"Дистанционное обучение математике обучающихся общеобразовательных школ"
Автор: Сычева Варвара Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МОУ Гимназия №17
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Дистанционное обучение математике обучающихся общеобразовательных школ"
Описание:
В настоящее время дистанционное обучение школьников предлагается использовать
- при изучении базовых курсов различных учебных дисциплин;
- в процессе обучения в рамках дополнительного образования (элективные курсы и спецкурсы по различным дисциплинам);
- во внеклассной работе (сетевые олимпиады, викторины, турниры школьников).
На портале единой среды доступа образовательных учреждений к сервисам систем электронного и дистанционного обучения, любые школы, ссузы и вузы Российской Федерации могут запросить создание собственного экземпляра системы электронного и дистанционного обучения (СЭДО) для использования в своем образовательном процессе. Это абсолютно бесплатно и позволит повысить качество проведения обучения в образовательном учреждении. Организация системы дистанционного обучения (СДО) осуществляется на базе свободно распространяемой платформы Moodle.
В основе дистанционного обучения заложены педагогические технологии разнотемпового обучения, самостоятельность в самообразовании школьников по различным образовательным областям, сочетание различных форм и методов взаимодействия учителя и ученика.
В.Н. Сычева
В федеральных государственных образовательных стандартах второго
поколения одна из главных ролей отводится дистанционному образованию.
Дистанционное
образование
–
новая,
современная
технология,
которая
позволяет сделать обучение более качественным и доступным.[5]
Ориентация процесса обучения на индивидуальные особенности и
потребности становится более эффективной при активном использовании
инновационных
технологий
обучения,
основанных
на
методически
обоснованном использовании информационно-коммуникационных технологий:
от построения урока с использованием электронных образовательных ресурсов
до реализации индивидуализированного дистанционного обучения. Анализ
содержания публикаций по проблемам организации дистанционного обучения
показывает, что, несмотря на то, что дистанционное обучение уже прочно
вошло в нашу жизнь, значительная часть исследований в этой области связана с
высшей
школой.
Однако
вполне
очевидно,
что
существует
категория
школьников, для которых создание системы дистанционного обучения в
соответствии с принципами гибкости, мобильности, интерактивности и др.
является едва ли не единственным способом получения образования с
полноценным включением в процесс взаимодействия с другими субъектами
обучения.[2]
Одним из преимуществ дистанционного обучения является реальная
возможность
наиболее
полного
учета
индивидуальных
особенностей
обучающихся и их образовательных потребностей при организации учебного
процесса, в частности, самостоятельной работы учащихся и создании ситуации
успеха для каждого ученика.
В настоящее время дистанционное обучение школьников предлагается
использовать
- при изучении базовых курсов различных учебных дисциплин;
-
в
процессе
обучения
в
рамках
дополнительного
образования
(элективные курсы и спецкурсы по различным дисциплинам);
- во внеклассной работе (сетевые олимпиады, викторины, турниры
школьников);
Многочисленные исследования (Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.В. Хуторской,
Н.А. Варданян, С.Н. Суханова, Н.В. Шкарупа и др.), посвященные разработке
методики использования дистанционных форм обучения в школе, не позволяют
полностью
решить
все
проблемы,
которые
возникают
при
внедрении
компьютерных технологий в учебный процесс.
Математика как учебная дисциплина обладает большими возможностями
для реализации дистанционного обучения, так как использование компьютеров
позволяет
усилить
прикладную
и
практическую
направленность
курса
математики и создает условия для реализации индивидуального подхода на
качественно новом уровне. Необходимость комплексного использования
дистанционных
и
традиционных
методов
для
обучения
математике
обусловлена
активным
внедрением
в
школьный
учебный
процесс
дистанционных
образовательных
технологий,
широким
применением
компьютерных
методов
при
изучении
математических
дисциплин,
предоставляющих
дополнительные
возможности
(вычислительные,
графические,
справочно-информационные)
для
совершенствования
и
интенсификации процесса обучения.
Многочисленные дидактические и методические исследования Н.Н.
Гомулиной, В.П. Беспалько, Е.И. Машбица, Е.С. Полат, И.В. Роберт и др.
показывают, что применение современных информационных технологий (СИТ)
в процессе обучения обеспечивает необходимые условия для развития
познавательной
деятельности
учащихся.
Теоретические
проблемы
и
практические
вопросы
использования
компьютеров
в
преподавании
математики в средней и высшей школе решаются в работах Н.С. Анисимовой,
Л. Боревского, В.А. Далингера, А. Демушкина, Н.И. Зильберберга, С.А.
Кругликова, Э.И. Кузнецова, И.В. Роберт, Г.Н. Скобелева, Е.В. Скрыльниковой,
E.K. Хеннера и т.д. Основное внимание в этих работах уделяется не только
вопросам создания электронных средств учебного назначения с методикой их
применения, но и проектированию информационно-коммуникационной среды,
в которую будут встраиваться эти средства. Анализ этих работ показывает, что
электронные учебные пособия и компьютерные обучающие программы могут
быть
использованы
для
осуществления
как
дистанционного,
так
и
традиционного подходов к обучению.[4]
В результате анализа теории и практики дистанционного обучения
школьников можно отметить необходимость решения следующих вопросов:
как организовать обучение математике, повышающее уровень усвоения
учебного материала и уровень самостоятельной деятельности учащихся; каким
должно быть содержание учебного материала, реализованного средствами
дистанционного обучения, и по каким критериям необходимо осуществлять его
отбор; как организовать самостоятельную работу учащихся с учетом их
познавательных
потребностей
в
условиях
комплексного
применения
дистанционных и традиционных методов обучения; какую дистанционную
технологию целесообразно положить в основу дистанционного обучения
школьников; какие при этом средства обучения и средства взаимодействия
педагога и учащихся наиболее эффективны. Вместе с тем, именно комплексное
применение дистанционных и традиционных методов обучения имеет большие
перспективы для реализации индивидуального подхода к обучению математике
в высшей и средней школе, в то время как при реализации только
традиционных методов обучения индивидуальные особенности учащихся и их
образовательные потребности учитываются не в полной мере.[3]
Дистанционное обучение служит механизмом развития универсальных
учебных действий (способов действия) учащихся; реализации программ
воспитания и социализации учащихся. Качество дистанционного обучения
достигается за счет развития у обучаемых универсальных учебных действий,
личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
Преимущества дистанционного образования:
более высокая адаптивность к уровню базовой подготовки и
способностям обучаемых, здоровью, месту жительства и т.д., и соответственно,
лучшие возможности для ускорения процесса получения образования и
повышения качества обучения;
повышение качества образовательного процесса за счет ориентации
на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем,
заданиями для самоконтроля и т.д.;
оперативное обновление методического обеспечения учебного
процесса, т.к. содержание методических материалов на машинных носителях
легче поддерживать в актуальном состоянии;
доступность
для
обучающихся
"перекрестной"
информации,
поскольку у них появляется возможность, используя компьютерные сети,
обращаться к альтернативным ее источникам;
повышение
творческого
и
интеллектуального
потенциала
обучающихся за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения
взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать
ответственные решения;
ярко выраженная практичность обучения (обучающиеся могут
напрямую общаться с конкретным преподавателем и задавать вопросы о том,
что интересует больше всего их самих).[6]
Средства новых информационных технологий обеспечивают учащихся
разнообразными современными средствами обучения. Помимо традиционных
учебных пособий и конспектов ученикам предлагаются:
компьютерные обучающие программы;
электронные учебные пособия;
компьютерные системы тестирования и контроля знаний;
электронные справочники;
учебные аудио и видеоматериалы;
информационные материалы.
Перечисленные
средства
способны
повысить
качество
обучения,
ускорить изучение, усвоение учебного материала, контроля знаний.
В основе дистанционного обучения заложены педагогические технологии
разнотемпового обучения, самостоятельность в самообразовании школьников
по различным образовательным областям, сочетание различных форм и
методов взаимодействия учителя и ученика.
Опыт работы с учащимися показал, что дистанционный способ обучения
достаточно эффективен в следующих случаях:
- выполнение проектов и исследовательских работ;
- работа с часто болеющими детьми;
- работа с одаренными детьми.
Основной особенностью дистанционного обучения детей с ослабленным
здоровьем, является акцент на самостоятельную работу обучающихся, что
вызывает наибольшую трудность у школьников. Поэтому важно создавать
условия для формирования у них культуры умственного труда:
изучение материала небольшими порциями;
краткие и четкие
инструкции
по
работе
с
материалами и
выполнению заданий;
привлечение «на свою сторону», в качестве помощников и
союзников родителей обучающихся.[1]
Однако
необходимо
иметь
в
виду,
что
дистанционное
обучение
предполагает тщательный отбор учебного материала, согласование его с
государственным стандартом содержания образования и требованиями на
вступительных экзаменах в ВУЗы, разноуровневую структурную организацию
учебного материала.
Личностные и метапредметные результаты образования у учащихся при
дистанционном обучении выявляются через систему деятельности учителя –
наставника и обучаемого с помощью технологий системы дистанционного
обучения. Они включают в себя способы реализации содержания обучения,
предусмотренного учебными программами, представляющим систему форм,
методов
и
средств
обучения,
обеспечивающую
наиболее
эффективное
достижение поставленных целей.
На портале единой среды доступа образовательных учреждений к
сервисам систем электронного и дистанционного обучения, любые школы,
ссузы и вузы Российской Федерации могут запросить создание собственного
экземпляра системы электронного и дистанционного обучения (СЭДО) для
использования в своем образовательном процессе. Это абсолютно бесплатно и
позволит
повысить
качество
проведения
обучения
в
образовательном
учреждении.
Организация
системы
дистанционного
обучения
(СДО)
осуществляется на базе свободно распространяемой платформы Moodle.
По
уровню
предоставляемых
возможностей
Moodle
выдерживает
сравнение
с
известными
коммерческими
системами
дистанционного
образования,
в
то
же
время
выгодно
отличается
от
них
тем,
что
распространяется в открытом исходном коде - это дает возможность «заточить»
систему под особенности конкретного образовательного проекта, а при
необходимости встроить в нее новые модули.
Эффективность
обучения
учащихся
в
учебном
информационном
пространстве зависит от многих причин, но самым главным является
следующее:
проведение
мониторинга
качества
обучения
учащихся
в
информационном пространстве, созданным педагогом. Moodle позволяет
контролировать «посещаемость», активность школьников, время их учебной
работы в сети. Преподаватель может создавать и использовать в рамках курса
любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной
ведомости. Важной особенностью Moodle является то, что система создает и
хранит портфолио каждого обучающегося: все сданные им работы, все оценки
и комментарии преподавателя к работам, все сообщения в форуме.
Список литературы:
1.
Зайцева Т.С. Развитие дистанционного обучения математике и
информатике в школе.
2. Снегурова В.И. Особенности методики проектирования методической
системы
дистанционного
обучения
математике.
Известия
РГПУ
им.
А.И.Герцена, № 52, 2008.
3. Снегурова В.И. Проблемы и ограничения дистанционного обучения
математике.
Вестник
Новгородского государственного
университета
им.
Ярослава Мудрого, № 53, 2009.
4. Снегурова В.И. Дистанционное обучение математике учащихся
общеобразовательной
школы.
Электронное
научное
издание
(научно-
педагогический интернет-журнал)
5.
Тимофеева
О.Ю.
Мониторинг
качества
обучения
учащихся
и
профессиональной компетентности педагогов через систему дистанционного
обучения в контексте ФГОС. Муниципальное образование: инновации и
эксперимент, 2011.
6.
Хуторской
А.В. Модель образовательной среды в дистанционном
эвристическом обучении // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 1 сентября.