"Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках русского языка и литературы"
Автор: Селюкова Екатерина Игоревна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Школа №127
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках русского языка и литературы"
Описание:
Процесс становления качеств творческой личности начинается в школе. Важно правильно организовать этот процесс, используя эффективные методы и приемы, которые способствуют развитию творческого потенциала школьников, в частности, игровые и информационные технологии.
Селюкова Е.И. Развитие творческого потенциала на уроках русского
языка и литературы ( методическая копилка)
Федеральный государственный образовательный стандарт для среднего
(полного) общего образования ориентирован на становление личностных
характеристик выпускника, владеющего основами научных методов познания
окружающего мира, мотивирован на творчество и современную
инновационную деятельность; способный осуществлять учебно-
исследовательскую, проектную и информационную деятельность.
Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение
суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников,
формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки
информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации
творческих способностей.
Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации
учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической
революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и
сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а
подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к
решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче
не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом
деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.
Именно в школе начинается процесс становления качеств творческой
личности. И очень важно правильно организовать этот процесс. Школа
нового времени должна раскрывать личность ребенка, воспитывать в детях
интерес к учебе, должна быть образовательной системой, адекватной нашей
жизни.
Актуальность выбранной темы исходит из следующих проблем:
формирование интеллектуальных, творческих и нравственных качеств
личности учащихся, что является основным требованием образовательных
стандартов нового поколения;
повышение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к
предмету, к чтению.
Поиски решения этих серьезных проблем ведутся по всем направлениям.
Одним из путей решения было и остается формирование всесторонне
развитой личности школьника: развитие творческого потенциала и
способностей ребенка.
Эффективными методами, приемами и условиями, способствующими
развитию творческого потенциала обучающихся являются :
метод конструирования вопросов самими учениками;
метод проблемного задания (прием выполнимое - невыполнимое
действие);
эвристический метод;
интеграция как метод обучения:
- тематическая интеграция;
-межпредметная интеграция;
методы формирования умений и навыков самостоятельного поиска,
анализа и оценки информации;
методы самоактуализации, самоутверждения и самореализации
творческих способностей;
использование игровых и информационно-коммуникационных
технологий;
наличие материально-технической базы.
Игровые технологии на современном уроке
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности
человека.
Большинству игр присущи главные черты:
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по
желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не
только от результата (процедурное удовольствие);
творческий, в значительной мере импровизационный, очень
активный
характер этой деятельности («поле творчества»);
эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество,
состязательность, конкуренция;
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание
игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание,
планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых
личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой
деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностью выбора и
элементами
соревновательности,
удовлетворением
потребности
в
самоутверждении, самореализации.
В
современной
школе,
делающей
ставку
на
активизацию
и
интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в
следующих случаях:
1) в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и
даже раздела учебного предмета (например, игра «Переводчик» на уроке
русского языка, игра «Отгадай слово» на уроке литературы);
2) как элемент (иногда весьма существенный) более обширной технологии
(например, игра «Помогите Пете Ошибкину» на уроке русского языка,
викторина «Что такое? Кто такой?» на уроке литературы) ;
3) в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения,
закрепления,
упражнения, контроля)
(например, графический диктант,
диктант-шутка, диктант-молчанка на уроке русского языка, игра «Кто хочет
стать отличником» на уроке литературы);
4) как технология внеклассной работы (например, творческие вечера, где
звучат произведения, созданные учениками; «Посиделки», внеклассное
мероприятие «Что в имени тебе моем?» и т.д.)
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов
и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования
учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий
происходит по следующим основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве игрового средства;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который
переводит
дидактическую
задачу
в
игровую;
успешное
выполнение
дидактического задания связывается с игровым результатом.
Спектр целевых ориентаций
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность;
применение учебных навыков в практической деятельности; формирование
определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование
определенных
подходов,
позиций,
нравственных,
эстетических
и
мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма,
общительности, коммуникативности.
Развивающие:
развитие
внимания,
памяти,
речи,
мышления,
воображения, фантазии, творческих способностей, умений сравнивать,
сопоставлять,
находить
аналогии,
оптимальные
решения;
развитие
мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества;
адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение
общению.
Информационные технологии на современном уроке
Применение информационных технологий на занятиях необходимо, и
мотивировано это тем, что они
· позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную
работу на уроке;
· способствуют совершенствованию практических умений и навыков
учащихся;
· позволяют индивидуализировать процесс обучения (например, создание
и защита презентаций»);
· повышают интерес к урокам русского языка и литературы (поиск
информации на предложенных сайтах);
· активизируют познавательную деятельность учащихся;
· развивают творческий потенциал учащихся;
· осовременивают урок.
Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:
· при объяснении нового материала;
· закреплении;
· повторении;
· контроле знаний, умений и навыков.
При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя,
рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива,
игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник
учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и
книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями
мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное
пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.
Основные направления использования компьютерных технологий на
уроках:
визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал);
интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные
схемы, таблицы, понятия);
тренажёр;
контроль за умениями, навыками учащихся;
самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся;
в основном все эти направления основаны на использовании программы
MS Power Point. Чего она позволяет достигать на уроках?
стимулирование познавательной деятельности школьников, которое
достигается путем участия ребенка в создании презентаций по новому
материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению
дополнительного материала и составление презентаций — опорных
конспектов, при закреплении материала на уроке;
способствование глубокому пониманию изучаемого материала через
моделирование основных учебных ситуаций;
визуализация учебного материала;
интеграция со смежными дисциплинами: историей, мировой
художественной культурой, музыкой;
повышение мотивации учения школьников и закрепление интереса к
изучаемому предмету;
разнообразие форм представления учебного материала, домашнего
задания, заданий для самостоятельной работы;
стимулирование воображения школьников;
способствование развитию творческого подхода при выполнении
учебных заданий.
Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их
активности на уроках, качества знаний, формированию положительных
мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и
вызывает повышение эффективности процесса обучения.