Напоминание

"Организация питания в походных условиях" 7 класс

Автор: Кирилина Галина Петровна

Должность: учитель

Учебное заведение: МКОУ СОШ №11

Населённый пункт: Свердловская обл., Ивдельский район, пос. Оус

Наименование материала: методическая разработка

Тема: "Организация питания в походных условиях" 7 класс

Описание:

Предметная область " Технология" интегрирует знания нескольких предметов школьного курса. При этом интеграция интеллектуальной деятельности переходит в практическую деятельность.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=397

Опубликовано 09.09.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Методическая разработка Предметная область « Технология» Практико- ориентированный проект « Организация питания в походных условиях и проведение однодневного похода». Лист планирования проекта: 1.Место проекта в учебном плане предмета « Технология» В разделе « Кулинария» в 7 классе изучается тема « Организация питания в походных условиях». Разработан коллективный проект учащимися, целью которого является апробация и закрепление полученных знаний и умений по предмету с интеграцией других школьных предметов. Данный проект носит комплексный межпредметный характер. Методическая цель: -Мотивировать к систематизации полученных знаний. 2. Методические задачи: -Формировать компетентность в подготовке и организации питания в походных условиях; - Развивать самостоятельную поисковую деятельность учащихся; - Учить видеть проблему и находить пути её решения; - Формировать коммуникативные и организаторские навыки; - Формировать нравственную и экологическую культуру учащихся. 3. Решение основополагающего и проблемного вопроса в проекте: -Изучить и проанализировать этапы подготовки к турпоходу. 4. Задачи проекта: - Научиться планировать однодневный коллективный поход; - Освоить навыки по организации питания в однодневном походе; - Закрепить знания о правилах расчёта количества и состава продуктов и обеспечение их сохранности; - Научиться готовить обед в походных условиях. - Закрепить знания и умения, полученные из других предметов школьной программы. - Оформить отчёт в форме стенгазеты по результатам турпохода. Методы : метод проектов, репродуктивный метод, метод проблемного обучения, кейс – метод ( метод создания конкретных ситуаций), метод создания ситуации успеха, игровой метод. 5. Обсуждение плана подготовки: - Набор первоначальных идей; - Какие знания можно применить из других предметов? 6. Практическая значимость данного проекта. Учебное исследование учащихся: Мини- сочинение. « Как мы можем применить знания из разных предметов». - Чтобы наш туристический поход был удачным, мы должны к нему подготовиться. Нам очень хочется развести на большой поляне возле водоёма костёр, приготовить на нём обед и испечь картофель в костре. Но при подготовке мы поняли, как много вопросов необходимо учесть и, оказывается, мы можем извлечь знания из разных предметов. Например, на уроке технологи мы изучали тему по организации питания в походных условиях. На уроках ОБЖ мы разбирали, как сложить дрова для костра, как их собрать, как себя вести возле костра. На уроке физкультуры нам рассказали, как нужно одеваться, когда отправляемся в поход. А подвижные игры, которые мы разучивали, можно организовать и на поляне. Нас учили, как нужно правильно рассчитать свои силы, чтобы преодолеть маршрут, как правильно дышать, переносить тяжести. На уроке географии учили читать и составлять маршрутные карты. Также мы изучали климат и состояние погоды, передвижение воздушных масс. Это пригодится при разведении костра. А когда будем заваривать чай, то соберём листики
брусники, ягоды шиповника и другие травы. О их пользе мы узнали на уроке биологии. А грибы, которые соберём, можно использовать для приготовления грибницы. Распознавать грибы нас учили на уроке биологии. Оказалось, что знания по многим предметам нам очень пригодятся. Хочется быстрее пойти в поход!» 7. Поисковая деятельность учащихся по сбору информационного материала. 8. Выработка критериев оценивания. Задания поисковой деятельности. предмет Блоки проблем Вид деятельности ОБЖ « Спасатели МЧС» 1.Правила выбора места для костра. Типы костров. 2. Способы разжигания костра. 3. Приспособления для приготовления пищи над костром. 4. Оказание первой медицинской помощи. 5. Природные источники воды. 6.Соблюдение мер противопожарной безопасности и экологические мероприятия. 1. Приготовить бересту для разжигания , сучья, приспособления . 2. Составить инструкции по оказанию помощи при ожогах, порезах. ушибах, переломах и т. д. 3. Установить костёр и закрепить посуду для приготовления пищи. 4. Способы обеззараживания воды в природе. 5. Приготовить инструмент и приспособления для тушения костра. География «Синоптики». 1. Рельеф местности и погодные условия. 2. Ориентирование на местности. 3. Информация « Как не заблудиться в данной местности». 1. Составить маршрут передвижения групп к месту отдыха. 2. Определить рельеф местности. 2. Составить карту местности, выделить опасные участки. 3. Определить состояние погоды ( облачность, движение воздуха, температура). 4. бюллетень или буклет « Как ходить к природе в гости» 5.Дать рекомендации , как одеться участникам для турпохода. Биология « Санитары» 1. Использование даров леса в походе для лечения. 2 Съедобные дикорастущие травы. 3. Соблюдение санитарно- гигиенических требований. 4. Признаки желудочно- 1. Сбор трав для фиточая. 2.Выпуск информационного бюллетеня «Основные профилактические правила».
кишечных заболеваний и оказание первой медицинской помощи. 5.Дидактический материал « Съедобные и несъедобные грибы», « Лекарственные растения». 3. Составить буклеты «Знай и помни!» 4. Собрать походную аптечку. 5. Растения, применяемые в лечебных целях. Технология « Поварята» 1.Организация питания в походе. Способы разогрева и приготовления пищи в походных условиях. 2.Правила приготовления пищи на костре. 2. Выбор посуды, кухонного и столового инвентаря, и продуктов питания. 3.Расчёт количества и состава продуктов и обеспечение их сохранности. 4. Составление меню однодневного похода. 1. Собрать тетрадь рецептов . 2.Приготовить лёгкий суп, кашу и фиточай. 3.Подготовка и запекание картофеля в углях. 4.Приготовить место временного хранения продуктов. 5. Инструкционные карты по приготовлению блюд. Организаторы- затейники 1.Подбор подвижных игр, конкурсов, спортивных состязаний. 2. Подбор вопросов викторины. 1. Составить программу отдыха. Набор развлекательного материала. 2.Составить викторину, занимательные вопросы.
Приложение 1
- Так уж устроен человек, что стремится проверить себя в самых сложных испытаниях. Совершаются наитруднейшие переходы через пустыни, смельчаки в одиночку на шлюпке пересекают океаны, высаживаются на необитаемые острова и пытаются там найти средства к существованию, идут в тайгу, не имея продовольствия и питаясь в полном смысле подножным кормом. Выйти победителями из всех этих ситуаций людям помогает сила духа, хорошая физическая подготовка и, конечно, знания. Сегодня вам предстоит проявить ловкость, сноровку, умение ориентироваться на местности, распознать растения. И сытно покушать на привале. 1. Пантомима « Отряд заблудился в лесу» Группа участников изображает ситуацию, что они заблудились. Они пытаются ориентироваться по пням, веткам, мхам на дереве. Один из них достаёт компас и карту. Все радостно собираются вокруг него, обсуждают и показывают в разные стороны. Очень хочется кушать! Один участник вытряхивает из кармана крошки и отправляет их в рот, другой пробует корешки – не съедобны, кто- то находит листья и ягоды -горько. Двое пытаются развести костёр под кронами деревьев – их останавливают. В довершение всех бед один участник повреждает ногу; ему пытаются помочь. Прикладывая к ране первое попавшееся растение, от чего страдания больного ещё больше усиливаются. - Как помочь этим участникам? 2. « Лесные целители». Выступление
санитаров.

- Самое неприятное для путешественника- это невозможность передвигаться, если натёр ногу и идти дальше не можешь. Еле- еле доковылял до тропинки и повалился без сил на траву. Оглянись вокруг – ты сидишь на лекарстве! Вот он, друг путешественников, с розеткой листьев, из середины которой поднимается стебелёк с зелёными шариками семян. Ну, конечно же, это подорожник! Сорви листок, оберни им больное место. Ты почувствуешь, как боль постепенно утихает. Листочек приятно холодит, и ты скоро перестанешь хромать и забудешь о своём спасителе. - Кто скажет, почему его так называют? « След белого человека» - назвали его индейцы. По латыни его называют « плантаго», что означает « ступня», « следовать». -Где найти в лесу вату? _ Во время войны не раз выручал партизан в лесу мох сфагнум. Листья сфагнума обладают удивительным свойством- они могут впитывать жидкость. Приложенный к ране слегка отжатый сфагнум заменит и вату. И йод. Так как содержит в своих клетках вещество сфагнол, убивающее бактерии гниения. Недаром в толще болот неоднократно находили прекрасно сохранившиеся тела погибших людей и животных, куски деревьев. 3. Викторина. - Назовите несколько растений, у которых в пищу употребляются листья. - Какой высоты бывают растения, имеющие на своих плодах и семенах зацепки и крючочки? -Почему лист кувшинки плавает? - Назовите приметы, по которым можно предсказать погоду. 4. « Как испечь хлеб в лесу».
Выступают повара.
У топкого берега озера растёт рогоз с чёрным початком. Самое ценное у него – корневище. В нём содержится сахар, крахмал, белок. Из него можно приготовить муку. Для этого корневище разрезают на кусочки, высушивают над огнём до тех пор, пока они не будут ломаться с сухим треском. Затем их измельчают. Из муки, приготовленной таким способом, в Астрахани ещё в прошлом веке пекли хлебцы, бисквиты и пряники! « Лопух!- говорят о человеке простодушном и доверчивом. « Пристал, как репей» - это тоже о лопухе. Оказывается , толстый корень его можно есть сырым, варёным, жареным, запеченным. Его можно класть в суп вместо картофеля. В ели положить в него сахар, то получится сладкое повидло. А ещё его можно использовать как лечебное наружное средство. А если настоять на оливковом масле, получается репейное масло для укрепления волос.
5.
« Лесной барометр»
Выступают географы.


- Оказывается, что есть лесной барометр. В лесу на влажной земле встречается маленькая травка с овальными листочками. Это звездчатка средняя, ил, как её ёщё называют, мокрица. После дождя мокрица становится, как хрустальная: волосики на стеблях удерживают воду, капельки блестят на солнце, и всё растение кажется сделанным из стекла. По этим цветочкам можно предсказать погоду. Запомните: если до 7 часов утра венчик не поднимается и не раскроется, днём будет дождь. А это значит - готовь , турист, палатку!
Приложение 2
Викторина « Турпоход» 1.Почему сухие дрова горят лучше, чем сырые? 2.Знаете ли вы , что такое пламя костра? Похоже ли оно на светящуюся нить электролампы? 3.Почему мы начинаем разжигать костёр с помощью мелких щепок? 4.Если погода тихая, то пламя и дым от костра поднимаются вверх. Что тянет их от земли? 5.Почему костёр потрескивает?
6.Не раз случалось, что искра от костра прожигала одежду туриста. Что представляет собой искра? 7. Дым от костра поднимается очень высоко над землёй. Этой особенностью пользуются для подачи сигналов бедствия. А что такое дым? 8. Над костром дым поднимается ровным столбом, но на некоторой высоте он начинает клубиться кудрявыми шапками. Почему? 9. В костёр всё время приходится подкладывать дрова, т. к. они сгорают. Куда девается вещество, сгорающее в огне? 10.Когда костёр погаснет, воздух над кострищем столбом поднимается вверх. Посмотрите на какой - нибудь предмет сквозь этот тёплый поток. Вы заметили, что предметы словно дрожат. Объясните это явление.
Приложение 3.
Придумать название отряда - Отряд « Турист». - Девиз: « Завяжите крепче кеды и шагайте до победы». Конкурсы: 1.2 Экологическая тропа». 2. « Театр старичка – лесовичка». 3. Найти 10 чудес природы. 4. «В гости к Берендею». 5.Конкурс « Зелёная аптека». 6. « По следам Робинзона Крузо» : - Собрать дикорастущие растения, которые можно употреблять в пищу. 7. Конкурс « Меткий глаз» - Определи на глаз высоту дерева. 8. Собрать « рассыпанные» пословицы о природе. 9. - Человек – гость или хозяин в природе? « Две встречи» Леонид Яхнин Я шёл по берегу ручья И вдруг увидел муравья. Ему я грозно крикнул: - Эй! Уйди с дороги, муравей! Не видишь разве, я сильней? Я великан, а ты пигмей! Вот захочу и наступлю И вмиг в лепёшку раздавлю! Но вдруг шуршанье раздалось, И на дорогу вышел лось. Вот надо мною он рога И рядом крепкая нога. От страха сжался я в комок – Ведь он убить рогами мог! Он мог копьём – копытом Проткнуть меня насквозь, И был бы я убитым… Но повернулся лось,
Суровый и молчащий, И тут я скрылся в чаще. Скорей под ноги глянул я: Не раздавить бы муравья! . Выставка « Природа и фантазия».
Приложение 4.
Карточка опроса. 1. Как правильно организовать питание во время похода? 2. Как правильно уложить продукты питания? 3. Как обеззаразить воду для питья в походе? 4. Какие дикорастущие растения можно использовать и с какой целью? 5. Как определить место для костра? 6. Как сохранить окружающую природу?
Приложение 5

Спортивно- туристическая эстафета.


Выбрать две команды. - Как часто в походе надо уметь преодолевать по кочкам топкое болото, пролезать через лесные завалы. Проникать в пещеры, подтягиваясь, влезать на деревья. Соревнования покажут, как все готовы к походным испытаниям. -Приготовить « кочки» – дощечки , расставить их в шахматном порядке. -« Преодоление лесных завалов». Расставить преграды или натянуть низко над землёй скакалку. - Пройти по азимуту. Одной команде нужно найти Василису Премудрую, а другой- Красную шапочку. Когда их находят, одна одевает кокошник, а другая – красный берет. « Меткий стрелок». Определить дистанцию, мишень, собрать сосновые и еловые шишки. Кто самый меткий? « Иду по следу». ( Отыскать спрятанный арбуз). По краю опушки леса на коре деревьев прикреплены бумажные метки со стрелками для определения направления поиска. _ Чья команда быстрее отыщет арбуз?
Приложение 6.

« Полезные советы»
- В походе особое значение имеет организация регулярного и рационального питания. Рассмотрим, что для этого необходимо. Посуда: Самый надёжный и удобный в походных условиях- алюминиевый котелок. Он лёгкий, быстро нагревается и остывает, хорошо моется и чистится. Ёмкость его подбирают из расчёта 1-1,5 л на человека. На группу 10-12 чел. Потребуется четыре котелка- по одному для первого и третьего блюд и два для второго. Дужка у котелка должна быть прочной, хорошо укреплённой, а крышка такая, чтобы в случае необходимости её можно было использовать как сковороду, приделав к ней деревянную ручку. Вместо котелков можно использовать кастрюли и бачки из алюминия. Но их подбирают так, чтобы они входили друг в друга. В этом случае дужки можно снять, а взамен прикрепить цепочки. Флягу для воды лучше иметь алюминиевую или пластмассовую. Банки для жидких продуктов и масла лучше взять пластмассовые с плотно завинчивающимися крышками. Пластмассовые коробки с углублением используют для яиц. Ошкуренные фанерки используют как разделочные доски. Кроме этого необходимы кухонные полотенца – две штуки, полиэтиленовая скатерть и бумажные салфетки.
Кроме общей посуды необходима индивидуальная. Это лёгкие ложки, небьющиеся кружки и миска. Посуду и продукты лучше хранить в сшитых х/б мешочках, спички, соль, сахар – в полиэтиленовых. Количество и вид продуктов рассчитывают в зависимости от численности группы. Обязательно они должны быть свежими и доброкачественными, питательными, стойкими к хранению и удобными для переноски.
Приложение 7

« Приготовление пищи на костре»
Туристам следует знать продолжительность варки на костре. Так, манную кашу варят 5 -10 мин.; геркулесовую- 10-20 мин.; гречневую- 60 мин.; пшённую – 30 -60 мин.; рисовую – 60 мин.; рыбу в кусках - 15 -20 мин.; макароны, картофель - 30-35 мин. Пир варке каши или супа котёл после закипания оставляют на углях, а не под пламенем. Для обжаривания лука сковороду ставят на горячие угли, которые отгребают в сторону от костра. Нельзя употреблять в холодном виде мясные консервы. Из них можно приготовить только горячие блюда. Используя тушёнку, нужно следить, чтобы она хорошо проварилась. При использовании её для второго блюда банку следует ( не открывая) предварительно хорошо прокипятить, а потом добавить мясо к готовому гарниру.
« Ах, картошка, объеденье!»
Часто на привалах пекут картошку. Для этого картофель тщательно моют, обсушивают и закапывают в горячей золе перегоревшего костра. Поверх неё насыпают небольшой слой горячих углей и пекут 30-40 мин. До тех пор, пока из- под золы не покажется струйка пара. Картофель можно также испечь в ведре или жестяной банке: положить туда сухого песка, в него картофель и поставить на костёр.
Супы с консервами.


Чтобы консервы не разварились, их опускают после того, как сварились крупа или овощи, и дают хорошо прокипеть.
Манная каша на молочной смеси.


В кипящую воду ( 1 л.) всыпать 0,5 ч. Ложки соли; постоянно помешивая, всыпать крупу и варить 10-15 мин.. За несколько минут до готовности влить разведённое сухое молоко, добавить сахар по вкусу и масло.
Овощи на вертеле.
Овощи жарят под действием лучистой энергии ( на вертеле). Нанизываем, предварительно посолив, цельные или крупно нарезанные куски на вертел и располагаем над жаровней с древесными углями или прогоревшим кострищем. Вертел периодически поворачиваем вокруг своей оси, чтобы овощи обжарить равномерно со всех сторон.
« Маленькие хитрости в походе»
Приложение 8
Решение проблемной ситуации: - На привале туристы нечаянно рассыпали соль. Она смешалась с песком. Как быть? - Как развести костёр без спичек? ( 1 гр. марганцовки растереть в порошок. Из пипетки капнуть 2-3 капли глицерина. Быстро убрать руки, через 2-3 сек. вспыхнет огонь. Отрывок про туристов « из произведения « Дядя Стёпа и Егор») По траве скользят ботинки, В синеве орлы парят. Растянулся по тропинке Туристический отряд. Всем в походе трудновато, Все идут не налегке, И лежат не пух и вата В пионерском рюкзаке. В гору движется гора
Всевозможного добра – Это тащит наш Егорка Две палатки, два ведёрка И дровишки для костра. Нагрузил он столько клада, Что ни спереди, ни сзади Не признаете его. Что поделать, раз в отряде Нет сильнее никого! Литература: 1.И. А. Анарбеков. Организация питания в летнем походе.// Школа и производство. 2. Занятия по обслуживающему труду в 4-8 классах: Работа с пищевыми продуктами. / Под ред. И. Н. Фёдоровой 2-е изд. М., Просвещение, 1981 г., 191 с. 3. В. Б. Мазо. Л. М. Парменова Лесные Робинзоны// Биология в школе.1990,№3, 60- 63 с.


Яндекс.Метрика