Использование интерактивных технологий на уроках обществознания.
В настоящее время идет процесс информатизации в области образования, который
предполагает интенсивное внедрение и применение новых информационных
технологий, использование всех средств коммуникаций, способствующих
формированию интеллектуально развитой творческой личности, хорошо
ориентирующейся в информационном пространстве, готовой к саморазвитию и
применению этих знаний в будущей профессиональной деятельности.
Для человека живущего в рамках современной цивилизации характерно стремление
к визуальному восприятию информации. Данное культурное явление приводит к
тому, что в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает
над текстовым. Предмет обществознание не является исключением. Применение в
процессе обучения мультимедийных технологий, способствует частичному
решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе
мультимедиа, оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают
процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным,
«погрузить» ученика в обстановку какой-либо ситуации, создать иллюзию
соприсутствия, сопереживания, содействуют становлению объемных и ярких
представлений по теме.
1
Одной из форм применение информационно-компьютерной технологии на уроках
обществознания является использование интерактивной доски. Урок становится
более динамичным, а большой экран позволяет работать всем вместе.
2
Наличие интерактивной доски даёт учителю ряд преимуществ:
* можно полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на
экран доски презентацию, репродукции картин, картинки, схемы, создавать и
перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные
моменты цветными пометками, работать с любыми компьютерными программами
(например, разгадывать всем классом кроссворд, выполненный в программе Exсel,
вписывая ответы в клетки прямо на экране);
1
Доманский Е. Информационное общество и образование: мифология и реальность. М., 2008. С. 13.
2
Морева Н.А. Современная технология учебного занятия.М., 2007. С. 21.
* всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и
пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в
том числе и виде видеозаписи;
* работая на доске электронным маркером как мышью, можно быстро и наглядно
показать тот или иной прием работы сразу всему классу (например, сопоставление,
соотнесение и др.);
* благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу,
обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание
и запоминание материала. Включенные в состав программного обеспечения
интерактивной доски различные спецэффекты позволяют акцентировать внимание
учеников на наиболее существенных фрагментах урока;
* при подготовке к уроку не обязательно использовать интерактивную доску,
достаточно иметь на компьютере то же самое программное обеспечение, что и для
интерактивной доски. Это позволяет готовить и подбирать нужные материалы к уроку
на любом компьютере (например, домашнем);
* можно применять свои ранее созданные презентации, без каких - либо изменений
или переработать их с использованием возможностей интерактивной доски,
сохранив изменения в данном программном обеспечении.
3
Применение компьютерных программ в преподавании обществознания позволяет
организовать индивидуальную работу, используя дифференцированный подход в
обучении, работу в группах, самостоятельную работу учащихся.
4
Существует двоякая трактовка понятия информационной технологии: как способ и
средство сбора, обработки и передачи информации и как совокупность знаний о
средствах работы с информационными ресурсами.
5
В каком-то смысле все педагогические технологии являются информационными, так
как учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией
между учителем и учеником. Но в современном понимании информационная
3
Васильева О.П. Применение информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. М., 2008. С. 64.
4
Высоцкий И.Р. Компьютер в образовании. М., 2000. С. 4.
5
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., 2005. С. 43.
технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные
способы, программные и технические средства для работы с информацией.
6
Информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи
информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
7
Компьютерная технология на уроках обществознания может осуществляться в
следующих вариантах:
- как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения при
изучении отдельных тем, разделов);
- как «основная», определяющая наиболее значимые из используемых в данной
технологии частей;
- как «монотехнология», когда все обучение, все управление, включая виды
диагностик, мониторинг, опираются на применение компьютера.
8
При использовании информационных технологий в процессе обучения повышается
мотивация учения, стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает
эффективность самостоятельной работы, тем самым повышается уровень
обученности по предмету.
Модернизация образования, углубление и усложнение содержания исторического
образования в общеобразовательной школе настоятельно требуют от нас, учителей-
практиков, применения инновационных методов работы: активных,
нестандартных, развивающих вовлеченность учеников в процесс обучения и
увлеченность им.
9
В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года
выдвинуты новые социальные требования к системе образования, которые должны
подготовить современных, образованных, предприимчивых молодых людей,
способных самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора,
отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивным потенциалом.
10
Данные требования нашли свое отражение в государственных стандартах,
6
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии ув системе образования. М., 2009. С. 11.
7
Новиков С.П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе. М., 2005. С. 9.
8
Высоцкий И.Р. Компьютер в образовании. М., 2000. С. 8.
9
Демичев Н.В. Педагогические технологии: понятие, сущность, основные подходы. М., 1998. С. 54.
10
1bg-prestige.narod
позволяющих отслеживать уровень подготовленности выпускников средней школы
через компетентностный подход. Он включает в себя фундаментальные и
практические знания о важнейших сферах социальной жизни и основных видах
деятельности людей; о возможности достижения успеха в том или ином виде
деятельности, ценностные ориентиры деятельности; умения и навыки,
позволяющие осуществлять типичные виды деятельности.
В ее реализации главную роль играет, прежде всего, такой предмет как
обществознание, позволяющий учащимся:
- овладеть системой учебной деятельности, призванной развить аналитические
навыки школьников, умения использовать характерные для исторической науки
методы познания, в результате чего происходит формирование исторического
мышления;
- освоить разнообразные методы поиска и анализа информации, навыки свободной
ориентации в современном информационном пространстве;
- развить коммуникативную культуру, помочь стать толерантным, способным к
пониманию и признанию других мнений и точек зрения;
- определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности;
- овладеть системой жизненных ценностей, социальными нормами, способами
деятельности, которые необходимы любому гражданину в его отношениях с
другими людьми, институтами гражданского общества, государством.
11
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и
эффективным является интерактивный метод в обучении, позволяющий развить у
ребенка способность творчески критически мыслить, активизировать его роль в
учебном процессе, превратить его в субъект жизнедеятельности. Активизировать
ученика как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять
барьеры, препятствующие коммуникации, позволяют такие интерактивные методы
обучения: групповое обучение, проблемное обучение, «Развитие критического
мышления через чтение и письмо» и обучение с использованием информационно-
коммуникационных технологий (электронный учебник, репетитор, электронная
энциклопедия, авторские мультимедийные учебные пособия).
12
11
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 2004. С. 74.
12
Высоцкий И.Р. Компьютер в образовании. М., 2000. С. 87.
Учение становится учебной деятельностью только тогда, когда школьник
овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения. К сожалению, на
уроках обществознания пока преобладают два основных источника информации -
учитель и учебник, что представляется явно недостаточным в условиях
современного быстро меняющегося мира. Поэтому необходимо расширять кругозор
школьников, научить их ориентироваться в современных общественных проблемах
(определять эти проблемы, анализировать ситуации и события), выполнять
необходимые действия по поиску материалов, формулировки своего мнения, а
также оценивать свои действия индивидуальные и в группе (рефлексия, распре-
деление ответственности, выявление ошибок и успехов).
Немаловажная роль отводится и позиции учителя. Учащиеся должны ощущать его
открытость в общении, веру в способности каждого ученика, доверие, умение
увидеть ситуацию глазами школьника, поставить себя на его место, сопереживать и
сочувствовать. Р. Берне в книге «Развитие Я -концепции и воспитание» сформу-
лировал следующие основные принципы работы учителя, стремящегося добиться
эффективного взаимодействия со своими учащимися:
1. С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен
демонстрировать детям свое полное к ним доверие.
2. Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач,
стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности.
3. Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к
учению.
4. Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к
которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в ре-
шении той или иной задачи.
5. Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого учащегося.
6. Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой
группы и принимать его.
7. Он должен быть активным участником группового взаимодействия.
8. Он должен открыто выражать в группе свои чувства.
9. Он должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и
переживания каждого.
10. Наконец, он должен хорошо знать самого себя.
13
Что представляют собой формы интерактивного обучения на уроках
обществознания?
В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало
форм групповой работы для обучения праву. Наиболее известные из них – “большой
круг”, “вертушка”, “аквариум”, “мозговой штурм”,
“дебаты”.
14
Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-
либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные
представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того,
обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими. Так, например,
нет смысла в групповом обсуждении вопроса о том, каким должно быть наказание
за хищение или какой должна быть ставка налога. Важно, чтобы уровень
обсуждаемой проблемы позволял перейти от узко экономических (правовых,
политических и пр.) вопросов к широкой постановке проблемы.
При работе с учениками 6-8 классов уместнее начинать с наиболее простых форм
групповой работы (“вертушка”, “большой круг”, “аквариум”). Ценное в этих формах
в том, что они позволяют ребенку не только выразить свое мнение, взгляд и оценку,
но и, услышав аргументы партнера по игре, подчас отказаться от своей точки зрения
или существенно изменить ее. В обществоведческом образовании это особенно
актуально, ибо вопросы культурологии, политики, права всегда неоднозначны и
требуют от человека не только логического мышления, но и толерантности,
уважения к чужому мнению.
15
Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное
– оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению
эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу,
поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих
товарищей.
16
13
Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 1994. С. 201.
14
Морева Н.А. Современная технология учебного занятия. М., 2007. С. 11.
15
Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула, 2002.С. 5.
16
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998. С. 220.
Использование интерактива в процессе урока, как показывает практика, снимает
нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности,
переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.
Важным является и тот факт, что в полноценном обучении участники
взаимодействуют и с физическим, и с социальным окружением, и с изучаемым
содержанием.
17
И все три вида активности взаимосвязаны, разнообразны и в
обязательном порядке присутствуют на занятии:
- физическая – меняют рабочее место, пересаживаются; говорят (единство речевой
и мыслительной деятельности по А.Г. Ривину, В.К. Дьяченко), пишут, слушают,
рисуют и т.д.
- социальная – задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями и
т.д.
- познавательная – вносят дополнения и поправки в изложение учителя, сами
находят решение проблем, выступают как один из источников профессионального
опыта и т.д.
18
Усилена практическая направленность обществоведческого образования через
его ориентацию на формирование базовых социальных компетентностей. Это нашло
отражение в обновленных формулировках целевого блока стандарта, которые
ориентируют на применение полученных знаний и умений, а также в новой
структуре требований к выпускникам, где указаны практические умения, которыми
должны овладеть все учащиеся. Независимо от избранного профиля, выпускник
школы должен достичь определенного уровня компетентности:
в семейно-бытовой сфере (вести себя сообразно нравственным и правовым
нормам, активно участвовать в жизни семьи и решении её проблем);
в сфере трудовой деятельности (быть способным самостоятельно заключать и
добросовестно исполнять трудовой договор, соблюдать правила трудовой
17
Волкова М.В. Формирование личности школьников на основе интеграции педагогических технологий:теоретико-
методологический аспект. Казань, 2006. С. 22.
18
Там же. С. 22.
дисциплины, разумно пользоваться льготами для работников, совмещающих
работу с учебой);
в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных
отношениях (поступать в соответствии с нравственными и правовыми
нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими
институтами гражданского общества);
в сфере отношений в многонациональном и поликонфессиональном обществе
(проявлять толерантность, конструктивно взаимодействовать с людьми
различных национальностей и вероисповеданий);
в сфере массовой коммуникации (быть способным находить, критически
воспринимать необходимую социальную информацию и рекламу,
передаваемую по каналам СМИ);
в сфере познавательной деятельности (способности адекватно понимать
общественно-научные термины в контексте; знать базовые понятия
социально-гуманитарных наук; самостоятельно получать информацию из
философских, научных, публицистических, статистических, правовых и иных
текстов, использовать ресурсы Интернета).
19
Названные компетенции являются необходимой частью гражданской культуры,
приобщение к которой является одной из главных задач обществоведческого
образования.
Практическая направленность воплощена в ориентации обществоведческого
образования на подготовку к сознательному выполнению типичных социальных
ролей (семьянина, труженика, собственника, потребителя, гражданина,
учащегося).
20
Интерактивные методы на уроках обществознания требуют как большой подготовки
самого учителя: информация, раздаточный материал, оборудование урока, так и
подготовки учащихся, их готовности сотрудничать, подчиняться правилам,
предложенным учителем. В процессе учебной деятельности происходит раскрытие
способностей, развивается самостоятельность и способность к самоорганизации,
умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, то есть
19
Высоцкий И.Р. Компьютер в образовании. М., 2000. С. 110.
20
Ваисова Л.М. Информационные технологии в проектной деятельности по истории и обществознанию. М., 2007. С.
4.
ребенок не только получает систему знаний, но и набор ключевых компетентностей
в образовательной сфере и в коммуникационной. Такие методы обучения очень
эффективны, поскольку они способствуют высокой степени мотивации,
максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие
возможности для творчества, самореализации учащихся. Налицо более прочное
усвоение материала, так как учащиеся добывают знания самостоятельно,
сознательно, переживая каждый шаг обучения.
21
Именно интерактивные
методы позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои способности. У ребят
повышается самооценка, уверенность в себе. Очень важно воспитание
взаимоуважения, терпимости к мнениям и поступкам окружающих людей. Высоко
ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с
людьми, договариваться, находить компромиссы, работать в команде.
22
21
Доманский Е. Информационное общество и образование: мифология и реальность. М., 2008. С. 44.
22
Волкова М.В. Формирование личности школьников на основе интеграции педагогических технологий: теоретико-
методологический аспект. Казань, 2006. С. 3.