Напоминание

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

Автор: Степина Любовь Николаевна

Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: филиал МБОУ Токаревской СОШ №1 в с. Полетаево

Населённый пункт: с. Полетаево, Тамбовская

Наименование материала: статья

Тема: Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

Описание:

В статье рассказывается о необходимости в современное время воспитывать творческую личность и о приемах работы.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=3500

Опубликовано 30.03.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Филиал МБОУ Токаревской СОШ №1 в с. Полетаево
Развитие творческих способностей учащихся на

уроках

русского языка, литературы и во внеурочной

деятельности
(из опыта работы) Степина Любовь Николаевна, учитель русского языка и литературы 2016

Чтобы быть хорошим учителем,

надо любить то, что ты преподаёшь,

и любить тех, кому ты это преподаёшь
В.Ключевский Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда. В настоящее время внимание к проблеме развития творческих способностей школьников усиливается во многих странах мира, потому что в современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Задача учителя, как мне кажется, состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка, то есть раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной личности – первостепенная задача современной школы. И школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к современной жизни. Сегодня очень важно, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий. Вечно изобретать, требовать, совершенствоваться - это единственно правильный курс учителя. Задатки творческих способностей, на мой взгляд, присущи любому ребенку. Нужно только суметь раскрыть и развить их. Главной задачей, которую должен решить учитель в своей деятельности и которую решаю я, было и остается развитие творческих способностей учащихся. Каждому педагогу хочется, чтобы на его уроках царила атмосфера творчества,
духовной раскрепощенности, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать, опираться на интуицию, строить ассоциативные связи… Творчество (или креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского

языка, литературы и во внеурочной деятельности»
- это та тема, над которой я работаю уже не первый год. Тема не нова, но она
актуальна
в любое время, потому что перспективы развития школьного курса русского языка, литературы связывают, прежде всего, с идеей речевого развития учащихся, их творческих способностей и мыследеятельности.
Идея
моего опыта такова: пробудить потребность обучающихся к творчеству, развить их творческие способности, которые будут способствовать успешности в учебной и в дальнейшем в трудовой деятельности. К созданию системы работы по развитию творческих способностей, направленной на раскрытие личности ребенка, подтолкнули те проблемы и противоречия, с которыми сталкиваются в настоящее время и ученики, и учителя на уроках русского языка и литературы.
Выделяются творческие способности двух типов:

актуальные
(те, которые могут проявиться в какой-либо определенный момент, когда ребенок может что-то придумать, нарисовать, сочинить или принять оригинальное решение проблемы) ;
потенциальные
(те, которые заложены природой в личностном потенциале ребенка и которые до определенного времени не раскрыты). Моя задача – помочь учащимся актуализировать способности, развить их творческий потенциал. Я сформулировала для себя следующие правила:  служить примером для подражания: творческие способности развиваются не тогда, когда я говорю детям о необходимости их развития, а тогда, когда я умею развивать их сама и показываю это ребятам в нашем общении;  поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям: творческим личностям свойственно сомневаться в решениях, принимаемых другими людьми. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения;  разрешать делать ошибки: когда детей ругают за ошибки, они в результате боятся их делать, и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо, не создают что-то новое, свое. Я не ругаю за неправильный ответ, за то, что кто-то не так понял материал, избегаю критики, резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят;
 поощрять разумный поиск: креативность гораздо легче встретить у маленьких, чем у старшеклассников, она не изнашивается с возрастом, а подавляется учениками, учителями. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, я помогаю раскрыть их творческий потенциал. Если ученик пошел на разумный риск, выражая свое мнение, я поощряю его, даже если не удовлетворена результатом работы;  включать в программу обучения разделы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие способности, проводить проверку усвоения материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность применить и продемонстрировать их творческий потенциал. Предлагаю ребятам вообразить себя в роли персонажа и попросить рассказать о себе, написать другую концовку рассказа и т.д. Вопросы, задания содержат такие формулировки: - представьте, что…; - сочините…; - изобретите…; - предложите гипотезу…; - порассуждайте... Я убеждена, что для творчества необходимо наличие 6 источников:  интеллектуальных способностей;  знаний;  личностных характеристик;  мотивации;  окружения;  стилей мышления. Уроки русского языка и литературы, пожалуй, как никакие другие, открывают возможности для развития творческих способностей и не секрет, что для различных учащихся характерна различная степень творческой активности. Есть несколько уровней (по Е.В.Коротаевой):
Нулевой уровень
. Учащимся не свойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в творческую работу, ожидая привычного давления со стороны учителя. Занимаясь с этой группой ребят, не забываю о том, что они медленно включаются в работу: творческая активность возрастает постепенно. Не предлагаю им заданий, требующих быстрого перехода от одного вида деятельности к другому. Иногда разрешаю таким учащимся выполнять лишь часть творческого задания. Деятельность учителя в классе с преобладанием учащихся нулевого уровня направлена на создание особой эмоциональной атмосферы уроков, настраивающей на включение школьников в учебный процесс. Тогда рождается цепочка: состояние комфортности, открытости, отсутствие страха, чувство уверенности, ожидание встречи с данным педагогом, ожидание уроков, которые ведет
учитель. Так создаются предпосылки для перехода на более высокий уровень развития творческой активности.
Относительно-активный уровень
творческой активности. Для учащихся этого уровня характерна заинтересованность только в определенной творческой ситуации, связанной с интересной темой (содержанием) урока или необычными приемами. Таким образом, включение в деятельность связано с эмоциональной привлекательностью, но не подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями. Такие ученики с желанием приступают к выполнению творческого задания, но при затруднении теряют к нему интерес. Эпизодически они могут удивлять меня быстрым правильным ответом, но это не становится системой. В этой ситуации «удержать» внимание учащихся помогут вопросы, которые задают сами дети. Можно ввести правило: в конце урока ученики должны задавать не менее 5 вопросов по теме урока. Это несложное задание помогает школьникам вычленять главное и «включаться» в тему на протяжении всего урока.
Исполнительно - активный уровень
. Ребят этой группы характеризует умение соподчинять эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия определенной учебной цели. Они достаточно осознают учебную задачу, с желанием включаются в творческую деятельность, зачастую предлагают оригинальные пути решения и работают преимущественно сами. В эту группу входят и те, кто мыслит озарениями. Эти учащиеся начинают скучать, если задание простое, постепенно привыкают ограничивать себя рамками и отвыкают искать нестандартные решения. Вот почему проблема активизации творческой деятельности таких учащихся достаточно актуальна. Можно применять все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации. На ребят этого уровня, например, можно возложить роль «наблюдателей», которые следят за темпом урока, или роль «мудрецов», которые подводят итог занятию.
Творческий уровень
. Ребята этого уровня умеют и любят работать творчески, без давления со стороны учителя. Удовлетворение получают не от достижения цели, а от самого процесса. Их активность не нуждается в стимулирующих приемах. Моя задача - вовлечь в творческую деятельность не только учащихся 4 группы, а помочь всем ученикам открыть в себе способности, о которых они раньше и не подозревали. Все приемы должны быть направлены на развитие у ребят самой потребности в творческой деятельности, стремления к
самореализации через различные виды деятельности. При этом в своей работе я использую элементы технологий: личностно-ориентированного обучения, здоровьесбережения, проблемного обучения, игровые. Я опираюсь на идеи межличностного общения Ш. Амонашвили, опыта учителя-новатора Ильина Е.Н.. Я считаю, что каждый ребенок от природы наделен разнообразными творческими способностями, для этого на уроках стараюсь создать условия для их проявления и развития, стимулирую их интерес к самостоятельной творческой деятельности. Основным стимулом к учебе должен стать интерес и любознательность, желание познать самого себя. Чтобы воспитать творческую личность, способную реализовать себя, выработать литературный вкус, сформировать умение работать с художественным текстом и вызвать устойчивый интерес к своему предмету, использую нестандартные формы уроков, такие, как урок - исследование, урок - размышление, урок - путешествие, урок - творчество, урок - открытие, урок- турнир (викторина, конкурс), урок - литературная гостиная, интегрированный урок и т.д. Особое место на уроке отвожу игровым технологиям. Использование на уроках этой технологии пробуждает интерес к предмету, способствует коммуникативной активности, развивает творческие способности. На уроках литературы я использую игры различного типа, а жанр произведения, конкретное содержание, целевые установки урока помогают избрать форму игры. Некоторые игры помогают дать первоначальное понятие о строении произведения: это игра с деформированным текстом и игра с рассыпанными иллюстрациями. Используя набор иллюстраций, даю такое задание: рассказать эпизод, изображенный на иллюстрации; вспомнить произведение, подобрать рассыпанные иллюстрации в такой последовательности, чтобы восстановить содержание. На уроках литературы провожу и КВН, и литературные викторины, конкурсы, аукционы и т.д. Задачи моих уроков - побудить интерес к чтению. Содержание любой игры определяется особенностями произведения. Так, изучение произведения, в котором встречается много новых слов, начинаю со словарной игры, " на лучшего толкователя слов" или сама даю толкование новых слов, а учащиеся отгадывают слово. Обогащению словарного запаса способствует изучение темы в 7-м классе " Пословицы и поговорки". Самое главное для меня здесь - научить понимать образность пословиц и поговорок, научить применять их в речи. Часто даю задание составить небольшой текст к данной пословице или поговорке. При изучении данной темы провожу такие игры: "Подскажи словечко", "Закончи пословицу", "Отгадай пословицу по данному слову", "Составь пословицу из рассыпанных слов" и т.д. На своих уроках я практикую групповую работу. В группы учащиеся объединены с разным уровнем знаний: и сильные, и слабые. И задания им даю разной сложности, чтобы в группе работал каждый ученик. Эти группы
на одних уроках занимаются поиском, на других они исследователи, на третьих - критики. Именно на таких уроках у детей развиваются творческие способности, ребята учатся высказывать свое мнение, общаются друг с другом и критически относятся к самому себе. Развитию творческих способностей детей способствуют уроки подготовки к написанию сочинения. Сочинение является для ученика доступным средством самовыражения. Вот почему так важно для меня, чтобы сочинение носило творческий характер. Учащиеся легко ориентируются в разных жанрах сочинения. Им особенно интересны сочинения-рассуждения, сочинения-эссе, сочинения - рекламы. Чтобы этот вид работы действительно заинтересовал детей, я нахожу хорошие формулировки тем сочинения. Продумываю её так, чтобы мой ученик, работая над ней, мог выразить своё мнение, личное отношение к проблеме. И почти всегда ребята в своих сочинениях делятся впечатлениями, переживаниями. Ценность детского сочинения определяю по тому, насколько в нем нашлись отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений. На мой взгляд, яркую эмоциональную окраску носят сочинения-миниатюры. Такие творческие работы, занимающие не более десяти минут на уроке, очень нравятся ребятам, развивают их речевые умения. Самое важное, что в таких сочинениях можно увидеть непосредственную реакцию детей на то, о чём они пишут. А во внеурочной деятельности по литературе одна из эффективных форм - литературные гостиные. Каждый ребёнок - это чудо! В детях таится неиссякаемый потенциал фантазии и творчества. Для меня важно, чтобы каждый мог проявить себя и как исполнитель, и как организатор. Поэтому я очень люблю эту форму внеклассной работы, при подготовке к которой развиваются способности, формирующие организаторские навыки, стимулируются творчество и инициатива, укрепляются межличностные связи, создаются благоприятные условия для дружного коллектива. Моя главная задача - раскрыть в полной мере таланты и способности ребят, вселить уверенность свои силы. Подготовка к литературной гостиной начинается задолго до выступления: ищем с ребятами нужный материал, продумываем оформление, готовим костюмы, составляем сценарий и подбираем музыку, распределяем роли. А затем репетиции, репетиции, в ходе которых много спорим, иногда что-то меняем. Мои ребята выступают перед сверстниками. Последняя литературная гостиная была посвящена творчеству М.Ю. Лермонтова. Некоторые ученики сами "пробуют перо". Их стихи, заметки, исследования получаются довольно удачными. Мы участвовали в муниципальном конкурсе для одаренных детей « Звездочки Тамбовщины» (Шишкина Олеся заняла третье место, Степина Анастасия – участник), в региональных конкурсах с исследовательскими работами «Малые грани творчества» (Шишкина Олеся – диплом призера, Степина – сертификат участника), «Путь в науку» (Шишкина Олеся и Степина Анастасия – сертификаты участников) .
Участие в проведении предметных недель, участие в олимпиадах позволяют моим ребятам реализовать свои творческие способности. Например, в Международной олимпиаде по русскому языку «Наш родной язык – русский» Степина Анастасия и Проваткина Ольга заняли первые места, в первой Всероссийской дистанционной олимпиаде «Увлекательный русский язык» Шишкина Олеся и Степина Анастасия – 3 место, в олимпиаде, проводимой ООО «Центр довузовской подготовки» Предметная олимпиада» Пятерочка» «Весна» 2016 , Степина Анастасия и Проваткина Ольга – 2 место, Шишкина Олеся – 3 место, Татыркина Наталья и Каширина Софья – участники, во Всесоюзной олимпиаде по русскому языку «Пишем без ошибок», которую проводил Всероссийский электронный методический журнал «Познание», Попова Ксения заняла первое место
,
в Online Test Pad Шишкина Олеся получила сертификат победителя, в Международной олимпиаде по литературе «Литературный гений» Шишкина Олеся заняла первое место. Урок и внеурочная деятельность - многогранный кристалл, в котором отражается вся система взаимодействия учителя и ученика. Когда я вижу одарённость наших детей, когда стремлюсь развивать творческие способности, то начинается процесс сотворчества, который открывает новые перспективы и для меня, как педагога. Активно провожу внеклассную работу по предмету. Совместно с другими учителями участвую в проведении недели русского языка и литературы в школе, в рамках которой проходят конкурсы стихов, различные мероприятия. Традиционными для меня стали интеллектуальные игры, т.к. они развивают и тренируют:  логическое мышление, эрудицию, интеллект, речевую культуру, словарный запас;  интуицию, умение работать в команде;  комбинаторное и ассоциативное мышление. В результате систематической работы на уроках литературы и во внеурочной деятельности, а так же самостоятельной работы учащихся учебная и творческая деятельность моих учеников активизировалась. Заметно повысилось качество их знаний. За последние 3 года показатели качества по родной литературе были: Мои ребята занимаются самообразованием по предмету. Учащиеся с отличающимися способностями занимаются дополнительно, причем по собственной инициативе: пишут доклады, сообщения, готовят к урокам
новые материалы, используя внепрограммные источники. Таким детям на уроках даю задания повышенной трудности. Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию. А благодарные, восторженные взгляды учеников – настоящая награда за труд. Очень хочется, чтобы мои ученики умели радоваться и сопереживать, дружить и верить в свои силы, всегда выбирая верные жизненные решения:
Достучаться до каждого сердца

Тех, кого ты решился учить,

И откроется тайная дверца

К душам тех, кого смог полюбить!
(Марк Львовский) Моя работа строится на трех китах: 
Любовь к детям.

Со-дружество, со-творчество.

Удивляясь - удивляй, увлекаясь - увлекай.
Мои педагогические аксиомы просты: 
Если я хочу, чтобы ребенок любил мой предмет, я сама

должна любить то, что преподаю, и тех, кому преподаю.

Если я хочу, чтобы ребенок любил учиться, я должна

работать с ним в содружестве.

Если я хочу, чтобы ребенок проявлял инициативу, я должна

его увлечь.

Мой девиз – три П: ПОНИМАНИЕ, ПОМОЩЬ, ПОДДЕРЖКА!!!
Работать нужно всегда с полной отдачей, не жалея сил, времени, выходных, отпуска. Даже ложась спать, думаешь: а сколько ещё не сделано
Используемая литература
1. Крылова М. Н. Способы поддержания интереса к содержанию учебного материала на занятиях по морфологии русского языка // Перспективы науки и образования, 2013. – № 4. – С. 251–263. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федеральный закон Рос. Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897-ФЗ. [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации [Сайт]. – URL: минобрнаукидокументы/543.
3. Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. – М.: Академия, 1999. – 144 с. 4. Альтшуллер Г. С. Найти идею: введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач. – М.: Альпина Паблишерз, 2012. – 401 с. 5. Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Современные научные исследования. Выпуск 1. – Концепт. – 2013. – № 1. – 6. Утёмов В. В. Адаптированные методы научного творчества в обучении математике // Концепт: научно-методический электронный журнал. – 2012. – № 7 (июль). – ART 12095. – 0,5 п. л. – URL: – Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. – ISSN 2304-120X. 7. Крылова М.Н. Способы мотивации учебной деятельности студентов вуза // Перспективы науки и образования, 2013. – № 3. – С. 86–95.


Яндекс.Метрика