Напоминание

"Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными времени"

Автор: Петрова Наталья Анатольевна

Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: Вишнёвский филиал МБОУ "СОШ №4" с. Прохоры

Населённый пункт: Приморский край Спасский район

Наименование материала: Конспект урока русского языка в 9 классе

Тема: "Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными времени"

Описание:

Тип урока - комбинированный. В уроке представлен материал для анализа предложений по новой теме, закрепления и экспресс-проверки полученных ЗУН.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=3975

Опубликовано 19.06.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Конспект урока русского языка в 9 классе
по теме:

«Сложноподчинённые предложения с придаточными

обстоятельственными времени»
.
Комбинированный урок.

Цели урока:

1. Повторить
сведения о сложноподчинённых предложениях;
познакомить
уч-ся с особенностями СПП с придаточными обстоятельственными времени; формировать умения: 1)
распознавать
придаточные времени, отличать их от других видов придаточных предложений;
определять
их место в сложноподчинённом предложении, способы связи придаточных времени с главным предложением; 2)
правильно ставить знак
и препинания в предложениях данного типа; 3)
производить
синонимическую замену сложноподчинённых предложений с придаточными времени.
2. Развивать
внимание, логическое мышление, пунктуационную и орфографическую зоркость.
3. Воспитывать
потребность в овладении грамотным письмом.
Оборудование:
мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал (тест). ХОД УРОКА
I.

Оргмомент, тема, цели.
II.
Проверка домашнего задания
(упр.135, предложения 1-7). - СПП с придаточными какого вида встретилось больше всего в упражнении? (Места). -На какие вопросы они отвечают? (Где? Куда? Откуда?) - Чем присоединяются к главному слову? (Союзным словом). - Что поясняют?(Обстоятельства места, указательные слова).
- В каких предложениях придаточные были другого вида? На какие вопросы они отвечают? (В 6-м – придаточное изъяснительное, что?, в 7-м – придаточное определительное, каких?). 1 учащийся начертил на доске схемы 1, 2, 6 и 7 предложений. III.
Актуализация знаний.
Повторение понятийного аппарата.
Фронтальный опрос:
- Какова особенность сложных предложений? - На какие две группы делятся все сложные предложения? - В чём особенность сложносочинённых предложений? - СПП с какими группами придаточных вам известны? - В чём особенность СПП с придаточными определительными? - В чём особенность СПП с придаточными изъяснительными? - В чём особенность СПП с придаточными обстоятельственными образа действия? - А с придаточными обстоятельственными места?
IV. Изучение нового материала.
1. Работа у доски. Запись предожений. Учащиеся должны найти обстоятельства времени, определить, на какие вопросы они отвечают, чем выражены, к чему относятся. 1) Выехав во двор, Мишка спешился, привязал поводья к крыльцу. 2) И всегда, днём и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы. 3) Поворачиваются за солнцем в течение долгого дня почти все цветы. 2. Анализ предложений. (Предложения выведены проектором на экран) Учащиеся определяют тип придаточных, на какие вопросы они отвечают, чем связаны, что поясняют, составляют схемы предложений. 1) Лишь только я с крутых высот спустился, свежесть горных вод повеяла навстречу мне.
2) Было светло и тепло, пока горел костёр. 3) Красна ягодка, как только солнышко пригреет, добреет. 3. Первичное закрепление изученного материала. Учащиеся устно находят придаточные времени в предложениях 1-5 упр.141.
V. Закрепление.
1. Работа у доски. Запись учащимся предложений с заданием сравнить их, определить вид придаточных, средства их связи с главным, составить схемы. Я не знаю, когда это будет. – Познаём друзей и близких в час, когда грозит беда. – Когда наступили сумерки, пришлось вернуться домой. 2. Упражнение на синонимическую замену предложений. Учащимся нужно составить из двух простых предложений сложносочинённое и сложноподчинённое с придаточным времени. 1) Начало смеркаться. Влажно и терпко запахли стволы деревьев. 2) Кончился дождь. Всё стихло, как будто замерло. 3. Упражнение на устную замену СПП с придаточным обстоятельственным времени простым предложением с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. В каком случае замена невозможна? Почему? 1) Как только мы вошли в лес, сразу попали на тропинку. (Войдя в лес, мы сразу попали на тропинку). 2) Едва девушка взялась за калитку родного дома, силы покинули её. (В данном предложении замена невозможна, т.к. сказуемые главного и придаточного предложений обозначают действия разных лиц, а не одного, как в первом предложении). 4. Экспресс-тест. Среди данных предложений найдите СПП с придаточным обстоятельственным времени. Напишите номера этих предложений. 1) Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор. 2) Едва злодей узнал Руслана, в нём кровь остыла, взор погас. 3) Ветер дул с такой силой, что стоять на ногах было невозможно.
4) С тех пор как брат вернулся домой, он ни разу не вспомнил о происшедшем. 5) Мы спросили, когда нам прийти снова. 6) Они проснулись, когда в избе было совсем светло. КЛЮЧ: 2, 4, 6.
VI. Итог урока. Домашнее задание
– упражнение 145.


Яндекс.Метрика