Напоминание

"Роль учебно-опытного участка школы в подготовке социально-ориентированной личности школьников"

Автор: Пешкова Анна Михайловна

Должность: учитель биологии-химии

Учебное заведение: МОУ СОШ № 4 п.Карымское

Населённый пункт: пгт.Карымское Забайкальский край

Наименование материала: статья

Тема: "Роль учебно-опытного участка школы в подготовке социально-ориентированной личности школьников"

Описание:

В статье опубликован материал,в котором описывается опыт работы учителя биологии в воспитании учащихся школы на примере трудового,эстетического воспитания при работе на учебно-опытном участке школы и подготовка учащихся к жизни и выбору профессии.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=3797

Опубликовано 17.05.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации




МОУ

СОШ

№4

п

.

Карымское

Роль



учебно

-

опытного



участка

школы



в

формировании

и



подготовке



социально

-

ориентированной



личности



школьника

.
«В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов». А.С.Макаренко. Процесс обучения и воспитания двусторонний и его эффект достигается совместными усилиями педагогов и обучаемых.Поэтому рост познаватель- ной активности учащихся, расширение их участия в трудовой деятельности, развитие творческих способностей составляет важные стороны учебной и воспитательной работы со школьниками. Именно в школе должен сформи- роваться у ученика интерес к какой-либо деятельности, должно возникнуть желание глубже ознакомиться с ней. Учебно-опытная работа в школе должна помогать реализации идей комплексного подхода к воспитанию школьника на основе единства трудового ,нравственного ,физического, экологического и эстетического воспитания учащихся. Нравственное воспитание осуществляется во всем многообразии социально значимой деятельности школьника: в учебе, труде, художественном творчестве, спортивной деятельности, а также в деятельности свободного общения. Эстетическое воспитание предполагает развитие у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности: в природе, в труде, человеческих отношениях. Экологическое воспитание должно быть направлено на более глубокое понимание взаимосвязей в природе. Назначение правильно поставленного физического воспитания – забота о нормальном росте и развитии детского организма в процессе всех видов деятельности. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности школьника немыслимо без трудового воспитания ,цель которого – готовить учащихся к активной трудовой и общественной деятельности, развивать творческое отношение к труду. При организации учебно-опытной работы наиболее важными являются два условия: труд учащихся должен быть разнообразным, интересным, посильным ; школьники должны при этом решать конкретные производственные задачи. Такой подход в организации опытнической
работы позволит увлечь учащихся и дать им возможность на практике убедиться в значении их деятельности, мобилизовать знания школьников на планирование и организацию своего труда, на качественное выполнение его. Как реализовать технологию с гарантированным результатом, дающую на выходе человека ответственного за свои поступки, порядочного и дисципли- нированного, работающего в меру склонностей и способностей в век нежелания трудиться ни в школе, ни за ее пределами, в условиях сокращения и отсутствия часов на трудовое обучение, необязательности летней трудовой практики, в рамках прав ребенка, в мире противоречий? Решению этой задачи способствует успешная организация работы на учебно-опытном участке. Учебно-опытный участок служит базой для реализации тех практических заданий, которые требуют дополнительных исследований. Учебно-опытный участок нашей школы – это место ,где дети разных возрастных групп приобретают основы экологических знаний под руководством педагога, ведут целенаправленную учебно-опытническую работу с целью наблюдения за ростом и развитием растений, изучают влияние на них различных экологических факторов и многое другое. Пришкольный учебно-опытный участок является важным условием в формировании основ рационального природопользования, бережного отношения к окружающей среде. Участок является примером культуры земледелия , местом отдыха для малышей, исследовательской лаборато – рией и трудовой школой для старших. Здесь ,с 1-го класса, учащиеся получают первые навыки грамотного возделывания земли, учатся заботиться о её плодородии. Участок школы является неотъемлемой частью кабинета биологии, «зеленой лабораторией» под открытым небом, где учащиеся выполняют большую часть практических работ, предусмотренных учебной программой. Задачами трудового образования и воспитания при работе на учебно- опытном участке являются следующие: • Обеспечение школьной столовой сельскохозяйственной продукцией, с целью уменьшения стоимости школьных обедов. Для реализации этой задачи каждый год мы выращиваем: картофель, свеклу столовую, морковь, капусту, кабачки, патиссоны, зеленные культуры;
• повышение уровня теоретических знаний учащихся и освоение трудовых навыков в сфере современного непрерывного цикла учебно – воспитательного процесса в системе обучения учащихся; • развитие творческих, аналитических способностей учащихся, склонных к исследовательской работе; • решение проблемы занятости подростков из группы «риска» с целью укрепления их здоровья, развития нравственных качеств, закрепления трудовых навыков, профилактики асоциального поведения; • формирование и подготовка социально-ориентированной личности выпускника на основе биологических знаний и трудового воспитания. Воспитывающий , хорошо организованный труд, имеющий моральные и материальные стимулы реализуется в учебно-воспитательной системе нашей школы через: • проведение уроков базисного учебного плана с использованием ресурсов учебно-опытного участка, школьного дендрария; • систему школьных, воспитательных мероприятий; • обязательную летнюю трудовую практику на учебно-опытном участке ( по графику ребятам разных классов предлагается отработать ее в течение лета, а также по индивидуальному графику ребята приходят наблюдать и фиксировать результаты своих опытов); • работу трудовой бригады старшеклассников; • функционирование летнего оздоровительно-трудового лагеря из числа учащихся начальных и средних классов; • участие всех работников школы в трудовых делах. К счастью, в нашей школе есть условия для того, чтобы предотвратить инфантильное отношение к труду. Этому способствует ряд факторов: • Школьный коллектив единомышленников, понимающий важность задач трудового воспитания и имеющий возможности для их реше- ния.
Под школьным коллективом мы понимаем не только педагогов и учащихся, но и технический и обслуживающий персонал. • Преемственность в трудовом воспитании ( начальная школа- среднее звено –старшеклассники). Каждая возрастная группа детей в школе имеет свои трудовые обязанности и поручения. Учащиеся начальных классов уже способны участвовать в самообслуживании, выращивать комнатные растения , ухаживать за посаженными деревьями и растениями, наводить поря- док на пришкольной территории, собирать семена цветов и растений. Учащиеся 5- 8 классов на уроках биологии, труда, во время летней трудовой практики работают на пришкольном участке, участвуют в благоустройстве и озеленении школьной территории. Старшеклас – сники работают в трудовой бригаде ,также участвуя в различных видах работ по благоустройству и эстетическому оформлению пришкольной территории. • Положительное отношение родителей к труду детей и поддержка преобладающего их большинства. • Традиции школы по трудовому воспитанию. Уроки биологии, труда, экскурсии, летняя практика на учебно-опытном участке учащихся 5- 8 классов, трудовая бригада старшеклассников, выращивание и уборка урожая для школьной столовой, ежегодные праздники Урожая , награждения лучших юннатов. Все виды работ, совершаемые на участке, имеют под собой научное и мето- дическое обоснование. Несколько лет используется проектная технология. Учащиеся нашей школы проводят опыты с различными видами сельскохозяйственных культур. При самостоятельной работе с растениями,
их агротехникой, в опытнической работе ученики видят конкретные факты воздействия человека на растения ( улучшая среду обитания добивается повышения урожайности, используя знания о фенологии защитить урожай от болезней и вредителей). Изучение нового материала ,необходимого для практической самостоятельной работы , мы проводим на демонстрационной грядке в зеленом классе. Здесь моделируются приемы и технологии некоторых агротехнических работ ( например разбивка грядок, опытных делянок, виды посева, высадка рассады томатов, капусты, пикировка и пасынкование, пересадка многолетников и т . д.). В учебный комплекс уроков сельскохозяйственного труда и биологии мы включаем такие виды работ, которые бы максимально востребовали у учащихся применения экологических знаний, а следовательно первоначально накопили их путем самостоятельного поиска, из уроков, опытов, наблюдений, исследовательских работ. Например, для учащихся 5-6 классов даем следующие темы наблюдений: 1. «Виды насекомых - опылителей в школьном саду». Наблюдения проводятся на пришкольном участке во время массового цветения деревьев и кустарников в дендрарии ( яблонь, черемухи, акации, шиповника). В результате этой работы учащиеся делают вывод о видовом составе, а поэтому и о необходимости охраны полезных насекомых – опылителей. 2. «Насекомые, питающиеся на сельскохозяйственных растениях». Наблюдения и выводы по этой теме используются в дальнейшей работе по защите растений от вредителей. 3. « Сортоиспытание картофеля, кабачков - опыты для учащихся 7 -8 классов, которые позволяют соединять знания биологии растений с экологией, с практикой . 4. «Сортоиспытание бархатцев для оформления пришкольной территории»- исследования для учащихся 7-8 классов, которые способствуют развитию творческих и познавательных интересов учащихся, их эстетическому воспитанию. Собранные материалы ребята оформляют в дневники наблюдений или оформляют в виде докладов для школьной конференции. В своей работе мы не стоим на месте и не останавливаемся на достигнутом. Результаты своей работы мы неоднократно представляли на
районной выставке Урожая, где занимали первое место. Учебно-опытный участок нашей школы занимал 3 призовое место в областной эколого- биологической выставке «Юннат». Благодаря успешной, напряженной работе учащихся на учебно-опытном участке , учителей, работников школы в летний период , в начале учебного года коллектив школы, родители видят результаты этого труда – выращенный урожай на участке, эстетически оформленная ,утопающая в цветах пришкольная территория. В трудовом воспитании мы исходим из того ,что кто-то из наших учеников продолжит обучение в высших учебных заведениях, а кто-то вольется непосредственно или через учебные заведения в сферу народного хозяйства. Неважно кем станут выпускники в жизни- учителями , агрономами, рабочими, врачами, но они уже познали в школе вкус труда, успешного, коллективного ,увидели его плоды. Список литературы: 1. Верзилин Н.М. и Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1976. 2. Маленкова Т.Н. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение,1986. -192с.: ил.- ( Б-ка учителя труда). 3. Папорков М.А. Учебно –опытная работа на пришкольном участке: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. -255 с. – ( Б-ка учителя биологии) 4. Трайтак Д.И. Трудовое обучение : С.-Х. работы: Учебное пособие для 5-7 кл. сред. шк. - М.: Просвещение, 1991. -191с., ил. Статья подготовлена учителем биологии-химии МОУ СОШ №4 п. Карымское Пешковой А.М.


Яндекс.Метрика