Напоминание

"Внеклассная работа в развитии творческих способностей учащихся"

Автор: Баймухаметова Эльвира Зиннатовна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Башкирская гимназия с. Мраково муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан

Населённый пункт: с.Мраково

Наименование материала: статья

Тема: "Внеклассная работа в развитии творческих способностей учащихся"

Описание:

В условиях социальных преобразований, происходящих в нашей стране, актуально формирование у учащихся творческого подхода, активной жизненной позиции. Внеклассная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности, развития его творческих способностей. Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на подростка.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=3376

Опубликовано 22.03.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Внеклассная работа в развитии творческих способностей уча

-

щихся
В условиях социальных преобразований, происходящих в нашей стране, бурного научно-технического прогресса становится особенно актуально формирование у учащихся творческого подхода, активной жизненной позиции. Процесс развития творческих способностей актуален тем, что с од - ной стороны их развитие является основополагающим фактором це - лостного гармоничного процесса развития самой личности человека, с другой стороны, стимулирование творческих способностей подростков предопределяет во многом весь ход дальнейшей самореализации чело - века. Внеклассная работа может реализоваться в том случае, если уче - ник в процессе внеклассной деятельности будет расширять свой обще - образовательный кругозор, развивать свое мышление, память, чувства и эмоции; если в процессе будут формироваться социально-ценностные качества личности: мировоззрение, нравственные ценности и убежде - ния, черты характера. Творческая деятельность учащихся дает возможности для прояв - ления собственной индивидуальности. Непосредственное участие школьников в внеклассной деятельности раскрывает большие перспек - тивы в деле комплексного развития и формирования творческого потен - циала личности, сделает их жизнь духовно богаче и многограннее. Творческие способности - это индивидуальные особенности каче - ства человека, которые определяют успешность выполнения им творче - ской деятельности различного рода. Поэтому в одних и тех же условиях разные учащиеся проявляют их по разному. Творческие способности разделяются на учебные и собственно творческие способности. Творческие способности- это те, которые определяют процесс создания предметов духовной и материальной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений. Иными словами творческие способности определяют процесс индивидуального творчества в различных областях творческой деятельности. При этом применительно к детям творчество определяется как форма деятельно - сти человека, направленная на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение. Способности определяют деятельность и развиваются в деятельности. Сущность способностей не сводится к знаниям, умениям и навы - кам. Но понятия знаний, умений, навыков и способностей взаимно обу - словлены: с одной стороны способности являются предпосылкой овла - дения знаниями и умениями, а с другой - в процессе овладения умения - ми и знаниями происходит развития способностей. Потому способно - сти развиваются в процессе обучения той или иной деятельности.
Важным условием для развития творческих способностей являет - ся развитие именно творческой деятельности, а не обучение только тех - ническим навыкам и умениям. Для преодоления этого необходимо раз - вивать обусловленное возрастными особенностями развития личности подростка стремление к общению со сверстниками, направляя его на стремление к общению через результаты творчества. Какова же роль внеучебной деятельности в развитии творческих способностей подростков? Внеклассная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необ - ходимые условия для социализации личности. Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и об - ладает широкими возможностями воспитательного воздействия на под - ростка. Во-первых, разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей, ко - торые не всегда удаётся рассмотреть на уроке. Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обо - гащает личный опыт подростка, его знания о разнообразии человече - ской деятельности, он приобретает необходимые практические умения и навыки. В-третьих, разнообразная внеклассная работа способствует у де - тей интереса к различным видам деятельности, желания активно участ - вовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. В-четвёртых, в различных формах внеклассной работы дети так же учиться жить в коллективе, сотрудничать друг с другом. Таким образом, внеклассная работа является самостоятельной сферой воспитательной работы педагога, осуществляемой во взаимо - связи с воспитательной работой на уроке. Формы внеклассной работы - это не условия, в которых реализу - ется её содержание. Форм внеклассной работы огромнейшее количе - ство. Это многообразие создаёт сложности в их классификации, поэто - му единой классификации нет. Предложены классификации по объекту воздействия (индивидуальные, групповые, массовые формы) и по направлениям, задачам воспитания (эстетическое, физическое, нрав - ственное, умственное, трудовое, экологическое, экономическое). Выбирая форму внеклассной работы, следует оценить и воспита - тельное значение с позицией её цели, задачи, функции. Функции внеклассной работы. Цель и задачи внеклассной работы придают специфический характер функциям целостного педагогическо - го процесса - обучающей, воспитывающей и развивающей. Обучающая функция внеклассной работы заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении детей опре - делённым навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения.
Огромное значение во внеклассной работе имеет развивающая функция. Она заключается в развитии психических процессов школьни- ка. Развивающая функция воспитательной работы заключается также в развитии индивидуальных способностей школьников через включения их в соответствующую деятельность. Специфика содержания внеклассной работы характеризуется: во-первых, преобладанием эмоционального аспекта над информатив - ным (для эффективного воспитательного воздействия требуется об - ращение к чувствам ребёнка, его переживаниям, а не к разуму, вернее, к разуму через эмоции); во-вторых, в содержание внеклассной работы определяющее значение имеет практическая сторона знаний, т.е. содержание внеклассной рабо - ты направленно на совершенствование разнообразных умений и навы - ков. Во внеклассной работе совершенствуются учебные навыки ,отраба- тываются умения самостоятельной работы при поиске информации, ор - ганизации различных внеклассных дел (вечеров, викторин), коммуника - тивные умения сотрудничать (коллективный труд, КВН, спортивные игры). Познавательная деятельность детей во внеклассной работе пред - назначена для формирования у них познавательного интереса. Она яв - ляется продолжением учебной деятельности с использованием иных форм. Досуговая деятельность необходима для организации полно - ценного отдыха детей, создания положительных эмоций, теплой друже - ской атмосферы в коллективе, снятия нервного напряжения. Оздоровительно-спортивная деятельность детей во внеклассной работе необходима для их полноценного развития. Спортивно-оздоро - вительная деятельность осуществляется в экскурсиях на природу, в спортивных подвижных играх. Трудовая деятельность - отражает содержание различных видов труда; бытовую, ручную, общественную, полезную, обслуживающую. Творческая деятельность - предполагает развитие склонностей, интереса детей, раскрытие их творческого потенциала. Творческая дея - тельность отражается в таких формах, как концерты, конкурсы песни, чтецов, рисунков, театр, кружки по танцам, фольклору. На содержание внеклассной работы в школах оказывает влияние следу - ющие факторы, как традиции и особенности школы; особенности воз - раста, класса, индивидуальности детей; особенности самих педагогов, их интересы, склонности, установки. В школе учащиеся проводят одиннадцать лет своей жизни, и жаль, если это время теряется просто так. Ведь за такой период можно позна - комиться не только со знаниями, добытыми людьми, но, и это - главное, познать самого себя, определить свои склонности, возможности и способности, чтобы найти им наилучшее применение в дальнейшем. Каждый человек обладает какими-то способностями и каждый учащий -
ся в школе должен иметь свой шанс для того, чтобы изучать себя, свои способности: и тот, кто склонен к логическому мышлению, и тот, у кого умелые, чуткие руки, и тот, кто обладает чувством прекрасного и скло - нен к занятиям искусством. Однако жесткие рамки учебного времени существенно ограничивают инициативу и учащихся, и учителя. Широ - кие возможности для реализации своих способностей как для учащихся так и для учителей дает внеклассная работа. При ее организации веду - щими должны быть принципы свободы выбора учащимися занятий по интересам и обеспечения возможности развития творческих способно - стей каждому. Внеклассная работа приучает ученика к самостоятельности, вно - сит элементы исследовательской, творческой деятельности. Так же она помогает педагогу лучше узнать индивидуальные способности учащих - ся, выявить среди них наиболее одаренных, проявляющих интерес к определенной области знаний, направлять развитие этого интереса. Внеклассная работа развивает организаторские способности учителя, заставляет быть в курсе последних достижений в науке, дает возмож - ность проявления творческой инициативы. Принцип деятельностного подхода - один из важнейших в процес- се воспитания. Его суть в том, что только в деятельности развивается человек, в деятельности познает себя и окружающий мир, обретает жизненный опыт и нравственные ценности. В деятельности он учится защищаться и отстаивать свое человеческое достоинство, утверждает и реализует себя в обществе, учится чувствовать, переживать, радоваться жизни. В школе должны быть представлены все виды деятельности, а не только учебная, в которой не все дети могут быть одинаково успешны, но и спорт, физический труд и ремесла, художественное и техническое творчество, свободное общение. Ведь задача педагога - не развлечь уче - ника, а открыть в нем талант, показать ему, чего он стоит и развить его способности. Для учащихся нашей гимназии есть все условия для развития твор - ческих способностей. Мы, воспитатели и учителя гимназии, сами про - водим кружки и дополнительные занятия и ведем работу по привлече - нию учащихся к дополнительным занятиям, ведем строгий контроль по- сещаемости. В интернате воспитатели проводят занятия на различные темы (в группах или общие для всех воспитанников ), мероприятия («Вечер зна- комств», «Вечер ко Дню матери», «Вечер встречи с выпускниками ин - терната», «Зарница», «А ну-ка, девочки!», «Выпускной вечер в интерна- те», «Новогодний карнавал»), экологические субботники, занятия по вя - занию, разные конкурсы, где воспитанники интерната могут проявить и проявляют свои способности. Кроме этого в самой гимназии работают кружки: спортивные, тан - цевальный, фольклорный, пробы пера. Работает детско-юношеская
спортивная школа, где дети посещают кружки по плаванию, теннису, боксу. В Центральном доме творчества работают следующие кружки: «Вязание крючком и спицами», «Кукла+декор»,«Веселый художник»,«Чудесная мастерская» изделия из бисера, лепка, папье- маше) , «Музыкальный калейдоскоп» (русский фольклор), «English club» («Английский клуб», «Веселый английский»), «Самодел- кин»,«Юный конструктор»,«Танцевальный». Много учащихся дополнительно занимаются в Мраковской детской школе искусств(на отделениях хореографии, художественно- приклад- ном, фольклора, вокала). Результат – участие детей в районных, зональных, республиканских, дистанционных всероссийских конкурсах и занятие ими призовых мест.


Яндекс.Метрика