Напоминание

"Инновационный опыт работы в области специального образования" "Развитие внимания умственно отсталых обучающихся на уроках математики"

Автор: Идиатулина Ирина Васильевна

Должность: учитель математики

Учебное заведение: ГКОУ СО "Богдановичская школа-интернат"

Населённый пункт: г.Богданович

Наименование материала: статья

Тема: "Инновационный опыт работы в области специального образования" "Развитие внимания умственно отсталых обучающихся на уроках математики"

Описание:

"Инновационный опыт работы в области специального образования" "Развитие внимания умственно отсталых обучающихся на уроках математики"

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=3451

Опубликовано 27.03.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Идиатулина И.В. учитель-математики

ГКОУ СО «Богдановичская школа-интернат».

«Инновационный опыт работы в области специального образования»

«Развитие внимания умственно отсталых обучающихся на уроках

математики»
Методика коррекционно-педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать школьника с ОВЗ к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным гражданином и тружеником. Поэтому осуществление принципа коррекции в обучении заключается: в формировании умений самостоятельно ориентироваться в требованиях к выполнению задания, анализировать условия и планировать свою деятельность, привлекая для этого имеющиеся знания и опыт, делая выводы о качестве выполненной работы. Общая коррекционно-развивающая работа со всеми обучающимися заключается в коррегировании дефектов мышления, в развитии познавательной деятельности, всех психических функций, социально-бытовых и коммуникативных навыков. Математика в коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. Уроки математики играют большую роль в системе реабилитационных мероприятий, направленных на решение основных задач школы VIII вида: -формирование доступных обучающимся математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов; -максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка на различных этапах обучения; -воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умение принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе. 1
Математическое образование в основной специальной (коррекционной) школе VIII вида складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика, геометрия. Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления.
Особенности развития произвольного внимания умственно отсталых

обучающихся.
Особенностям внимания у детей с умственной отсталостью посвящен ряд исследований таких авторов, как Л.С. Выготский, А.Н. Граборов, И.М.Соловьев, С.Я.Рубинштейн, И.Л.Баскакова, Е.З. Безрукова и другие. В прошлом веке отклонения в развитии внимания некоторые дефектологи оценивали как сущность умственной отсталости. Например, Ж.Солье был одним из первых, кто пытался построить психологию на недостатке внимания. У всякого умственно отсталого ребенка, считал Ж.Солье, вообще затруднено и ослаблено внимание, и в этом и заключается сама сущность умственной отсталости. У одних умственно отсталых детей произвольного внимания совсем нет, у других произвольное внимание проявляется или редко, периодами, или легко вызывается, но не цепко, или действует только автоматически. Подобный взгляд на специфику умственной отсталости является односторонним и неоднократно критиковался еще современниками Солье. И.Л.Баскакова отмечает, что при умственной отсталости внимание детей почти не бывает нормальным, оно либо быстро ослабевает (при глубокой идиатии его вообще 2
нельзя возбудить), либо оно отвлекаемо, что его нельзя концентрировать. По мнению автора, произвольное целенаправленное внимание у умственно отсталых обучающихся, всегда более или менее нарушено, оно трудно привлекается, плохо фиксируется, легко рассеивается. Внимание при умственной отсталости нарушено, отмечает О.С.Фрейеров, так что некоторые дети часто не в состоянии концентрировать внимание, такие дети быстро отвлекаемы, чрезмерно непоседливы, реагируют на каждый шум, слово. Другие, наоборот, внешне сосредоточены выполняя самые простые действия, совершенно не реагируют на все происходящее вокруг, однако продуктивность остается на низком уровне, так как речь идет о внешнем выражении внимания, в то время в действительности психические процессы у таких детей не концентрируются в нужном направлении. У таких детей преобладает непроизвольное внимание. Дефекты внимания умственно отсталых младших школьников обнаруживаются сравнительно быстро при выполнении любого даже не сложного задания. Объем их внимания очень мал, и оно не устойчиво. Как правило, все формы произвольного внимания недоразвиты. При умственной отсталости страдают произвольное и непроизвольное внимание. Л.С. Выготский видел в недоразвитии внимания результат недостаточной дифференциации личности умственно отсталых. Г.Я.Трошин отмечал адинамичность внимания – сложность привлечения внимания к нужным объектам. Внимание умственно отсталого плохо фиксируется, даже если привлечено к определенному объекту, ребенок слабо сосредотачивается на нем. Многие авторы (А.Н. Гроборов, И.М. Соловьев, С.В.Лиепинь и другие) отмечают, что внимание такого ребенка не достигает высокой концентрации. Трудность концентрации отражается на времени, которое требует продолжительной умственной деятельности. Повышенную отвлекаемость умственно отсталых обучающихся у возбудимых детей, для них свойственны подвижность, назойливость, двигательная расторможенность. Это приводит к невозможности выполнения задания. С.Я. Рубинштейн отмечает, что основным источником нарушения внимания является колебание психической активности, являющейся проявлением летучих, 3
кратковременных фазовых состояний в коре головного мозга. Это обуславливает истощаемость процессов, которые могут наступить сразу после небольшого умственного напряжения. Это падение и колебание тонуса психической активности может иметь место у каждого ребенка с ослабленной нервной системой. У многих умственно отсталых школьников колебания тонуса психической активности возникают очень часто. А.Н.Лурия отмечает, что у умственно отсталых детей наблюдаются большие дефекты внимания. Эти дети не могут длительно сосредотачивать внимание на выполнении заданий, они с большим трудом понимают словесные инструкции, и не могут не отвлекаясь выполнять работу. Даже незначительный шум отвлекает внимание детей, и очень трудно заново привлечь их к работе. Данные об особенностях внимания детей с умственной отсталостью позволяют положительно прогнозировать работу по коррекции внимания. Проанализировав особенности развития умственно отсталых обучающихся, можно сделать вывод: 1. Особенности внимания детей зависят от формы нарушения, 2. У умственно отсталых обучающихся наблюдается снижение показателей свойств внимания: - трудности переключения, распределения внимания, -снижение объёма, устойчивости и концентрации внимания, - трудности сосредоточения на выполняемом задании
Работая над проблемой развития внимания и повышения качества знаний

обучающихся на уроках математики , я убедилась в том, что значительные

педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся.
В своей практике я использую, следующие современные образовательные технологии:  дифференцированный подход к обучающимся. Способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей. Разно уровневые задания облегчают организацию занятия. Работая дифференцированно с обучающимися, заметно, что их внимание не падает на уроке, т.к. 4
каждому дается посильное задание, «сильные» обучающиеся не скучают, т.к. всегда им дается задача, над которой надо думать. В это время у меня появляется возможность для индивидуальной работы со «слабыми» обучающимися, что приводит к учебному успеху, и повышает уровень мотивации. На уроке предусмотрена работа не только в групповой форме, но и в индивидуальной. Индивидуальный подход предполагает одинаково уважительное отношение как к сильным обучающимся, в которых нужно вложить максимум знаний, развить умения мыслить, так и к «слабым» обучающимся , которым, безусловно, надо дать обязательный уровень знаний. Я на уроке даю задание каждому ученику в соответствии с его способностями. Групповая форма обучения дает заметный эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Ребята, объединившись в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать неизбежные сложности общения, которые глубоко переживают все подростки. «Сильные» обучающиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных одноклассников, а те, в свою очередь, стараются показать себя в группе с лучшей стороны  На организационном этапе урока использую методику Е. Кузнецовой, стихотворная форма способствует позитивному настрою обучающихся на урок. Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем запоминаем. Ни минутки не теряем.  На уроках использую игровые технологии. В играх развиваются такие качества, как готовность к сотрудничеству, взаимопомощь, способность к решению проблем, коммуникативность, интерес к самостоятельной деятельности и другие. Использование игровых технологий обеспечивает достижение эмоционального и рационального единства в обучении. Включение в урок игры делает его более интересным, создает у обучающихся, хорошее настроение. 5
При закреплении изученного материала использую игру, «Найди ошибку» это дает возможность обучающимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изученную тему, предлагать пути исправления ошибки. ПРИМЕР ИГРЫ:
Что перепутал Незнайка?
Цель. Повторение таблицы умножения, формирование умения сравнивать числовые выражения. Оснащение. Изображение Незнайки и записанные на доске верные и неверные неравенства. Содержание. Учащимся предстоит проверить правильность постановки знаков в неравенствах в домашнем задании Незнайки. Учитель поочерёдно указывает на неравенство, учащиеся проверяют правильность выполнения задания. Нашедший ошибку, выходит к доске и исправляет её, доказывая свою правоту объяснением.
Игра: «Очень длинный пример»,
(можно применять при изучении любой темы). На доске написаны примеры. Каждый ученик из команды подбегает к доске по очереди, решает один пример и передаёт эстафету следующему. Кто быстрее и правильнее решит весь пример?  Так же, в своей работе я применяю информационно-компьютерные технологии (ИКТ) Для повышения познавательного интереса учащихся к занятиям. Цель – активное воздействие на умственное развитие школьников, развитие и коррекция математических знаний умений и навыков. Содержание занятий не дублирует материал уроков, а обеспечивает коррекцию познавательной деятельности на основе математического материала. Использования ИКТ на занятиях в специальной (коррекционной) школе необходима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ- помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации. В своей деятельности я использую презентации, тренажеры, тесты. Сейчас вашему вниманию я хотела бы предоставить тренажер таблицы умножения.
Тренажеры
применяю для отработки таблицы сложения, вычитания, умножения, деления.
Тесты
для проверки и контроля усвоения материала и диагностики уровня знаний, умений, навыков. 6

Тренажеры и тесты используются в индивидуальной форме, для групповой

формы обучения в большей степени подходят презентации.
 Для Физкультминутки для учащихся также использую компьютер. На экране монитора появляются схематичное изображения человечка в разных гимнастических позах. Дети должны осознать положение своего тела и под весёлую музыку выполнить показанные движения (развитие пространственных представлений) (сейчас я вам продемонстрирую)
Когда-то Галилео Галилей сказал: «Вы не в состоянии научить человека

чему-либо. Вы можете лишь помочь ему обнаружить это внутри себя». Поэтому в

процессе обучения я стараюсь сформировать

доступные обучающимся

математические знания и умения, их практического применения в повседневной

жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных

предметов.
7


Яндекс.Метрика