Напоминание

"Масштаб"

Автор: Бирюкова Анна Николаевна

Должность: учитель

Учебное заведение: МБОУ СОШ № 2

Населённый пункт: г. Миллерово, Ростовская область

Наименование материала: методическая разработка

Тема: "Масштаб"

Описание:

Цели урока: • Повторить понятия "отношение", "пропорция", "отношение расстояний"; • Ввести понятие "масштаб"; • формировать у учащихся практические умения и навыки, связанные с математическими вычислениями при решении текстовых задач; • способствовать развитию умения делать выводы • Развивать познавательный интерес учащихся • Воспитывать любовь к родному краю.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=3519

Опубликовано 01.04.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Тема:
Масштаб
Цели урока:  Повторить понятия «отношение», «пропорция», «отношение расстояний»;  Ввести понятие «масштаб»;  формировать у учащихся практические умения и навыки, связанные с математическими вычислениями при решении текстовых задач;  способствовать развитию умения делать выводы  Развивать познавательный интерес учащихся  Воспитывать любовь к родному краю. Задачи:

расширить знания о масштабе, придать им практическую направленность Оборудование: компьютер, проектор, таблицы, карта Ростовской области, карта мира, линейка. Ход урока
I.

Вступительное слово учителя.
Сегодня мы продолжим изучение темы «Пропорции». Рассмотрим их применение в одной из областей жизни. Докажем, какое важное практическое применение имеет материал сегодняшнего урока. Итак, начнем с повторения пройденного.
II.

Решение устных упражнений.

1.
Что называется отношением? (
Частное двух чисел
.)
2.
Что показывает отношение? (
Во сколько раз одно число больше другого, если делят

большее число на меньшее, или какую часть одно число составляет от другого, если делят

меньшее число на большее.)

3.
Каково основное условие составления отношений?
(Отношение величин находят, если они выражены в одних единицах измерения).
Чтобы вы не забывали о последнем факте, приведу пример с математическим клоуном. Клоун решил найти отношение массы мышки к массе слона. Мышка весит 50 граммов, а слон – 5 тонн. «Составим отношение 50 : 5», - сказал клоун. – «Мышка в 10 раз тяжелее слона». Прав ли клоун? Ответ: Нет, не прав. Ведь клоун использовал величины, выраженные в разных измерениях. Надо делать так: 5 т = 5 000 000 г ; 50 : 5 000 000 = 1 : 100 000.
4.
Найдите отношение чисел 8 и 2; 1 и 10; величин: 2см и 4см; 3см и 6 м; 5см и 4,5км. (Слайд №3)
5.
Во сколько раз число 8,4 больше числа 4,2? (Слайд №4)
III.

Изучение нового материала
Географическая карта – один из важнейших документов человеческой культуры. Большие территории, государства или части света, изображаются на географических картах. Каждая извилина на карте, каждый штрих – результат огромного многолетнего труда землепроходцев, отважных путешественников и исследователей. Посмотрите на карту России - нашей Родины. Чтобы вам удобнее было работать. Откройте атласы. Найдите столицу нашей родины – Москву и главный город
нашей области – Ростов-на-Дону. Давайте найдем расстояние от Москвы до Ростова – на - Дону (используя линейку). Какое расстояние у вас получилось? (4,8 см). Скажите, а в действительности это такое же расстояние? Нет. Какое расстояние от Москвы до Ростова – на - Дону в действительности мы вычислим чуть позже. На карте участки земной поверхности изображаются в уменьшенном виде. Например, расстояние в 1 километр на карте – это отрезок в 1 сантиметр. Во сколько раз отрезок на карте меньше расстояния на местности? (Слайд №6) Мы нашли отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего расстояния на местности эта величина называется масштабом.
Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на

местности называют масштабом карты.

Масштаб показывает, во сколько раз расстояние на плане меньше чем

расстояние на местности.
(Слайд №7) Запись в тетрадях: (Слайд №8) Обратите внимание на запись масштаба. Масштаб 1 : 100000 называется
численным.

IV.

Закрепление нового понятия
Длина отрезка на карте 3 см. Масштаб карты М 1:1 000 000. Найдите длину на местности. 3 см на карте х см на местности 1 см 1 000 000 см Решение. 1000000 1 3 х  , км м см х 30 30000 3000000 1 3 1000000     . Ответ: 30 км. Длина отрезка на местности 4,5 км М 1:100 000. Найдите длину отрезка карте. х см на карте 4,5 км на местности 1 см 100 000 см Решение. 1 100000 450000 х  , см х 5 , 4 100000 1 450000    . Ответ: 4,5 см.
Задача.
Длина отрезка на местности равна 240м, а длина соответствующего ему отрезка на карте равна 2,4см. Найдите масштаб карты. (Слайд №10) На карте 2,4 см На местности 240м = 24000см Масштаб (М) ? Согласно определению масштаб этой карты равен отношению 2,4см к 240м. 2,4:2402,4:240001:1000 сммсмсм  На карте 1см На местности 1км = 100000см Масштаб 1 : 100000 111 . 1100000100000 смсм раз кмсм éù  êú ëû
Ответ: 1 : 1000
Физминутка
(проводит физорг) Из-за парт мы выйдем дружно, Но шуметь совсем не нужно. Встали прямо, ноги вместе, Поворот кругом на месте. Хлопнем пару раз в ладошки И потопаем немножко. А теперь представим, детки, Будто руки наши- ветки. Покачаем ими дружно, Словно ветер дует южный. Ветер дует нам в лицо И качает деревцо. Деревцо все выше, выше, А ребята тише, тише. Ветер стих. Вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно. Подравнялись, тихо сели И на доску посмотрели
V.

Практическое задание (

по группам

)
По карте Ростовской области найдите: 1-я группа – расстояние от нашего города до станицы Вешенская, родины М.А. Шолохова; (Ответ 125 км- 4,7 см) 2-я группа – расстояние от нашего города до областного центра – города Ростов-на- Дону (Ответ: 195 км (на карте 7,4 см)) Посмотрите, как задан масштаб на карте Ростовской области: 1см – 26,5км. Это
именованный
масштаб. А теперь вернемся к задаче о расстоянии От Москвы до Ростова –на - Дону. Вы измерили расстояние на карте мира от Москвы до Ростова –на - Дону. Вычислите, какое расстояние от Москвы до Ростова –на - Дону в действительности. (Ответ:960 км) На карте 4,8 см На местности х км Масштаб 1 : 200 Отношение 4,8 : х записываем, проговариваем вслух определение масштаба. Можно приравнять два отношения. 4,8 : х = 1 : 200 км х 960 1 200 8 , 4    Ответ: 960 км. (Слайд № 11) Посмотрите на карту. Это не простая карта, а топографическая. Она дает полное представление о характере местности. Эту карту берут, если нужно построить мост, провести железную дорогу, проложить трассу газопровода. Ею пользуются люди
многих профессий. На этой карте масштаб задан по иному, чем на предыдущих картах. Это
линейный
масштаб. (Фрагмент карты Миллеровского района показываю при помощи компьютера и проектора). (Слайд № 12) На этом уроке мы познакомились только с одной областью применения масштаба, а именно, при изображении участков земли на карте. На практике приходится выполнять изображения очень крупных деталей (Слайд№13, 14) (например, машины, деталей самолета, корабля) и очень маленьких (модель атома, деталей часового механизма и др.). Поэтому, при вычерчивании, изображения больших деталей уменьшают, а маленьких – увеличивают. Для этого тоже применяют масштаб. Об этом подробнее будете говорить на уроках черчения.
VI.

Подведение итогов. Рефлексия.
 Что нового вы узнали сегодня?  На какие вопросы получили ответы?  Какие новые вопросы появились?  Какие виды заданий вызвали затруднения?  Какие моменты урока вас обрадовали или огорчили? Я надеюсь, сегодняшний урок помог вам открыть неизвестное в известном ранее понятии “масштаб”. Об умном человеке говорят: “масштабно мыслит”. Будем этому учиться! (Слайд №15)
VII.

Задание на дом
(Слайд №16) П. 23, № № 842, 844, Благодарю за урок. (Слайд №17)


Яндекс.Метрика