"Здоровьесберегающие условия на уроках технологии"
Автор: Дементьев Олег Викторович
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СШ №15 им. героя Советского Союза Д.Я. Старостина
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие условия на уроках технологии"
Описание:
Современному обществу нужны образованные молодые люди, которые обладают достаточным уровнем физического и психического здоровья. Российская реальность с её новообразованиями и изменениями практически во всех сферах жизни способствует резкому повышению социальной цены за право быть самостоятельным, предприимчивым, самодостаточным, успешным и найти своё место в жизни.
Создание здоровьесберегающих условий на уроках технологии
Дементьев О.В., учитель технологии
МБОУ СШ № 15 им. Героя СССР Д.Я.Старостина, г. Ульяновск
Современному обществу нужны образованные молодые люди, которые
обладают достаточным уровнем физического и психического здоровья.
Российская реальность с её новообразованиями и изменениями практически
во всех сферах жизни способствует резкому повышению социальной цены за
право быть самостоятельным, предприимчивым, самодостаточным,
успешным и найти своё место в жизни.
Однако следует признать, что влияние внешних защитных факторов
(социально-политических, экономических) в настоящее время ослабло. В
этих условиях школьная среда может в значительной степени влиять на
сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них
здорового образа жизни как основы социальной адаптации и активности. С
целью обеспечения заботы о здоровье обучающихся педагогическая
деятельность должна быть направлена на поиск внутренних резервов
поддержания здоровья подрастающего поколения.
С современных позиций здоровье – это динамическая
сбалансированная система биологических и социальных свойств человека,
позитивных и негативных показателей, позволяющая достигать гармоничного
функционирования за счёт развития биологического потенциала, механизма
саморегуляции, самоорганизации, семантического опосредования
жизнедеятельности.
Федеральные государственные образовательные стандарты основного
общего образования наряду с прочными предметными знаниями, умениями и
навыками регламентируют достижение метапредметных и личностных
результатов развития обучающихся, что в значительной степени способствует
сохранению психического здоровья.
На уроках технологии одним их существенных факторов сохранения
здоровья обучающихся является соблюдение санитарно-гигиенических
условий и состояние материально-технической базы школьных столярной и
слесарной мастерских в соответствии с нормативами, выполнение
инструкций и правил по технике безопасности при организации работ с
различными конструкционными материалами.
Анализ материально-технической базы мастерских гимназии
свидетельствует о соответствии нормативным и санитарно-гигиеническим
требованиям по площадям, наличию и состоянию станочного оборудования,
обеспеченности инструментами общего и индивидуального пользования,
оснащенности рабочих мест учащихся и учителя. Имеется достаточный
набор инструкций и правил по технике безопасности, которые используются
при выполнении лабораторно-практических работ согласно образовательной
программе по предмету.
1
Одна из главных задач учителя – содействовать ученику в определении
и совершенствовании его отношения к самому себе, другим людям,
окружающему миру, своей деятельности в обществе.
Если на уроках технологии создать условия для развития творческих
способностей учащихся, вариативно применяя разнообразные методы
обучения и приемы, то активизируется познавательная деятельность
учащихся.
Средствами технологического образования стимулируются потребности
ученика в новизне открытия, желание находить причинно-следственные связи,
выход из проблемной ситуации, экспериментировать, делать умозаключения.
При этом средствами технологического образования важно развивать и
коммуникативные навыки обучаюшихся в совместной деятельности,
диалогическом подходе к решению проблем и жизненных ситуаций. Все эти
вопросы актуальны для современной образовательной практики. В условиях
внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов
основного общего образования реализуется возможность создания
информационно-образовательной среды для организации самостоятельной
познавательной деятельности учащихся, формированию практико-
ориентированных знаний, универсальных учебных действий и способов
деятельности.
Психологическое самочувствие человека во многом зависит от
самоутверждения и удовлетворенности в выбранной сфере деятельности.
Далеко не все ученики связывают свою дальнейшую жизнь с разными
направлениями технологии. Для диагностики уровня развития склонностей и
познавательных интересов обучающихся была использована Методика «Карта
склонностей и интересов», целью которой является определение
индивидуальной направленности учащихся в различных сферах
профессиональной деятельности. Показатели развития склонностей и
интересов обучающихся к технической деятельности за последние три учебных
года характеризуются стабильностью. При этом зафиксирована положительная
динамика числа учащихся в группе с ярко выраженными склонностями и
интересами технической направленности. В группе, где эти склонности и
интересы выражены достаточно, произошло также увеличение числа
обучающихся при снижении их числа в группе со слабо выраженными
интересами технической направленности.
Результаты анкетирования используются для подбора эффективных
методов и форм личностно-ориентированного обучения, учета
индивидуальных способностей и интересов обучающихся при выборе
объектов труда по степени сложности, тематики творческих проектов,
дифференциации практических заданий. Результаты анкетирования часто
совпадают с собственными наблюдениями учителя, а порой дают
информацию о пока не проявившихся склонностях и интересах обучающихся
в техническом направлении. Учителю необходимо целенаправленно работать
с потенциалом таких учеников, составляя индивидуальные программы их
обучения.
2
В обучении играют роль гендерные различия. Для мальчиков более
важна
ориентация на практическое применение учебного материала в
жизненных ситуациях, осмысленное принятие мотивов учения.
Для них
характерно
развитие способностей к организации самостоятельной
познавательной деятельности, стремление и самопобуждение к поисковой
деятельности. На первый план выходит творческая инициатива при
разрешении предложенных ситуаций.
Для формирования познавательных интересов к предмету технология
для мальчиков учителю необходимо учитывать
высокий темп подачи
материала; широкий спектр разнообразных нестандартных способов
передачи информации; постоянное обновление предлагаемых для решения
задач; большое количество логических заданий; минимизированное
количество повторений пройденного материала; работа на уроке в режиме
поисковой активности, акцент на самостоятельность принимаемых решений.
На уроках технологии используются дидактические средства,
способствующие сохранению и укреплению психического здоровья
обучающихся. Межпредметные связи с биологией, литературой,
информатикой и другими предметами дают возможность получать
обучающимся полезную информацию о способах сохранения и укрепления
собственного здоровья. Во время обязательных физминуток важно
выполнять упражнения по релаксации определенных групп мышц в
зависимости от трудовых операций, длительности и форм учебной
деятельности обучающихся. Приемы рефлексии при подведении итогов урока
или отдельных его этапов также способствуют поддержанию
психологического здоровья обучающихся.
При организации физминуток и рефлексии на отдельных этапах урока
целесообразно интегрирование выполнения физических упражнений,
восприятия информации по здоровому образу жизни, создания
доброжелательного психологического микроклимата в отношениях между
учителем и обучающимися, обучающихся друг с другом. Разноуровневое
тестирование при контроле знаний и оценочная деятельность учителя на
критериальной основе способствуют пониманию и осознанному восприятию
обучающимися результатов обучения. Вариативные домашние задания
последовательно развивают самоанализ и самоосмысление обучающимися
своих возможностей при выполнении разного уровня сложности
теоретической и практической работы. Тематика проектной деятельности
предлагается также в зависимости от индивидуальных способностей,
возможностей и интересов обучающихся.
В целом обеспеченность уроков технологии и применяемые
дидактические средства создают условия для сохранения физического
здоровья обучающихся, профилактики предупреждения конфликтных
ситуаций в ученическом сообществе и способствуют формированию навыков
адекватной самооценки обучающимися собственных действий для успешной
социализации в обществе.
3