Напоминание

"Роль духовно-нравственного воспитания обучающихся"

Автор: Честных Валентина Юрьевна

Должность: учитель

Учебное заведение: МБОУ СОШ№7

Населённый пункт: город Мичуринск

Наименование материала: статья

Тема: "Роль духовно-нравственного воспитания обучающихся"

Описание:

В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые обучающиеся получают на уроках, бывает недостаточно для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Но не все обучающиеся способны самостоятельно добывать знания. Этого можно добиться при использовании новых технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативность, где учитель выступает как учитель-сценарист, режиссер, партнёр. Наиболее удачными, на мой взгляд, являются технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельностью, нестандартными уроками. Духовно-нравственное воспитание – это организованная и целенаправленная деятельность учителей, родителей, руководителей кружков и секций, педагогов дополнительного образования и священнослужителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у обучающихся, а также качеств патриота и защитника Родины.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=3375

Опубликовано 21.03.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Роль духовно-нравственного воспитания в формировании ключевых компетенций

обучающихся.

В.Ю.Честных

СОШ № 7, г. Мичуринск
От качества подрастающего поколения зависят судьбы мира. С.А.Рачинский. В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые обучающиеся получают на уроках, бывает недостаточно для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Но не все обучающиеся способны самостоятельно добывать знания. В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как:  способность быстро ориентироваться в меняющемся мире,  осваивать новые профессии и области знаний,  умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название
«
ключевых компетенций» и подробно обсуждались на симпозиуме Совета Европы «Ключевые компетенции для Европы» в Берне в 1996 году. В России переход на компетентностно-ориентированное образование был нормативно закреплен в 2001 г. в правительственной Программе модернизации российского образования до 2010 года и подтвержден в решении Коллегии Минобрнауки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» в 2005 г. Введение понятия “компетенций” в нормативную и практическую составляющую образования обозначило проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций:  - сотрудничать с другими при выполнении общего задания,  - извлекать главное из прочитанного или прослушанного,  - точно формулировать свои мысли, высказываться по заданной теме,  - планировать свои действия, оценивать полученный результат,  - предлагать различные варианты решения задачи и выбирать наилучший, принимая во внимание различные критерии,  - самоорганизовываться и т.д.
Как в условиях модернизации Российского образования помочь обучающимся стать компетентным? Этого можно добиться при использовании новых технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативность, где учитель выступает как учитель-сценарист, режиссер, партнёр. Наиболее удачными, на мой взгляд, являются технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельностью, нестандартными уроками. Социально - трудовая компетенция  Сфера общественных отношений (политика, труд, религия, межнациональные отношения, экология, здоровье)  Способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений  Умение жить и работать в коллективе Коммуникативная компетенция  Сфера общения  Владение устным и письменным общением  Русский язык, литература Информационная компетенция  Сфера информации  Владение новыми технологиями, способность оценивать информацию  Все предметы Информационная компетенция  Сфера информации  Владение новыми технологиями, способность оценивать информацию  Все предметы Учебно- познавательная компетенция  Сфера науки, искусства  Способность учиться всю жизнь, владение знаниями, умениями, навыками  Искусство В проекте Федерального стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании».
На сохранение духовно-нравственного компонента в воспитании подрастающего поколения ориентируют Национальная доктрина образования, Концепция модернизации Российского образования, Программа развития воспитания в системе образования России. Духовно-нравственное воспитание – это организованная и целенаправленная деятельность учителей, родителей, руководителей кружков и секций, педагогов дополнительного образования и священнослужителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у обучающихся, а также качеств патриота и защитника Родины. «Урок литературы – это школьная церковь, где тебя примут, поймут, утешат» (Е.Н.Ильин). Изучение литературы Древней Руси, произведений А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова, В.П.Астафьева, В.Распутина, В.Закруткина и др. способствует не только развитию кругозора, но и воспитанию нравственности и патриотизма, сохранению традиционных духовных ценностей. Формирование ключевых компетенций через различные виды урочной и внеурочной деятельности: - Художественно-эстетическое направление - Спортивное направление - Военно-патриотическое направление - встречи с о.Дмитрием и беседы на темы: «Православный взгляд на армию и военно-патриотическое воспитание», уроки мужества, конкурс сочинений на тему: «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», «Легендой стала юность дедов», конкурсы рисунков и плакатов о войне, фестивали патриотических песен, соревнования по военно-прикладным видам искусства, классные часы «Песни, опаленные войной», «Герои – наши земляки», тематические вечера с ветеранами Великой Отечественной войны, воином-интернационалистом, бывшим обучающимя нашего учебного заведения, Героем России Ионицей Иваном, уход за памятниками и мемориальными комплексами, создание музея военной славы, открытие мемориальных досок воинам, бывшим студентам нашего учебного заведения, погибших в Афганистане) пропагандируют славные традиции нашей армии, героическую историю Родины.  Экскурсии по историческим и литературным местам, посещение музеев, библиотек, драматического театра, тематических выставок и лекций.  Творческие встречи с интересными людьми - Г.С.Усовой (праправнучкой А.С.Пушкина), поэтами (П.С.Герасимовым, Е.Н.Ишутиным), артисткой Мичуринского драматического театра В.Дзидзан, краеведом В.Е.Андреевым и др.
 Кружковая работа (литературно-краеведческий и историко-патриотический кружки); недели русского языка и литературы, посвященные юбилейным датам писателей и поэтов.  Исследовательская работа по литературе Использование метода проектов (в зависимости от желания обучающихся) проекты выполняются по группам или индивидуально) помогает проверить эффективность работы по формированию самостоятельности. Обучающиеся выбирают тему, подбирают материал, проводят выборку, выделяют ключевые мысли, оформляют работу в виде реферата, готовят защиту с использованием компьютерной презентации, успешно выступают с исследовательскими работами на колледжных и межрегиональных научно- практических студенческих конференциях. Результативностью такой работы становится:  Формирование
ключевых компетенций
и приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений;  Развитие умений
работы с информацией
(поиск, оценка, отбор и организация информации);  Выработка
экспертной оценки
результатов накопленного материала;  Формирование
навыков исследовательской деятельности
(проведение реальных и виртуальных экспериментов);  Развитие навыков
самостоятельного изучения материала
и оценки результатов своей деятельности, умений
принимать решения в нестандартной ситуации;
 Формирование навыков
работы в группе
, умение соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, проводить рефлексию и обсуждение;  Развитие
толерантности
– как поиск постоянных компромиссов и необходимость поиска общих решений. В заключение нужно заметить, что человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие учителей, родителей, священнослужителей, всей образовательной среды учебного заведения. Социально- экономические и социально-психологические изменения, которые происходят на сегодняшний день в стране, приводят к изменению ценностных ориентаций в нашем обществе. В сложившейся ситуации повышается роль духовно-нравственного воспитания, направленного на формирование ключевых компетенций обучающихся.
Литература: 1. Виноградов. И. По живому следу. Духовные искания русской классики. Литературно- критические статьи. М., 1987. 2. Дунаев М.М. Православие и русская литература. "Христианская литература"., 1999. 3.Донченко Л.М. На уроке и вне урока // Сб.: Учебно-методическая серия «Духовные истоки воспитания». – М.,2001, с.17 – 27. 4.Донченко Л.М. На урок в Третьяковскую галерею // Православная культура в светской школе. – М., Самшит – издат, 2003, с.170 –176. 5.Донченко Л.М. Традиции русского воспитания // Долг служения Отечеству. – М., Самшит – издат, 2003, с.61 – 66. 6.Донченко Л.М. Язык мой – друг мой // Православная культура в школе №1 2003г., с.60 – 67. 7.Донченко Л.М. Уроки русской литературы // Альманах №3 – 4 2003г. Православная культура в школе. – М., с. 20 – 166, 187 - 192


Яндекс.Метрика