Напоминание

"Закономерности распределения тепла и влаги на территории России"

Автор: Сидоренко Светлана Владимировна

Должность: учитель географии

Учебное заведение: МОБУ СОШ №3

Населённый пункт: р.п.Октябрьский Чунского района Иркутской области

Наименование материала: разработка урока географии России в 8 классе

Тема: "Закономерности распределения тепла и влаги на территории России"

Описание:

Данный материал представляет собой подробную методическую разработку урока географии России в 8 классе.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=3744

Опубликовано 10.05.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Конспект урока по географии России в 8 классе.
Учитель: Сидоренко Светлана Владимировна, Учитель географии МОБУ СОШ№3 р.п. Октябрьский Чунского района Иркутской области
Тема. Закономерности распределения тепла и влаги на территории

России.

Тип урока:
урок изучения новых знаний
Задачи:



Образовательные
: продолжить формирование представлений о климатических особенностях России, сформировать знания о закономерностях распределения основных элементов климата на территории России, совершенствовать умение работать с климатическими картами.
Развивающие:
развивать память, внимательность, умения анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление и познавательный интерес.
Воспитательные:
воспитывать умение преодолевать трудности, самостоятельность в работе, понимать ценность природы своей Родины
Технология
деятельностного подхода с элементами проблемного обучения, ИКТ, здоровьесберегающей технологии.
Методы:
работа с книгой, географическими картами, инструктаж, практические задания, метод формирования понятий, самостоятельное исследование по заданию.
Место урока в теме:
третий урок в разделе «Климат и климатические ресурсы»
Характеристика класса:
класс средний по способностям к учебе, есть как сильные, так и слабые обучающиеся.
Формируемые УУД:



Личностные:
мотивация к познанию, формирование положительного отношения к процессу познания, готовность к саморазвитию, формирование системы ценностей (самовоспитание).


Регулятивные:
умение ставить цели и учебные задачи урока, планировать свою деятельность, достигать результата в процессе учебной деятельности, корректировать деятельность в процессе урока, анализировать эмоциональное состояние от успешной или неуспешной деятельности.


Коммуникативные:
умение слушать и понимать партнера, выступать перед аудиторией, готовность к сотрудничеству с учителем и сверстниками, умение ставить вопросы, умение выражать свои мысли и вступать в диалог, управление своим поведением.
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование цели, поиск и выделение необходимой информации, поиск путей решения проблемной ситуации, владение навыками анализа и синтеза, формулирование выводов.

Планируемые результаты:

Личностные:
осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины мира, мотивирование своих действий, проявление терпения и доброжелательности, сравнение разных точек зрения, применение правил делового сотрудничества.
Метапредметные:
умение ставить вопросы, умение давать определение понятиям, делать выводы и заключения, объяснять, умение работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую, умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.
Предметные:
знать закономерности распределения тепла и влаги на территории России (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения), уметь выполнять практическую работу под руководством учителя, делать выводы, ориентироваться в тексте учебника и картах.
Технологическая карта урока
Дидактическая структура урока. Деятельность учителя Действия обучающихся Время
I Орг. момент.
Я рада видеть вас в хорошем настроении. Надеюсь, что вы еще не устали и способны работать с азартом. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Приветствуют учителя. 1 мин
II Определение

темы. Мотивация

учебной

деятельности и

целеполагание.
- С 30 ноября по 11 декабря нынешнего года в Париже состоится 21 Международная конференция по климату, где будут приняты важные документы. Почему так важны знания о климате?
- Можно ли «увидеть»

климат?
Воочию это сделать практически невозможно. Для этого потребовалось бы найти место, где погода оставалась бы одной и той Отвечают на вопросы. Климат на планете меняется С климатом связаны стихийные бедствия. 3 мин
же в течение всех лет наблюдений, или изменялась бы крайне незначительно. В России такое место найти трудно. - Что придумали люди, чтобы «увидеть» климат больших территорий? - Какие элементы климата есть на климатической карте? Выделите два главных. Попробуйте определить тему урока, исходя из этих двух слов «температура и осадки» - Как вам могут пригодиться эти знания? - Какие цели можно поставить? Повторяют знания об элементах климата, их изображении на карте. Определяют тему урока Учатся ставить цели Работают с рисунками учебника Выявить эти закономерности -Объяснить их.
III. Изучение нового

материала

1.Формулирование

проблемы.

2.Актуализация

знаний
Итак, главная проблема, которую мы решаем на уроке:
Как климатообразующие

факторы влияют на

распределение тепла и

влаги на территории

России?
- С помощью чего можно это сделать? Давайте вспомним - Что такое изотерма? - Как на карте показаны максимальные и минимальные температуры? - Что такое годовая амплитуда температур? - Как она вычисляется? Осмысление проблемы Текст учебника, географические карты (рисунки) учебника, климатическая карта атласа Повторяют и формулируют понятия, вспоминают условные обозначения 1 мин.

3.Самостоятельная

работа.

Распределение

температуры

воздуха в июле и

январе и осадков на

территории России
Теперь вы готовы приступить к решению проблемы самостоятельно. На рабочем листе пишем ответы
Работаем в парах
1*.Рассмотрите изотермы июля по порядку с севера на юг, пользуясь рисунком 35 учебника. В каком направлении они изменяются? 2.Подтверждают ли они широтное распределение тепла? Прочитайте в учебнике на с. 86 3.Определите и запишите город с максимальной температурой по климатической карте атласа, с.14. 4*. Определите годовую амплитуду температур в этом городе. 5.* Сделайте вывод: а) в каком направлении повышаются температуры января? б) почему в этом направлении? 6.* Используя рисунок 34, установите, следуют ли январские изотермы широтной закономерности или нарушают ее? 7. Рассмотрите их по порядку с запада на восток. В каком направлении они меняются? 8.* Почему в этом направлении? Какой фактор вносит поправку в элементов климата. Работают по заданиям, анализируют карты, заполняют учебный лист, записывают выводы. Выбирают информацию из текста учебника и географических карт. Сопоставляют данные карт, выявляют причинно- следственные связи На распределение тепла летом влияет географическая широта: температура 10мин.

4.Физминутка

5.Беседа по итогам

самостоятельной

работы и

оценивание
климатическую картину России? 9.* Почему на северо- востоке страны изотермы января имеют замкнутый вид? 10.По карте 14 атласа определите населенный пункт с самой низкой температурой января. Почему он располагается именно здесь? 11. * Определите амплитуду температур в этом населенном пункте. 12*. Сделайте вывод: какие факторы определяют особенности изменения зимних температур. 13*.По рисунку 36 найдите самые влажные и самые засушливые места России. Какими факторами можно объяснить большое количество осадков на Русской равнине? На Дальнем Востоке? На юге Сибири? Используйте текст учебника на с. 87-88 Время истекло. Давайте немного взбодримся. Тело на колок. Упражнение К. Станиславского. Сели, сохраняя осанку Самопроверка. Выставление баллов. Каждый вопрос оценивается в 1б Вопрос со* 2б.- всего 23 балла 1*. В каком направлении изменяются изотермы возрастает с севера на юг. Зимой тепло поступает с Атлантики, с удалением от океана усиливаются морозы, возрастает амплитуда температур, уменьшается количество осадков. На территорию Дальнего Востока осадки приходят с Тихоокеанским муссоном. Выполняют упражнение Рассуждают, демонстрируют результаты, делают обобщение, выводы Осуществляют самоконтроль. 1 мин. 8 мин.
июля? 2.Подтверждают ли они широтное распределение тепла? 3.Назовите город с максимальной температурой 4*.Чему равна годовая амплитуда температур в этом городе.? 5* Какой вывод сделали? 6*Следуют ли январские изотермы широтной закономерности или нарушают ее? 7. В каком направлении они меняются? 8.* Почему в этом направлении? Какой фактор вносит поправку в климатическую картину России? 9.* Почему на северо- востоке страны изотермы января имеют замкнутый вид? 10. Назовите населенный пункт с самой низкой температурой января. Почему он располагается именно здесь? 11. * Как определили южном да Волгоград +43 0 +43 0 -(-35 0 )=78 0 Температуры июля повышаются с севера на юг, это зависит от солнечной радиации, которая увеличивается в этом направлении. Фактор – географическая широта Нет, нарушают. С северо-запада на юго-восток Близость (удаленность) Атлантического океана Наличие гор Оймякон-71 0 +38 0 -(-71 0 )= 109 0 Западный перенос воздуха, удаленность от океана, горный рельеф

6.Объяснение.

Испаряемость. К

увлажнения.
годовую амплитуду температур в этом населенном пункте? 12*. Сделайте вывод: какие факторы определяют особенности изменения зимних температур. 13*.Какими факторами можно объяснить большое количество осадков на Русской равнине? На Дальнем Востоке? На юге Сибири? Итак, мы выяснили, от каких факторов зависит распределение температур и осадков, но…
Проблемный вопрос
. На севере Сибири и на Прикаспийской низменности одинаковое количество осадков, но на севере болота, обилие рек и озер, а на юге полупустыни, сушь, отсутствие рек и озер. Почему? Значит, количество осадков не дает полного представления об обеспеченности влагой. Поэтому для характеристики обеспеченности территории влагой используется К увлажнения: Внимание на слайд
К=О ( осадки) : И

(испаряемость)

Испаряемость
- количество влаги, которое может испариться с поверхности при данных атмосферных условиях.
Если К
<1, увлажнение Часть осадков испаряется, часть просачивается в почву. Слушают, Знакомятся с понятием коэффициент 5 мин

IV.Закрепление.

1.Тренировочная

практическая

работа.

Определение

увлажнения

территории

(приложение).

2.Подведение итогов

учебной

деятельности.
недостаточное
Если К
=1, увлажнение достаточное
Если К>
1, увлажнение избыточное Потренируемся его определять. Возьмите карточку с практической работой. Проверьте по образцу. - Какую задачу мы ставили? - Удалось ли ее решить? - Как ответить на проблемный вопрос: как климатообразующие факторы влияют на распределение тепла и влаги на территории России? "Не может страна с неизменным климатом быть особенно красивой… Страна, в которой существуют четыре резко разграниченных времени года, всегда прекрасна и никогда не прискучит. Истинный любитель природы приветствует каждое время года как самое прекрасное."
М. Твен
(американский увлажнения, испаряемость, работая с текстовыми источниками Определяют К увлажнения, заполняют таблицу Отвечают на вопросы, подводят итог. Знакомятся с высказыванием М. Твена выполняют тест 2 мин 2 мин.

3.Тест (приложение)
писатель) Нам с вами повезло родиться в такой стране с разнообразным климатом. А сейчас заполните тест. Проверьте по образцу. 3 мин.
IVДомашнее

задание
Выберите любое задание: 1. Записать 5 предложений по теме урока, используя слова «так как», «потому что», «следовательно», «если, то». 2.Написать сочинение от имени коэффициента увлажнения. 3. Написать отчет об экскурсии на полюс холода с фотографиями с использованием ПК. 4.Составить 5 предложений с термином «испаряемость», чтобы остальные слова не повторялись. 5. Взять интервью у учащихся, учителей, родителей: что вы знаете о полюсе холода в России? Читают, выбирают задание по желанию, записывают домашнее задание. 1 мин.
Рефлексия

"Рефлексивный экран"
 сегодня я узнал…  было интересно…  было трудно…  я выполнял задания…  я понял, что…  теперь я могу… Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: 2 мин.
 я почувствовал, что…  я приобрел…  я научился…  у меня получилось …  я смог…  я попробую…  меня удивило…  урок дал мне для жизни…  мне захотелось…
VI.Заключительный

этап
Распределение тепла и влаги на территории нашей страны – это не только количество солнечного тепла и осадков, но и тепло наших сердец, которое мы дарим друг другу, чтобы уберечь близких от неприятных осадков жизни. Напишите на сердечке теплое слово и, выходя из кабинета, подарите свое тепло друг другу или кому-нибудь из взрослых. Пишут на шаблонах и дарят друг другу. 1 мин.

Приложение

1. Практическая работа. Определение увлажнения территории
Город Количество осадков мм в год Испаряемость мм в год Коэффициент увлажнения Режим увлажнения Мурманск 600 250 600 : 250 = Оренбург 300 750 300 : 750 =
Образец
Определение увлажнения территории Город Количество осадков мм в год Испаряемость мм в год Коэффициент увлажнения Режим увлажнения Мурманск 600 250 600 : 250 = 2,4 избыточное Оренбург 300 750 300 : 750 = 0,4 недостаточное
Тест.
1.Какой из факторов не является климатообразующим? А.Географическая широта. Б. Циркуляция воздушных масс. В.Рельеф Г.Состав горных пород. 2. Какой из коэффициентов является климатическим показателем? А. Коэффициент увлажнения. Б. Коэффициент теплопроводности В. Коэффициент сопротивления. Г. Коэффициент вязкости. 3.На территории России субширотное протяжение имеют изотермы: А.Января Б. Июля. 4.С удалением от Атлантического океана годовая амплитуда температур: А.Увеличивается.Б. Не изменяется В. Уменьшается. 5.В каком районе России выпадает минимальное количество осадков? А. В Прибайкалье Б. На Прикаспийской низменности В. На островах Северного Ледовитого океана

Рабочий лист

Распределение температуры воздуха в июле и январе и осадков на

территории России.
Анализ климатических карт. Источни к информ ации Задания Ответы Ба лл ы Рис. 35 на с. 88 учебник а Текст учебник а,с.86 Карта атласа, с.14 Рис.34 на с.87 Атпас с. 14 Климат ическая карта. 1.Рассмотрите изотермы июля по порядку с севера на юг, пользуясь рисунком 35 учебника. В каком направлении они изменяются? .2.Подтверждают ли они широтное распределение тепла? Прочитайте в учебнике на с. 86 3.Определите и запишите город с максимальной температурой по климатической карте атласа, с.14. 4*Определите годовую амплитуду температур в этом городе. 5.*Сделайте вывод: а) в каком направлении повышаются температуры июля? б) почему в этом направлении? 6.* Используя рисунок 34, установите, следуют ли январские изотермы широтной закономерности или нарушают ее? 7. Рассмотрите их по порядку с запада на восток. В каком направлении они меняются? .8.* Почему в этом направлении? Какой фактор вносит поправку в климатическую картину России? 9.* Почему на северо-востоке страны изотермы января имеют замкнутый вид? 10.По карте 14 атласа определите населенный пункт с самой низкой температурой января. Почему он располагается именно здесь? 11. * Определите амплитуду температур в этом населенном пункте. Сравните ее с предыдущей
Рис. 36 с. 89 амплитудой . 12*. Сделайте вывод: какие факторы определяют особенности изменения зимних температур. 13.По рисунку 36 найдите самые влажные и самые засушливые места России. 14.*Какими факторами можно объяснить большое количество осадков на Русской равнине? На Дальнем Востоке? На юге Сибири? Используйте текст учебника на с. 87-88


Яндекс.Метрика