покупок. я. Маркировка. Этикетки, Вкладыши. Штрихкоды. Права потребителей. представленному товару. Читать маркировки. тельную информа цию. Виртуал ьное моделир ование процессо в. Соверша ть покупки в соответс твии с потребно стями семьи демонс трация (устный) работа с текстом. Контрол ь выполне ния практиче ской работы Практическа я работа «Исследован ие сертификата соответствия и штрихового кода» ны х ИК Т по тем е
5
Технол огия ведени я бизнес а
1
ком бин иро ван ный Предпринимательс кая деятельность и ее виды. Прибыль. Связи семьи с государственными учреждениями, предприятиями, частными фирмами. Разновидности организационно- правовых форм предприятия. Планирование бизнеса. Технология ведения бизнеса. Оценка возможностей предпринимательс кой деятельности для пополнения семейного бюджета. Ознакомление с основными понятиями темы. Выполнение лабораторно- практической работы. Ознакомление с законами, регулирующими предпринимательск ую деятельность Сущность понятий «предприним ательская деятельность », виды предпринима тельской деятельности, особенности семейной предпринима тельской деятельности Исследовать возможности для бизнеса. Выявлять закономерности между теорией и практикой. Поиск новых решений организа ционной проблем ы Проявле ние личностн ой активнос ти. Самооце нка готовнос ти к предпри ниматель ской деятельн ости. Эврист ическая беседа, выполн ение лаборат орно- практи ческой работы Фронтал ьный опрос (устный) работа с текстом. Контрол ь выполне ния практиче ской работы Работа в Интернете. Выполнение лабораторно- практической работы «Исследован ие возможносте й для бизнеса» Баз а дан ны х ИК Т по тем е Стр. 28 - 33
6
Обобщ ение и систем атизац ия знаний по раздел у «Семе
1
ком бин иро ван ный Обобщение и систематизация знаний об основах семейной экономики. Выполнение мини- проектов по темам «Покупка продуктов для семейного обеда», «Выращивание овощей на приусадебном участке», «выполнение ремонта в Основные правила ведения семейного бюджета. Согласовыват ь свои потребности со своими возможностя ми Рассчитывать семейный бюджет в зависимости от определенных жизненных ситуаций. Осущест влять сбор информа ции из различн ых источник ов. Разрабат ывать и Формиро вание лидерски х качеств руководи теля группы. Работа в группа х. Разрабо тка презент ации мини- проект а. Самооце нка. Внешняя оценка деятельн ости. Рефлекс ия. Выполнение технических заданий Пр езе нта ция по тем е уро ка Сов еты по семе йно й экон оми ке. 10
йная эконом ика квартире». анализир овать различн ые способы решения поставле нной задачи.
Раздел 2 «Технология домашнего хозяйства» - 2 часа

7
Инжен ерные комму никаци и в доме
1
ком бин иро ван ный Технология домашнего хозяйства. Инженерные коммуникации в доме. Центральное отопление. Газоснабжение. Электроснабжение . Системы кондиционировани я и вентиляции. Информационные коммуникации.. Система безопасности жилища. Охранные системы. Пожарная сигнализация. Ознакомление с приточно-вытяжной естественной вентиляцией в помещении. Ознакомление с системой фильтрации воды Изучение конструкции водопроводных смесителей. Изучение правил безопасного поведения в быту. Основные понятия по теме. Сведения об основных элементах систем водоснабжени я, водопровода и канализации Читать схемы горячего и холодного водоснабжения, составлять их. Решать экологические проблемы, утилизируя сточные воды. Соблюдать правила безопасного поведения в быту. Приведе ние примеро в и подбор аргумент ов. Виртуал ьное моделир ование технолог ических процессо в. Планиро вание и организа ция экономик и ведения домашне го хозяйств а Эврист ическая беседа. Работа по рисунк ам учебни ка. Фронтал ьный опрос (устный) работа с текстом. Выполнение задания по рис. 7 учебника. Баз а дан ны х ИК Т по тем е Стр. 34 - 38
8
Систем ы водосн абжени я и канали зации: констр укция и элемен ты
1
ком бин иро ван ный Конструкции элементов водоснабжения и канализации. Водопровод. Канализация. Водяные счетчики. Вентиль, Фильтр. Смесители однорычажный и двухвентильный. Очистные сооружения. Ознакомление со схемой системы водоснабжения и канализации в школе и дома. Изучение конструкции типового смывного бачка (на учебном стенде). Изготовление троса для чистки канализационных труб. Приемы работы с инструментам и и приспособлен иями для санитарно- технических работ. Типы сливных бачков. Устройство смесителей Пользоваться основными инструментами для сантехнических работ. Проявле ние инновац ионного подхода к решению практиче ских задач. Проявле ние технико- технолог ического и экономич еского мышлен ия Эврист ическая беседа. Работа с рисунк ами учебни ка и демонс трацио нным матери алом. Фронтал ьный опрос (устный) работа с текстом. Контрол ь выполне ния практиче ской работы. Выполнение лабораторно- практической работы «Изучение конструкции элементов водоснабжен ия и канализации ». Баз а дан ны х ИК Т по тем е. На бор инс тру Стр. 39 - 44 11
Разборка и сборка запорных устройств системы водоснабжения со сменными буксами (на лабораторном стенде). разных видов. Основные инструменты для сантехническ их работ. ме нто в
Раздел 3. «Электротехника» - 10 часов

9
Электр ический ток и его использ ование
1
ком бин иро ван ный Электрическая энергия – основа технологических процессов. Практическое использование электрической энергии. Изучение потребности в бытовых электроприборах для уборки и создания микроклимата в помещении. Разновидност и электроприбо ров. Основные понятия по теме. Области применения электрическо й энергии. Находить и представлять информацию о видах и функциях электронагревател ьных приборов. Различать бытовые приборы по их мощности и рабочему напряжению Выбор для решения познават ельных задач различн ых источник ов информа ции Бережно е отношен ие к природн ым и хозяйств енным ресурсам Эврист ическая беседа, демонс трация Фронтал ьный опрос (устный) работа с текстом и рисунка ми учебника Выполнение задания с использован ием Интернет- ресурсов Баз а дан ны х ИК Т по тем е Стр. 45 – 48
10
Электр ические цепи
1
ком бин иро ван ный Элементы электрической цепи. Принципиальная электрическая схема соединения элементов. Монтажная схема соединения элементов. Ознакомление с условными обозначениями элементов электрической цепи Основные понятия по теме. Электрически е схемы и условные обозначения на них. Различать элементы электрической цепи. Соотносить элементы принципиальной и монтажной схем соединения элементов. Уметь читать электрические схемы. Развитие образно- логическ ого мышлен ия Проявле ние технико- технолог ического мышлен ия Эврист ическая беседа, демонс трация Фронтал ьный опрос (устный) работа с таблицей 7 учебника Работа в парах по таблице 7 учебника. Ответы на вопросы. Баз а дан ны х ИК Т по тем е Стр. 48 – 50
11
Потреб ители и источни ки электро энергии
1
ком бин иро ван ный Параметры потребителей и источников электроэнергии. Устройства защиты электрических цепей. Ознакомление с основными понятиями по теме. Основные правила безопасности в работе электрически х цепей Объяснять правила безопасности при работе с электрическими цепями. Определять расходы и стоимости электрической энергии по электрическому счетчику, Развитие образно- логическ ого мышлен ия. Готовнос ть выполня ть правила безопасн ости в работе Эврист ическая беседа, демонс трация Фронтал ьный опрос (устный) работа с текстом и рисунка ми учебника Выполнение задания с использован ием Интернет- ресурсов. Ответы на вопросы. Баз а дан ны х ИК Т по тем е Стр. 50 – 53 12
пути экономии электрической энергии.
12
Электро измерит ельные прибор ы
1
ком бин иро ван ный Электроизмерител ьные приборы: их типы и область применения. Устройство и назначение вольтметра, амперметра. Правила пользования электроизмеритель ными приборами. Условные обозначения на электрических схемах. Ознакомление с электроизмерительн ыми приборами. Изучение работы отдельных электроизмерительн ых приборов. Типы электроизмер ительных приборов, и области их применения. Устройство и назначение вольтметра и амперметра, условные обозначения приборов на электрически х схемах. Производить измерения с помощью электроизмерител ьных приборов. Самосто ятельная организа ция и выполне ние практиче ской работы. Готовнос ть к рационал ьному ведению домашне го хозяйств а. Эврист ическая беседа, демонс трация Фронтал ьный опрос (устный) работа с текстом и рисунка ми учебника . Выполнение лабораторно- практической работы «Изучение домашнего электросчетч ика в работе». Де мо нст рац ио нн ые пр ибо ры Стр. 53 – 55
13
Органи зация рабочег о места для электро монтаж ных работ
1
ком бин иро ван ный Инструменты для электромонтажных работ. Приёмы монтажа и соединений установочных проводов и установочных изделий. Правила безопасной работы с электроустановкам и, при выполнении электромонтажных работ. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных и наладочных работ. Знакомство с электромонтажным и инструментами. Изучение правил безопасной работы при монтаже и разборке электрических цепей. Требования, предъявляем ые к электромонта жным инструментам . Основные правила электробезоп асности. Основные правила выполнения электромонта жных работ. Собирать электрические цепи с элементами управления и защиты. Использовать электромонтажны е инструменты по назначению. Алгорит мизиров анное выполне ние технолог ических процессо в. Самооце нка способно стей и интересо в с позиций будущей социализ ации. Эврист ическая беседа, демонс трация Фронтал ьный опрос (устный) . Контрол ь выполне ния практиче ских работ. Выполнение лабораторно- практически х работ: «Сборка электрическо й цепи и изготовление пробника», «Сборка разветвленно й электрическо й цепи». На бор инс тру ме нто ви обо руд ова ния для эле ктр ом онт аж ны х раб от. Стр. 56 – 61
14
Электр ические провода
1
ком бин иро ван ный Виды электрических проводов. Электроизоляцион ные материалы. Правила Ознакомление с разновидностями проводов, их соединениями. Изучать приемы монтажа и Разновидност и проводов, способы их соединения. Технология паяния. Использовать в работе инструменты и материалы, необходимые при паянии и Соблюде ние норм и правил безопасн ости в познават Проявле ние познават ельных интересо в в Эврист ическая беседа, демонс трация Фронтал ьный опрос (устный) . Контрол Выполнение лабораторно- практической работы «Сращивани е одно- и Баз а дан ны х ИК Стр. 61 – 71 13
безопасного труда при работе с паяльником. соединений установочных проводов. сращивании проводов ельно- трудовой деятельн ости. техничес ком направле нии ь выполне ния практиче ской работы. многожильн ых проводов и их изоляция». Т по тем е
15
Монтаж электич еской цепи
1
ком бин иро ван ный Электромонтажны е операции. Способы оконцевания проводов. Правила безопасной работы при монтаже электрической цепи. Ознакомление с различными способами изолирования проводов. Изучение электрической схемы квартирной электропроводки. Основные электромонта жные операции. Правила безопасной работы при электромонта же. Выполнять операции оконцевания одно- и многожильных проводов. Соблюде ние норм и правил безопасн ости в познават ельно- трудовой деятельн ости Овладен ие нормами и правила ми рационал ьной организа ции труда. Эврист ическая беседа, демонс трация Фронтал ьный опрос (устный) . Контрол ь выполне ния практиче ской работы. Выполнение лабораторно- практической работы «Оконцевани е проводов». Разработка плаката по электробезоп асности. Баз а дан ны х ИК Т по тем е Стр. 71 - 75
16
Электро осветит ельные прибор ы
1
ком бин иро ван ный Основные типы ламп, их применение. Лампа накаливания. Люминесцентное и неоновое освещение. Светодиодные источники света. Ознакомление с основными типами ламп. Их характеристиками и использованием. Исследование различных помещений гимназии с целью энергетического аудита. Основные типы ламп, используемых в быту и общественны х местах, их характеристи ки. Проводить энергетический аудит в различных помещениях и дома. Самосто ятельная организа ция и выполне ние творческ ой работы. Бережно е отношен ие к природн ым и хозяйств енным ресурсам . Эврист ическая беседа, демонс трация Фронтал ьный опрос (устный) . Контрол ь выполне ния практиче ской работы. Выполнение лабораторно- практической работы «Проведение энергетическ ого аудита гимназии». Выполнение задания с использован ием Интернет- ресурсов. Баз а дан ны х ИК Т по тем е Стр. 79 – 84
17
Бытовы е электро нагрева тельные прибор ы
1
ком бин иро ван ный Разные виды электробытовых приборов. Электронагревател ьные элементы открытого и закрытого типа. Трубчатые электронагреватель ные элементы. Биметаллический терморегулятор. Ознакомление с основными видами электронагреватель ных приборов. Изучение правил безопасной эксплуатации бытовых электроприборов. Находить информацию о влиянии электротехнических приборов на окружающую среду Основные виды и назначение бытовых электроприбо ров.. Применять правила безопасности при эксплуатации бытовых электроприборов Поиск новых решений возникш ей техничес кой проблем ы. Бережно е отношен ие к природн ым и хозяйств енным ресурсам . Эврист ическая беседа, демонс трация Фронтал ьный опрос (устный) . Контрол ь выполне ния практиче ской работы. Выполнение лабораторно- практической работы «Сборка и испытание термореле – модели пожарной сигнализаци и». Об ору дов ани е для сбо ра эле ктр иче ско й цеп и. Стр. 84 - 91 14
и здоровье человека.
18
Цифров ые прибор ы
1
ком бин иро ван ный Аналоговая и цифровая радиоэлектроника. Цифровые приборы, применяемые в быту, их назначение и характеристики. Ознакомление с основными видами и представителями цифровых приборов. Подбирать современную бытовую технику с учётом потребностей и доходов семьи. Назначение и использовани е цифровых приборов в быту. Пользоваться современными цифровыми устройствами. Использ ование дополни тельной информа ции, имеюще й личност ную и обществ енную значимос ть. Примене ние полученн ых знаний в практиче ской деятельн ости. Эврист ическая беседа, демонс трация Фронтал ьный опрос (устный) . Ответы на вопросы. Выполнение задания с использован ием Интернет- ресурсов. Баз а дан ны х ИК Т по тем е Стр. 92 - 95
Раздел 4 «Современное производство и профессиональное самоопределение - 6 часов

19
Профе ссиона льное образо вание
1
ком бин иро ван ный Современное производство и профессиональное самоопределение. Пути освоения профессии. Система профессиональной подготовки кадров. Ознакомление с системой профессиональной подготовки кадров и путями освоения профессии. Составление профессиограммы. Роль выбора профессии в жизни человека. Правила выбора профессии. Классификац ия профессий. Профессиогр амма. Составлять профессиограмму интересующей профессии. Приведе ние примеро в, побор аргумент ов, формули рование выводов. Проявле ние познават ельных интересо в и активнос ти в конкретн ой технолог ической деятельн ости. Эврист ическая беседа, работа по алгорит му Фронтал ьный опрос (устный) . Ответы на вопросы Выполнение лабораторно- практической работы «Составлени е профессиогр аммы». Баз а дан ны х ИК Т по тем е Стр. 98 – 118
20
Внутре нний мир челове ка и профес сионал ьное самооп ределе ние
1
ком бин иро ван ный Понятие самооценки. Роль самооценки в выборе профессии. Профессиональны е интересы, склонности и способности. Ознакомление с основными понятиями темы. Определение уровня самооценки и склонностей. Самооценка, Я-концепция, из роль в жизни человека. Способности общие и специальные. Определять уровень своей самооценки и свои склонности. Диагнос тика собствен ных интересо в и склоннос тей. Самооце нка результат ов диагност ики. Эврист ическая беседа, выполн ение тестов. Фронтал ьный опрос (устный) . Ответы на вопросы Выполнение лабораторно- практически х работ «Определени е уровня своей самооценки» , «Определени е своих способносте й». Баз а дан ны х ИК Т по тем е Стр. 118 – 124 15

21
Роль темпер амента и характ ера в профес сионал ьном самооп ределе нии
1
ком бин иро ван ный Понятия «темперамент», «характер». Типы темперамента. Проявления характера. Роль темперамента и характера в выборе профессии. Ознакомление с типами темперамента, проявлениями характера. Типы темперамента , их характеристи ки. Проявление характера во взаимоотнош ениях личности с окружающим миром и собой. Соотносить типы темперамента и будущую профессию. Приведе ние примеро в, подбор аргумент ов. Самооце нка готовнос ти к определе нным видам деятельн ости. Эврист ическая беседа Фронтал ьный опрос (устный) Ответы на вопросы. Баз а дан ны х ИК Т по тем е Стр. 124 - 126
22
Психол огичес кие процес сы, важны е для профес сионал ьного самооп ределе ния
1
ком бин иро ван ный Развитие психических процессов. Характеристика видов восприятия и воображения. Роль психических процессов в выборе профессии. Ознакомление с основными психическими процессами, важными для профессионального самоопределения. Понятия психических процессов, их характеристи ку, значение в профессионал ьной деятельности. Характеризовать психические процессы в зависимости от различных видов профессионально й деятельности. Диагнос тика развития психичес ких процессо в. Самооце нка готовнос ти к определе нным видам деятельн ости. Эврист ическая беседа, работа с таблиц ами Фронтал ьный опрос (устный) . Ответы на вопросы Выполнить задание и использован ием Интернет- ресурсов. Баз а дан ны х ИК Т по тем е Стр. 126 – 132
23
Мотив ы выбора профес сии. Профе ссиона льная пригод ность
1
ком бин иро ван ный Роль правильно составленного профессиональног о плана в профессиональном самоопределении. Учет профессиональной пригодности при выборе профессии. Учет состояния здоровья в выборе профессии. Ознакомление с основными понятиями темы. Анализ мотивов выбора профессии.. Характеристи ка мотивов выбора профессии. Профессиона льные и жизненные планы. Составлять личный профессиональны й план. Диагнос тика мотивов своего професс иональн ого выбора. Выражен ие желания учиться и трудитьс я в определе нной сфере професс ионально й деятельн ости. Эврист ическая беседа Фронтал ьный опрос (устный) выполне ние лаборато рно- практиче ской работы «Анализ мотивов своего професс иональн ого выбора». Выполнить задание и использован ием Интернет- ресурсов Баз а дан ны х ИК Т по тем е Стр. 132 – 138 16

24
Мотив ы выбора профес сии. Профе ссиона льная проба
1
ком бин иро ван ный Роль правильно составленного профессиональног о плана в профессиональном самоопределении. Учет результатов профессиональных проб в выборе профессии. Профили обучения и сферы профессиональной деятельности. Ознакомление с основными понятиями темы. Проведение профессиональной пробы. Понятие «профессиона льная проба». Роль профессионал ьной пробы в выборе профессии. Проводить профессиональны е пробы. Диагнос тика професс иональн ых склоннос тей. Выражен ие желания учиться и трудитьс я в определе нной сфере професс ионально й деятельн ости. Эврист ическая беседа Фронтал ьный опрос (устный) . Ответы на вопросы. Выполне ние лаборато рно- практиче ской работы «Профес сиональн ые пробы». Выполнить задание и использован ием Интернет- ресурсов Баз а дан ны х ИК Т по тем е Стр. 138 - 143
Раздел 5 «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» - 10 часов

25

-

34
Исследо ватель ская и созидат ель ная деятель ность
10
ком бин иро ван ный Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 8 классе. Составные части творческого проекта. Этапы выполнения проекта: поисковый Знакомиться с примерами творческих проектов. Определять цель и задачи проектной деятельности. Изучать этапы выполнения проекта. Выполнять проект по разделу «Профессионально е самоопределение». Оформлять портфолио и пояснительную записку. Выполнять этапы творческого проекта: поисковый (подготовительный), технологический, заключительный (аналитический). Подготовка презентации, пояснительной записки. Составлять обоснованный план действий, решать поставленную задачу, оценивать полученный результат, оформлять пояснительную записку к проекту, подготавливать презентацию и доклад для защиты. проекта. Самостоятел ьная организация и выполнение творческой работы Самооце нка готовнос ти в выборе професс ии Эвристи ческая беседа, демонст рация индивид уальная работа с – пошагов ое выполне ние проекта Фронтальный опрос (устный) Анализ проделанной работы в группах и индивидуально Выполнение проекта по выбранной теме. Защита проекта О б р а з ц ы Стр. Стр. 144 -155
7
.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
17

- учебно-лабораторное оборудование и приборы
: 1. Комплект плакатов по электротехнике. 2. Устройство бытовых приборов. 3. Комплект плакатов по разделу «Семейная экономика». 4. Набор деталей и инструментов по разделу «Электротехника».
- технические и электронные средства обучения:
1. Компьютер. 2. Мультимедийный проектор. 3. Интерактивная доска.
- средства контроля знаний и умений учащихся:
Подборка анкет и тестов. Практические задания с критериями оценивания.
- учебная и справочная литература:
Для учителя: 1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Серия: Стандарты второго поколения М: Просвещение. 2011 – 352 с. 2. Примерные программы по учебным предметам. Технология 5-8 классы - 3-е издание, переработанное – М. Просвещение. 2011 – 64 с. (Стандарты второго поколения) 3. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования (Министерство образования и науки Российской Федерации. М. Просвещение. 2011 – 48 с (Стандарты второго поколения) 4. Программа: Технология: Программа 5-8 классы / А.Т.Тищенко, Н.В.Синица. – М.: Вентана-Граф, 2014. 5. Учебник: Технология : 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных организаций / В.Д.Симоненко, А.А. Электов, Б.А. Гончаров и др. – М.: Вентана-Граф, 2015. 6. Метод проектов в технологическом образова нии школьников / Под ред. И.А. Сасовой. М.: Вентана-Графф. - 2003. – 296 с. 7. Профессиональное самоопределение. Учебно-методическое пособие. Ульяновск. – 2004. 8. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя:. М.: Просвещение, 2008. 18
9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. Для учащихся: 1. Учебник: Технология : 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных организаций / В.Д.Симоненко, А.А. Электов, Б.А. Гончаров и др. – М.: Вентана-Граф, 2015.
- цифровые образовательные ресурсы:
Сайты для учащихся: 1. Сайт Энциклопедия для детей. 2. Сайт Видеоуроки. Сайты для учителя: 1. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. 1. Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: [Электронный документ]. 2. Сайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: [Электронный документ]. 3. Сайт «Образовательные ресурсы сети Ин тернет»: [Электронный документ]. «Сеть творческих учителей»: [Электронный документ].
- демонстрационный и раздаточный дидактический материал:

1.
Образцы портфолио.
2.
Образцы изделий, изготовленных учащимися.
3.
Технические задания.
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 8 класса
В результате освоения курса технологии 8 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками.
Личностные результаты
изучения предмета: 19
• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; • мотивация учебной деятельности; • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда; • самоопределение в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности; • смыслообразование (установление связи между мотивом и целью учебной деятельности); • самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации; • нравственно-эстетическая ориентация; • реализация творческого потенциала в духовной и предметно-практической деятельности; • развитие готовности к самостоятельным действиям; • воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; • гражданская идентичность (знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, эмоционально-положительное принятие своей этнической идентичности); • проявление технико-технологического и экономического мышления; • экологическое сознание (знание основ здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам).  освоение учащимися совокупности знаний по теории (понятия и тер мины), практике (способы и технологии выполнения работ), способам осуществления учебной деятельности (применение инструкции, выпол нение работ в соответствии с правилами и технологиями).
Метапредметные результаты
изучения курса: познавательные УУД: • алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; • определение адекватных имеющимся орга низационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; • самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий; • моделирование технических объектов и технологических процессов; • выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость; • диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; • общеучебные и логические действия (анализ, синтез, классификация, наблюдение, по строение цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование); • исследовательские и проектные действия; 20
• осуществление поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; • выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач; • формулирование определений понятий; • соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства; • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; коммуникативные УУД: • умения работать в команде, учитывать позицию других людей, организовывать и пла нировать учебное сотрудничество, слушать и выступать, проявлять инициативу, принимать решения; • владение речью; регулятивные УУД: • целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе; • самоорганизация учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирова ние, самоконтроль, самокоррекция, волевая регуляция, рефлексия); • саморегуляция.
Предметные результаты освоения учащимися курса:
 способствовать формированию и развитию умений и навыков (специальных и универсальных учебных действий) получения знаний;  способствовать запоминанию основной терминологии;  способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественных характеристик изучаемых объектов и явлений;  способствовать осознанию основного технологического материала;  способствовать формированию представления о приёмах работы;  способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов;  создать условия для выявления причинно-следственных связей;  способствовать пониманию закономерности технологических процессов;  создать условия для выявления взаимосвязи между теорией и практикой;  способствовать пониманию зависимости между теорией и практикой. • осуществлять поиск и рационально использовать необходимую информацию в области технологии;  применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности;  работать с ИКТ и на сайтах Интернета. 21
22


Яндекс.Метрика