Сценарий внеклассного мероприятия по родной (хантыйской)
литературе, посвященного 75-летию со дня рождения хантыйского поэта
Микуля Шульгина.
«Микуль Шульгин в памяти народной»
Чтец 1 : Стихотворение «Родное»
Группа учащихся : песня на хантыйском языке «Рут мувэм»
Ведущий 1 : Так воспевал свою родную землю хантыйский поэт – Микуль
Шульгин.
- Добрый вечер! Вуща вулаты!
Сегодня наша литературная гостиная посвящена 75-летию со дня
рождения поэту из народа ханты Микулю Шульгину (Иван Ивановичу
Шульгину). Родился 1 февраля 1940 в юртах
Мув хот курт в переводе с
хантыйского языка Деревня из землянок . Она находилась в Шурышкарском
районе на границе Югорского края с Ямалом. Сейчас этой деревни уже нет.
Стихотворение
«Тропинка» стало нежным лирическим признанием,
обращенным к родине.
Чтец 2 :
Стих. «Тропинка»
Ведущий 2 : Родился Микуль Шульгин в семье рыбака-охотника, оленевода
ханты. В стихотворении «Мама» проникнуто чувством благодарности матери,
любви и нежности к ней.
Чтец 3 : Стих. «Мама»
Группа учащихся : песня на хант. яз. «Анкием…», 3 кл
Ведущий 1: Его отец – Иван Филиппович Шульгин – участник Великой
Отечественной Войны, рядовой стрелкового полка, отбивая гитлеровские
атаки, с оружием в руках он защищал Ленинград. Шульгин в стихотворении
«Отец» испытывает гордость за отца, его доблесть и бесстрашие. Оно
наполнено высоким патриотизмом. Особой лиричностью проникнуты строки,
в которых Шульгин делится радостью – отец возвратился с войны живым.
Коллектив учителей : «Отец мой, дай руку»
Ведущий 2 : Будущий поэт учился в школе поселка Азовы, а 10 классов
окончил в селе Мужи. В 1958 году Шульгин поступил в Ленинградский
государственный педагогический институт им. А.И. Герцена, став студентом
Северного факультета. В это время он стал писать стихи и на хантыйском, и
на русском языке. Стихи были опубликованы в ханты-мансийской окружной
газете «Ленинская правда».
Ранние стихи поэта вскоре были собраны и изданы на хантыйском
языке в сборнике «Мави Ас» («Медовая Обь») в 1962 году.
Тогда же М. Шульгин был призван в армию, где служил в инженерных
войсках. В это время, в 1963 г., поэт публикует в «Тюменской правде» цикл
«Армейские мотивы». Сюда вошли такие стихотворения как «Ивдель-Обь»,
«Звезды», «Горы у Ханты-Мансийска», «У тумбочки дневального».
Выход его поэтического сборника на русском языке «Благодарность»
«превратился в настоящий триумф». Сквозной мотив книги – это благодарное
чувство ко всем, кто помог хантыйскому народу занять равноправное место в
братской семье народов СССР. Читая произведения М.Шульгина видишь, что
источником его творчества стала жизнь родного народа и неповторимая
прелесть Севера.
Ведущим образом в поэтических строках Шульгина стала природа
обского Севера. Все в окружающем его мире дорого, все живет и дышит.
Чтец 4: Стихотворение «Север»
Чтец 5: Стих. «Тайга»
Чтец 6: Стих. «Дождь прошёл…»
Чтец 7: Стих. «Дети Севера»
Ведущий 1:
Ребята, вы убедились каким многогранным талантом был
наделен М. Шульгин. В его творчестве есть даже сказка
«Нелын ай вой»
(«Жадная мышка») написана по мотивам народных. Чтобы не случилось
Мышонок всегда веселый, забавный, вызывает у читателя симпатию.
Группа учащихся : Инсценировка сказки «Жадная мышка»
Ведущий 2 : Особое место в творчестве М.Шульгина занимает тематика труда
предков, умение чувствовать природу, оберегать ее. Так меткость охотника
прославляется в стихотворении «Белковщик».
Чтец 8: Стих. «Белковщик»
Группа детей: мужской хантыйский танец «Белковщик»
Ведущий 1 : Для обских угров в традиционном хозяйстве значительную роль
играл олень, который был источником жизни. Это и транспорт, и теплое
покрытие из шкур для чума, и зимняя одежда, и полезное мясо.
Стихотворение «Северный олень» является своеобразным жанром в
творчестве поэта «песней на лету».
Группа детей : инсценировка стихот. «Северный олень»
Ведущий 2: На стихотворения М.Шульгина были написаны песни, так как
его стихи мелодичны, напевны. В его песнях поется о самом главном и
дорогом для любого человека: родина, природа, мать…
И теперь они считаются почти что народными. Это песни «Петущ», «Нюплан
молщан ай ики», «Ай вой ар».
Группа детей : Песня на хант. яз. «Акем ар» («Песня дедушки»)
Ведущий 1 : Стихотворение
«Медвежья пляска» отражает один из ярких
элементов ритуальных праздников северных народов. В нем поэт
воспроизводит старинный хантыйский обрядовый танец.
Группа детей : инсценировка стихот. «Медвежья пляска»
Ведущий 2
: Поэзия М.Шульгина вобрала в себя разноплановые
произведения, соединяющие общую идею и отражающую душу поэта. Его
произведения стали еще одной вехой в истории хантыйской литературе.
Творческая манера поэта внесла новые тенденции в развитие хантыйской
лирике. В первую очередь это отразилось в строфике, в ритмическом строе,
что не могло оказать влияние на жанровые особенности, размер. И все это
было дополнено гармоничным сочетанием народного и художественного,
выраженного в системе тропов.
Микуля Шульгина не стало в 2007 году и похоронен в селе Горки,
Шурышкарского района, Ямало-Ненецкого автономного округа. Еремей
Айпин сказал: «После земной жизни истинный поэт начинает жить в памяти
народной. Поэзия Микуля Шульгина – лучшая память о нем».
Литература
Величко Н.И. / Шульгин Мави Ас. Медовая Обь, поэтическое наследие,
посвященное 70-летию со дня рождения: сборник стихотворений поэм на
хантыйском и русском языках. – Ханты-Мансийск: ОАО «Издательский дом
«Новости Югры», 2009. – 304 с.
Немысова Е.А. хантыйская литература в школах Ханты-Мансийского и
Ямало-Ненецкого автономных округов. Учебная хрестоматия. – 1996. – 172 с.
Роговер Е.С., Рачинская М.А. Хантыйская литература: 5-9 кл.: Хрестоматия
для общеобразовательных учреждений. – СПб.: филиал изд-ва
«Просвещение», 2009. – 320 с.