"Пути оптимизации вокальной работы на уроках музыки"
Автор: Лляховицкая Ирина Эдуардовна
Должность: преподаватель музыки, музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№2" дошкольные группы
Населённый пункт: г. Югорск ХМАО-Югра Тюменская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Пути оптимизации вокальной работы на уроках музыки"
Описание:
О школьный уроке музыки, призванным способствовать укреплению фундамента музыкальной культуры народа, развитию традиционных направлений национального музицирования.
Пути оптимизации вокальной работы на уроках музыки
Во все времена педагоги стремились искать пути
совершенствования воспитания подрастающего поколения,
наиболее эффективные пути социализации детей и
молодежи. При решении этих задач на каждом историческом
этапе возникали определенные трудности. В условиях
современной России основные трудности состоят в том, что
отсутствует единая государственная система воспитания. В
связи с дефицитом финансирования сужаются возможности
ребенка в самореализации в организационных видах
досуговой деятельности. Основным противоречием
музыкального развития современной молодежи является
противоречие между отмечаемым разными исследователями
сохраняющимся на протяжении последних десятилетий
высоким интересом к музыке в молодежной среде и
недостаточной эффективностью контактов с музыкой для
личностного развития многих детей и подростков.
Школьный урок музыки призван способствовать
укреплению фундамента музыкальной культуры народа,
развитию традиционных направлений национального
музицирования. В течение тысячелетий музыкальная
культура России основывалась на хоровом исполнительстве,
однако с середины XX века замечательные традиции
русского певческого искусства стали уходить из школьной
практики, хотя известна неоценимая польза пения не только
для музыкального развития, но и для общего личностного
развития ребенка, укрепления его духовных и физических
сил.
К настоящему времени наукой доказано, что пение —
сложный психофизиологический процесс, связанный с
деятельностью всех жизненно важных механизмов
организма. Для того чтобы грамотно осуществлять
воспитание ребенка, учитель должен владеть большим
комплексом профессиональных знаний и умений. Системой
своего педагогического руководства он должен помочь
каждому из учеников найти свои собственные ощущения,
выработать для себя удобные и естественные певческие,
двигательные и .динамические стереотипы, содействовать их
стабилизации как необходимого условия для развития
певческого голоса.
Большинство педагогов-вокалистов, изучающих вокальное
развитие детей 6-7 лет отмечают, что многие из них в своей
певческой деятельности пользуются речевыми
координациями, т. е. «поют как говорят». Нередко, начиная
заниматься пением с этим возрастным контингентом детей,
педагоги становятся несостоятельными в оказании помощи
детям. На наш взгляд, это происходит от незнания психо-
физиологических механизмов развития детского голоса,
недооценивания фактора, что начальный этап обучения
пению часто бывает сложным для ребенка из-за разрушения
старых стереотипов, а в соответствии с этим — изменения
нервных процессов. Это ведет к перегрузке нервной системы
и нарушению ее деятельности.
Не получая быстрого результата в работе многие учителя
перестают заниматься вокалом с детьми на уроках и сводят
музыкальное воспитание к формальному заучиванию и
пропеванию песен.
Как показали результаты исследований, не получая
своевременную помощь, большинство школьников к
подростковому возрасту теряют интерес к пению.
На мой взгляд, вокальное развитие младших школьников
должно осуществляться естественно, легко, в интересной для
учащихся живой, игровой форме. Большие возможности для
достижения такого качества занятий открывает включение в
учебный процесс элементов альтернативных
нетрадиционных методик певческого развития.
Исследование методической литературы показало, что к
достижению совершенствования вокального развития
ребенка педагоги идут разными путями.
В начинающей складываться в нашей практике технологии
вокального воспитания определяющими принципами стали
универсальность, минимум объема технологической работы,
поиск эффективности достижений при минимальной затрате
ребенком времени, физических и моральных сил. Во многом
достичь желаемых результатов помогло использование на
занятиях адаптированной к детскому возрасту системы
вокального педагога К.Ф. Квансковой.
Достоинством этой системы является естественность
педагогического вмешательства в «природную голосовую
стихию». В эту систему входят упражнения таких педагогов,
как М. Донец-Тессейр, М. Егорычева, Л. Дмитриева, В.
Емельянова и др., построенных в четком логическом
порядке: разогрев голосового аппарата, настройка
резонаторов, развитие дыхания, выравнивание регистра,
развитие артикуляции и т. д.
Приобщение к пению на уроках музыки способствует
воспитанию нравственно-эстетических чувств и
формированию взглядов, убеждений, духовных потребностей
школьников. Воспитательные возможности пения могут быть
реализованы, если учитель обращается к чувствам и мыслям
учащихся, развивает их музыкальные, творческие
способности, учит ценить и понимать произведения
искусства. Важно пробудить постоянную потребность
общения с песней, с музыкой.
28