"Внеклассная работа в развитии творческих способностей учащихся"
Автор: Баймухаметова Эльвира Зиннатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Башкирская гимназия с. Мраково муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан
Населённый пункт: с.Мраково
Наименование материала: статья
Тема: "Внеклассная работа в развитии творческих способностей учащихся"
Описание:
В условиях социальных преобразований, происходящих в нашей стране, актуально формирование у учащихся творческого подхода, активной жизненной позиции.
Внеклассная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности, развития его творческих способностей. Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на подростка.
Внеклассная работа в развитии творческих способностей уча
-
щихся
В условиях социальных преобразований, происходящих в нашей
стране, бурного научно-технического прогресса становится особенно
актуально формирование у учащихся творческого подхода, активной
жизненной позиции.
Процесс развития творческих способностей актуален тем, что с од -
ной стороны их развитие является основополагающим фактором це
-
лостного гармоничного процесса развития самой личности человека, с
другой стороны, стимулирование творческих способностей подростков
предопределяет во многом весь ход дальнейшей самореализации чело
-
века.
Внеклассная работа может реализоваться в том случае, если уче
-
ник в процессе внеклассной деятельности будет расширять свой обще
-
образовательный кругозор, развивать свое мышление, память, чувства и
эмоции; если в процессе будут формироваться социально-ценностные
качества личности: мировоззрение, нравственные ценности и убежде
-
ния, черты характера.
Творческая деятельность учащихся дает возможности для прояв -
ления собственной индивидуальности. Непосредственное участие
школьников в внеклассной деятельности раскрывает большие перспек -
тивы в деле комплексного развития и формирования творческого потен -
циала личности, сделает их жизнь духовно богаче и многограннее.
Творческие способности - это индивидуальные особенности каче -
ства человека, которые определяют успешность выполнения им творче -
ской деятельности различного рода. Поэтому в одних и тех же условиях
разные учащиеся проявляют их по разному.
Творческие способности разделяются на учебные и собственно
творческие способности. Творческие способности- это те, которые
определяют процесс создания предметов духовной и материальной
культуры, производство новых идей, открытий и изобретений. Иными
словами творческие способности определяют процесс индивидуального
творчества в различных областях творческой деятельности. При этом
применительно к детям творчество определяется как форма деятельно -
сти человека, направленная на создание качественно новых для него
ценностей, имеющих общественное значение. Способности определяют
деятельность и развиваются в деятельности.
Сущность способностей не сводится к знаниям, умениям и навы -
кам. Но понятия знаний, умений, навыков и способностей взаимно обу -
словлены: с одной стороны способности являются предпосылкой овла
-
дения знаниями и умениями, а с другой - в процессе овладения умения -
ми и знаниями происходит развития способностей. Потому способно
-
сти развиваются в процессе обучения той или иной деятельности.
Важным условием для развития творческих способностей являет -
ся развитие именно творческой деятельности, а не обучение только тех -
ническим навыкам и умениям. Для преодоления этого необходимо раз
-
вивать обусловленное возрастными особенностями развития личности
подростка стремление к общению со сверстниками, направляя его на
стремление к общению через результаты творчества.
Какова же роль внеучебной деятельности в развитии творческих
способностей подростков?
Внеклассная работа - это организация педагогом различных видов
деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необ -
ходимые условия для социализации личности. Внеклассная работа
представляет собой совокупность различных видов деятельности и об
-
ладает широкими возможностями воспитательного воздействия на под -
ростка.
Во-первых, разнообразная внеучебная деятельность способствует
более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей, ко -
торые не всегда удаётся рассмотреть на уроке.
Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обо -
гащает личный опыт подростка, его знания о разнообразии человече
-
ской деятельности, он приобретает необходимые практические умения
и навыки.
В-третьих, разнообразная внеклассная работа способствует у де
-
тей интереса к различным видам деятельности, желания активно участ -
вовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности.
В-четвёртых, в различных формах внеклассной работы дети так же
учиться жить в коллективе, сотрудничать друг с другом.
Таким образом, внеклассная работа является самостоятельной
сферой воспитательной работы педагога, осуществляемой во взаимо
-
связи с воспитательной работой на уроке.
Формы внеклассной работы - это не условия, в которых реализу
-
ется её содержание. Форм внеклассной работы огромнейшее количе
-
ство. Это многообразие создаёт сложности в их классификации, поэто
-
му единой классификации нет. Предложены классификации по объекту
воздействия (индивидуальные, групповые, массовые формы) и по
направлениям, задачам воспитания (эстетическое, физическое, нрав
-
ственное, умственное, трудовое, экологическое, экономическое).
Выбирая форму внеклассной работы, следует оценить и воспита
-
тельное значение с позицией её цели, задачи, функции.
Функции внеклассной работы. Цель и задачи внеклассной работы
придают специфический характер функциям целостного педагогическо -
го процесса - обучающей, воспитывающей и развивающей. Обучающая
функция внеклассной работы заключается не в формировании системы
научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении детей опре
-
делённым навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения.
Огромное значение во внеклассной работе имеет развивающая
функция. Она заключается в развитии психических процессов школьни-
ка. Развивающая функция воспитательной работы заключается также в
развитии индивидуальных способностей школьников через включения
их в соответствующую деятельность.
Специфика содержания внеклассной работы характеризуется:
во-первых, преобладанием эмоционального аспекта над информатив
-
ным (для эффективного воспитательного воздействия требуется об
-
ращение к чувствам ребёнка, его переживаниям, а не к разуму, вернее, к
разуму через эмоции);
во-вторых, в содержание внеклассной работы определяющее значение
имеет практическая сторона знаний, т.е. содержание внеклассной рабо -
ты направленно на совершенствование разнообразных умений и навы -
ков. Во внеклассной работе совершенствуются учебные навыки ,отраба-
тываются умения самостоятельной работы при поиске информации, ор -
ганизации различных внеклассных дел (вечеров, викторин), коммуника -
тивные умения сотрудничать (коллективный труд, КВН, спортивные
игры).
Познавательная деятельность детей во внеклассной работе пред
-
назначена для формирования у них познавательного интереса. Она яв
-
ляется продолжением учебной деятельности с использованием иных
форм.
Досуговая деятельность необходима для организации полно
-
ценного отдыха детей, создания положительных эмоций, теплой друже -
ской атмосферы в коллективе, снятия нервного напряжения.
Оздоровительно-спортивная деятельность детей во внеклассной
работе необходима для их полноценного развития. Спортивно-оздоро
-
вительная деятельность осуществляется в экскурсиях на природу, в
спортивных подвижных играх.
Трудовая деятельность - отражает содержание различных видов
труда; бытовую, ручную, общественную, полезную, обслуживающую.
Творческая деятельность - предполагает развитие склонностей,
интереса детей, раскрытие их творческого потенциала. Творческая дея -
тельность отражается в таких формах, как концерты, конкурсы песни,
чтецов, рисунков, театр, кружки по танцам, фольклору.
На содержание внеклассной работы в школах оказывает влияние следу -
ющие факторы, как традиции и особенности школы; особенности воз
-
раста, класса, индивидуальности детей;
особенности самих педагогов,
их интересы, склонности, установки.
В школе учащиеся проводят одиннадцать лет своей жизни, и жаль,
если это время теряется просто так. Ведь за такой период можно позна -
комиться не только со знаниями, добытыми людьми, но, и это - главное,
познать самого себя, определить свои склонности, возможности и
способности, чтобы найти им наилучшее применение в дальнейшем.
Каждый человек обладает какими-то способностями и каждый учащий -
ся в школе должен иметь свой шанс для того, чтобы изучать себя, свои
способности: и тот, кто склонен к логическому мышлению, и тот, у кого
умелые, чуткие руки, и тот, кто обладает чувством прекрасного и скло
-
нен к занятиям искусством. Однако жесткие рамки учебного времени
существенно ограничивают инициативу и учащихся, и учителя. Широ
-
кие возможности для реализации своих способностей как для учащихся
так и для учителей дает внеклассная работа. При ее организации веду
-
щими должны быть принципы свободы выбора учащимися занятий по
интересам и обеспечения возможности развития творческих способно -
стей каждому.
Внеклассная работа приучает ученика к самостоятельности, вно
-
сит элементы исследовательской, творческой деятельности. Так же она
помогает педагогу лучше узнать индивидуальные способности учащих -
ся, выявить среди них наиболее одаренных, проявляющих интерес к
определенной области знаний, направлять развитие этого интереса.
Внеклассная работа развивает организаторские способности учителя,
заставляет быть в курсе последних достижений в науке, дает возмож
-
ность проявления творческой инициативы.
Принцип деятельностного подхода - один из важнейших в процес-
се воспитания. Его суть в том, что только в деятельности развивается
человек, в деятельности познает себя и окружающий мир, обретает
жизненный опыт и нравственные ценности. В деятельности он учится
защищаться и отстаивать свое человеческое достоинство, утверждает и
реализует себя в обществе, учится чувствовать, переживать, радоваться
жизни.
В школе должны быть представлены все виды деятельности, а не
только учебная, в которой не все дети могут быть одинаково успешны,
но и спорт, физический труд и ремесла, художественное и техническое
творчество, свободное общение. Ведь задача педагога - не развлечь уче -
ника, а открыть в нем талант, показать ему, чего он стоит и развить его
способности.
Для учащихся нашей гимназии есть все условия для развития твор -
ческих способностей. Мы, воспитатели и учителя гимназии, сами про
-
водим кружки и дополнительные занятия и ведем работу по привлече
-
нию учащихся к дополнительным занятиям, ведем строгий контроль по-
сещаемости.
В интернате воспитатели проводят занятия на различные темы (в
группах или общие для всех воспитанников ), мероприятия («Вечер зна-
комств», «Вечер ко Дню матери», «Вечер встречи с выпускниками ин
-
терната», «Зарница», «А ну-ка, девочки!», «Выпускной вечер в интерна-
те», «Новогодний карнавал»), экологические субботники, занятия по вя -
занию, разные конкурсы, где воспитанники интерната могут проявить и
проявляют свои способности.
Кроме этого в самой гимназии работают кружки: спортивные, тан
-
цевальный, фольклорный, пробы пера. Работает детско-юношеская
спортивная школа, где дети посещают кружки по плаванию, теннису,
боксу.
В Центральном доме творчества работают следующие кружки:
«Вязание
крючком и
спицами»,
«Кукла+декор»,«Веселый
художник»,«Чудесная мастерская» изделия из бисера, лепка, папье-
маше)
,
«Музыкальный калейдоскоп»
(русский фольклор),
«English club» («Английский клуб», «Веселый английский»), «Самодел-
кин»,«Юный конструктор»,«Танцевальный».
Много учащихся дополнительно занимаются в Мраковской детской
школе искусств(на отделениях хореографии, художественно-
приклад-
ном, фольклора, вокала).
Результат – участие детей в районных, зональных, республиканских,
дистанционных всероссийских конкурсах и занятие ими призовых
мест.