Напоминание

"Родитель-педагог-ученик"

Автор: Хватынец Валентина Юрьевна

Должность: учитель математики

Учебное заведение: МАОУ В(С)ОШ

Населённый пункт: г. Березники Пермский край

Наименование материала: статья

Тема: "Родитель-педагог-ученик"

Описание:

Что такое детская агрессия? Профилактика детской агрессии, советы родителям и педагогам по агрессивности.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=4013

Опубликовано 01.07.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Тема: Родитель-педагог-ребенок.
Хватынец Валентина Юрьевна учитель математики МАОУ вечерняя (сменная) общеобразовательная школа
Актуальность: Проблема
воспитания, несомненно, актуальна. И каждый из родителей уже сегодня хотел бы знать: кого он может воспитать? Ответов много, а может быть, и нет. Ведь каждая семья в воспитании имеет свой секрет. На свете мало родителей, которые не сталкивались бы с детской агрессивностью, не изумлялись, глядя на своего ребенка, красного от гнева и крушащего все вокруг. В большинстве случаев детская агрессия абсолютно естественная вещь. Проблема не в самой детской агрессивности как реакции на внешние раздражающие факторы, а скорее в способах ее выражения. Порою родителям не хватает знаний и терпения, чтобы установить с ребенком личностно- доверительные отношения.
Гипотеза:
проблема поведения, агрессивности, возможно, связана с воспитанием в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Возникновению агрессивных качеств способствуют заболевания головного мозга, различные нарушения интеллектуального и психического развития. Чаще всего ребенок бывает агрессивным из-за психологических проблем, с которыми он не справляется.
Также на появление агрессии влияет:
- негативизм матери - равнодушие, постоянная критика; - безразличное отношение, игнорирование агрессивных проявлений ребенка по отношению к другим детям и взрослым; - суровость дисциплинарных воздействий - физическое наказание, психологическое давление.
Вывод:
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства школьников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место асоциальным формам поведения. Однако у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. Агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Конспект круглый стол.

Ход собрания:

Тема:
Детская агрессивность. Форма проведения: круглый стол. Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Эрих Фромм
Вопросы для обсуждения
1. Анализ проблемы агрессивности. 2. Роль семьи в проявлении детской агрессивности. 3. Поощрение, наказание в семье. 4. Законы преодоления детской агрессии. 5. Экспресс-анкетирование родителей по проблеме собрания. Уважаемые родители! Тема встречи - это проявление нашими детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли о нем говорить? Рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь ее преодолеть. Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен если в обществе развито сопротивление агрессии. (слайд 3) Что такое агрессия? Агрессия - это реакция на срыв какой-то деятельности, планов, на ограничения, запреты или неожиданные трудности. Агрессия - это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (драки) и вербально (угрозы, ругань, крики) (слайд 4) В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определенной цели. Она часто выражается у младших детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.) У старших, т.е. у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль. Очень часто агрессию, ее проявление путают с настойчивостью, напористостью. Настойчивость - это качество, которое не допускает оскорбления, издевательства и т.д. Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д. Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и СМИ.
Предварительно исследовалось отношение детей к телепрограммам. Были предложены вопросы. Ответы проанализированы классным руководителем, общие выводы занесены в таблицу. 1. Какие телепередачи ты выбираешь для просмотра? 2. Что тебе в них нравится? 3. Советуют ли тебе родители при выборе телепередач? 4. Какие телепередачи привлекают твоих родителей? 5. Какие передачи вы смотрите всей семьей? Таблицу анкетирования смотрите в приложении 1. Она составлена на основе наблюдений за поведением детей во время уроков, на переменах, в столовой. В таблицу включены выводы, рекомендации только для тех детей, которые проявляли агрессивность.
Выводы:
наблюдается повышенная агрессивность среди мальчиков, у девочек – меньше. Просмотр некоторых передач способствует повышению агрессивности. Необходим контроль родителей за тем, что дети смотрят в их отсутствие. (слайд №5) Причины
детской агрессии.
Причины, по которым подростки совершают агрессивные поступки, остаются до сих пор полностью не выяснены. Определены следующие категории, обусловливающие агрессивное поведение подростка: - врожденные побуждения или задатки; - потребности, активизируемые внешними стимулами; - познавательные и эмоциональные процессы; Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация: 1. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и где она стала нормой его жизни. 2. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. У детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей. (слайд №6) Факторы
детской агрессивности
Основными факторами, определяющими формирование детской агрессивности, являются: семья, сверстники, средства массовой информации и пр. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. Общество, больное агрессией и нетерпимостью, заражает и свое молодое поколение. Опасность состоит в том, у нового поколения болезнь может стать врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии в социальную норму. В воспитании можно выделить два важных фактора, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности
:
расположение и неприятие. Преодолению агрессивности ребенка помогает расположение, использующее в своем арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд. Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебность к факту существования ребенка. (слайд № 8) Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если: 1. оно следует немедленно за проступком; 2. объяснено ребенку; 3. оно суровое, но не жесткое;
4. оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества. Наказывая ребенка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку. Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей и подростков принадлежит семье, родителям. (слайд № 9)
Методические рекомендации для родителей.

Во-первых,
старайтесь избегать скандалов и публичных ссор при ребенке, так это может сформировать у него модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающий социум.
Во-

вторых,
следите за тем, как ваш ребенок питается до школы и в школе. Большинство детей приходят в школу с пустым желудком, что также провоцирует агрессивное поведение.
В-третьих,
необходимо адекватно оценивать возможности своего ребенка и не ставить перед ним заведомо неосуществимых задач, невыполнение которых неизбежно приведет к фрустрации, заниженной самооценке, суицидальным попыткам.
В-

четвертых,
при общении с ребенком необходимо использовать
«Я - послания» или «Ты -

послания»



Я - послания

Я
думаю, что... 
Я
недоволен тем, что... 
Мне
не нравится, что... 
Я
очень расстроился, когда увидел, что ты получил двойку. 
Мне
кажется, что в данной ситуации ты не прав.
Ты-послания

Ты
поступил плохо. 
Ты
не смеешь. 
Ты
не должен.  Почему
ты
получил двойку.  Если
ты
не сделаешь этого, то ты будешь наказан. Они действуют менее угрожающе, и не загоняют ребенка в угол, ему не нужно сразу оправдываться, обороняться и «наносить ответный удар». Они способствуют большей честности и открытости в отношениях. Родители, которые активно слушают своих детей, замечают, что активное слушание помогает справиться с отрицательными чувствами, переживаниями. Разговаривая на равных с родителями, дети привыкают к тому, что им не нужно оправдываться и бояться своих собственных чувств. Активное слушание побуждает активно думать и говорить о проблеме, улучшает отношения между детьми и родителями. Оно помогает войти в положение собеседника и увидеть мир под другим углом.
5.
Для ребенка необходимо рациональное чередование сна и отдыха, учителям известен «синдром понедельника», когда вследствие нарушения режима дня в выходные дни дети приходят в школу не выспавшиеся и озлобленные.
Способы выражения (выплёскивания) гнева:
1. Громко спеть любимую песню. 2. Пометать дротики в мишень. 3. Попрыгать на скакалке. 4. Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции. 5. Налить в ванну воды, запустить в неё несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячиком. 6. Пускать мыльные пузыри. 7. Устроить «бой» с боксёрской грушей.
8. Полить цветы. 10. Пробежать несколько кругов вокруг дома. 11. Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик). 12. Поиграть в настольные игры (футбол, хоккей) 13. Постирать бельё. 14. Отжаться от пола максимальное количество раз. 15. Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее прибежит». 16. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить. 17. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, и высказать ему всё. Поведение ребенка может быть признаком серьезной проблемы. Однако обобщение может не дать ответа, который вас полностью удовлетворит. Чтобы узнать, что происходит с ребенком, следует, внимательнее понаблюдать за его поведением дома и вне него. Точно установить где, когда и почему ребенок ведет себя агрессивно. Насколько серьезно то поведение, которое вы наблюдаете? Как оно соотносится с тем, что делают и говорят другие дети, какого мнения о нем придерживаются сверстники и педагоги? Для исследования уровня агрессивности предлагается
Тест “Уровень агрессивности ребенка” №2.
См. Приложение № 3
Обобщение и

выводы.

Слово педагога.
Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-иному. Каждому родителю предлагаются «золотые» п р а в и л а воспитания, связанные с темой данного собрания: 1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия. 2. Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд. 3. Не ставьте своему ребенку, каких бы то не было условий. 4. Будьте тактичны в проявлении воздействия на ребёнка. 5. Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе. 6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чему – либо. 7. Не шантажируйте ребёнка своими отношениями друг с другом. 8. Не бойтесь поделиться с ребёнком своими чувствами и слабостями. 9. Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимость от его учебных успехов. 10. Помните, что ребёнок – это воплощённая возможность! (слайд №10) Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт. Приложение 1. Номера вопросов 1 2 3 4 5 Мальчики «Галилео», футбол, «Бои без правил», фильмы ужасов, игры в Интересно, нравиться, как дерутся, нравиться, Да, многое запрещают смотреть, но пока они на работе я Футбол, что включат, про животных, Футбол, сериалы, новости, про
интернете. когда страшно. смотрю. новости животных Девочки «Галилео», про животных, канал, мультфильмы, модный приговор, сериалы. Интересно, нравятся приключения, когда смешно, весело. Да, советуют часто Модный приговор, сериалы, что включат, новости Модный приговор, сериалы, новости, про животных Приложение 2.
Тест №1.

Мой ребенок.
Поставьте перед собой вопрос: «Все ли в порядке с моим ребенком?», и выполните простой тест. Отвечайте: «никогда или редко», «иногда», «часто» или «очень часто». № п/п Вопрос Никогда или редко Иногда Часто Очень часто 1 Выходит, из себя 2 Спорит со взрослыми 3 Активно не принимает или отказывается выполнять требования или правила, установленные взрослыми 4 Ведет себя провокационно и нарочно раздражает людей 5 Ведет себя провокационно и нарочно раздражает людей 6 Обвиняет других в собственных ошибках или неподобающем поведении 7 Обидчив и легко раздражается из-за чужих действий 8 Злобен и нетерпим к критике 9 Недоброжелателен или мстителен
Если вы ответили «часто» или «очень часто» как минимум на 4 из этих вопросов, то

вам необходимо всерьез задуматься.
Приложение 3.
Тест “Уровень агрессивности ребенка” №2.
Исследование уровня агрессивности ребенка. Каждый положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивается в 1 балл. 1. Временами кажется, что в него вселился злой дух. 2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен. 3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же. 4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться. 5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит. 6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение. 7. Он не прочь подразнить животных.
8. Переспорить его трудно. 9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает. 10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих. 11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот. 12. Часто не по возрасту ворчлив. 13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного. 14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других. 15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых. 16. Легко ссорится, вступает в драку. 17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми. 18. У него нередки приступы мрачной раздражительности. 19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится. 20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех. Положительный ответ оценивается в 1 балл.
Показатели:
Высокая агрессивность — 15—20 баллов. Средняя агрессивность —7—14 баллов. Низкая агрессивность —1—6 баллов.
Самоанализ.
Родительское собрание проводится в форме круглого стола, т.к. это оптимальная форма для данной темы. Обсуждать проблемы каждого ребёнка нужно индивидуально. Цель собрания расширить кругозор родителей, дать рекомендации, провести беседу по профилактике предупреждения насилия в семье. Также помочь родителям по-другому взглянуть на поведение своих детей, принять необходимые меры. Некоторые родители не знают, как решить стоящие перед ними проблемы. Важно сохранить в классе спокойную обстановку, создавать ситуацию, когда ребёнок будет задумываться над своим поведением. Совместная работа над проблемой учителя и родителей и есть результат собрания.
Список используемой литературы:
1. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – «Речь», 2005. 2. Агрессия детей и подростков. / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб., 2004. 3. Фурманов И.М. Детская агрессивность. – Мн., 1996.



Яндекс.Метрика