Напоминание

"Ритм. Рифма. Размер"

Автор: Алова Наталья Айказовна

Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: МОУ "Ломоносовская гимназия"

Населённый пункт: г. Петрозаводск

Наименование материала: урок литературы в 5 классе

Тема: "Ритм. Рифма. Размер"

Описание:

Урок-знакомство с организацией поэтической речи. Для исследовательской работы учащихся и анализа предлагаются мои стихотворения для детей. К технологической карте урока прилагается традиционный конспект и приложение с текстами стихотворений.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=4012

Опубликовано 01.07.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Технологическая карта урока литературы в 5 классе по изучению темы «Ритм. Рифма. Размер. Поэтическая речь и её организация»

и рабочий конспект урока с приложением раздаточного материала

Урок подготовила учитель литературы Алова Н. А.., МОУ «Ломоносовская гимназия», г. Петрозаводск

Тема
Ритм. Рифма. Размер. Поэтическая речь и её организация.
Цель урока
Развитие чувства поэтического ритма
Задачи урока
Воспитательная: приобщить к миру поэзии, чувствовать художественный образ. Образовательная: научить выразительному чтению поэтического произведения, анализу, выявлению художественных средств. Развивающая: развивать мысль о том, что поэт способен разглядеть все чудеса окружающего мира, и не просто о них рассказать, но выразить их в необычном художественном образе.
Планируемый результат
На уроке: научиться понимать поэтический смысл произведение, овладеть навыком выразительного чтения.
Основные понятия
Ритм, рифма, размер в поэтическом тексте
Межпредметные связи
Литературное чтение,
Ресурсы:

- основные

- дополнительные
Поэтические тексты (см. Приложение), презентация
Организация пространства
Работа фронтальная, в парах, в группах
Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный

момент
Проверка готовности к уроку. -Какие принципы лежат в основе нашей работы на уроках? - Кроме уроков в школе такие принципы нужно применять? Где? -Вспомним, от чего зависит успешность работы на уроке наших одноклассников? Учащиеся осуществляют самооценку готовности к уроку, отвечают на вопросы. Слушать и слышать Смотреть и видеть. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2.Определение

темы урока, целей и

задач
Подсказка: на доске записаны три слова – РИТМ, РИФМА, РАЗМЕР. Вопросы: На уроках литературы мы с вами знакомились с баснями – назовите авторов. Учащиеся отвечают на вопросы, работают на индивидуальных листах. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические,
Также знакомились с историческими легендами – назовите авторов. Какой речью пользовались Крылов, Пушкин и Лермонтов для создания своих произведений? – Поэтической речью. Вывод: Мы продолжим знакомство с творчеством поэтов. С какой речью будет связана наша тема? – С поэтической речью. Запись. Работа с ключевыми словами: РИТМ, РИФМА, РАЗМЕР. Вопросы: С какими понятиями мы уже встречались на уроках литературы? – РИТМ, РИФМА. Вспомните, что такое РИТМ? Запись определения. Что ещё помогает организовать (построить) поэтическую речь? – РИФМА. Что такое РИФМА? Запись определения. А знаем ли мы особенности РИФМЫ? – Нет. Вывод: Мы записали общую тему «Поэтический текст». А чем мы будем заниматься на этом уроке? – Изучение организации поэтической речи. Записать подтему: Организация (построение) поэтической речи. Наши цели? Если мы уже знакомы с ритмом? – Закрепление знаний. Если мы ещё не знаем особенностей рифмы? – Получение новых знаний. Какое ещё ключевое слово осталось? – РАЗМЕР. Это тоже связано с организацией (построением) поэтической речи. Есть в поэзии 3 «ЭР»: Рифма, ритм, ещё размер. анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; планирование учебной деятельности.
3.Закрепление

навыка

определение Ритма
Звучит стихотворение Киплинга на английском языке. -Определите, какой текст прозвучал: прозаический или поэтический? Слушание стихотворений Регулятивная: целеполагание. Познавательные: самостоятельное выделение,

Исследование

текстов

стихотворений
-Как вы определили, что текст поэтический? – РИТМ. Кстати, что отсутствует? – РИФМА. Звучит это же стихотворение в переводе Маршака. Что появилось в переводе? – РИФМА. -А теперь поработаем самостоятельно. У вас на партах тексты (можно на экране). Задание выбирайте по желанию. -Вспомните, что нужно для того, чтобы принять решение? Исследовать, проанализировать, сделать вывод и доказать. Первое задание: Сравнить тексты. Какой из них прозаический? Какой поэтический? Почему? Что изменилось во втором тексте? В лесу живёт белочка. Я ей несу орешки. Я давно с нею дружу. Прихожу к ней в гости в лес. За кустами, под сосной Достаю свой гостинец. Моя рыжая подружка Ушки настораживает. Белочка живет в лесу. Я орешки ей несу. С нею я давно дружу. В лес к ней в гости прихожу. За кустами, под сосной, Достаю гостинец свой. Моя рыжая подружка Настораживает ушки. Вывод: Для того чтобы ритмически организовать текст, нужно изменить порядок слов. Стихотворение полностью читается выразительно и кратко обсуждается его содержание. Самостоятельная работа с текстами, исследование и анализ стихотворений. формулирование познавательной цели; формулирование проблемы. Коммуникативные: построение небольших монологических высказываний, осуществление совместной деятельности в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно- познавательных задач.
Белочка Белочка живет в лесу. Я орешки ей несу. С нею я давно дружу. В лес к ней в гости прихожу. За кустами, под сосной, Достаю гостинец свой. Моя рыжая подружка Настораживает ушки. Потихоньку по стволу Вниз спускается к столу. Стол – моя ладошка, На ней орешки, крошки. Ткнется мокрый нос в ладошку, И щекотно мне немножко. Но стоит руку протянуть, Стремится белка улизнуть. Не буду белочку пугать, А буду просто угощать. Второе задание: Исследовать предложенный текст. Какие нарушения в нём есть? Как исправить текст, чтобы была грамотно оформлена поэтическая речь? Бабочка С зелёной травинки на травинку, С цветочка на цветок В нашем саду порхает бабочка, Сама как лепесток. Хочется мне её поймать, Но страшно крылышки у неё сломать. Бабочка (желаемый результат) С травинки на травинку,
С цветочка на цветок В саду порхает бабочка, Сама как лепесток. Хочется её поймать, Но страшно крылышки сломать. Вывод: Для того чтобы данный текст ритмически организовать, нужно было убрать лишние слова (слоги). Стихотворение читается выразительно и обсуждается. Выразительное чтение стихотворений
4. Работа над новой

темой. Особенности

рифмы
Итак, начинаем работу исследователей. Материалы для нашей литературоведческой лаборатории на ваших партах. Для работы объединяемся парами или работаем поодиночке. Задача: исследовать и проанализировать рифмы по заданным параметрам. Расположение (чередование) рифмующихся строчек. Какие части речи рифмуются? Все ли рифмующиеся строчки точно совпадают по звучанию? Ежик Есть в лесу весёлый еж. Как умен и пригож! Как блестят его иголки! Как тонки они и колки! Где в лесу растет грибок, Где с брусничкою пенек, Знает ёжик назубок, Чтоб запасы сделать впрок. Только ты его не трогай Пусть спешит своей дорогой. Видишь: яблочко на спинке. Из моей оно корзинки. Неудачная охота В кустах дерутся воробьи: Не поделили хлеба крошки. Учащиеся работают в парах, исследуют и анализируют рифмы по заданным параметрам. Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: моделирование; решение проблемы, построение логической цепи, рассуждений, доказательства, выдвижения гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Они ведут свои бои, Не замечая нашей кошки. А наша кошка – хитрый зверь. Ей очень нравится охота. Она открыла лапкой дверь И села, словно ждет кого-то. Потом тихонечко к кустам Она ползет, в траве скрываясь. А воробьи дерутся там, Ни на кого не отвлекаясь. Но кошку я в траве поймал, За ушки потрепал немножко. Потом домой ее загнал. И кошка села на окошко. Теперь она через стекло За воробьями наблюдает. Конечно, кошке тяжело: Стекло охотиться мешает. Юла Разноцветная юла Тихо песню завела, Закружилась, зазвенела И по комнате пошла. Лучик солнца подхватила, Засветилась, заискрила. Круг за кругом — не догнать. А когда чуть — чуть устала Прилегла и подремала, Чтобы снова танцевать. Вывод: Рифмы бывают разные по характеристикам.
Запись. Первая характеристика – по расположению рифмующихся строк: ААББ – парная АБАБ – перекрёстная АББА – кольцевая Вторая характеристика – по совпадению частей речи: Совпадение – грамматическая Несовпадение – неграмматическая Третья характеристика – по точности созвучия: Совпадает звучание – точная Не совпадает звучание – неточная Но есть и ещё одна характеристика – по ударению. Но с ней мы познакомимся, работая над темой «Стихотворный размер».
5.Итог работы
-Подведём итог нашей работы. РИТМ. Чему научились? РИФМА. Что узнали? -Помогут ли нам эти знания при знакомстве с творчеством поэтов? -А если мы захотим передать свои чувства родным и близким в знаменательные даты и праздники? Отвечают на вопросы, высказывают свои предложения по теме, ищут использование полученных знаний при изучении других тем. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; рефлексия способов в условии действия; Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.
6.Творческая

работа
Творческая работа. -Давайте попробуем вместе дописать стихотворение. Прятки Целый час в лесу хожу, Но грибов (не нахожу). Под деревом осиною Быть должен (подосиновик). Под деревом березою Учащиеся дописывают стихотворения, читают собственные стихотворения. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценка осознание качества уровня усвоения; Личностные: самоопределение.
Быть должен (подберезовик). В травке, на опушке, Быть должны (волнушки). Стою я под осиною. Где же (подосиновик)? Стою я под березою. (Где же подберезовик)? Вот я на опушке. Где же вы, (волнушки)? Спрятались грибы в лесу. Что домой я (принесу)? Лес меня не отпускает: В прятки он (со мной играет). Все! С грибами не дружу И из леса (ухожу)! Пусть плачет под березою Хитрюга – (подберезовик)! Пусть плачет под осиною Пузатый (подосиновик)! Пусть скучают на опушке Без меня мои (волнушки). Но в лес я все-таки приду – Всех обязательно найду. -А теперь чтение собственных стихотворений.
7.Рефлексия
Основа организации поэтической речи – это … Ритм – это … Рифма – это … В поэзии есть 3 «Р» - это … Рифмы бывают – … Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; Личностные: смыслообразование.
8.Домашнее задание
Выучить три характеристики рифмы. Найти примеры в стихотворениях. Личностные: смыслообразование.
Урок: Ритм. Рифма. Размер. Поэтическая речь и её организация.
1 блок. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. Какие принципы лежат в основе нашей работы на уроках? Слушать и слышать. Смотреть и видеть. А кроме уроков в школе такие принципы нужно применять? Где? Вспомним, от чего зависит успешность работы на уроке наших одноклассников?
2 блок. Определение темы урока, целей и задач.
Подсказка: на доске записаны три слова – РИТМ, РИФМА, РАЗМЕР.
Вопросы:
На уроках литературы мы с вами знакомились с баснями – назовите авторов. Также знакомились с историческими легендами – назовите авторов. Какой речью пользовались Крылов, Пушкин и Лермонтов для создания своих произведений? – Поэтической речью.
Вывод:
Мы продолжим знакомство с творчеством поэтов. С какой речью будет связана наша тема? – С поэтической речью. Запись. Работа с ключевыми словами: РИТМ, РИФМА, РАЗМЕР.
Вопросы:

С какими понятиями мы уже встречались на уроках литературы? – РИТМ, РИФМА. Вспомните, что такое РИТМ?
Запись определения.
Что ещё помогает организовать (построить) поэтическую речь? – РИФМА. Что такое РИФМА?
Запись определения.
А знаем ли мы особенности РИФМЫ? – Нет.
Вывод:
Мы записали общую тему «Поэтический текст». А чем мы будем заниматься на этом уроке? – Изучение организации поэтической речи.
Записать подтему
: Организация (построение) поэтической речи. Наши цели? Если мы уже знакомы с ритмом? – Закрепление знаний. Если мы ещё не знаем особенностей рифмы? – Получение новых знаний. Какое ещё ключевое слово осталось? – РАЗМЕР. Это тоже связано с организацией (построением) поэтической речи. Есть в поэзии
3 «ЭР»:
Рифма, ритм, ещё размер.
3 блок. Закрепление навыка определения РИТМА.
Звучит стихотворение Киплинга на английском языке. Определите, какой текст прозвучал: прозаический или поэтический? Как вы определили, что текст поэтический? – РИТМ. Кстати, что отсутствует? – РИФМА.
Звучит это же стихотворение в переводе Маршака. Что появилось в переводе? – РИФМА. А теперь поработаем самостоятельно. У вас на партах тексты (можно на экране). Задание выбирайте по желанию. Вспомните, что нужно для того, чтобы принять решение? Исследовать, проанализировать, сделать вывод и доказать.
Первое задание:
Сравнить тексты. Какой из них прозаический? Какой поэтический? Почему? Что изменилось во втором тексте? В лесу живёт белочка. Я ей несу орешки. Я давно с нею дружу. Прихожу к ней в гости в лес. За кустами, под сосной Достаю свой гостинец. Моя рыжая подружка Ушки настораживает. Белочка живет в лесу. Я орешки ей несу. С нею я давно дружу. В лес к ней в гости прихожу. За кустами, под сосной, Достаю гостинец свой. Моя рыжая подружка Настораживает ушки.
Вывод:
Для того чтобы ритмически организовать текст, нужно изменить порядок слов. Стихотворение полностью читается выразительно и кратко обсуждается его содержание.

Белочка
Белочка живет в лесу. Я орешки ей несу. С нею я давно дружу. В лес к ней в гости прихожу. За кустами, под сосной, Достаю гостинец свой. Моя рыжая подружка Настораживает ушки. Потихоньку по стволу Вниз спускается к столу. Стол – моя ладошка, На ней орешки, крошки. Ткнется мокрый нос в ладошку, И щекотно мне немножко. Но стоит руку протянуть, Стремится белка улизнуть. Не буду белочку пугать, А буду просто угощать.
Второе задание:
Исследовать предложенный текст. Какие нарушения в нём есть? Как исправить текст, чтобы была грамотно оформлена поэтическая речь?
Бабочка
С зелёной травинки на травинку, С цветочка на цветок В нашем саду порхает бабочка, Сама как лепесток. Хочется мне её поймать, Но страшно крылышки у неё сломать.

Бабочка (желаемый результат)
С травинки на травинку, С цветочка на цветок В саду порхает бабочка, Сама как лепесток. Хочется её поймать, Но страшно крылышки сломать.
Вывод
: Для того чтобы данный текст ритмически организовать, нужно было убрать лишние слова (слоги). Стихотворение читается выразительно и обсуждается.
4 блок. Новая тема. Работа над особенностями рифмы.
Итак, начинаем работу исследователей. Материалы для нашей литературоведческой лаборатории на ваших партах. Для работы объединяемся парами или работаем поодиночке.
Задача:
исследовать и проанализировать рифмы по заданным параметрам. Расположение (чередование) рифмующихся строчек. Какие части речи рифмуются? Все ли рифмующиеся строчки точно совпадают по звучанию?
Ежик
Есть в лесу весёлый еж. Как умен и пригож! Как блестят его иголки! Как тонки они и колки! Где в лесу растет грибок, Где с брусничкою пенек, Знает ёжик назубок,
Чтоб запасы сделать впрок. Только ты его не трогай Пусть спешит своей дорогой. Видишь: яблочко на спинке. Из моей оно корзинки.
Неудачная охота
В кустах дерутся воробьи: Не поделили хлеба крошки. Они ведут свои бои, Не замечая нашей кошки. А наша кошка – хитрый зверь. Ей очень нравится охота. Она открыла лапкой дверь И села, словно ждет кого-то. Потом тихонечко к кустам Она ползет, в траве скрываясь. А воробьи дерутся там, Ни на кого не отвлекаясь. Но кошку я в траве поймал, За ушки потрепал немножко. Потом домой ее загнал. И кошка села на окошко. Теперь она через стекло За воробьями наблюдает. Конечно, кошке тяжело: Стекло охотиться мешает.
Юла
Разноцветная юла
Тихо песню завела, Закружилась, зазвенела И по комнате пошла. Лучик солнца подхватила, Засветилась, заискрила. Круг за кругом — не догнать. А когда чуть — чуть устала Прилегла и подремала, Чтобы снова танцевать.
Вывод
: Рифмы бывают разные по характеристикам.
Запись.

Первая характеристика
– по расположению рифмующихся строк: ААББ – парная АБАБ – перекрёстная АББА – кольцевая
Вторая характеристика
– по совпадению частей речи: Совпадение – грамматическая Несовпадение – неграмматическая
Третья характеристика
– по точности созвучия: Совпадает звучание – точная Не совпадает звучание – неточная
Но есть и ещё одна характеристика – по ударению. Но с ней мы познакомимся, работая над темой «Стихотворный размер».
5 блок. Подведём итог нашей работы.
РИТМ. Чему научились? РИФМА. Что узнали? Помогут ли нам эти знания при знакомстве с творчеством поэтов? А если мы захотим передать свои чувства родным и близким в знаменательные даты и праздники?
6 блок. Творческая работа.
Давайте попробуем вместе дописать стихотворение.
Прятки
Целый час в лесу хожу, Но грибов не нахожу. Под деревом осиною Быть должен
подосиновик.
Под деревом березою Быть должен
подберезовик.
В травке, на опушке, Быть должны
волнушки.
Стою я под осиною. Где же
подосиновик
? Стою я под березою.
Где же подберезовик?
Вот я на опушке.
Где же вы, волнушки?
Спрятались грибы в лесу. Что домой я
принесу
? Лес меня не отпускает: В прятки он
со мной играет.
Все! С грибами
не дружу

И из леса
ухожу!
Пусть плачет под березою Хитрюга –
подберезовик!
Пусть плачет
под осиною
Пузатый
подосиновик
! Пусть скучают на опушке Без меня мои
волнушки.
Но в лес я все-таки приду – Всех обязательно
найду.
А теперь чтение собственных стихотворений.
7 блок. Рефлексия.
Основа организации поэтической речи – это … Ритм – это … Рифма – это … В поэзии есть 3 «Р» - это … Рифмы бывают – …
8 блок. Домашнее задание.
Выучить три характеристики рифмы. Найти примеры в стихотворениях.

Первое задание:
Сравнить тексты. Какой из них прозаический? Какой поэтический? Почему? Что изменилось во втором тексте? В лесу живёт белочка. Я ей несу орешки. Я давно с нею дружу. Прихожу к ней в гости в лес. За кустами, под сосной Достаю свой гостинец. Моя рыжая подружка Ушки настораживает. Белочка живет в лесу. Я орешки ей несу. С нею я давно дружу. В лес к ней в гости прихожу. За кустами, под сосной, Достаю гостинец свой. Моя рыжая подружка Настораживает ушки.
Второе задание:
Исследовать предложенный текст. Какие нарушения в нём есть? Как исправить текст, чтобы была грамотно оформлена поэтическая речь?
Бабочка
С зелёной травинки на травинку, С цветочка на цветок В нашем саду порхает бабочка, Сама как лепесток. Хочется мне её поймать, Но страшно крылышки у неё сломать.
Второе задание:
Исследовать предложенный текст. Какие нарушения в нём есть? Как исправить текст, чтобы была грамотно оформлена поэтическая речь?
Бабочка
С зелёной травинки на травинку, С цветочка на цветок В нашем саду порхает бабочка, Сама как лепесток. Хочется мне её поймать, Но страшно крылышки у неё сломать.

Задача:
исследовать и проанализировать рифмы по заданным параметрам. Расположение (чередование) рифмующихся строчек.
Ежик

Есть в лесу весёлый еж.

Как умен и пригож!

Как блестят его иголки!

Как тонки они и колки!
Где в лесу растет грибок, Где с брусничкою пенек, Знает ёжик назубок, Чтоб запасы сделать впрок. Только ты его не трогай Пусть спешит своей дорогой. Видишь: яблочко на спинке. Из моей оно корзинки.
Задача:
исследовать и проанализировать рифмы по заданным параметрам. Расположение (чередование) рифмующихся строчек.
Ежик

Есть в лесу весёлый еж.

Как умен и пригож!

Как блестят его иголки!

Как тонки они и колки!
Где в лесу растет грибок, Где с брусничкою пенек, Знает ёжик назубок, Чтоб запасы сделать впрок. Только ты его не трогай Пусть спешит своей дорогой. Видишь: яблочко на спинке. Из моей оно корзинки.

Задача:
исследовать и проанализировать рифмы по заданным параметрам. Расположение (чередование) рифмующихся строчек.
Неудачная охота

В кустах дерутся воробьи:

Не поделили хлеба крошки.

Они ведут свои бои,

Не замечая нашей кошки.
А наша кошка – хитрый зверь. Ей очень нравится охота. Она открыла лапкой дверь И села, словно ждет кого-то. Потом тихонечко к кустам Она ползет, в траве скрываясь. А воробьи дерутся там, Ни на кого не отвлекаясь. Но кошку я в траве поймал, За ушки потрепал немножко. Потом домой ее загнал. И кошка села на окошко. Теперь она через стекло За воробьями наблюдает. Конечно, кошке тяжело: Стекло охотиться мешает.
Задача:
исследовать и проанализировать рифмы по заданным параметрам. Расположение (чередование) рифмующихся строчек.
Юла
Разноцветная юла Тихо песню завела, Закружилась, зазвенела И по комнате пошла. Лучик солнца подхватила, Засветилась, заискрила.
Круг за кругом — не догнать.

А когда чуть — чуть устала

Прилегла и подремала,

Чтобы снова танцевать.




Яндекс.Метрика