Напоминание

"Дистанционное обучение математике обучающихся общеобразовательных школ"

Автор: Сычева Варвара Николаевна

Должность: учитель

Учебное заведение: МОУ Гимназия №17

Населённый пункт: город Волгоград

Наименование материала: статья

Тема: "Дистанционное обучение математике обучающихся общеобразовательных школ"

Описание:

В настоящее время дистанционное обучение школьников предлагается использовать - при изучении базовых курсов различных учебных дисциплин; - в процессе обучения в рамках дополнительного образования (элективные курсы и спецкурсы по различным дисциплинам); - во внеклассной работе (сетевые олимпиады, викторины, турниры школьников). На портале единой среды доступа образовательных учреждений к сервисам систем электронного и дистанционного обучения, любые школы, ссузы и вузы Российской Федерации могут запросить создание собственного экземпляра системы электронного и дистанционного обучения (СЭДО) для использования в своем образовательном процессе. Это абсолютно бесплатно и позволит повысить качество проведения обучения в образовательном учреждении. Организация системы дистанционного обучения (СДО) осуществляется на базе свободно распространяемой платформы Moodle. В основе дистанционного обучения заложены педагогические технологии разнотемпового обучения, самостоятельность в самообразовании школьников по различным образовательным областям, сочетание различных форм и методов взаимодействия учителя и ученика.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=3898

Опубликовано 04.06.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ

ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

В.Н. Сычева
В федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения одна из главных ролей отводится дистанционному образованию. Дистанционное образование – новая, современная технология, которая позволяет сделать обучение более качественным и доступным.[5] Ориентация процесса обучения на индивидуальные особенности и потребности становится более эффективной при активном использовании инновационных технологий обучения, основанных на методически обоснованном использовании информационно-коммуникационных технологий: от построения урока с использованием электронных образовательных ресурсов до реализации индивидуализированного дистанционного обучения. Анализ содержания публикаций по проблемам организации дистанционного обучения показывает, что, несмотря на то, что дистанционное обучение уже прочно вошло в нашу жизнь, значительная часть исследований в этой области связана с высшей школой. Однако вполне очевидно, что существует категория школьников, для которых создание системы дистанционного обучения в соответствии с принципами гибкости, мобильности, интерактивности и др. является едва ли не единственным способом получения образования с полноценным включением в процесс взаимодействия с другими субъектами обучения.[2] Одним из преимуществ дистанционного обучения является реальная возможность наиболее полного учета индивидуальных особенностей обучающихся и их образовательных потребностей при организации учебного процесса, в частности, самостоятельной работы учащихся и создании ситуации успеха для каждого ученика. В настоящее время дистанционное обучение школьников предлагается использовать - при изучении базовых курсов различных учебных дисциплин; - в процессе обучения в рамках дополнительного образования (элективные курсы и спецкурсы по различным дисциплинам); - во внеклассной работе (сетевые олимпиады, викторины, турниры школьников); Многочисленные исследования (Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.В. Хуторской, Н.А. Варданян, С.Н. Суханова, Н.В. Шкарупа и др.), посвященные разработке методики использования дистанционных форм обучения в школе, не позволяют полностью решить все проблемы, которые возникают при внедрении компьютерных технологий в учебный процесс. Математика как учебная дисциплина обладает большими возможностями для реализации дистанционного обучения, так как использование компьютеров позволяет усилить прикладную и практическую направленность курса математики и создает условия для реализации индивидуального подхода на качественно новом уровне. Необходимость комплексного использования дистанционных и традиционных методов для обучения математике
обусловлена активным внедрением в школьный учебный процесс дистанционных образовательных технологий, широким применением компьютерных методов при изучении математических дисциплин, предоставляющих дополнительные возможности (вычислительные, графические, справочно-информационные) для совершенствования и интенсификации процесса обучения. Многочисленные дидактические и методические исследования Н.Н. Гомулиной, В.П. Беспалько, Е.И. Машбица, Е.С. Полат, И.В. Роберт и др. показывают, что применение современных информационных технологий (СИТ) в процессе обучения обеспечивает необходимые условия для развития познавательной деятельности учащихся. Теоретические проблемы и практические вопросы использования компьютеров в преподавании математики в средней и высшей школе решаются в работах Н.С. Анисимовой, Л. Боревского, В.А. Далингера, А. Демушкина, Н.И. Зильберберга, С.А. Кругликова, Э.И. Кузнецова, И.В. Роберт, Г.Н. Скобелева, Е.В. Скрыльниковой, E.K. Хеннера и т.д. Основное внимание в этих работах уделяется не только вопросам создания электронных средств учебного назначения с методикой их применения, но и проектированию информационно-коммуникационной среды, в которую будут встраиваться эти средства. Анализ этих работ показывает, что электронные учебные пособия и компьютерные обучающие программы могут быть использованы для осуществления как дистанционного, так и традиционного подходов к обучению.[4] В результате анализа теории и практики дистанционного обучения школьников можно отметить необходимость решения следующих вопросов: как организовать обучение математике, повышающее уровень усвоения учебного материала и уровень самостоятельной деятельности учащихся; каким должно быть содержание учебного материала, реализованного средствами дистанционного обучения, и по каким критериям необходимо осуществлять его отбор; как организовать самостоятельную работу учащихся с учетом их познавательных потребностей в условиях комплексного применения дистанционных и традиционных методов обучения; какую дистанционную технологию целесообразно положить в основу дистанционного обучения школьников; какие при этом средства обучения и средства взаимодействия педагога и учащихся наиболее эффективны. Вместе с тем, именно комплексное применение дистанционных и традиционных методов обучения имеет большие перспективы для реализации индивидуального подхода к обучению математике в высшей и средней школе, в то время как при реализации только традиционных методов обучения индивидуальные особенности учащихся и их образовательные потребности учитываются не в полной мере.[3] Дистанционное обучение служит механизмом развития универсальных учебных действий (способов действия) учащихся; реализации программ воспитания и социализации учащихся. Качество дистанционного обучения достигается за счет развития у обучаемых универсальных учебных действий, личностных, метапредметных и предметных результатов образования. Преимущества дистанционного образования:
 более высокая адаптивность к уровню базовой подготовки и способностям обучаемых, здоровью, месту жительства и т.д., и соответственно, лучшие возможности для ускорения процесса получения образования и повышения качества обучения;  повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем, заданиями для самоконтроля и т.д.;  оперативное обновление методического обеспечения учебного процесса, т.к. содержание методических материалов на машинных носителях легче поддерживать в актуальном состоянии;  доступность для обучающихся "перекрестной" информации, поскольку у них появляется возможность, используя компьютерные сети, обращаться к альтернативным ее источникам;  повышение творческого и интеллектуального потенциала обучающихся за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения;  ярко выраженная практичность обучения (обучающиеся могут напрямую общаться с конкретным преподавателем и задавать вопросы о том, что интересует больше всего их самих).[6] Средства новых информационных технологий обеспечивают учащихся разнообразными современными средствами обучения. Помимо традиционных учебных пособий и конспектов ученикам предлагаются:  компьютерные обучающие программы;  электронные учебные пособия;  компьютерные системы тестирования и контроля знаний;  электронные справочники;  учебные аудио и видеоматериалы;  информационные материалы. Перечисленные средства способны повысить качество обучения, ускорить изучение, усвоение учебного материала, контроля знаний. В основе дистанционного обучения заложены педагогические технологии разнотемпового обучения, самостоятельность в самообразовании школьников по различным образовательным областям, сочетание различных форм и методов взаимодействия учителя и ученика. Опыт работы с учащимися показал, что дистанционный способ обучения достаточно эффективен в следующих случаях: - выполнение проектов и исследовательских работ; - работа с часто болеющими детьми; - работа с одаренными детьми. Основной особенностью дистанционного обучения детей с ослабленным здоровьем, является акцент на самостоятельную работу обучающихся, что вызывает наибольшую трудность у школьников. Поэтому важно создавать условия для формирования у них культуры умственного труда:  изучение материала небольшими порциями;
 краткие и четкие инструкции по работе с материалами и выполнению заданий;  привлечение «на свою сторону», в качестве помощников и союзников родителей обучающихся.[1] Однако необходимо иметь в виду, что дистанционное обучение предполагает тщательный отбор учебного материала, согласование его с государственным стандартом содержания образования и требованиями на вступительных экзаменах в ВУЗы, разноуровневую структурную организацию учебного материала. Личностные и метапредметные результаты образования у учащихся при дистанционном обучении выявляются через систему деятельности учителя – наставника и обучаемого с помощью технологий системы дистанционного обучения. Они включают в себя способы реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющим систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей. На портале единой среды доступа образовательных учреждений к сервисам систем электронного и дистанционного обучения, любые школы, ссузы и вузы Российской Федерации могут запросить создание собственного экземпляра системы электронного и дистанционного обучения (СЭДО) для использования в своем образовательном процессе. Это абсолютно бесплатно и позволит повысить качество проведения обучения в образовательном учреждении. Организация системы дистанционного обучения (СДО) осуществляется на базе свободно распространяемой платформы Moodle. По уровню предоставляемых возможностей Moodle выдерживает сравнение с известными коммерческими системами дистанционного образования, в то же время выгодно отличается от них тем, что распространяется в открытом исходном коде - это дает возможность «заточить» систему под особенности конкретного образовательного проекта, а при необходимости встроить в нее новые модули. Эффективность обучения учащихся в учебном информационном пространстве зависит от многих причин, но самым главным является следующее: проведение мониторинга качества обучения учащихся в информационном пространстве, созданным педагогом. Moodle позволяет контролировать «посещаемость», активность школьников, время их учебной работы в сети. Преподаватель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной ведомости. Важной особенностью Moodle является то, что система создает и хранит портфолио каждого обучающегося: все сданные им работы, все оценки и комментарии преподавателя к работам, все сообщения в форуме.
Список литературы:
1. Зайцева Т.С. Развитие дистанционного обучения математике и информатике в школе.
2. Снегурова В.И. Особенности методики проектирования методической системы дистанционного обучения математике. Известия РГПУ им. А.И.Герцена, № 52, 2008. 3. Снегурова В.И. Проблемы и ограничения дистанционного обучения математике. Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, № 53, 2009. 4. Снегурова В.И. Дистанционное обучение математике учащихся общеобразовательной школы. Электронное научное издание (научно- педагогический интернет-журнал) 5. Тимофеева О.Ю. Мониторинг качества обучения учащихся и профессиональной компетентности педагогов через систему дистанционного обучения в контексте ФГОС. Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2011. 6. Хуторской А.В. Модель образовательной среды в дистанционном эвристическом обучении // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 1 сентября.


Яндекс.Метрика