Напоминание

"Использование музейного фонда как образовательного ресурса в преподавании национально регионального компонента на уроках географии"

Автор: Божченко Виктория Анатольевна

Должность: учитель географии

Учебное заведение: МБОУ "СШ№9"

Населённый пункт: город Норильск

Наименование материала: статья

Тема: "Использование музейного фонда как образовательного ресурса в преподавании национально регионального компонента на уроках географии"

Описание:

Работая с архивными материалами по данной теме, ставилась цель, исследуя коллекцию изобразительного искусства в музейном собрании "Музея истории освоения и развития Норильского промышленного района", учитывая ее специфичность и значимость для истории Норильского комбината создать дидактический материал для учащихся Норильского промышленного района, востребованный на уроках по изучению родного края.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=3798

Опубликовано 17.05.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Божченко Виктория Анатольевна учитель географии, МБОУ «СШ№9» «Использование музейного фонда как образовательного ресурса в преподавании национально регионального компонента на уроках географии» Работая с архивными материалами по данной теме, ставилась цель, исследуя коллекцию изобразительного искусства в музейном собрании «Музея истории освоения и развития Норильского промышленного района», учитывая ее специфичность и значимость для истории Норильского комбината создать дидактический материал для учащихся Норильского промышленного района, востребованный на уроках по изучению родного края. Как охарактеризовать коллек цию изобразительного искусства в музейном собрании, большую часть которой составляют работы норильс ких художников 1960-1980-х гг.? Прежде всего, это ее специфичность, полное соответствие тематике комп лектования музейных фондов как в локальном аспекте — это территория непосредственно Норильского про - мышленного района на полуострове Таймыр (с ее взаимосвязями); так и в историческом контексте освоения и развития приенисейского Заполярья. Поэтому тематика коллекции изобразительного искусства строго опре делена: природа Таймыра; этнография; история Норильска; история Норильлага; выдающиеся норильчане. Наиболее полно в коллекции представлено становление Норильс кого горно-металлургического ком бината как градообразующего предприятия. Возможно, о художественной ценности указанной коллекции мож но поспорить, но если рассматривать ее составляющие как памятники своей эпохи, созданные, в том числе, и заключенными Норильлага, вопро сы о значимости коллекции отпада ют сами собой. В количественном ис числении коллекция относительно невелика: 541 единица хранения ос - новного фонда и 92 единицы хране ния научно-вспомогательного фонда. Живописные произведения и графи ческие листы, скульптура и изделия декоративно-прикладного искусства преимущественно норильских авторов созданы в более чем полувековой период — с 1940-х по 2000-е гг. Сре ди пополнивших музейное художест венное собрание работ последние поступления датируются 2008 г. Используя живописные произведения можно сделать обзор запечатленного в жи вописи и графике авторского виде ния развития Норильского горно-ме таллургического комбината от первой печи до современного состояния. Небольшая акварель «Печь куп ца Сотникова», выполненная в 1943 г. Аркадием Михайловичем Сорокиным, заключенным Норильского ла геря, для местной многотиражной газеты «Металл — фронту», и живопис ное полотно «Сотниковская штольня» (написано Сергеем Морозовым по за казу музея в 1995 г.) отсылают нас на малоосвоенные земли Таймыра вто рой половины XIX в. Появились све дения из немногочисленных источ ников о горных богатствах Норильс ка и первых попытках их эксплуатации дудинскими купцами Сотниковыми. В 1868 г., по информации Ени сейского горного управления, Сотниковыми было выплавлено до 200 пу дов черновой меди, проданной в каз ну. Это могло подогреть интерес к поиску месторождений каменного угля и меди в Николае Урванцеве, вы пускнике горного отделения Томского технологического института. Образ Николая Николаевича Урванцева, первооткрывателя норильс ких земель, многократно и по-разно му запечатлен в работах художников. Это и совсем молодой, полный надежд геолог «Портрет Н. Н. Урванцева» (1965 г.) Георгия Княжевского, первого профессионального худож ника Норильска, и Николай Николае вич вместе с женой Елизаветой Ивановной в графической работе Анато лия Шульжинского «Первооткрывате ли» (1992 г.). Валерий Костаринов на полотне «Н. Н. Урванцев с группой горняков у первой штольни» (1986 г.) изображает деятельного и энергич ного руководителя геологической экспедиции. Урванцев Сергея Моро зова — неустрашимый геолог-исследователь сурового
Севера. Эмилия Гончарова, Вадим Балдин и Дмитрий Беляев в своих работах — портретах Н. Н. Урванцева — выражают почте ние убеленному сединами ученому мужу. А. С. Шульжинский графичес кой работой «Мемориал Урванцевых» (1985 г.) отдает дань памяти семье первых норильчан. Этап геологических исследова ний, первой оценки запасов место рождений угля и медно-никелевых руд района Норильска сменяется пе риодом закладки основ будущего Но - рильского комбината. В условиях на чавшейся Великой Отечественной войны немыслимые усилия руковод ства и работников Норильского ком бината НКВД СССР, заключенных Норильлага были брошены на получе ние к маю 1942 г. электролитного ни келя, так необходимого для укрепления брони нашего вооружения. ...А прежде необходимо было спроектировать и построить заводс кие корпуса, отладить производство в заполярной тундре, в условиях, когда проще перечислить то, что имеется в наличии, чем то, чего не хватает, а це на малейшей ошибки — жизнь. Вот это напряжение на лицах руководи телей Норильского комбината, обсту пивших макет будущего металлурги - ческого завода, и вера в то, что задача обязательно будет решена, потому что иначе нельзя, отразились в живописной работе Г. А. Княжевского «У макета будущего гиганта» (1969 г.). Мощный всплеск творчества но рильских художников был вызван открытием в I960 г. богатейшего Талнахского месторождения медно-ни келевых руд в 25 км к северу от Но - рильска, когда очень подробно, бук вально пошагово, тушью и пером, кистью и акварелью фиксировался каждый этап развития Талнаха. А. С. Шульжинский своими гра фическими работами проводит пол ный и подробный экскурс в историю вопроса. Вот среди лесотундры появ ляется «Первый балок геологов на Талнахе» (1961 г.), строители первого рудника Талнаха «Маяк» разбили свои палатки («Первые палатки «Мая ка», 1962 г.). Чужеродными и случай ными выглядят разбросанные под горой деревянные строения и опоры линий электропередачи, люди увяза ют в снегах, но продолжают движение («Так начинался рудник «Октябрьский», 1960-е гг.). Но вот проходит совсем немно го времени, и мы видим совсем иную картину: по широкой дороге в обоих направлениях снуют БелАЗы, под го рой возвышаются копры рудника, дымят трубы («Рудник «Октябрь ский», 1975 г.). Та же история и на «Маяке»: рабочий процесс изобра жен на фоне рудничных копров («Рудник «Маяк», 1960-1970-е гг.). На офорте, созданном в 1979 г., Анато лий Шульжинский вновь возвращается к «Маяку». Это уже совсем другой рудник — на переднем плане дина мично изогнутые трубы газо- и пуль - попроводов, вентили, извилистые линии дорог, натянутые провода и монолит копров на заднем плане — все это создает впечатление напряженного ритма, который ничто не сможет прервать. Силуэты рудничных копров не оставили равнодушными Зеновия Кецало («Рудник на Талнахе», 1983 г.), Галиуллу Файзуллина («Талнах. Руд ник «Комсомольский», 1970-е гг.) и Николая Дорогова («Талнах. Строительство рудника «Маяк», 1963 г.). Другие графические работы Н. Ф. Дорогова также посвящены Тал-наху. Почти лирично белеют снега на горах, своей формой их повторяют палатки первостроителей Талнаха, неторопливо движется вездеход по зимнику на акварели «Талнах. Здесь будет ТЭЦ-2» (1964 г.). Не только теп ло необходимо будущей рудной сто лице, нужно еще переправлять добы тые богатства через реку Норильс кую — «Норильск-Талнах. Строи тельство железнодорожного моста через р. Норилку», 1964 г. К этой же теме в своей работе «Строительство моста через реку Но рильскую» (1964 г.) обратился Нико лай Павлович Лой, заслуженный ху дожник РСФСР. В 1963 г. Н. П. Лой организовал в Норильске студию изобразительного искусства Дворца культуры комбината. Много талант ливых художников Норильска, чьи работы украшают художественную коллекцию музея, вышло из стен этой студии. «Работы Н.П. Лоя носят историчес кий для норильчан характер. Вот первые буровые вышки на Талнахе, их сменяют палатки строителей, за тем копры будущего рудника и, нако -
нец, рудник «Маяк». Нам дороги эти полотна — живые свидетели разви тия комбината», — эту оценку В. К. Го ворова, в то время главного геолога рудника «Заполярный», вполне спра - ведливо можно отнести и к другим норильским авторам. Однако при всей важности Талнаха параллельно велись не менее значимые изыскания — в 1966 г. бы ло открыто Нижне-Хетское место рождение природного газа, а 1967 г, ознаменовался красивым словом — «Мессояха», по названию газового месторождения. Именно тогда закан чивается период использования угольных энергоносителей, а пред - приятия Норильского комбината пе реводятся на «голубое топливо». Г. С. Файзуллин на газификацию от кликнулся линогравюрой «Мессояха» (1970 г.), где горящий факел на фоне темного неба напоминает легенду о Прометее, укравшем у богов огонь и принесшим огонь людям. Расцвет Норильского комбината вновь и вновь заставляет графиков и живописцев обращаться к заводской теме. На офорте «Промплощадка» (1975 г.) А. С. Шульжинского все пространство занимают корпуса и трубы Никелевого завода, на перед нем плане как муравьи суетятся са мосвалы. Льется из ковшей расплав ленный металл на акварели Н. П. Лоя «Горячий цех» (1974 г.). Созданные Алексеем Саваниным в 1998 г. на ос нове этюдов 1970-х гг. живописные работы «Медеплавильный завод. 70-е годы» и «Никелевый завод» обращают на себя внимание яркой палитрой — красными, оранжевыми красками. При всем диссонансе между природой и «вредным» производством корпуса Никелевого завода вписаны в рельеф местности и задают движение на полотне, клубы дыма из заводских труб повторяют линию гор, а сами трубы визуально дробят монотон ность заднего плана. Изображение Медного завода, наоборот, оставляет впечатление легкости. Закатное солн це полярного дня золотит корпуса и трубы завода, теневая сторона оста ется в легкой сиреневой дымке. Новый горизонт — грандиозная стройка X пятилетки (1976-1980) — Надеждинский металлургический завод. Все взоры обращены к «Надежде». Стремительность разворачиваю- щегося действия на цветном офорте А. С. Шульжинского «Строительство автоклавного цеха» (1977 г.) подчер кивается наличием одновременно двух точек обзора — сверху и снизу; спиралями шлангов и переплетением трубопроводов. В офорте «Рождение металла» (1980 г.) магия круга разливочной карусельной машины напо минает о цикличности процессов жизни; рельефные завитки клубов дыма, поднимающегося от разлитого по изложницам металла в офорте «Норильск. Разливочная машина», создают впечатление нереальности обычного, в общем-то, технологического процесса. Пастельная работа Э. Л. Гонча ровой «Белая ночь» («Надежда-80») передает грандиозность и размах стройки. Живописное полотно А. А. Саванина «1978 год. «Надежда» строится» (1998 г., на основе этюдов 1978 г.) представляет панораму стройки. Значимость переднего пла на намеренно снижена, и взгляд зри теля сразу скользит вглубь изображе ния, где на дальнем плане, подобно скелету ископаемого гиганта, раски нулись стальные каркасы будущих корпусов металлургического завода. Однако какими бы грандиозны ми ни были «стройки века», жизнь и смысл в них вдыхает своим трудом человек. Портретную галерею людей, прославивших город и комбинат, в коллекции изобразительного искусства Музея истории НПР отличает разноплановость авторской подачи материала. В 1985 г. по заказу Но рильского комбината в связи с 50-ле тием НГМК С. Н. Морозов создал се рию графических портретов нориль чан — Героев Социалистического Труда и Почетных граждан города. Изображены не только директора комбината — В. В. Дроздов, В. И. Дол гих, Н. П. Машьянов, Б. И. Колесников, но и геологи, шахтеры и плавильщики, машинисты и конвертерщики, строители и архитекторы, актеры и космонавты. Большей частью это не парадные портреты, герои изображе ны в рабочей одежде на знаковом для них самих фоне. Особенностью морозовских портретов является нео бычная и довольно редко встречающаяся техника — работы созданы шариковой ручкой.
В том же юбилейном для комби ната году по заказу Управления стро ительства НГМК Г. А. Княжевский создал серию акварельных портретов руководителей комбината и его под - разделений, связанных со строительством объектов НГМК. Портретная галерея именитых норильчан пополнилась живописны ми работами С. Морозова в 2000 г. Наступившее затишье на ниве создания индустриальных пейзажей было нарушено в 2006 г. довольно ам бициозным и несколько ироничным проектом под названием «Норильс - кий пленэр». Задача проекта, по опре делению одного из руководителей «Общества любителей живописи и ри сования» (г. Санкт-Петербург) Алексан дра Флоренского, — «...возврат к тради ционным художественным ценностям в эпоху постмодернизма, в частности пропаганда такой совершенно исчез нувшей из арсенала современного ис кусства практики, как живопись и ри сование с натуры». В «Норильском пленэре» участвовали пять художников из Санкт-Петербурга: Ирина Ва сильева, Александр Дашевский, Иван Сотников, Ольга Флоренская, Алек сандр Флоренский. Петербургские ху дожники пригласили участвовать в этом проекте всех желающих но рильских художников, как маститых, так и молодых. Художники побывали на руднике «Медвежий ручей», на же лезной дороге; спускались в шахту рудника «Таймырский»; посетили «На дежду», Никелевый завод, рудник «Ангидрит», Дудинский морской порт, заброшенный поселок «Рыбзавод». И везде мастера рисовали с натуры. По вечерам шла «домашняя ра бота» на основе натурных впечатле ний. Результаты трудов питерских ху дожников, представленные на отчет ной выставке в Музее истории НПР, получили весьма неоднозначную оценку публики. Не всем пришелся по вкусу примитивистский взгляд на норильскую промышленную дейст вительность. И все же именно он привлекает своей необычностью. При этом работы композиционно выстроены, авторская подача материала позволяет идентифицировать индустриальные пейзажи. Кроме того, промышленная действительность не помешала ху дожникам сделать свои работы до вольно лиричными. Весьма натураль но парит «Незамерзающая вода в во доеме Медного завода» (2006 г.), изображенная И. Сотниковым, удиви телен свет от незаходящего солнца в полярный день на полотне И. Василь евой «Площадь Гвардейская в 12 ча сов ночи» (2006 г.). Снежной свежестью веет от горы Рудной на кар тине И. Сотникова «НОФ» (2006 г.). Работы участвовавших в пленэ ре норильских художников выполне ны в более реалистичной манере. Графические листы Юрия Афонова «Июнь в порту», «Цветной дым», «Тру ба», «Солнечный день» (2006 г.) отли чаются радужным многоцветием. Монохромная графика Михаила Волгина весьма экспрессивна, будто карандаш не поспевает за мыслями художника («Никелевый выдох», 2006 г.). Любимой натурой у разных по колений живописцев и графиков был и остается рудник «Медвежий ручей». В фондах Музея истории НПР подобралась целая галерея разнопла новых изображений этого действую щего объекта Норильского комбина та. Построенный в 1950-х годах руд ник открытых работ, точнее, его из вилистые, местами концентрические уступы, контрастирующие с засне женными склонами зимой, вдохно вили А. С. Шульжинского на создание одноименного офорта. Это панорамный вид сверху на котловину в несколько ярусов с идущими по ним ма шинами. Н. П. Лой акцентирует вни мание зрителя на изображении экскаватора и самосвала на фоне усту пов карьера. Человек и техника гла венствуют на его полотне «В карье ре» (1973 г.) не только композицион но, но и по цвету. Участники «Норильского пленэ ра» также не обошли своим внимани ем «Медвежку». Работа И. Сотникова «Рудник «Медвежий ручей» (2006 г.) выполнена в черно-белой гамме, в этом она схожа с полотном Д. Бакла нова, который стилизовал петляющие изгибы уступов рудника под отпечаток пальца человеческой руки, другими словами, автор высказал мысль о том, что карьер — дело рук человека-преобразователя. Совсем легкими, по-весеннему воздушными террасы рудника предстают на графическом листе Ю. Афонова. Являясь объектами самого прис тального внимания художников в не далеком прошлом, мощные, гранди озные и по-своему привлекательные индустриальные пейзажи
Норильского промышленного района вызы вают интерес у творческого человека и по сей день. А значит, коллекция ху дожественных произведений, иллю стрирующих историю развития Но рильского комбината, будет попол няться и вызывать неизменный инте рес у зрителей. Библиографический список Фонд письменных источников Музея истории НПР (ФПИ МИНПР), ОФ 10297, ф. 54, оп. 1, ед. хр. 129. ФПИ МИНПР, ОФ 10291, ф. 54, оп. 1, ед. хр. 66. ФПИ МИНПР, ОФ 12811/107. Норильский С. Сталинская премия. Тула: Филиппок, 1998. — 254 с. ФПИ МИНПР, ОФ 13210/14, ф. 54, оп. 1, ед. хр. 5 . ФПИ МИНПР, НВФ 1004/108, ф. 54, оп. 1, ед. хр. 114. Важнов М. Я. Норильский промышленный комплекс: этапы и перспективы развития. Норильск, 1987. - 48 с. Очерки по истории открытий минеральных богатств Таймыра / под ред. А. Г. Самойлова. Новосибирск, 2001. — 266 с. Сорочкин Е. Норильскпроект. От Гулага к Надежде. М.: Агентство «Антей Лимитед», 2003. — 576 с.


Яндекс.Метрика