Напоминание

"Создание здоровьесберегающего образовательного пространства и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс коррекционной школы."

Автор: Чуватова Любовь Петровна

Должность: учитель

Учебное заведение: ГБС(К)ОУ с. Малый Толкай

Населённый пункт: Самарская область, Похвистневский район, сю Малый Толкай

Наименование материала: статья

Тема: "Создание здоровьесберегающего образовательного пространства и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс коррекционной школы."

Описание:

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс коррекционной школы на данный момент является не только актуальной темой, но и необходимой мерой обеспечения качества образовательного процесса. Главная задача реализации здоровьесберегающих образовательных технологий- такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.Учитель, использующий эти технологии, разрешает проблему перегрузки и переутомления учащихся на уроках. У них развивается внимание, память, творческое воображение, формируется мышление, свобода суждений.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=4035

Опубликовано 13.07.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Государственная бюджетная специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида с. Малый Толкай Похвистневского района Самарской области
Тема
:
«Создание здоровьесберегающего

образовательного пространства и внедрение

здоровьесберегающих технологий в образовательный

процесс коррекционной школы.
подготовила учитель Чуватова Любовь Петровна с. Малый Толкай
Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс коррекционной школы на данный момент является не только актуальной темой, но и необходимой мерой обеспечения качества образовательного процесса. Влияние школы и учебной нагрузки столь велико из-за их длительного воздействия. Влияние это приходится на период интенсивного развития и формирования организма, когда любые неблагоприятные влияния оказываю! наибольшее воздействие. За последние 10 лет в среднем по России число учащихся с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а среди подростков - в 2,1 раза, за время обучения 70% функциональных расстройств переходят теперь в хроническую патологию к окончанию школы, в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза - органов пищеварения, в 2 раза - число нервно-психических расстройств. Наиболее значительный прирост всех нарушений состояния здоровья отмечен в 7-10 лет и в период от 12 до 17 лет. При этом считается, что отрицательное влияние внутришкольной среды и, прежде всего, перегрузок в начальной школе составляет 12%. а старшей - 21%. Физиологическая цена школьных перегрузок хорошо известна - развитие астенических состояний, ухудшение зрения, обострение хронических заболеваний. Для градации здоровья детей используют его качественную характеристику. Детей на основании результатов медицинского осмотров распределяют на 5 групп здоровья: 1- здоровые, нормально развивающиеся, без функциональных отклонений; 1- здоровые, при наличии функциональных или небольших морфологических отклонений; 2- больные в компенсированном состоянии; 3- больные в субкомпенсированном состоянии; 4- больные в декомпенсированном состоянии.
Первая группа
- это школьники, у которых отсутствуют хронические заболевания, и которые имеют нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие.
Вторую группу
составляют дети, не страдающие хроническими заболеваниями но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а иногда часто и длительно болеющие.
Третья группа
объединяет тех, кто имеет хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии компенсации с редкими и нетяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия
К четвертой группе
относятся учащиеся с хроническими заболеваниями. врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с затяжным периодом восстановления после острых заболеваний.
В пятую группу
включаются больные с тяжелыми хроническими
заболеваниями в состоянии декомпенсации и со значительно сниженными функциональными возможностями. Как правило, такие больные не посещают детские и подростковые учреждения общего профиля и наблюдаются по индивидуальным схемам. Можно выделить следующие
причины неблагополучия здоровья

учащихся:
 стрессогенные технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся;  недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников;  перегруженность учебных программ фактологической информацией и чрезмерная интенсификация образовательного процесса, вызывающие у учащихся переутомление;  неправильная организация питания учащихся в школе;  невозможность (неспособность) многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к школьникам в процессе учебно- воспитательной работы, с учетом психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья. Неоспоримо, что основная задача школы - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему необходимое образование. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог бесстрастно относиться к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность учителями и руководителями образовательных учреждений здоровьесберегающих образовательных технологий (30Т). Под
здоровьесберегающими технологиями
понимают: систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье:  факторы внешней среды, способные оказывать негативное воздействие на состояние здоровья учащихся (экологические, экономические, социальные и т.п.);  факторы школьной среды- качественная оценка школьных зданий, санитарно-технического, медицинского, спортивного оборудования и оснащения, организации системы питания с учетом требований санитарных норм и правил, количественная и качественная характеристика контингента школы;  организацию учебного процесса и режима учебной нагрузки:  организацию и формы физического воспитания и физкультурно- оздоровительной работы;  формы и методы здоровьесберегающей деятельности учреждений общею образования;  динамику текущей и хронической заболеваемости. Выделяют три возможных уровня реализации
здоровьесберегающих технологий:
1.Уровень управления
образования предполагает принятие грамотных стратегических решений, разработку положений и реализацию программ с учетом. — состояния здоровья учащихся данной территории, методическое обеспечение образовательных учреждений".
2.Уровень школы
начинается с постановки цели и определения задач по активному внедрению ЗОТ в работу школы:  создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий для образовательного процесса;  организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у учащихся дезадаптационных состояний: переутомления. гиподинамии, дистресса и т.п.; - обеспечение школьников в период их пребывания в школе питанием. способствующим нормальной работе пищеварительной системы и обмену веществ в соответствии с современными медико- гигиеническими требованиями;  включение в учебные планы школы для всех классов занятий, позволяющих целенаправленно подготовить учащихся к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, сформировать у них культуру здоровья, воспитать стремление к ведению здорового образа жизни;  обеспечение подготовки (повышения квалификации, переподготовки) всего педагогического коллектива по вопросам здоровья, подготовки всех учителей и специалистов к внедрению в работу школы;  обеспечение охраны здоровья педагогов и создание условий, позволяющих им грамотно укреплять свое здоровье;  проведение диагностики и мониторинга состояния учащихся, динамики состояния их здоровья;  проведение тематических бесед с родителями учащихся, направленных на формирование в их семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек
З.Уровень класса.
От того, насколько работа каждого учителя отвечает задачам здоровьесбережения, в конечном счете зависит результат влияния школы на здоровье учащихся. Организовать обучение учителя таким технологиям - задача руководства школы, использовать их в своей работе, отслеживая результаты, - задача каждого учителя. В работе отдельного учителя ЗОТ можно представить как системно организованное на едином методическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, "эффективных" педагогических Техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него личным примером культуры здоровья. Перед учителем, готовым использовать в своей работе ЗОТ. па первом
этапе в этой связи стоят следующие задачи:  объективно оценить свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить
к
его реализации;  пройти необходимое повышение квалификации по вопросам здоровья, ЗОТ;  провести ревизию используемых в своей работе педагогических приемов и техник в аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье учащихся;  начать целенаправленную реализацию ЗОТ
в
ходе проведения учебных занятий и внешкольной работы с учащимися, отслеживая получаемые результаты как по собственным ощущениям, так и с помощью объективных методов опенки:  содействовать формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, учащихся, их родителей для создания условий и реализации программ, направленных па сохранение, формирование и укрепление здоровья. Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих образовательных технологий- такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью. Грамотное решение этой задачи позволяет решить также и две другие задачи. непосредственно с ней связанные: сохранение здоровья педагогов и воспитание культуры здоровья у школьников. Каждый учитель должен уметь проводить
физкультминутки
на своих уроках, учитывая специфику своего предмета. Проведение физкультминуток должно решать следующие задачи: 1) уменьшение утомления и снижения отрицательного влияния однообразной рабочей позы; 2)активизацию внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала; 3) эмоциональную встряску учащихся, возможность сбросить накопившийся груз отрицательных эмоций и переживаний. Отсюда можно сделать вывод, что знание здоровьесбе регающих технологий - важная составляю щая профессиональной технологи компе - тентности современного учителя. Учитель, использующий эти технологии, разрешает проблему перегрузки и переутомления уча щихся на уроках. У них развивается внима ние, память, творческое воображение, фор мируется мышление, свобода суждений.
Рекомендуемая литература:
1.Абрамова И.В., Бочкарева Т.И. "Здоровьесберегающие технологии в
начальной школе»., - . Самара: СИПКРО, 2004 (Методическое пособие по внедрению здоровьесберегающих технологии в учебно-воспитательный процесс), СИПКРО, Самара 2004г. 2.Баль Л.В., Барканова СВ. и др. "Формирование здорового образа жизни российских подростков". Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛЛДОС. 2003. Методическое пособие для классных руководителей, работающих в 5-9 классах, по формированию здорового образа жизни у подростков. З.Смирнов Н.К. "Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы". Москва: АРКТИ, 2003.


Яндекс.Метрика