"Создание здоровьесберегающего образовательного пространства и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс коррекционной школы."
Автор: Чуватова Любовь Петровна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБС(К)ОУ с. Малый Толкай
Населённый пункт: Самарская область, Похвистневский район, сю Малый Толкай
Наименование материала: статья
Тема: "Создание здоровьесберегающего образовательного пространства и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс коррекционной школы."
Описание:
Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс коррекционной школы на данный момент является не только актуальной темой, но и необходимой мерой обеспечения качества образовательного процесса. Главная задача реализации здоровьесберегающих образовательных технологий- такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.Учитель, использующий эти технологии, разрешает проблему перегрузки и переутомления учащихся на уроках. У них развивается внимание, память, творческое воображение, формируется мышление, свобода суждений.
Государственная бюджетная специальная (коррекционная)
школа-интернат VIII вида с. Малый Толкай
Похвистневского района Самарской области
Тема
:
«Создание здоровьесберегающего
образовательного пространства и внедрение
здоровьесберегающих технологий в образовательный
процесс коррекционной школы.
подготовила
учитель
Чуватова Любовь Петровна
с. Малый Толкай
Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс
коррекционной школы на данный
момент является не только актуальной
темой, но и необходимой мерой обеспечения
качества образовательного
процесса. Влияние школы и учебной нагрузки столь велико из-за их
длительного воздействия. Влияние это приходится на период интенсивного
развития и формирования организма, когда любые неблагоприятные влияния
оказываю! наибольшее воздействие.
За последние 10 лет в среднем по России число учащихся с
хронической патологией возросло в 1,5 раза, а среди подростков - в 2,1 раза, за
время обучения 70%
функциональных расстройств переходят теперь в
хроническую патологию к окончанию
школы, в 4-5 раз возрастает
заболеваемость органов зрения, в 3 раза - органов пищеварения, в 2 раза -
число нервно-психических расстройств.
Наиболее значительный прирост всех нарушений состояния здоровья
отмечен в 7-10 лет и в период от 12 до 17 лет. При этом считается, что
отрицательное влияние внутришкольной среды и, прежде всего, перегрузок в
начальной школе составляет 12%. а
старшей - 21%. Физиологическая цена
школьных перегрузок хорошо известна - развитие астенических состояний,
ухудшение зрения, обострение хронических заболеваний.
Для градации здоровья детей используют его качественную
характеристику. Детей на основании результатов медицинского осмотров
распределяют на 5 групп здоровья:
1- здоровые, нормально развивающиеся, без функциональных отклонений;
1- здоровые, при наличии функциональных или небольших
морфологических отклонений;
2- больные в компенсированном состоянии;
3- больные в субкомпенсированном состоянии;
4- больные в декомпенсированном состоянии.
Первая группа - это школьники, у которых отсутствуют хронические
заболевания, и которые имеют нормальное, соответствующее возрасту
физическое и нервно-психическое развитие.
Вторую группу
составляют дети, не страдающие хроническими
заболеваниями но
имеющие некоторые функциональные и морфологические
отклонения, а иногда часто и
длительно болеющие.
Третья группа
объединяет тех, кто имеет хронические заболевания
или врожденную патологию в состоянии компенсации с редкими и нетяжело
протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного
нарушения общего состояния и самочувствия
К четвертой группе
относятся учащиеся с хроническими
заболеваниями.
врожденными пороками развития в состоянии
субкомпенсации, с затяжным периодом
восстановления после острых
заболеваний.
В пятую группу
включаются больные с тяжелыми хроническими
заболеваниями в
состоянии декомпенсации и со значительно сниженными
функциональными возможностями. Как правило, такие больные не
посещают детские и подростковые
учреждения общего профиля и
наблюдаются по индивидуальным схемам.
Можно выделить следующие
причины неблагополучия здоровья
учащихся:
стрессогенные технологии проведения урока и оценивания знаний
учащихся;
недостаток физической активности учащихся, приводящий к
гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников;
перегруженность учебных программ фактологической информацией и
чрезмерная интенсификация образовательного процесса, вызывающие у
учащихся переутомление;
неправильная организация питания учащихся в школе;
невозможность (неспособность) многих учителей в условиях
современной организации образовательного процесса реализовать
индивидуальный подход к
школьникам в процессе учебно-
воспитательной работы, с учетом психологических,
физиологических
особенностей и состояния здоровья.
Неоспоримо, что основная задача школы - подготовить ребенка к
самостоятельной жизни, дав ему необходимое образование. Но может ли
каждый профессионально подготовленный педагог бесстрастно относиться к
неблагополучному состоянию здоровья
своих воспитанников, его
прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос и стала
востребованность учителями и руководителями образовательных учреждений
здоровьесберегающих образовательных технологий (30Т).
Под
здоровьесберегающими технологиями
понимают: систему мер по
охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие
характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка,
воздействующие на здоровье:
факторы внешней среды, способные оказывать негативное воздействие
на состояние здоровья учащихся (экологические, экономические,
социальные и т.п.);
факторы школьной среды- качественная оценка
школьных зданий,
санитарно-технического, медицинского, спортивного оборудования и
оснащения, организации
системы питания с учетом требований
санитарных норм и правил, количественная
и качественная
характеристика контингента школы;
организацию учебного процесса и режима учебной нагрузки:
организацию и формы физического воспитания и физкультурно-
оздоровительной работы;
формы и методы здоровьесберегающей деятельности учреждений
общею образования;
динамику текущей и хронической заболеваемости.
Выделяют
три
возможных
уровня
реализации
здоровьесберегающих технологий:
1.Уровень управления
образования предполагает принятие
грамотных стратегических решений, разработку положений и реализацию
программ с учетом. — состояния здоровья учащихся данной территории,
методическое обеспечение образовательных учреждений".
2.Уровень школы
начинается с постановки цели и определения задач по
активному внедрению ЗОТ в работу школы:
создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий
для образовательного процесса;
организации образовательного процесса, предотвращающей
формирование у учащихся дезадаптационных состояний:
переутомления. гиподинамии, дистресса и т.п.; - обеспечение
школьников в период их пребывания в
школе питанием.
способствующим нормальной работе пищеварительной системы и
обмену веществ
в соответствии с современными медико-
гигиеническими требованиями;
включение в учебные планы школы для всех классов занятий,
позволяющих целенаправленно подготовить учащихся к деятельности
по сохранению и
укреплению своего здоровья, сформировать у них
культуру здоровья, воспитать стремление к ведению здорового образа
жизни;
обеспечение подготовки (повышения квалификации, переподготовки)
всего педагогического коллектива по вопросам здоровья, подготовки
всех учителей и специалистов к внедрению в работу школы;
обеспечение охраны здоровья педагогов и создание условий,
позволяющих им грамотно укреплять свое здоровье;
проведение диагностики и мониторинга состояния учащихся,
динамики состояния их здоровья;
проведение тематических бесед с родителями учащихся,
направленных на формирование в их семьях здоровьесберегающих
условий, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек
З.Уровень класса.
От того, насколько работа каждого учителя отвечает задачам
здоровьесбережения, в конечном счете зависит результат влияния школы на
здоровье учащихся. Организовать обучение учителя таким технологиям -
задача руководства
школы, использовать их в своей работе, отслеживая
результаты, - задача каждого учителя.
В работе отдельного учителя ЗОТ можно представить как системно
организованное на едином методическом фундаменте сочетание принципов
педагогики сотрудничества, "эффективных" педагогических Техник,
элементов
педагогического мастерства, направленных на достижение
оптимальной
психологической адаптированности школьника к
образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у
него личным примером культуры здоровья.
Перед учителем, готовым использовать в своей работе ЗОТ. па первом
этапе в этой связи стоят следующие задачи:
объективно оценить свои достоинства и недостатки, связанные с
профессиональной деятельностью, составить план необходимой
самокоррекции и приступить к его реализации;
пройти необходимое повышение квалификации по вопросам здоровья,
ЗОТ;
провести ревизию используемых в своей работе педагогических
приемов и техник
в аспекте их предполагаемого воздействия на
здоровье учащихся;
начать целенаправленную реализацию ЗОТ в ходе проведения учебных
занятий и внешкольной работы с учащимися, отслеживая получаемые
результаты как по
собственным ощущениям, так и с помощью
объективных методов опенки:
содействовать формированию в своем образовательном
учреждении здоровьесберегающей образовательной среды как
эффективному взаимодействию всех членов педагогического
коллектива, учащихся, их родителей для создания условий и
реализации программ, направленных па сохранение, формирование и
укрепление здоровья.
Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих
образовательных технологий- такая организация образовательного
процесса
на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание
учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
Грамотное решение этой задачи позволяет решить также и две другие задачи.
непосредственно с ней связанные: сохранение здоровья педагогов и
воспитание культуры здоровья у школьников. Каждый учитель должен уметь
проводить физкультминутки на своих уроках, учитывая специфику своего
предмета.
Проведение физкультминуток должно решать следующие задачи:
1)
уменьшение утомления и снижения отрицательного влияния
однообразной рабочей позы;
2)активизацию внимания учащихся и повышение способности к
восприятию учебного материала;
3) эмоциональную встряску учащихся, возможность сбросить
накопившийся груз отрицательных эмоций и переживаний.
Отсюда можно сделать вывод, что знание здоровьесбе
регающих
технологий - важная составляю
щая профессиональной технологи компе
-
тентности современного учителя. Учитель, использующий эти технологии,
разрешает проблему перегрузки и переутомления уча щихся на уроках. У них
развивается внима
ние, память, творческое воображение, фор
мируется
мышление, свобода суждений.
Рекомендуемая литература:
1.Абрамова И.В., Бочкарева Т.И. "Здоровьесберегающие технологии в
начальной школе»., - . Самара: СИПКРО, 2004 (Методическое пособие по
внедрению здоровьесберегающих технологии в учебно-воспитательный
процесс), СИПКРО, Самара 2004г.
2.Баль Л.В., Барканова СВ. и др. "Формирование здорового образа жизни
российских подростков". Москва, Гуманитарный издательский центр
ВЛЛДОС. 2003. Методическое пособие для классных руководителей,
работающих в 5-9 классах, по формированию здорового образа жизни у
подростков.
З.Смирнов Н.К. "Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе
учителя и школы". Москва: АРКТИ, 2003.