Напоминание

"Лишайники", 5 класс, ФГОС (В.В.Пасечник)

Автор: Пелыньо Ирина Васильевна

Должность: учитель биологии

Учебное заведение: МБОУ СОШ №76

Населённый пункт: город Ижевск

Наименование материала: разработка открытого урока биологии

Тема: "Лишайники", 5 класс, ФГОС (В.В.Пасечник)

Описание:

Предмет: биология Класс: 5 Учебник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник В.В.Пасечник. Тема урока: "Лишайники" Тип урока: урок “открытия” нового знания. Цель урока: (для учителя): создание условий для открытия новых знаний о лишайниках, как симбиотических организмах, ознакомление учащихся с особенностями их строения и жизнедеятельности, распространением на земле, многообразием и значением в природе и жизни человека

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=3927

Опубликовано 09.06.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Разработка урока по теме «Лишайники»

1.

Пелыньо Ирина Васильевна

2.

Учитель биологии

3.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №76

4.

г. Ижевск Удмуртской Республики


Предмет:
биология
Класс:
5
Учебник:
Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник В.В.Пасечник.
Тема урока:
«Лишайники»
Тип урока
: урок “открытия” нового знания.
Цель урока
: (для учителя): создание условий для открытия новых знаний о лишайниках, как симбиотических организмах, ознакомление учащихся с особенностями их строения и жизнедеятельности, распространением на земле, многообразием и значением в природе и жизни человека.
Планируемые результаты (для учащихся):
Предметные результаты: – формирование умения выделять существенные признаки лишайников, как уникальной группы живых организмов – формирование умения объяснять значение лишайников в жизни человека и природы Метапредметные и личностные результаты: Регулятивные УУД: 1. формирование умения самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; 2. формирование умения адекватно оценивать свои знания и умения. Познавательные УУД: 1. Формирование умения анализировать, сравнивать , обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений 2. формирование умения владеть смысловым чтением, Задавать вопросы на осно- ве извлечённой из текста информации. 3. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей, организовывать учебное взаимодействие при работе в группе Личностные УУД: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости

Задачи урока:
• Обучающие: расширить представление о многообразии живых организмов, формах их взаимоотношений. Выделить главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов – гриба и водоросли. Познакомить с типами лишайников, их строением, особенностями жизнедеятельности. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека. • Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, сравнивать биологические объекты, устанавливать связи, делать выводы, развивать логическое мышление и речь. • Воспитывающие: формировать умение работать в группе, находить согласованные решения, воспитание любви к родному краю, культуры поведения на уроке.
Оборудование
: мультимедийный проектор, приставка mimio, презентация, коллекция натуральных объектов в коробках, лупы, схемы для заполнения в группе, распечатки для установления соответствия, раствор лакмуса, лимон, магнитные лишайники для рефлексии, дерево знаний для рефлексии, раскраски-антистресс. Ход урока:
Технологиче

ские этапы

урока

Время(мин)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

перечень УУД,

формируемых на

этапах урока

1.

Мотивирова

ние

(самоопреде

ление) к

учебной

деятельнос

ти:

3 мин.
Приветствие учащихся. Организация ребят для работы в группах. Формируем 4 группы по 5 человек. Ребята, посмотрите на экран и попробуйте распределить организмы по группам. Всех ли вы смогли отнести к какой-либо группе? Приветствуют учителя. Вспоминают правила работы в группах У доски работает ученик В результате на доске образуются группы. Коммуникативные: Раскрывают полученные знания, оформляют мысли в устной форме Познавательные УУД Выделяют отличительные признаки

2.

Актуализац

ия знаний и

фиксирован

ие

индивидуаль

ного

затруднения

:

3 мин.
Эти же организмы вы видите на экране. Слайд № 3 , (фото на дереве около школы) Что это за организмы? Высказывают разные предположения ((могут ответить- лишайники). (Фронтальная мыслительная деятельность.) Познавательные УУД. Высказывают предположение на поставленный вопрос. Проявляют познавательную инициативу.
3.

Выявление

места и

причины

затруднения

.

2 мин.
Создается проблемная ситуация. А мы можем отнести эти организмы(лишайники) к какой-нибудь уже известной вам группе живых организмов? Какая же у нас возникла проблема? Сла йд № 3 Учащиеся работают в группах, не могут дать однозначного ответа. Формулируют проблему. Мы не знаем к какой группе живых организмов отнести лишайники. Регулятивные УУД. 1. Формирование умения самостоятельно формулировать учебную проблему (формулировка вопроса урока).
4.

Построение

проекта

выхода из

затруднения

(цель и

тема,

способ,

план,

средство)

5 мин.
Ну а теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока. Тема: лишайники. Проверяют тему, разгадав ребус. Что нужно знать об организме, чтобы отнести его к какому- нибудь царству? Слайд № 4 Ученики предлагают свои варианты, выбираем одно. Работа в группах. Ответы учащихся. Разгадывают ребус, убеждаясь в правильности темы. Регулятивные УУД. Формирование умения самостоятельно определять цель учебной деятельности. Познавательные УУД. Формируем умение анализировать, строить логически обоснованные рассуждения. Регулятивные УУД. Формирование умение составлять план решения проблемы (выполнение
Слайд № 6. Определите цель нашей работы? А теперь предложите задачи, которые нам надо решить, чтобы достичь своей цели. Работа в группах. Из предложений учащихся составляется план работы. Слайд №7 Учащиеся предлагают: изучить особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Составляем план работы: 1. Изучить многообразие и распространение лишайников. 2. Изучить строение и спосо- бы питания лишайников. 3. Узнать особенности размно- жения лишайников. 4. Выяснить значение лишай- ников в природе и для челове- ка. проекта). Коммуникативные УУД. Свободно излагать свои мысли в устной форме, слушать других.

5.

Реализация

построения

проекта (15

мин).
Сейчас каждая группа поработает со словарем биологических терминов. Найдите, пожалуйста, значение термина «Лихенология». Слайд №8 Учитель рассказывает историческую справку об Эрихе Ахариусе – «Отце лихенологии». Слайд №9 Мы с вами на урок станем настоящими лихенологами. Переходим к первому пункту нашего плана. Слайд №11 Работая с учебником и по иллюстрациям разбираем места Учащиеся работают в группах со словарями, записывают в тетрадь значение термина «Лихенология». Учащиеся называют места обитания лишайников. Дополнительное сообщение ученика с предварительной подготовкой о лишайниках, обитающих высоко в горах (СООБЩЕНИЕ - ЛИШАЙНИКИ НА ЛЬДАХ) Коммуникативные УУД. 1. формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом). 2. Формирование умения слушать и понимать речь других людей. Познавательные УУД. 1. формирование умения владеть смысловым чтением , выделять главное. 2. Формирование умения ориентироваться в словаре, находить нужную информацию. 3. Озвучивают результаты работы. Регулятивные: формирование правильной осанки
Слайд №12 Слайд №16 Учитель предлагает просмотреть видеофрагмент о строении лишайников и ответить на вопросы: 1 – как называется тело лишайника? 2 – из каких организмов состоит тело лишайника? Слайд №18 Дополнительное сообщение ученика с предварительной подготовкой о лишайниках, обитающих в Удмуртии. Учащиеся называют тело лишайника – слоевище и записывают в тетрадь определение. Учащиеся говорят, что слоевище состоит из гифов гриба и клеток водоросли.
Слайд №19 Учитель предлагает группам работу с учебником по заполнению схемы - типы слоевищ. Слайд №20 Учитель предлагает учащимся с помощью приложения QR-skaner на смартфонах или планшетах, определить, что лежит у них в коробках, считав QR- код, в котором зашифровано слово «лишайники», определяют тип слоевища своих лишайников. Слайд №21 Учащиеся заполняют схему и каждая группа зачитывает свой вариант. Сравнивают по эталону: Учащиеся считывают QR-код и определяют тип слоевища своих лишайников.
Слайд №22 Учитель рассказывает о механизме питания лишайников. Слайд №23 Слайд №24 Физминутка по видеоролик с сайта «Инфоурок» Учащиеся вспоминают понятие «симбиоз» и организмы, у которых изучали этот тип взаимоотношений. (Грибы и древесные растения) Учащиеся слушают. Такое строение и способ питания не имеет ни один организм. Таким образом, лишайники нельзя отнести ни к одному царству живой природы, т. к. это симбиотические организмы, состоящие из нитей грибницы и клеток водорослей. Учащиеся выполняют упражнения .
Учитель предлагает учащимся задание по следующему пункту плана урока: Просмореть флэшанимацию и заполнить схему по способам размножения лишайников. Слайд №26 Слайд №27 Учащиеся смотрят и заполняют схему. Сравнивают с эталоном.
Слайд №28 Учитель просит учащихся открыть учебник на странице 105 и выполнить задание в группах по установлению соответствия между значением лишайников и их графическим изображением. Слайд №30 Слайды с №31 по 37. Слайд №37 Учитель показывает опыт с раствором лакмуса и соком из свежевыжатого лимона, демонстрируя работу индикатора. Пользуясь текстом параграфа, учащиеся в группах устанавливаю соответствие между значением лишайников и их графическим изображением. Проверяют, обменявшись по группам, листочками с выполненным заданием и проверяют по эталону Учащийся рассказывает о «Манне небесной» (сообщение учащегося, заранее подготовленное, опережающее). Учащиеся вспоминают что такое фразеологизмы (интеграция с русским языком)
Слайд №38 Учитель предоставляет слово ученику с сообщением о «манне небесной» Задание: найти ответ на ?, «почему манная каша так называется?»
6. Первичное

закрепление

с

проговарива

нием во

внешней

речи

3 мин.
Учитель проводит конкретизацию первичных знаний, просит ответить на вопросы. Слайд №39 Ребята по очереди в 4 группах продолжают предложения. Регулятивные УУД. Умение давать развернутые ответы. Самоконтроль. Коммуникативные УУД. Свободно излагать свои мысли в устной форме. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
7.

Самостоят

ельная

работа с

самопроверк

ой по

эталону.

5 мин.
Ребята, у вас на столах лежат тренировочные задания по пройденной теме. Работайте над ними самостоятельно, а затем мы проведем взаимопроверку. На работу дается 5мин, а затем на экране высвечиваются правильные ответы. Слайды №40 и №41 Самостоятельная работа учащихся. Проводится взаимопроверка. Учащиеся подсчитывают свои баллы. Регулятивные УУД. 1. формировать умение адекватно оценивать знания сверстников. 2. формировать умение определять степень успешности своей работы

8. Рефлексия

учебной

деятельнос

ти на уроке.

3 мин.
Учитель предлагает вспомнить тему урока, цели, проблему над которой работали ученики, оценить меру продвижения каждого учащегося к цели, поставленной в начале урока Ребята, мы на сегодняшнем уроке выполнили серьезную работу. Мы не только изучили новые для нас организмы, но познакомились с основными этапами проектной деятельности. В конце урока определите, как вы оцениваете свою работу? На дерево знаний прикрепите магнитные лишайники, в соответствии уровнем рефлексии: 1. ТЕМУ ПОНЯЛ; Уч-ся отмечают наиболее трудные и понравившиеся этапы урока, Отмечают успешные ответы, интересные вопросы Определили тему урока, проблему, задачи работы, источники информации, сумели сделать вывод. Личностные УУД. Называют тему урока, цели, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы. Познавательные УУД. Анализ, построение логической цепи рассуждений. Личностные УУД Адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.
МНОГО ЗАПОМНИЛ; ГОТОВ РАССКАЗАТЬ. 2. ТЕМУ ПОНЯЛ; ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ; НУЖНО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ.. 3. ТЕМУ НЕ ПОНЯЛ; НУЖНА КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ ИЛИ ОДНОКЛАССНИКОВ. Слайд №43
10.

Домашнее

задание

2 мин.
Учитель подводит итоги урока, отмечает, что по результатам самооценки и самоконтроля 18 учеников получили “отлично”, два ученика получили “хорошо” . Комментирует Д/з Слайд №44 и №45. 1) § 19, вопросы, 2) Для тех, кто заинтересо вался этими необычны ми организма ми, § 19 и задание для любознате льных 3) Расскраска -антистесс для снятия стресса после проведенн ого урока и дополненн ая рисунком лишайника . Учащиеся записывают домашнее задание. Коммуникативные УУД. Осуществляют взаимный контроль записей домашнего задания в дневнике.
Учитель предлагает зайти на свой блог и посмотреть урок по теме «Лишайники»


Яндекс.Метрика