"Роль учебно-опытного участка школы в подготовке социально-ориентированной личности школьников"
Автор: Пешкова Анна Михайловна
Должность: учитель биологии-химии
Учебное заведение: МОУ СОШ № 4 п.Карымское
Населённый пункт: пгт.Карымское Забайкальский край
Наименование материала: статья
Тема: "Роль учебно-опытного участка школы в подготовке социально-ориентированной личности школьников"
Описание:
В статье опубликован материал,в котором описывается опыт работы учителя биологии в воспитании учащихся школы на примере трудового,эстетического воспитания при работе на учебно-опытном участке школы и подготовка учащихся к жизни и выбору профессии.
.
«В воспитательной работе труд должен быть одним
из самых основных элементов». А.С.Макаренко.
Процесс обучения и воспитания двусторонний и его эффект достигается
совместными усилиями педагогов и обучаемых.Поэтому рост познаватель-
ной активности учащихся, расширение их участия в трудовой деятельности,
развитие творческих способностей составляет важные стороны учебной и
воспитательной работы со школьниками. Именно в школе должен сформи-
роваться у ученика интерес к какой-либо деятельности, должно возникнуть
желание глубже ознакомиться с ней. Учебно-опытная работа в школе
должна помогать реализации идей комплексного подхода к воспитанию
школьника на основе единства трудового ,нравственного ,физического,
экологического и эстетического воспитания учащихся. Нравственное
воспитание осуществляется во всем многообразии социально значимой
деятельности школьника: в учебе, труде, художественном творчестве,
спортивной деятельности, а также в деятельности свободного общения.
Эстетическое воспитание предполагает развитие у детей способности
воспринимать прекрасное в окружающей действительности: в природе, в
труде, человеческих отношениях. Экологическое воспитание должно быть
направлено на более глубокое понимание взаимосвязей в природе.
Назначение правильно поставленного физического воспитания – забота о
нормальном росте и развитии детского организма в процессе всех видов
деятельности. Формирование всесторонне и гармонично развитой
личности школьника немыслимо без трудового воспитания ,цель которого –
готовить учащихся к активной трудовой и общественной деятельности,
развивать творческое отношение к труду.
При организации учебно-опытной работы наиболее важными являются два
условия: труд учащихся должен быть разнообразным, интересным,
посильным ; школьники должны при этом решать конкретные
производственные задачи. Такой подход в организации опытнической
работы позволит увлечь учащихся и дать им возможность на практике
убедиться в значении их деятельности, мобилизовать знания школьников на
планирование и организацию своего труда, на качественное выполнение
его.
Как реализовать технологию с гарантированным результатом, дающую на
выходе человека ответственного за свои поступки, порядочного и дисципли-
нированного, работающего в меру склонностей и способностей в век
нежелания трудиться ни в школе, ни за ее пределами, в условиях
сокращения и отсутствия часов на трудовое обучение, необязательности
летней трудовой практики, в рамках прав ребенка, в мире противоречий?
Решению этой задачи способствует успешная организация работы на
учебно-опытном участке. Учебно-опытный участок служит базой для
реализации тех практических заданий, которые требуют дополнительных
исследований. Учебно-опытный участок нашей школы – это место ,где дети
разных возрастных групп приобретают основы экологических знаний под
руководством педагога, ведут целенаправленную учебно-опытническую
работу с целью наблюдения за ростом и развитием растений, изучают
влияние на них различных экологических факторов и многое другое.
Пришкольный учебно-опытный участок является важным условием в
формировании основ рационального природопользования, бережного
отношения к окружающей среде. Участок является примером культуры
земледелия , местом отдыха для малышей, исследовательской лаборато –
рией и трудовой школой для старших. Здесь ,с 1-го класса, учащиеся
получают первые навыки грамотного возделывания земли, учатся
заботиться о её плодородии. Участок школы является неотъемлемой частью
кабинета биологии, «зеленой лабораторией» под открытым небом, где
учащиеся выполняют большую часть практических работ, предусмотренных
учебной программой.
Задачами трудового образования и воспитания при работе на учебно-
опытном участке являются следующие:
• Обеспечение школьной столовой сельскохозяйственной продукцией, с
целью уменьшения стоимости школьных обедов. Для реализации этой
задачи каждый год мы выращиваем: картофель, свеклу столовую, морковь,
капусту, кабачки, патиссоны, зеленные культуры;
• повышение уровня теоретических знаний учащихся и освоение
трудовых навыков в сфере современного непрерывного цикла учебно –
воспитательного процесса в системе обучения учащихся;
• развитие творческих, аналитических способностей учащихся, склонных
к исследовательской работе;
• решение проблемы занятости подростков из группы «риска» с целью
укрепления их здоровья, развития нравственных качеств, закрепления
трудовых навыков, профилактики асоциального поведения;
• формирование и подготовка социально-ориентированной личности
выпускника на основе биологических знаний и трудового воспитания.
Воспитывающий , хорошо организованный труд, имеющий моральные и
материальные стимулы реализуется в учебно-воспитательной системе
нашей школы через:
• проведение уроков базисного учебного плана с использованием
ресурсов учебно-опытного участка, школьного дендрария;
• систему школьных, воспитательных мероприятий;
• обязательную летнюю трудовую практику на учебно-опытном участке
( по графику ребятам разных классов предлагается отработать ее в течение
лета, а также по индивидуальному графику ребята приходят наблюдать и
фиксировать результаты своих опытов);
• работу трудовой бригады старшеклассников;
• функционирование летнего оздоровительно-трудового лагеря из
числа учащихся начальных и средних классов;
• участие всех работников школы в трудовых делах.
К счастью, в нашей школе есть условия для того, чтобы предотвратить
инфантильное отношение к труду. Этому способствует ряд факторов:
• Школьный коллектив единомышленников, понимающий важность
задач трудового воспитания и имеющий возможности для их реше-
ния.
Под школьным коллективом мы понимаем не только педагогов и
учащихся, но и технический и обслуживающий персонал.
• Преемственность в трудовом воспитании ( начальная школа-
среднее звено –старшеклассники).
Каждая возрастная группа детей в школе имеет свои трудовые
обязанности и поручения. Учащиеся начальных классов уже способны
участвовать в самообслуживании, выращивать комнатные растения ,
ухаживать за посаженными деревьями и растениями, наводить поря-
док на пришкольной территории, собирать семена цветов и растений.
Учащиеся 5- 8 классов на уроках биологии, труда, во время летней
трудовой практики работают на пришкольном участке, участвуют в
благоустройстве и озеленении школьной территории. Старшеклас –
сники работают в трудовой бригаде ,также участвуя в различных
видах работ по благоустройству и эстетическому оформлению
пришкольной территории.
• Положительное отношение родителей к труду детей и поддержка
преобладающего их большинства.
• Традиции школы по трудовому воспитанию. Уроки биологии, труда,
экскурсии, летняя практика на учебно-опытном участке учащихся 5-
8 классов, трудовая бригада старшеклассников, выращивание и
уборка урожая для школьной столовой, ежегодные праздники
Урожая , награждения лучших юннатов.
Все виды работ, совершаемые на участке, имеют под собой научное и мето-
дическое обоснование. Несколько лет используется проектная технология.
Учащиеся нашей школы проводят опыты с различными видами
сельскохозяйственных культур. При самостоятельной работе с растениями,
их агротехникой, в опытнической работе ученики видят конкретные факты
воздействия человека на растения ( улучшая среду обитания добивается
повышения урожайности, используя знания о фенологии защитить урожай
от болезней и вредителей). Изучение нового материала ,необходимого для
практической самостоятельной работы , мы проводим на демонстрационной
грядке в зеленом классе. Здесь моделируются приемы и технологии
некоторых агротехнических работ ( например разбивка грядок, опытных
делянок, виды посева, высадка рассады томатов, капусты, пикировка и
пасынкование, пересадка многолетников и т . д.).
В учебный комплекс уроков сельскохозяйственного труда и биологии мы
включаем такие виды работ, которые бы максимально востребовали у
учащихся применения экологических знаний, а следовательно
первоначально накопили их путем самостоятельного поиска, из уроков,
опытов, наблюдений, исследовательских работ. Например, для учащихся 5-6
классов даем следующие темы наблюдений:
1.
«Виды насекомых - опылителей в школьном саду». Наблюдения
проводятся на пришкольном участке во время массового цветения
деревьев и кустарников в дендрарии ( яблонь, черемухи, акации,
шиповника). В результате этой работы учащиеся делают вывод о
видовом составе, а поэтому и о необходимости охраны полезных
насекомых – опылителей.
2.
«Насекомые, питающиеся на сельскохозяйственных растениях».
Наблюдения и выводы по этой теме используются в дальнейшей
работе по защите растений от вредителей.
3.
« Сортоиспытание картофеля, кабачков - опыты для учащихся 7 -8
классов, которые позволяют соединять знания биологии растений с
экологией, с практикой .
4.
«Сортоиспытание бархатцев для оформления пришкольной
территории»- исследования для учащихся 7-8 классов, которые
способствуют развитию творческих и познавательных интересов
учащихся, их эстетическому воспитанию.
Собранные материалы ребята оформляют в дневники наблюдений или
оформляют в виде докладов для школьной конференции.
В своей работе мы не стоим на месте и не останавливаемся на
достигнутом. Результаты своей работы мы неоднократно представляли на
районной выставке Урожая, где занимали первое место. Учебно-опытный
участок нашей школы занимал 3 призовое место в областной эколого-
биологической выставке «Юннат». Благодаря успешной, напряженной
работе учащихся на учебно-опытном участке , учителей, работников
школы в летний период , в начале учебного года коллектив школы,
родители видят результаты этого труда – выращенный урожай на участке,
эстетически оформленная ,утопающая в цветах пришкольная территория.
В трудовом воспитании мы исходим из того ,что кто-то из наших
учеников продолжит обучение в высших учебных заведениях, а кто-то
вольется непосредственно или через учебные заведения в сферу
народного хозяйства. Неважно кем станут выпускники в жизни-
учителями , агрономами, рабочими, врачами, но они уже познали в
школе вкус труда, успешного, коллективного ,увидели его плоды.
Список литературы:
1.
Верзилин Н.М. и Корсунская В.М. Общая методика преподавания
биологии. – М.: Просвещение, 1976.
2.
Маленкова Т.Н. Воспитание учащихся в процессе трудового
обучения.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение,1986. -192с.:
ил.- ( Б-ка учителя труда).
3.
Папорков М.А. Учебно –опытная работа на пришкольном участке:
Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. -255 с. – ( Б-ка
учителя биологии)
4.
Трайтак Д.И. Трудовое обучение : С.-Х. работы: Учебное пособие для
5-7 кл. сред. шк. - М.: Просвещение, 1991. -191с., ил.
Статья подготовлена учителем биологии-химии МОУ СОШ №4 п.
Карымское Пешковой А.М.