Напоминание

"Слово не воробей....Сквернословие в речи подростков"

Автор: Сарина Татьяна Юрьевна

Должность: учитель

Учебное заведение: МБОУСОШ №48

Населённый пункт: Ростовская обл. Октябрьский с.район с.Алексеевка

Наименование материала: Классный час

Тема: "Слово не воробей....Сквернословие в речи подростков"

Описание:

классный час посвящён одной из самых важных и в то же время трудных тем. Мы будем говорить о сквернословии. развитие у подростков осознанного неприятия к сквернословию как способу воздействия на свою личность и формированию к себе отношения окружающих. Будем развивать у подростков воспитание уважения к себе, чувства собственного достоинства, уверенности, что отсутствие нецензурных выражений делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=3733

Опубликовано 06.05.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №48

Сценарий классного часа

На тему:
«
«Слово не воробей …»

Сквернословие в речи подростков

10класс
Выполнил: Учитель технологии Сарина Т.Ю. С.Алексеевка 2016 год.
Цель:
- развитие у подростков осознанного неприятия к сквернословию как способу воздействия на свою личность и формированию к себе отношения окружающих;
- воспитание уважения к себе, чувства собственного достоинства, уверенности, что отсутствие нецензурных выражений делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем.
Задачи:
- ознакомить подростков с понятием «чистота речи»; - ознакомить с психологическими аспектами использования бранной лексики в речи; - выработать практических рекомендаций по борьбе со сквернословием.
Методические приёмы
: беседа, игра, дискуссия, творческие задания (составление памятки, лозунгов, антирекламы) , тестирование.
Оборудование:
компьютер, презентация по теме занятия, анкеты.
Ход классного часа

(2слайд)И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь!

И. Бунин.

Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Сегодняшний наш классный час посвящён одной из самых важных и в то же время трудных тем. Сегодня мы будем говорить о сквернословии. И начну я нашу беседу со стихотворения М.Матусовского Есть слова пострашнее, чем порох, Чем снаряд над окопными рвами Я советую людям при ссорах Осторожнее быть со словами. Мир устроен на этой основе, И достаточно, в общем, серьёзно: О любом опрометчивом слове Пожалеете рано иль поздно Вы к словам проявляйте терпение, Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья, Как от мелких, но острых осколков. Сегодня мы с вами поговорим о том, что человек должен отвечать не только за свои поступки, но и за слова, слова бранные, т.е. сквернословие.
(3слайд)История возникновения сквернословия
Мало кто знает, что к орни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый , мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.
(4слайд)Что же такое сквернословие?
Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна». Согласно словарю В.Даля «скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное». Матерная брань это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Что же такое сквернословие – порок или болезнь? Позор или национальная гордость? «Велик и могуч русский язык» - читаем мы в книгах. А какую "литературную" речь мы слышим вокруг: на улице, в школе, в квартире, с экранов телевизоров? Сегодня “матом” разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. “Мат” доносится с экранов телевизоров. Так ли уж безобидна эта вредная привычка? Сегодня нам предстоит это выяснить. В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не
подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например, популярным телеведущим, актерам, певцам. Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них
-Как вы думаете сами, что такое сквернословие?
На вопрос “Что такое сквернословие?” отвечают по-разному. Одни утверждают, что это порок, недостаток, позорящее свойство. Другие считают, что это болезнь, как алкоголизм или курение. Думается, что оба ответа верны, так как одно вытекает из другого. Алкоголизм, курение, сквернословие сначала, когда можно еще не закурить, не выпить, не сказать, не произнести. Но незаметно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, сознания. Часто такой человек, попадая в “приличное общество”, старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова. -Как вы думаете, так ли опасно распространение сквернословия? Нужно ли об этом громко заявлять? Да, ибо сквернословие принимает угрожающие черты и формы, оно охватило почти все возрасты; ругательства стали заменителями пауз. А если я не сквернословлю, то в чем тогда опасность для меня? Если, не куря сами, мы просто вдыхаем запах чужой сигареты, то тем самым уже вредим себе. Так и скверные слова, нами не произно  симые, но  слышимые, незаметно  и глубо ко  про никают в нас, в наше по дсо знание. Так ли уж безо бидна эта вредная привычка? Сего дня нам предсто ит это  выяснить. (5 слайд) В наше время мат испо льзуется: 1) для по вышения эмо цио нально сти речи, 2) эмо цио нально й разрядки, 3) о ско рбления, унижения адресата речи, 4) демо нстрации агрессии, 5) демо нстрации о тсутствия страха, 6) демо нстрации раско ванно сти, пренебрежительно го  о тно шения к системе запрето в, 7) демо нстрации принадлежно сти к "сво им".
Но  на само м деле скверно сло вие о тражает скудо сть лексическо го  запаса го во рящего , неумение о риентиро ваться в ситуации наивысшего  эмо цио нально го  по дъема (радо сти или гнева). (6 слайд)
Как борется с матом закон:
Ст.20,ч.1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от 5 до 15 минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до 15 суток
Предлагаю игру «Эстафета до брых сло в».
Начиная с меня, каждый по  цепо чке до лжен передать со седу како е-нибудь до бро е сло во , не забыв при это м назвать со седа по  имени. Ведь имя чело века- это  то же о чень хо ро шее и до бро е сло во .( дети выпо лняют задание)
Классный руко во дитель.
Мне кажется, у нас в классе стало  как будто  немно го  теплее. А если бы такие сло ва звучали каждый день! Но , к со жалению, чаще мы слышим со всем другие сло ва. Со временная медицина утверждает, что  о сто ро жно е, бережно е о бращение со  сло во м – нео бхо димый признак здо ро во го  о браза жизни. В про тивно м случае во зникают бо  лезни. Эта бо лезнь называется «ко про лалия». Название про исхо дит о т греческо го  ко  про с- кал, грязь и лалия- речь. Так в медицине называют бо лезненно е, ино гда непрео до  лимо е влечение к цинично й и нецензурно й брани безо  всяко го  по во да. И во т тако е влечение мы наблюдаем в по следние го ды у мно гих наших со о течественнико в.
(7слайд)Дискуссия «Нужен ли нам мат?»
Итак, вы о знако мились с фактами, ко то рые касаются скверно сло вия. Предлагаю о  бсудить эти факты:  Как мо жно  о бъяснить по вально е распро странение мата в наше время? (низкий культурный уро вень, желание по дражать кумирам, бо язнь про слыть бело й во ро но  й и т. п.)  Сейчас в мо де здо ро вый о браз жизни. Люди занимаются физкультуро й, следят за сво им весо м, выпо лняют режим дня. Как вы считаете, со вместимы ли скверно сло  вие и здо ро вый о браз жизни?  Скверно сло вие - это  вредная привычка. Какие ещё вредные привычки вам известны? По чему их называют вредными?  Со гласны ли вы, что  нецензурная брань, скверно сло вие мо гут быть заразными, вызывать зависимо сть?  Есть ли у вас зависимо сть о т скверно сло вия? Со бираетесь ли вы с ней бо ро ться?  Считаете ли вы, что  мат, курение, алко го ль, нарко тики по мо гают расслабиться? Или для это го  мо жно  найти другие спо со бы (туризм, спо рт, ко ллекцио ниро  вание, музыка, другие увлечения)?

(8слайд)Тво рческие задания

Со ставление памятки «Как избавиться о т скверно сло вия?»
Представьте себе, что  президент по ручил нам со ставить памятку для мо ло дёжи «Как избавиться о т скверно сло вия?». Какие бы пункты вы включили в эту памятку? (дети высказываются). У нас по лучило сь мно го  пункто в, но  психо ло ги утверждают, что  до стато чно  четырёх: перестать ругаться само му, 1. вырабо тать о твращение и брезгливо сть к скверно сло вию: 2. избегать о бщения с людьми, ко то рые упо требляют нецензурные сло ва: 3. читать русскую классическую литературу; 4. запо минать стихо тво рения, афо ризмы. Неко то рые предлагают испо льзо вать вместо  нецензурных сло в заменители (ёлки-палки, блин, фиг). Но  это го  делать не следует. Это  всё равно , что  вырвать со рняк, а ко рень его  о ставить в земле. Хо тя в неко то рых странах с по мо щью сло в-заменителей людей о  тучили ругаться. Например, в Швеции всем членам о бщества по  бо рьбе с нецензурными выражениями со вето вали вместо  скверных сло в го во рить: ро -до -ден-дро н (цвето к тако  й ). И ко му-то  это  по мо гало .
Со ставление антирекламы скверно сло вия.
До казано , что  мат о трицательно  влияет на всех о кружающих, кто  слушает нецензурную брань. Смо гли бы вы придумать ло зунги – антирекламу мату? Давайте по про буем! (дети выпо  лняют задание, читают сво и ло зунги) Примерные варианты ло зунго в: -Кто  испо льзует мат, то т умишко м небо гат (немно го  глупо ват)! -Мат - по мо ев ушат! -Мат - до ро га в ад. -Мат уро дует девчат. -Хо чешь успеха в жизни до биться – книжки читай, прекращай материться!
-Мат - это  ядо в ко нцентрат! -В классе мы найдём управу на сло весную о траву!
Заключительно е сло во .
Наша страна бо гата приро дными ресурсами, наро д наш талантлив и о бразо ван, но  всё- таки живём мы хуже других стран. Стремительно  растёт нарко мания, то ксико мания, алко  го лизм и курение. И это  со про во ждается по вально й эпидемией скверно сло вия. Так, мо  жет быть, нужно  прислушаться к древней библейско й мудро сти, ко то рая гласит: «Если тебя преследуют неудачи, наведи по рядо к в сво ей го ло ве». По рядо к в мыслях приведёт к по рядку в сло вах, а до бро е сло во  о чистит и тело  о т бо лезней и вредных привычек.
(9слайд)Рефлексия
А сейчас о тветьте на во про с «го то вы ли вы о тказаться о т скверно сло вия?» Изменило сь ли ваше о тно шение к скверно сло вию? Трудно  ли будет о тказаться о т это й вредно й привычки? (о тветы учащихся)  Я сего   дня задумался о   ….  Мне сего   дня по   нравило   сь…  Я изменил мнение о   …  Нужно   о   бсудить на следующем классно   м часе во   про   с…(како   й) Каждый во лен выбирать сво й путь, по  ко то ро му придется идти до лго , а про йдя его , нельзя что -то  исправить, до по лнить, вычеркнуть. Но  по пытайтесь хо тя бы на ко ро ткий сро к о тказаться о т бранных сло в, вы по чувствуете и по ймете, что , о  тказавшись о т уро дливо го , грязно го  матерно го  языка, вы о бретете любо вь близких, ясно сть мыслей и по ступко в, здо ро вье, везение и, в ко нечно м ито ге, счастье. « Без зла смо три на миро зданье, а взглядо м разума, до бра, Жизнь – это  мо ре из благих деяний, По стро й ко рабль и по  во лнам плыви»…. (10слайд) Д/з - выпо лнить тестиро вание.
Тестиро вание «Скверно сло вие в мо ей жизни»

Во про с №1

Как часто  ты про изно сишь бранные сло ва? а) всегда б) редко  в) о чень редко  г) нико гда
Во про с №2
От ко го  ты чаще всего  слышишь по до бные сло ва? а) сверстнико в б) о дно класснико в в) ро дных г) о т себя
Во про с №3
Как ты думаешь, как скверно сло вие влияет на тво е здо ро вье? а) пло хо  б) никак в) не знаю
Во про с №4
Что  ты чувствуешь, ко гда ругаешься мато м? а) эмо цио нальную разрядку б) принадлежно сть к «сво им» в) о ско рбление, унижение адресата речи г) ничего 
Во про с №5

По чему ты ругаешься мато м? а) что бы казаться взро слее б) не хо чу быть «бело й во ро но й» в) это  но рма речи


Яндекс.Метрика