Наименование материала: урок литературы в 5 классе
Тема: "Ритм. Рифма. Размер"
Описание:
Урок-знакомство с организацией поэтической речи. Для исследовательской работы учащихся и анализа предлагаются мои стихотворения для детей. К технологической карте урока прилагается традиционный конспект и приложение с текстами стихотворений.
Технологическая карта урока литературы в 5 классе по изучению темы «Ритм. Рифма. Размер. Поэтическая речь и её организация»
и рабочий конспект урока с приложением раздаточного материала
Урок подготовила учитель литературы Алова Н. А.., МОУ «Ломоносовская гимназия», г. Петрозаводск
Тема
Ритм. Рифма. Размер.
Поэтическая речь и её организация.
Цель урока
Развитие чувства поэтического ритма
Задачи урока
Воспитательная: приобщить к миру поэзии, чувствовать художественный образ.
Образовательная: научить выразительному чтению поэтического произведения, анализу, выявлению
художественных средств.
Развивающая: развивать мысль о том, что поэт способен разглядеть все чудеса окружающего мира, и не просто о
них рассказать, но выразить их в необычном художественном образе.
Планируемый результат
На уроке: научиться понимать поэтический смысл произведение, овладеть навыком выразительного чтения.
Основные понятия
Ритм, рифма, размер в поэтическом тексте
Межпредметные связи
Литературное чтение,
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Поэтические тексты (см. Приложение), презентация
Организация пространства
Работа фронтальная, в парах, в группах
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые УУД
1.Организационный
момент
Проверка готовности к уроку.
-Какие принципы лежат в основе нашей работы на
уроках?
- Кроме уроков в школе такие принципы нужно
применять? Где?
-Вспомним, от чего зависит успешность работы на
уроке наших одноклассников?
Учащиеся
осуществляют
самооценку готовности
к уроку, отвечают на
вопросы.
Слушать и слышать
Смотреть и видеть.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
2.Определение
темы урока, целей и
задач
Подсказка: на доске записаны три слова – РИТМ,
РИФМА, РАЗМЕР.
Вопросы:
На уроках литературы мы с вами знакомились с баснями
– назовите авторов.
Учащиеся отвечают на
вопросы, работают на
индивидуальных листах.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
Познавательные: логические,
Также знакомились с историческими легендами –
назовите авторов.
Какой речью пользовались Крылов, Пушкин и
Лермонтов для создания своих произведений? –
Поэтической речью.
Вывод: Мы продолжим знакомство с творчеством
поэтов.
С какой речью будет связана наша тема? – С
поэтической речью. Запись.
Работа с ключевыми словами: РИТМ, РИФМА,
РАЗМЕР.
Вопросы:
С какими понятиями мы уже встречались на уроках
литературы? – РИТМ, РИФМА.
Вспомните, что такое РИТМ?
Запись определения.
Что ещё помогает организовать (построить)
поэтическую речь? – РИФМА.
Что такое РИФМА?
Запись определения.
А знаем ли мы особенности РИФМЫ? – Нет.
Вывод: Мы записали общую тему «Поэтический текст».
А чем мы будем заниматься на этом уроке? – Изучение
организации поэтической речи.
Записать подтему: Организация (построение)
поэтической речи.
Наши цели?
Если мы уже знакомы с ритмом? – Закрепление знаний.
Если мы ещё не знаем особенностей рифмы? –
Получение новых знаний.
Какое ещё ключевое слово осталось? – РАЗМЕР.
Это тоже связано с организацией (построением)
поэтической речи.
Есть в поэзии 3 «ЭР»:
Рифма, ритм, ещё размер.
анализ объектов с целью
выделения признаков.
Регулятивные: принятие и
сохранение учебной задачи;
планирование учебной
деятельности.
3.Закрепление
навыка
определение Ритма
Звучит стихотворение Киплинга на английском языке.
-Определите, какой текст прозвучал: прозаический или
поэтический?
Слушание
стихотворений
Регулятивная: целеполагание.
Познавательные:
самостоятельное выделение,
Исследование
текстов
стихотворений
-Как вы определили, что текст поэтический? – РИТМ.
Кстати, что отсутствует? – РИФМА.
Звучит это же стихотворение в переводе Маршака.
Что появилось в переводе? – РИФМА.
-А теперь поработаем самостоятельно. У вас на партах
тексты (можно на экране).
Задание выбирайте по желанию.
-Вспомните, что нужно для того, чтобы принять
решение?
Исследовать, проанализировать, сделать вывод и
доказать.
Первое задание: Сравнить тексты. Какой из них
прозаический? Какой поэтический? Почему? Что
изменилось во втором тексте?
В лесу живёт белочка.
Я ей несу орешки.
Я давно с нею дружу.
Прихожу к ней в гости в лес.
За кустами, под сосной
Достаю свой гостинец.
Моя рыжая подружка
Ушки настораживает.
Белочка живет в лесу.
Я орешки ей несу.
С нею я давно дружу.
В лес к ней в гости прихожу.
За кустами, под сосной,
Достаю гостинец свой.
Моя рыжая подружка
Настораживает ушки.
Вывод: Для того чтобы ритмически организовать текст,
нужно изменить порядок слов.
Стихотворение полностью читается выразительно и
кратко обсуждается его содержание.
Самостоятельная работа
с текстами,
исследование и анализ
стихотворений.
формулирование
познавательной цели;
формулирование проблемы.
Коммуникативные: построение
небольших монологических
высказываний, осуществление
совместной деятельности в
парах и рабочих группах с
учетом конкретных учебно-
познавательных задач.
Белочка
Белочка живет в лесу.
Я орешки ей несу.
С нею я давно дружу.
В лес к ней в гости прихожу.
За кустами, под сосной,
Достаю гостинец свой.
Моя рыжая подружка
Настораживает ушки.
Потихоньку по стволу
Вниз спускается к столу.
Стол – моя ладошка,
На ней орешки, крошки.
Ткнется мокрый нос в ладошку,
И щекотно мне немножко.
Но стоит руку протянуть,
Стремится белка улизнуть.
Не буду белочку пугать,
А буду просто угощать.
Второе задание: Исследовать предложенный текст.
Какие нарушения в нём есть? Как исправить текст,
чтобы была грамотно оформлена поэтическая речь?
Бабочка
С зелёной травинки на травинку,
С цветочка на цветок
В нашем саду порхает бабочка,
Сама как лепесток.
Хочется мне её поймать,
Но страшно крылышки у неё сломать.
Бабочка (желаемый результат)
С травинки на травинку,
С цветочка на цветок
В саду порхает бабочка,
Сама как лепесток.
Хочется её поймать,
Но страшно крылышки сломать.
Вывод: Для того чтобы данный текст ритмически
организовать, нужно было убрать лишние слова (слоги).
Стихотворение читается выразительно и обсуждается.
Выразительное чтение
стихотворений
4. Работа над новой
темой. Особенности
рифмы
Итак, начинаем работу исследователей. Материалы для
нашей литературоведческой лаборатории на ваших
партах. Для работы объединяемся парами или работаем
поодиночке.
Задача: исследовать и проанализировать рифмы по
заданным параметрам.
Расположение (чередование) рифмующихся строчек.
Какие части речи рифмуются?
Все ли рифмующиеся строчки точно совпадают по
звучанию?
Ежик
Есть в лесу весёлый еж.
Как умен и пригож!
Как блестят его иголки!
Как тонки они и колки!
Где в лесу растет грибок,
Где с брусничкою пенек,
Знает ёжик назубок,
Чтоб запасы сделать впрок.
Только ты его не трогай
Пусть спешит своей дорогой.
Видишь: яблочко на спинке.
Из моей оно корзинки.
Неудачная охота
В кустах дерутся воробьи:
Не поделили хлеба крошки.
Учащиеся работают в
парах, исследуют и
анализируют рифмы по
заданным параметрам.
Регулятивные: планирование,
прогнозирование;
Познавательные:
моделирование; решение
проблемы, построение
логической цепи, рассуждений,
доказательства, выдвижения
гипотез и их обоснование;
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в
поиске и выборе информации.
Они ведут свои бои,
Не замечая нашей кошки.
А наша кошка – хитрый зверь.
Ей очень нравится охота.
Она открыла лапкой дверь
И села, словно ждет кого-то.
Потом тихонечко к кустам
Она ползет, в траве скрываясь.
А воробьи дерутся там,
Ни на кого не отвлекаясь.
Но кошку я в траве поймал,
За ушки потрепал немножко.
Потом домой ее загнал.
И кошка села на окошко.
Теперь она через стекло
За воробьями наблюдает.
Конечно, кошке тяжело:
Стекло охотиться мешает.
Юла
Разноцветная юла
Тихо песню завела,
Закружилась, зазвенела
И по комнате пошла.
Лучик солнца подхватила,
Засветилась, заискрила.
Круг за кругом — не догнать.
А когда чуть — чуть устала
Прилегла и подремала,
Чтобы снова танцевать.
Вывод: Рифмы бывают разные по характеристикам.
Запись.
Первая характеристика – по расположению
рифмующихся строк:
ААББ – парная
АБАБ – перекрёстная
АББА – кольцевая
Вторая характеристика – по совпадению частей речи:
Совпадение – грамматическая
Несовпадение – неграмматическая
Третья характеристика – по точности созвучия:
Совпадает звучание – точная
Не совпадает звучание – неточная
Но есть и ещё одна характеристика – по ударению. Но с
ней мы познакомимся, работая над темой
«Стихотворный размер».
5.Итог работы
-Подведём итог нашей работы.
РИТМ. Чему научились?
РИФМА. Что узнали?
-Помогут ли нам эти знания при знакомстве с
творчеством поэтов?
-А если мы захотим передать свои чувства родным и
близким в знаменательные даты и праздники?
Отвечают на вопросы,
высказывают свои
предложения по теме,
ищут использование
полученных знаний при
изучении других тем.
Регулятивные: контроль,
оценка, коррекция;
Познавательные:
структурирование знаний,
выбор наиболее эффективных
способов решения задания,
умение осознанно и
произвольно строить речевые
высказывания; рефлексия
способов в условии действия;
Коммуникативные: управление
поведением партнера, контроль,
коррекция, оценка действий
партнера.
6.Творческая
работа
Творческая работа.
-Давайте попробуем вместе дописать стихотворение.
Прятки
Целый час в лесу хожу,
Но грибов (не нахожу).
Под деревом осиною
Быть должен (подосиновик).
Под деревом березою
Учащиеся дописывают
стихотворения, читают
собственные
стихотворения.
Регулятивные: контроль,
коррекция, выделение и
осознание того, что уже
усвоено и что еще подлежит
усвоению, оценка осознание
качества уровня усвоения;
Личностные: самоопределение.
Быть должен (подберезовик).
В травке, на опушке,
Быть должны (волнушки).
Стою я под осиною.
Где же (подосиновик)?
Стою я под березою.
(Где же подберезовик)?
Вот я на опушке.
Где же вы, (волнушки)?
Спрятались грибы в лесу.
Что домой я (принесу)?
Лес меня не отпускает:
В прятки он (со мной играет).
Все! С грибами не дружу
И из леса (ухожу)!
Пусть плачет под березою
Хитрюга – (подберезовик)!
Пусть плачет под осиною
Пузатый (подосиновик)!
Пусть скучают на опушке
Без меня мои (волнушки).
Но в лес я все-таки приду –
Всех обязательно найду.
-А теперь чтение собственных стихотворений.
7.Рефлексия
Основа организации поэтической речи – это …
Ритм – это …
Рифма – это …
В поэзии есть 3 «Р» - это …
Рифмы бывают – …
Осуществляют
самооценку собственной
учебной деятельности,
соотносят цель и
результаты, степень их
соответствия.
Коммуникативные: умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли; познавательные:
рефлексия;
Личностные:
смыслообразование.
8.Домашнее задание
Выучить три характеристики рифмы.
Найти примеры в стихотворениях.
Личностные:
смыслообразование.
Урок:
Ритм. Рифма. Размер.
Поэтическая речь и её организация.
1 блок. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
Какие принципы лежат в основе нашей работы на уроках?
Слушать и слышать.
Смотреть и видеть.
А кроме уроков в школе такие принципы нужно применять? Где?
Вспомним, от чего зависит успешность работы на уроке наших одноклассников?
2 блок. Определение темы урока, целей и задач.
Подсказка: на доске записаны три слова – РИТМ, РИФМА, РАЗМЕР.
Вопросы:
На уроках литературы мы с вами знакомились с баснями – назовите авторов.
Также знакомились с историческими легендами – назовите авторов.
Какой речью пользовались Крылов, Пушкин и Лермонтов для создания своих произведений? – Поэтической речью.
Вывод: Мы продолжим знакомство с творчеством поэтов.
С какой речью будет связана наша тема? – С поэтической речью. Запись.
Работа с ключевыми словами: РИТМ, РИФМА, РАЗМЕР.
Вопросы:
С какими понятиями мы уже встречались на уроках литературы? – РИТМ, РИФМА.
Вспомните, что такое РИТМ?
Запись определения.
Что ещё помогает организовать (построить) поэтическую речь? – РИФМА.
Что такое РИФМА?
Запись определения.
А знаем ли мы особенности РИФМЫ? – Нет.
Вывод: Мы записали общую тему «Поэтический текст».
А чем мы будем заниматься на этом уроке? – Изучение организации поэтической речи.
Записать подтему : Организация (построение) поэтической речи.
Наши цели?
Если мы уже знакомы с ритмом? – Закрепление знаний.
Если мы ещё не знаем особенностей рифмы? – Получение новых знаний.
Какое ещё ключевое слово осталось? – РАЗМЕР.
Это тоже связано с организацией (построением) поэтической речи.
Есть в поэзии 3 «ЭР»:
Рифма, ритм, ещё размер.
3 блок. Закрепление навыка определения РИТМА.
Звучит стихотворение Киплинга на английском языке.
Определите, какой текст прозвучал: прозаический или поэтический?
Как вы определили, что текст поэтический? – РИТМ.
Кстати, что отсутствует? – РИФМА.
Звучит это же стихотворение в переводе Маршака.
Что появилось в переводе? – РИФМА.
А теперь поработаем самостоятельно. У вас на партах тексты (можно на экране).
Задание выбирайте по желанию.
Вспомните, что нужно для того, чтобы принять решение?
Исследовать, проанализировать, сделать вывод и доказать.
Первое задание: Сравнить тексты. Какой из них прозаический? Какой поэтический? Почему? Что изменилось во втором
тексте?
В лесу живёт белочка.
Я ей несу орешки.
Я давно с нею дружу.
Прихожу к ней в гости в лес.
За кустами, под сосной
Достаю свой гостинец.
Моя рыжая подружка
Ушки настораживает.
Белочка живет в лесу.
Я орешки ей несу.
С нею я давно дружу.
В лес к ней в гости прихожу.
За кустами, под сосной,
Достаю гостинец свой.
Моя рыжая подружка
Настораживает ушки.
Вывод: Для того чтобы ритмически организовать текст, нужно изменить порядок слов.
Стихотворение полностью читается выразительно и кратко обсуждается его содержание.
Белочка
Белочка живет в лесу.
Я орешки ей несу.
С нею я давно дружу.
В лес к ней в гости прихожу.
За кустами, под сосной,
Достаю гостинец свой.
Моя рыжая подружка
Настораживает ушки.
Потихоньку по стволу
Вниз спускается к столу.
Стол – моя ладошка,
На ней орешки, крошки.
Ткнется мокрый нос в ладошку,
И щекотно мне немножко.
Но стоит руку протянуть,
Стремится белка улизнуть.
Не буду белочку пугать,
А буду просто угощать.
Второе задание: Исследовать предложенный текст. Какие нарушения в нём есть? Как исправить текст, чтобы была
грамотно оформлена поэтическая речь?
Бабочка
С зелёной травинки на травинку,
С цветочка на цветок
В нашем саду порхает бабочка,
Сама как лепесток.
Хочется мне её поймать,
Но страшно крылышки у неё сломать.
Бабочка (желаемый результат)
С травинки на травинку,
С цветочка на цветок
В саду порхает бабочка,
Сама как лепесток.
Хочется её поймать,
Но страшно крылышки сломать.
Вывод : Для того чтобы данный текст ритмически организовать, нужно было убрать лишние слова (слоги).
Стихотворение читается выразительно и обсуждается.
4 блок. Новая тема. Работа над особенностями рифмы.
Итак, начинаем работу исследователей. Материалы для нашей литературоведческой лаборатории на ваших партах. Для
работы объединяемся парами или работаем поодиночке.
Задача: исследовать и проанализировать рифмы по заданным параметрам.
Расположение (чередование) рифмующихся строчек.
Какие части речи рифмуются?
Все ли рифмующиеся строчки точно совпадают по звучанию?
Ежик
Есть в лесу весёлый еж.
Как умен и пригож!
Как блестят его иголки!
Как тонки они и колки!
Где в лесу растет грибок,
Где с брусничкою пенек,
Знает ёжик назубок,
Чтоб запасы сделать впрок.
Только ты его не трогай
Пусть спешит своей дорогой.
Видишь: яблочко на спинке.
Из моей оно корзинки.
Неудачная охота
В кустах дерутся воробьи:
Не поделили хлеба крошки.
Они ведут свои бои,
Не замечая нашей кошки.
А наша кошка – хитрый зверь.
Ей очень нравится охота.
Она открыла лапкой дверь
И села, словно ждет кого-то.
Потом тихонечко к кустам
Она ползет, в траве скрываясь.
А воробьи дерутся там,
Ни на кого не отвлекаясь.
Но кошку я в траве поймал,
За ушки потрепал немножко.
Потом домой ее загнал.
И кошка села на окошко.
Теперь она через стекло
За воробьями наблюдает.
Конечно, кошке тяжело:
Стекло охотиться мешает.
Юла
Разноцветная юла
Тихо песню завела,
Закружилась, зазвенела
И по комнате пошла.
Лучик солнца подхватила,
Засветилась, заискрила.
Круг за кругом — не догнать.
А когда чуть — чуть устала
Прилегла и подремала,
Чтобы снова танцевать.
Вывод : Рифмы бывают разные по характеристикам.
Запись.
Первая характеристика – по расположению рифмующихся строк:
ААББ – парная
АБАБ – перекрёстная
АББА – кольцевая
Вторая характеристика – по совпадению частей речи:
Совпадение – грамматическая
Несовпадение – неграмматическая
Третья характеристика – по точности созвучия:
Совпадает звучание – точная
Не совпадает звучание – неточная
Но есть и ещё одна характеристика – по ударению. Но с ней мы познакомимся, работая над темой «Стихотворный
размер».
5 блок. Подведём итог нашей работы.
РИТМ. Чему научились?
РИФМА. Что узнали?
Помогут ли нам эти знания при знакомстве с творчеством поэтов?
А если мы захотим передать свои чувства родным и близким в знаменательные даты и праздники?
6 блок. Творческая работа.
Давайте попробуем вместе дописать стихотворение.
Прятки
Целый час в лесу хожу,
Но грибов не нахожу.
Под деревом осиною
Быть должен подосиновик.
Под деревом березою
Быть должен подберезовик.
В травке, на опушке,
Быть должны волнушки.
Стою я под осиною.
Где же подосиновик ?
Стою я под березою.
Где же подберезовик?
Вот я на опушке.
Где же вы, волнушки?
Спрятались грибы в лесу.
Что домой я принесу ?
Лес меня не отпускает:
В прятки он со мной играет.
Все! С грибами не дружу
И из леса ухожу!
Пусть плачет под березою
Хитрюга – подберезовик!
Пусть плачет под осиною
Пузатый подосиновик !
Пусть скучают на опушке
Без меня мои волнушки.
Но в лес я все-таки приду –
Всех обязательно найду.
А теперь чтение собственных стихотворений.
7 блок. Рефлексия.
Основа организации поэтической речи – это …
Ритм – это …
Рифма – это …
В поэзии есть 3 «Р» - это …
Рифмы бывают – …
8 блок. Домашнее задание.
Выучить три характеристики рифмы.
Найти примеры в стихотворениях.
Первое задание: Сравнить тексты. Какой из них прозаический? Какой поэтический? Почему?
Что изменилось во втором тексте?
В лесу живёт белочка.
Я ей несу орешки.
Я давно с нею дружу.
Прихожу к ней в гости в лес.
За кустами, под сосной
Достаю свой гостинец.
Моя рыжая подружка
Ушки настораживает.
Белочка живет в лесу.
Я орешки ей несу.
С нею я давно дружу.
В лес к ней в гости прихожу.
За кустами, под сосной,
Достаю гостинец свой.
Моя рыжая подружка
Настораживает ушки.
Второе задание: Исследовать предложенный
текст. Какие нарушения в нём есть?
Как исправить текст, чтобы была грамотно
оформлена поэтическая речь?
Бабочка
С зелёной травинки на травинку,
С цветочка на цветок
В нашем саду порхает бабочка,
Сама как лепесток.
Хочется мне её поймать,
Но страшно крылышки у неё сломать.
Второе задание: Исследовать предложенный
текст. Какие нарушения в нём есть?
Как исправить текст, чтобы была грамотно
оформлена поэтическая речь?
Бабочка
С зелёной травинки на травинку,
С цветочка на цветок
В нашем саду порхает бабочка,
Сама как лепесток.
Хочется мне её поймать,
Но страшно крылышки у неё сломать.
Задача: исследовать и проанализировать
рифмы по заданным параметрам.
Расположение (чередование) рифмующихся
строчек.
Ежик
Есть в лесу весёлый еж.
Как умен и пригож!
Как блестят его иголки!
Как тонки они и колки!
Где в лесу растет грибок,
Где с брусничкою пенек,
Знает ёжик назубок,
Чтоб запасы сделать впрок.
Только ты его не трогай
Пусть спешит своей дорогой.
Видишь: яблочко на спинке.
Из моей оно корзинки.
Задача: исследовать и проанализировать
рифмы по заданным параметрам.
Расположение (чередование) рифмующихся
строчек.
Ежик
Есть в лесу весёлый еж.
Как умен и пригож!
Как блестят его иголки!
Как тонки они и колки!
Где в лесу растет грибок,
Где с брусничкою пенек,
Знает ёжик назубок,
Чтоб запасы сделать впрок.
Только ты его не трогай
Пусть спешит своей дорогой.
Видишь: яблочко на спинке.
Из моей оно корзинки.
Задача:
исследовать и проанализировать
рифмы по заданным параметрам.
Расположение (чередование) рифмующихся
строчек.
Неудачная охота
В кустах дерутся воробьи:
Не поделили хлеба крошки.
Они ведут свои бои,
Не замечая нашей кошки.
А наша кошка – хитрый зверь.
Ей очень нравится охота.
Она открыла лапкой дверь
И села, словно ждет кого-то.
Потом тихонечко к кустам
Она ползет, в траве скрываясь.
А воробьи дерутся там,
Ни на кого не отвлекаясь.
Но кошку я в траве поймал,
За ушки потрепал немножко.
Потом домой ее загнал.
И кошка села на окошко.
Теперь она через стекло
За воробьями наблюдает.
Конечно, кошке тяжело:
Стекло охотиться мешает.
Задача: исследовать и проанализировать рифмы
по заданным параметрам.
Расположение (чередование) рифмующихся
строчек.
Юла
Разноцветная юла
Тихо песню завела,
Закружилась, зазвенела
И по комнате пошла.
Лучик солнца подхватила,
Засветилась, заискрила.
Круг за кругом — не догнать.