Напоминание

Экология русского языка

Автор: Щеголеватая Наталья Николаевна

Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: МБОУ СОШ №75

Населённый пункт: Челябинск

Наименование материала: исследовательская творческая работа

Тема: Экология русского языка

Описание:

Цель работы - исследовать уровень речевой культуры учеников нашей школы и выявить их отношение к литературным нормам. В процессе подготовки работы к лингвистическому исследованию были привлечены ученики восьмых классов. Ребята провели в своих классах анкетирование, обработали и проанализировали его результаты. Также был составлен словарь жаргонизмов, которые наиболее часто употребляются учениками нашего учебного заведения.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=3389

Опубликовано 23.03.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

1 ЮЖНО-УРАЛЬСКАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ "ШАГ В БУДУЩЕЕ - СОЗВЕЗДИЕ НТТМ" ---------------------------------------- ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ ЦЕНТР НТТМ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ XXI ВЕКА»
Экология

русского языка
Исследовательская (творческая) работа на Челябинский молодежный интеллектуальный форум "Шаг в будущее-Созвездие НТТМ" (секция 3.1 «Русский язык. Стилистика») Автор: Муксинова Анна г. Челябинск, МБОУ СОШ №75, класс 8 Научный руководитель: Щеголеватая Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 75 Челябинск - 2014
2 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ............................................. 3 Ошибка: источник перекрёстной ссылки не найден 1. ПОНЯТИЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ НОРМЫ. ВИДЫ НОРМ ... 4 Ошибка: источник перекрёст - ной ссылки не найден 2. ЖАРГОН, СЛЕНГ. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ . . . 6 Ошибка: источник перекрёстной ссылки не найден 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ШКОЛЬНОГО ЖАРГОНА9 Ошибка: источник перекрёстной ссылки не найден 4. ЦЕНЗУРА В СМИ…………………………………………………………………………...10 5. НАРУШЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ НОРМ В СМИ……………………………………….14 Заключение ........................................... 16 Ошибка: источник перекрёстной ссылки не найден Список использованной литературы . . 18 Ошибка: источник перекрёстной ссылки не найден Приложение А ...................................... 19 Ошибка: источник перекрёстной ссылки не найден Приложение Б………………………………………………………………………………… Ошибка: источник перекрёстной ссылки не найден Приложение В …………………………………………………………………………………26.
3 ВВЕДЕНИЕ Проблема чистоты русского языка на современном этапе развития нашего обще- ства давно перестала быть чисто лингвистической. Это одна из социальных проблем, по- скольку язык, на котором говорит народ, отражает уровень национального самосознания. Демократизация российского общества не могла не отразиться в языке. Речь на- ших соотечественников в последние десять-пятнадцать лет все менее подчиняется литера- турной норме и все более засоряется жаргонами. Особенно сильна эта тенденция в мо- лодёжной среде. Цель работы - исследовать уровень речевой культуры учеников нашей школы и выявить их отношение к литературным нормам. В процессе подготовки работы к лингви- стическому исследованию были привлечены ученики восьмых классов. Ребята провели в своих классах анкетирование, обработали и проанализировали его результаты. Также был составлен словарь жаргонизмов, которые наиболее часто употребляются учениками наше- го учебного заведения. Авторы разработки ставили перед собой следующие задачи:  изучить вопрос о литературных нормах русского языка,  изучить понятие жаргона, историю его возникновения, употребление жаргонизмов в устной речи и в СМИ;  изучить вопрос о цензуре в СМИ;  провести лингвистическое исследование, проанализировать его ре- зультаты, сделать выводы;  составить словарь школьного жаргона;  найти ошибки в речи ведущих телепрограмм. Для решения поставленных задач использовались следующие
методы
:  поиск информации,  анализ литературы и Интернет-источников,  сравнение, опрос и анкетирование учащихся, анализ и обобщение получен- ных в ходе исследования данных.
4 ПОНЯТИЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ НОРМЫ. ВИДЫ НОРМ Непременная составляющая национального самосознания человека – чувство гор- дости за родной язык, который воплощает в себе культурные и исторические традиции на- рода. Русский язык богат, велик и могуч. Это утверждение стало хрестоматийным и принимается без возражений. Но можно ли считать, что язык, созданный великими предками, его потенциал неистощимым? Можно ли утверждать, что сегодня речь большинства наших соотече- ственников отражает богатство и величие национального языка? Состояние современного русского языка (расшатывание традиционных литера- турных норм, стилистическое снижение устной и письменной речи, вульгаризация быто- вой сферы общения) давно вызывает беспокойство как специалистов-филологов, так и представителей других наук, всех тех, чья профессиональная деятельность связана с рече- вым общением. Снижение уровня речевой культуры разных слоёв русского общества, в том числе и интеллигенции, настолько очевидно и масштабно, что назрела необходимость в срочном решении этой проблемы. В данной работе авторами рассматривается лишь одна из сторон этой проблемы – употребление в речи жаргонных слов. Важнейший признак культуры речи – её правильность. Правильность речи опре- деляется соблюдением норм, свойственных литературному языку. С литературным языком тесно связано понятие культуры речи. Умение чётко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание сво- ей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи - своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и теле- видения, менеджеров, программистов, журналистов. Культурой речи важно владеть всем и в первую очередь тем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые разгово- ры, воспитывает, заботиться о здоровье, оказывает людям различные услуги.
5 Под культурой устной и письменной речи понимается владение нормами литера- турного языка, которые должны восприниматься его носителями в качестве «идеала», об- разца. Данное понятие тесно связано с использованием жаргона, что в свою очередь яв- ляется прямым и осознанным нарушением всех литературных норм. Литературная норма – это правила использования речевых средств в определен- ный период развития литературного языка, т. е. правила произношения, словоупотребле- ния, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых общественно – языковой практике. Это единообразное, об- разцовое, общепризнанное употребление элементов языка. Изменение литературных норм обусловлено постоянным развитием языка. То, что было нормой в прошлом столетии и даже пятнадцать-двадцать лет назад, сегодня может стать отклонением от нее. Историческая смена норм не зависит от воли и желания отдельных носителей языка. По свидетельству ученых, процесс изменения языковых норм особенно активизи- ровался в последние десятилетия. Грамматические нормы – это правила использования морфологических форм разных частей речи и синтаксических конструкций. Наиболее часты грамматические ошибки, связанные с употреблением рода имен существительных. Можно услышать неправильные словосочетания: железнодорожная рельса, французская шампунь, большой мозоль, заказной бандероль, лакированный ту- фель. Нарушение грамматических норм нередко связано с употреблением в речи предлогов. Не всегда учитывается различие в смысловых и стилистических оттенках меж- ду синонимическими конструкциями с предлогами «из-за» и «благодаря». К примеру: не пришёл на работу благодаря болезни. В данном случае правильнее сказать – из-за болез- ни. Лексические нормы – правила применения слов в речи. Эти нормы требуют осо- бого внимания. Слово должно использоваться в том значении (прямом или переносном), которое оно имеет и которое зафиксировано в словарях русского языка. Нарушение лекси- ческих норм приводит к искажению смысла высказывания.
6 Нарушение лексических норм порой связано с тем, что говорящие путают слова, близкие по звучанию, но различные по значению. Например, не всегда правильно упо- требляются глаголы «предоставить» и «представить». Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи. Орфоэпиче- ские ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи: внимание слушающего от- влекается различными неправильностями произношения, и высказывание во всей полноте и с достаточным вниманием не воспринимается. Акцентологические нормы – нормы, связанные с постановкой ударения. Развитие языка влияет на место ударения в слове, за которым следуют нормативные колебания. Синтаксические нормы – нормы, связанные со способом соединения слов и форм слов в словосочетаниях и предложениях, предложений в сложных предложениях, а также с самими предложениями и словосочетаниями, их типами, значениями, формами, условия- ми их употребления. Таким образом, литературная норма – это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка. Это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка. В русском литературном языке выделя- ют лексические, орфоэпические, грамматические нормы. Литературные нормы с течени- ем времени меняются. Сегодня в русском языке происходит снижение уровня речевой культуры, огруб- ление языка, повсеместное отступление от речевых норм. ЖАРГОН, СЛЕНГ. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ Часто говорят и пишут о молодёжном жаргоне. Вряд ли это явление можно на- звать жаргоном, так как оно не имеет социальных корней. Молодёжь, особенно под- ростки, в целях возрастного «самоутверждения» начинает употреблять слова и словечки, отличающиеся от общепринятой речевой нормы. В ход идут элементы разноплановой лек- сики: иностранные слова, профессионализмы, вульгаризмы, диалектизмы и в какой-то мере жаргонизмы. Применяются эти слова бездумно, неосознанно, смысл их весьма при- близителен, а происхождение чаще всего неизвестно для говорящего. Самые разные жаргоны имеют одну историю возникновения. Из толкового слова- ря Владимира Даля известно, что жаргон возник из языка коробейников-офеней. Отсюда и другое название жаргона – феня. Эти торговцы составляли отдельный класс. А так как у
7 них всегда были разные товары и деньги, на них частенько нападали разбойники. Офени и придумали своеобразный язык, который могли понимать только они сами. Этот язык стал называться арго. Существуют также предположение, что они возникли из почти вымер- шей нации – афинян. Этот народ, живущий теперь только в легендах, состоял из несколь- ких этнических групп, в том числе африканских и греческих. Этот шифрованный язык, передавался детям, внукам, правнукам. И так он простым людям понравился, что посте- пенно стал применяться нищими, конокрадами и просто разбойниками с большой дороги, против которых феня сначала и задумывалась. Но ею уже не только общались, но и шиф- ровали устную и письменную информацию, не желая разглашать тайные секреты. Жаргон проник в воровские шайки, побывал в кандалах на Колыме. Так появился воровской жар- гон. Более того, уже несколько лет, как в газетах пишут, что «вчера на Николиной горе в сауне был застрелен известный меценат Сеня Барыга». Более десяти лет по телевизору показывают сериалы про то, как хорошие парни «мочат» плохих парней, и не просто «мо- чат», а по специальному воровскому «своду законов», проще говоря, «по понятиям». Более десяти лет в разговорном языке существуют такие слова, как «пахан» или «стибзить». И только совсем недавно люди стали понимать, что блат – не мода, а болезнь, от которой если не избавишься, то погибнешь или заразишь других. Но это стало стилем, определенной манерой: манера носить кепку, надвинув на глаза, модная в воровской среде одежда, походка, жестикуляция, и наконец, татуировка, на которой красуется непонятная простым смертным аббревиатура. В начале века феня насчитывала около четырех тысяч слов и фраз. А сталинские репрессии подарили России соответствующие неологизмы. Лагерная политика создала це- лый мир, кусочки которого связывало звено – блатное арго. Отбывали срок, нередко ин- теллигентные, талантливые люди, признанные «врагами» народа. И отчасти благодаря им, создались неологизмы, которые до сих пор существуют в лексике «братанов», а некоторые вошли в нашу речь так, что мы не замечаем, что это воровской сленг: жулик, барыга и другие. Но многие из них - пассивный запас, а используется из них около четырехсот. Классики современности показывали жизнь за колючей проволокой так, что каж- дая фраза была пропитана емким арго (Довлатов, Солженицын, Высоцкий и др.). Их жар- гонизмы не отталкивают, а только еще больше увлекают читателя. Жаргонная лексика (от франц. jargon — наречие) — это социально ограниченная группа слов, находящаяся за пределами литературного языка, принадлежащая какому- либо жаргону. Жаргон — это совокупность особенностей разговорной речи людей,
8 объединённых общностью интересов, занятий, общественного положения и т. д. Жаргон может возникать в любом коллективе. Существует жаргон школьников, жаргон студентов, молодёжный и армейский жаргоны, жаргоны музыкантов и спортсме- нов, жаргон торговцев, жаргон уголовников и т. д. Так, к молодёжному жаргону относятся слова: «ботаник» — отличник, усердный ученик; «клёвый», «классный» — высшая сте- пень положительной оценки; «крутой», «круто» — выше всяких похвал, «напрягать» — утомлять, докучать и т. п. Причины возникновения жаргонных слов различны. Чаще всего жаргон возникает в результате стремления к специфической для данного коллектива речевой экспрессии, к выражению особого (ироничного, пренебрежительного, презрительного) отношения к жизни. Это своеобразная коллективная языковая игра, которая оканчивается с выходом человека из данного коллектива. Например, слова «шпора» (шпаргалка), «пара» (двойка), «физра» (физкультура), «природа» (природоведение), «содрать» (списать) активно упо- требляются в речи школьников (школьный жаргон), но не встречаются в речи взрослых людей, употреблявших эти слова ранее. В других случаях жаргон является средством языкового обособления, языковой конспирации. Такую разновидность жаргона называют арго (от фр. argot — замкнутый, недеятельный), а слова, входящие в его состав, — арготизмами. К этой категории относит- ся, например, жаргон асоциальных элементов, преступной среды. Используя жаргонную лексику в художественных произведениях, автор старается передать особенности жизни данного социального слоя, максимально точно отобразить действительность, заинтересовать читателя. Часто это оправдано жанром произведения (детективная литература, исторический роман). В последние годы в связи с активным развитием средств массовой информации стали довольно распространёнными многие жаргонные слова: «водила», «видак», «обуть», «челнок», «общага», «наколоть», «ящик», «наехать», «кинуть». Они употребляются и в речи людей, и в газетных и журнальных статьях. Слова «обуть», «челнок», «наколоть», «ящик», «наехать», «кинуть» употребляясь как жаргонные, имеют иное значение: обуть -обмануть (надурить), челнок — мелкий част- ный импортёр, наколоть — обмануть, ящик — телевизор, наехать — угрожать, кинуть — обмануть, оставить ни с чем. Молодёжный жаргон называют также сленгом. Сленг - сравнительно недавнее за- имствование из английского, обозначавшее первоначально исключительно язык молодёжи (сленг хиппи) или профессиональный жаргон какой-либо новой, активно развивающейся
9 сферы (бизнес-сленг, компьютерный сленг). В последнее время сочетаемость слова расширяется (медицинский сленг, армейский сленг), новый термин постепенно вытесняет слово «жаргон». Таким образом, жаргон возник как тайный язык торговцев-коробейников и ис- пользовался для передачи тайной информации. Жаргонная лексика (от франц. jargon — наречие) — это социально ограниченная группа слов, находящаяся за пределами литера- турного языка, принадлежащая какому-либо жаргону. Жаргон — это особенности разго- ворной речи людей, объединённых общностью интересов, занятий, общественного поло- жения и т. д. Жаргон может возникать в любой среде, в том числе и в молодежной. В по- следнее десятилетие жаргонные слова активно употребляются не только в повседневном общении людей, но и проникают в СМИ. ИССЛЕДОВАНИЕ ШКОЛЬНОГО ЖАРГОНА Нами проведен в 8 классах анкетный опрос, и его результаты показали, что большинство учеников употребляют в своей речи жаргонные слова, но относятся плохо к тому, чтобы родители, учителя, представители профессии, кондуктора употребляли в сво- ей речи жаргонизмы. Авторами данной работы был составлен словарь жаргонных слов, которые уче- ники употребляют в своей речи. На основании отельных словарей классов был составлен общий словарь жаргонных слов учеников 8 классов нашей школы. В результате получилось 31 слово. Из них самое часто употребляемое слово – «моришь», что значит «шутишь». Не- далеко ушли такие жаргонизмы, как: типа, тупишь, круто, офигеть, жесть, гонишь, заши- бись, клево, тусить и т. д. Многие ребята назвали такие слова, как: Отвали – отстань Завали – замолчи Блин – междометие, означающее недовольство Облом – разочарование Влом – лень Прикид – одежда Халява – Получение выгоды без особого труда.
10 Причиной употребления этих слов большинство учеников назвали раздражение и нервный срыв, и лишь 2 человека считают, что это просто модно. Больше половины учеников отрицательно относится к употреблению жаргониз- мов учителями, врачами, юристами и кондукторами, но не против услышать их в речи своих родителей. Что касается СМИ, ребята оценили употребление жаргонизмов в речи ведущих положительно, но только если это соответствует ситуации. Большинство учеников счита- ет, что подвергать литературной обработке речь радио- и телеведущих не стоит, а если и стоит, то не во всех программах. В какой-то мере употребление сленга стало лексической нормой в нашей речи. Благодаря этому мы лучше понимаем друг друга и в некоторых случаях упрощаем речь. ЦЕНЗУРА В СМИ

( По материалам статьи А.Сурова, стипендиата фонда Белля 1999 года) Революционный переворот, произошедший 25 октября (7 ноября) 1917 г., был неоднозначно встречен российской, и особенно столичной, общественностью. У новой власти сразу же возник ряд принципиальных противников. Еще до начала открытого во- оруженного противостояния велась ожесточенная идеологическая борьба между противо- борствующими сторонами. Главным полем битвы стала печать. Реакция новой власти на развивающиеся события не заставила себя долго ждать, и для осуществления широкой си- стемы мер по подавлению оппозиционной прессы были учреждены специальные органы, которые заложили основу политики, направленной на подавление свободы слова. В цензурной политике советского государства четко прослеживаются следующие направления: цензура средств массовой информации, контроль над издательским делом, содержанием фондов массовых библиотек, цензура репертуара зрелищных предприятий (театр, кинематограф, эстрада, цирк, рабочие и сельские клубы). Государственная полити- ка, направленная на ограничение свободы слова, раньше всего сформировалась в отноше- нии средств массовой информации. В печать не должна была попадать информация, не подлежавшая оглашению, но- сящая явно враждебный коммунистической партии и советской власти характер. На цензу- ру возлагалась функция изъятия из статей наиболее острых мест, фактов, цифр, характери-
11 стик, компрометирующих советскую власть, а также недопущение произведений, через ко- торые проводилась «враждебная идеология в основных вопросах (общественности, рели- гии, экономике, в национальном вопросе, области искусства и т.д.)». Ни в коем случае не разрешались бульварная пресса, «порнография» и недобросовестная реклама. Секретным циркуляром Главлита предлагалось «не допускать помещения в печати сообщений о само- убийствах и случаях умопомешательства на почве безработицы и голода». Ни к чему, по мнению власти, гражданам было знать что-либо о деятельности Соловецких концлагерей и о жизни в них (циркуляр Главлита от 13 мая 1926 г.), а также о случаях крушения поездов (циркуляр Главлита от 23 октября 1924 г.). Под весьма благовидным предлогом защиты психики несовершеннолетних правонарушителей, не допускалась публикация в местной прессе отчетов о заседаниях Комиссии по делам несовершеннолетних. В прессе не разре- шалось оглашать «сведения о забастовках, массовых антисоветских выступлениях, мани- фестациях, о беспорядках и волнениях в домах заключения и в концентрационных лагерях, кроме официальных сообщений органов власти». При освещении отдельных фактов кулац- ких выступлений нельзя было давать данные о массовых выступлениях кулачества против советской власти и партии, сводные данные о количестве террористических актов кулаче- ства, число убийств, число поджогов и др. Органы цензуры не должны были также пропус- кать в средства массовой информации рисунки и фотографии, изображающие сам процесс раскулачивания. Допускались лишь «рисунки и фотоснимки, изображающие использова- ние колхозами бывших кулацких средств производства и домов для целей колхозного строительства», что, по-видимому, должно было служить целям пропаганды коллективиза- ции. В 20-е гг. активно развивался еще один тип средств массовой информации – ра- дио. Главлит контролировал радио через систему уполномоченных в среде радиовеща- тельных организаций; на этих уполномоченных возлагалась задача предварительного контроля материала радиопередач для предотвращения разглашения военных и политико- экономических тайн. Функции предварительной цензуры были возложены на уполномоченных Главли- та при государственных и общественных издательствах, радиовещательных организациях, телеграфных агентствах, почтамтах и таможнях. Отметим, что число уполномоченных определялось Главлитом, назначались и смещались они им же, но содержались за счет тех организаций, при которых состояли. Таким образом, количество цензоров увеличилось. Отделу печати и издательств ЦК предлагалось в месячный срок направить в орга-
12 ны цензуры подготовленных работников. Подлежал пересмотру и комплектации состав цензоров центральных издательств и газет. Аналогичные меры предполагалось провести и на местах, а также организовать силами Отдела печати ЦК подготовку работников цензу- ры для местных органов печати. Более того, подготовкой цензоров должны были заняться и местные институты журналистики. 10 августа 1963 г. был образован Государственный комитет Совета Министров СССР по печати. В его состав было включено Главное управление по охране военных и государ- ственных тайн в печати при Совете Министров СССР. Концом эпохи советской цензуры стал 1991 г., когда было ликвидировано Главное управление охраны тайн в печати и СМИ при Совете Министров СССР. В настоящее время в России действует закон «О государственной тайне», подпи- санный президентом Б.Н.Ельциным 21 июля 1993 г. Согласно этому документу не подле- жат засекречиванию сведения:  о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих здоровью и без- опасности граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;  о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образова- ния, культуры, сельского хозяйства, а также об уровне преступности;  о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гра- жданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;  о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;  о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Россий- ской Федерации;  о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;  о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами. За засекречивание этих сведений виновные несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность. Подводя итог, отметим, что советская цензура была одним из элементов борьбы власти с инакомыслием.
13 Разумеется, этими ограничениями невозможно было заставить людей, оппозици- онно настроенных к власти, мыслить иначе, поэтому суть цензурной политики состояла в недопущении широкого распространения их идей. Цензура мешала обществу установить реальную картину политического, экономи- ческого и социального положения в стране. Цензурная политика исходила из одного про- стого постулата: руководство страны знает, что необходимо ее гражданам. Посредством цензуры власть стремилась манипулировать общественным мнением, держать его в опре- деленных рамках. Таким образом, вся общественная жизнь в советской России оказалась под контро- лем органов цензуры, что стало основой взаимоотношений власти и общества на протяже- нии многих десятилетий. Другой стороной жесткой цензурной политики была обязательная литературная правка всех выступлений, звучавших в эфире. Ведущие программ не имели права на ма- лейшее отступление от заранее заготовленного и отредактированного текста. Выверялась каждая фраза как на предмет содержания, так и на соответствие литературным нормам. Если ведущий программы позволял себе изменить текст выступления, то это было чревато большими служебными неприятностями: вызовом к руководству, выговором или более се- рьезными последствиями. Однако благодаря такому положению дел, с экранов телевизоров и в радиоэфире звучала правильная речь, не содержащая ошибок речь. Она была образцом для зрителей и слушателей всей страны. В наши дни все совсем по-другому. Уже давно ушли из СМИ подчеркнутая офи- циальность речи, сдержанность ведущих, скованность фраз. Современные журналисты об- щаются со зрителем и слушателем в свободной, непринужденной манере. В передачах звучит спонтанная речь, ведущие редко обращаются «к бумажке». Стиль общения в СМИ вполне соответствует духу времени. Мы разучились слепо чтить навязанных кумиров, стремимся к самовыражению, мыслим самостоятельно, не лю- бим узкие рамки предписаний и правил. Изменилась и наша речь. Она соответствует сти- лю нашего мышления. Однако, к сожалению, мы все меньше обращаем внимание на правильность под- бора слов, построения фраз, постановки ударений. Мы перестали замечать речевые ошиб- ки. Мы не даем себе труда следовать литературным нормам, а подчас и не знаем их. Не- правильность речи не режет слух, а воспринимается спокойно, как нечто само собой разу-
14 меющееся. Если еще в начале 90-х годов вся стана смеялась над ошибками М.С.- Горбачёва, то современным политикам все легко сходит с рук. Конечно, не отстают и СМИ. Ученикам 8 классов было дано задание отыскать и записать речевые ошибки ведущих различных программ. Нами была исследована проблема нарушения литературных норм в СМИ и отно- шение к этому ребят. Было проведено анкетирование среди восьмиклассников. Всего опрошено 45 человек. Вот результаты. На вопрос «Как вы оцениваете употребление жаргонных слов в СМИ?» подав- ляющая часть респондентов ответила: «В целом положительно, если это соответствует си- туации». На вопрос «Нужно ли подвергать речь ведущих литературной обработке?» большинство дает ответ: «Нужно, но не во всех программах: не надо в музыкальных и мо- лодёжных». К употреблению жаргонизмов в речи государственных деятелей и политиков мо- лодёжь тоже относится в целом положительно. Таким образом, мы видели, что СМИ активно поощряют употребление сленга не только в быту, но и в официальной обстановке. Современное молодое поколение осмыс- ливает сленг как необходимую часть родного языка, литературная же норма блёкнет и те- ряет значимость на фоне популяризации этого языкового пласта НАРУШЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ НОРМ В СМИ 1. «Двое милиционеров
крышевали
торговцев наркотиками в районе Теплотехниче- ского института.» (Ведущая информационной программы на телеканале «Восточ- ный экспресс» в выпуске новостей). – Нарушение стилистической нормы - упо- требление жаргонизма в официальной обстановке. Возможный вариант исправления: «Двое милиционеров
покрывали
торговцев наркотиками в районе Теплотехниче- ского института.» 2. Зимой мы
надевали
все
содержание своего шкафа
. (Виктория Дайнеко) - непра- вильное словоупотребление (смешение слов содержание – содержимое) Возможный вариант исправления: Зимой мы
надевали
все
содержимое своего шкафа
.
15 3. Этот сок очищает
печень, почки, мозги и зрение
. («Малахов +») – Неправильное построение однородного ряда. Возможный вариант исправления: Этот сок очищает
печень, почки, мозги и улучшает зрение
. 4.
Вывернув каждый себя на изнанку
, девушки финишировали. (Биатлон «Спорт» ТВ-36.) – Неправильное построение деепричастного оборота. Возможный вариант исправления:
Вывернувшись на изнанку
, девушки финишировали. 5. Он мрачнел на глазах и в какой-то момент
взорвался протянутой рукой
. (Ведущая программы «Решите за меня») – Нарушение лексической сочетаемости. Возможный вариант исправления: Он мрачнел на глазах и в какой-то момент
не выдержал и протянул руку
. 6. Серый цвет ее зажег – и лицо, и зубы стали какие-то другие. («Модный приговор») Возможный вариант исправления: Серый цвет изменил ее внешность – и лицо, и зубы стали какие-то другие. 7.
Предписано
то ли
свыше
, то ли сниже. (Артемий Троицкий-«Детали») – Разруше- ние фразеологизма. Возможный вариант исправления: То ли
предписано свыше
, то ли замечено снизу. 8. Мои стереотипы были сильно
пошатаны
. – Неправильное формообразование. Возможный вариант исправления: Мои стереотипы сильно
пошатнулись.
9. Я прошу прощения за свой голос.
Его сегодня не очень есть
. (Яна Чурикова) – Неправильное построение предложения. Возможный вариант исправления: Я прошу прощения за свой голос.
Его сегодня почти нет
. 10. Жители опасаются, что построенный
небоскрЯб
потянет все дома за собой. (Веду- щая- «24»,Рен ТВ) – неправильное образование слова. Вариант исправления: Небоскрёб 11. Китайский спортсмен не очень высокий, но сильно
мышцастый
. («Вести-спорт») - неправильное образование слова.
16 Возможный вариант исправления: Китайский спортсмен не очень высокий, но сильно
мускулистый.
12. Одевайся теплее, ты
работаешь под открытым воздухом
. (Ксения Собчак- «Дом-2») – неправильное построение словосочетания, ошибка в выборе падежа за- висимого существительного. Возможный вариант исправления: Одевайся теплее, ты
работаешь на открытом воздухе
. 13. Пиджаки и жакеты—одежда, которая
строжит
, придает вес. («Модный приго- вор») – неправильное образование слова. Возможный вариант исправления: Пиджаки и жакеты— одежда, которая делает внешность более строгой, придает вес. 14. Апельсиновый сок – он
аллергеноспособствующий
. (Антон Привольнов- «Контрольная закупка») – неправильное образование слова. Возможный вариант исправления: Апельсиновый сок
может способствовать развитию аллергии
. 15. Тебе дано
посмотреть на мир более широким глазом
. – Нарушение лексической сочетаемости. Возможный вариант исправления: 16. Тебе дано
посмотреть на мир более широким взглядом
. Таким образом, в СМИ происходит нарушение всех литературных норм, но чаще всего это лексические, синтаксические и словообразовательные нормы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
17 Авторами данной работы были изучены следующие теоретические вопросы: по- нятие литературной нормы, виды норм русского языка; понятие жаргона, история его возникновения, употребление жаргонизмов в устной речи и в СМИ; вопрос о цензуре в СМИ. Нами проведено лингвистическое исследование, проанализированы его результаты, сделать выводы; составлен словарь школьного жаргона; найдены примеры различных ошибки в речи ведущих телепрограмм. Литературная норма – это правила использования речевых средств в определен- ный период развития литературного языка. Это единообразное, образцовое, общепризнан- ное употребление элементов языка. В русском литературном языке выделяют лексиче- ские, орфоэпические, грамматические нормы. Литературные нормы с течением времени меняются. Сегодня в русском языке происходит снижение уровня речевой культуры, огруб- ление языка, повсеместное отступление от речевых норм. Наиболее сильным отклонением от литературной нормы является жаргон. Жаргон — это особенности разговорной речи людей, объединённых общностью интересов, заня- тий, общественного положения и т. д. Жаргон может возникать в любой среде, в том чис- ле и в молодежной. В последнее десятилетие жаргонные слова активно употребляются не только в повседневном общении людей, но и проникают в СМИ. Жаргон широко распространен в речи учеников нашей школы. Его использую, потому что это модно, упрощает язык и облегчает понимание. Большинству учеников не нравится, когда жаргонизмы употребляют взрослые: учителя, врачи, юристы и кондукто- ры. Но их не смущают жаргонизмы в речи родителей, а также в молодежных телепрограм- мах. В Советском Союзе существовала жесткая цензура для СМИ. Другой стороной жесткой цензурной политики была обязательная литературная правка всех выступлений, звучавших в эфире. Благодаря этому, с экранов телевизоров и в радиоэфире звучала пра- вильная речь, не содержащая ошибок речь. Она была образцом для зрителей и слушателей всей страны. В современных российских СМИ стиль общения журналистов и ведущих с аудиторией совсем иной: непринужденный, свободный. Однако правильность и чистота речи заметно снизилась. В речи реле- и радиоведущих, а также в публичных высказыва- ния чиновников, государственных деятелей появилось множество речевых ошибок. СМИ активно поощряют употребление сленга не только в быту, но и в официаль- ной обстановке. Современное молодое поколение осмысливает сленг как необходимую
18 часть родного языка, литературная же норма блёкнет и теряет значимость на фоне популя- ризации этого языкового пласта
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

19
1.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Словарь современного русского языка. – М.: ООО «Издательство ЭЛПИС», 2003 г.
2.
Голуб И. Б. Риторика. Учебное пособие. - М.: «ЭКСМО», 2005 г.
3.
Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для ВУЗов. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2004 г.
4.
Ващенко Е. Д. Русский язык и культура речи. СПО. – Ростов – на – Дону: «Фе- никс», 2002 г.
Приложение А
Словарь школьных жаргонных слов
Жаргонное слово

Значение
Амбал человек плотного телосложения, высокого ро- ста
20 Бабки, деньги Бабло деньги Базар очень шумное место Базарить говорить Балабасы деньги Баранка руль Беспонтово плохо; некрасиво Блин чёрт Борзой наглый Ботан и ботаник очень умный человек среди своего круга Бук ноутбук Быдла хам В натуре правда Валенок глупый, не понимающий человек Валить идти Геймер профессиональный игрок в компьютерные игры Глюк непредвиденные ошибки в программе или не- корректная работа оборудования Гонишь врёшь Дать по рогам ударить Даун умственно отсталый человек Децл маленько Дятел не понимающий человек Жесть ужас Зависнуть притормозить работу Загон, загоняться задуматься, отвлечься Замутить придумать, задумать Заначка спрятанная вещь Заниматься фигней, катать вату ничего не делать Заткнуться замолчать Зашибись очень здорово, хорошо Инет Интернет Кадрить привлекать внимание противоположного пола Копец всё, конец Кимарить привлечь, вздремнуть
Клава
клавиатура Клево здорово, хорошо Компутер, комп, машина компьютер Кореш приятель
21 Корка шутка Кранты случится что-то плохое Круто хорошо Лажовый плохой Ламер плохой игрок в компьютерные игры Легавый сотрудник правоохранительных органов, ми- лиционер Лечить врать Лишка избыток Локалка локальная сеть Лузер неудачник Маза тема Молорик молодец Моник монитор Морить шутить Мэйло письмо, переданное с помощью компьютера Наколка рисунок на теле Не прёт не хочется Очуметь быть в состоянии аффекта ОК хорошо Олень человек, который не знает, что его обманули Осади успокойся Отрываться расслабляться, развлекаться Отсекайся отстань Отстегнуть дать Отстой плохо Офигеть Возмущение, либо знак восхищения Пентюх, пень Pentium Покедова прощание Прифф приветствие Пятаки деньги Реально серьёзно Редиска плохой человек Респект уважение Ролевик ролевая игра Рулят управляют Сбросить перезагрузить Смайл смешная рожица Смайлик смешная рожица, представляющая собой по- следовательность знаков
22 Снофф пожелание спокойной ночи, приятных снови- дений Споки пожелание спокойной ночи Сто пудов точно Стратегия стратегическая игра Стучать жаловаться Те тебе Типа как будто Тормоз долго думающий человек Тормозит крайне медленная работа программы или компьютера Троить и буксовать вредничать Троить глупость говорить Труба телефон Тупить недопонимать Тусить проводить время Угарать смеяться Угарно смешно Утюг мелкий спекулянт Фигня то, на что можно не обращать внимание Фиолетово безразлично Фраер, кент друг, приятель Хавать кушать Хай приветствие Халява за чей-либо счет, но не за свой Хибара, хутор дом Чайник неопытный Чатиться общаться через Internet Чернуха клевета
Чесать, гнить
врать, обманывать Чефирнуть выпить чаю Чешки обувь Чмоки целую (употребляется при прощании) Чувак человек Шарага учебное заведение, техникум Шмотки вещи Юзер пользователь Ящик телевизор
23
Приложение Б

Анкета №1

1. Употребляете ли Вы жаргонные слова в своей речи?
А) да, всегда; Б) да, но только в некоторых ситуациях; В) никогда.
2. По какой причине Вы употребляете жаргонные слова в своей речи?
А) раздражение; Б) привычка; В) нервный срыв; Г) модно.
24
3. Как Вы относитесь к тому, чтобы жаргонизмы в своей речи употребляли:

- ваши родители;

- учителя;

- врачи;

- представители вашей профессии (той, которую вы получаете в колледже);

- кондуктора
А) хорошо; Б) плохо; В) нейтрально.
Анкета №2

1.

Как Вы оцениваете употребление жаргонных слов в СМИ?
А) положительно, т.к. это делает речь более эмоциональной и выразительной; Б) в целом, положительно, если это соответствует ситуации; В) отрицательно, т.к. жаргон засоряет речь; Г) безразлично, не замечаю его.
2.

Нужно ли подвергать литературной обработке речь теле- и радиоведущих?
А) да, во всех передачах; Б) да, но не во всех программах: не надо в музыкальных и молодёжных; В) нет, не надо; Г) затрудняюсь ответить.
25
3. Как Вы относитесь к тому, что политики и государственные деятели употребляют

жаргонизмы в официальной речи?
А) положительно; Б) в целом, положительно, но не всегда; В) всегда отрицательно; Г) безразлично.

Приложение В




Яндекс.Метрика