Напоминание

"Урок Здоровья. Правильное питание".

Автор: Чуднова Наталья Демьяновна

Должность: классный руководитель

Учебное заведение: МБОУ "СОШ №7"

Населённый пункт: Оренбургская область, город Гай

Наименование материала: разработка классного часа и родительского собрания с презентацией

Тема: "Урок Здоровья. Правильное питание".

Описание:

Заинтересовать учащихся и родителей изучением вопросов здоровья; познакомить родителей с особенностями питания учащихся;показать родителям значимость правильного питания,воспитывать правильное отношение к своему здоровью и питанию как к источнику энергии для организма.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=4074

Опубликовано 03.08.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Урок ЗДОРОВЬЯ Выполнил: классный руководитель 6 А класса МБОУ «СОШ №7» Чуднова Н.Д. 2016г.

УРОК ЗДОРОВЬЯ

«Правильное питание»
(1сл) Цель: формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни Задачи: -актуализировать знания о компонентах здорового образа жизни; -заинтересовать учащихся и родителей изучением вопросов здоровья; - познакомить родителей с особенностями питания учащихся; - показать родителям значимость правильного питания. -воспитывать правильное отношение к своему здоровью и питанию как к источнику энергии для организма;(2сл) -
Какое пожелание мы всегда адресуем своим родственникам, близким, друзьям?
Конечно же, здоровья! Действительно, как мудро заметил великий комедийный актер Эд Уин: «Богатство и слава – это ерунда, если нет здоровья». О том, что здоровье – самая большая ценность, всякий из нас начинает задумываться, когда его теряет.(3сл) Важнейшими факторами сохранения здоровья является правильно организованное питание и здоровый образ жизни. Согласно данным учёных, здоровье людей более чем на 50 % обусловлено образом жизни, на 17-20 % - социальными и природными условиями и на 17 – 20 % наследственностью. На долю системы здравоохранения приходится около 10% (4сл) Таким образом, важность правильного образа жизни не вызывает сомнений. А то, насколько он будет правильным, зависит от того, какой информацией мы пользуемся. Одно из составляющих правильного образа жизни является правильное питание. По статистике: - питание большинства россиян не организовано, многие в течение дня просто перекусывают. Причём во второй половине дня съедают больше, чем в первой, а вечером отдыхают на диване. - реклама пропагандирует не питательную пищу, а чипсы, шоколадные батончики, пепси и кока-колу. Врачи называют её «мусорной едой». Медицинский центр провёл исследования: оказывается, от фаст-фуда поправляются гораздо быстрее, чем от обычной калорийной пищи. Опыты ставили на обезьянах: одних кормили полуфабрикатами, а других жирными продуктами. Первая группа обезьян отрастила животы, поправилась гораздо больше, чем вторая, у них развились ранние симптомы диабета. Изменение образа жизни: он стал менее подвижен, съеденные калории просто негде сжигать, домашние работы выполняются с помощью бытовой техники, отдых в основном сегодня пассивный – полежать на диване и как можно меньше двигаться. Итак, чтобы быть здоровым и успешным, следует следить за своим питанием, заниматься спортом. Как правильно принимать пищу? А что нужно есть? И всё ли полезно? Эти и многие другие вопросы мы рассмотрим сегодня.(5сл) Основные пищевые вещества – это белки, жиры и углеводы.

Белки.
Белки нередко называют основными строительными блоками организма. Нет ни одного органа, ни одной ткани, ни одной клеточной или субклеточной структуры организма взрослого или ребёнка, в состав которых не входил бы белок. Белок необходим и для мышечной работы, и для успешного обучения, и для поддержания нормального иммунитета, и для выполнения многих других «обязанностей». Важно подчеркнуть, что основным источником белка человеческого тела служат белки пищи, поэтому достаточное поступление белков с пищей – необходимое условие нормального роста, сохранения здоровья и способности к обучению. Наиболее благоприятным аминокислотным составом обладают белки животного происхождения – молока и молочных продуктов, мяса, рыбы, а также белки бобовых – сои и других. Школьнику требуется около 70 – 90 г. белков: для этого необходимо съесть примерно 100 – 200 г. мяса, 30 – 50 г. рыбы, 400 – 500 мл. молока или кисломолочных продуктов, 30 – 40 г. творога, 5 – 10 г. сыра. Дефицит белков ведёт к задержке роста, снижению устойчивости к инфекциям и действию неблагоприятных внешних факторов, нарушению полового развития, малокровию.(6-7сл)
Жиры.
Под жирами в химии понимают вещества, которые растворяются в так называемых органических растворителях (бензине, спирте, ацетоне), но не растворяются в воде. Пищевые жиры включают большое число различных видов соединений такого рода, среди которых основными выступают собственно жиры, фосфолипиды и стероиды. К последнему классу принадлежит, в частности, холестерин. Жиры так же, как и белки – важнейшие «строительные» элементы клеток, органов и тканей. Они не только участвуют в построении клеточных и субклеточных мембран, но и активно регулируют из проницаемость и другие функциональные свойства. Жиры служат важным клеточным «топливом». При «сгорании» в организме 1 г. жира выделяется в 2 раза больше энергии (9 ккал), чем при сгорании 1 г. белков или углеводов (4 ккал). Правильно построенный рацион должен включать такое количество жиров, которое обеспечит не более 30 – 35 % от общей энергетической ценности (калорийности) рациона. Например: если подросток нуждается в получении с пищей 2500 ккал, то жиры должны обеспечить 750 – 875 ккал, что соответствует потреблению 83 – 97 г. жиров. Источником жиров являются: масло сливочное и растительное, сметана сливки.(8-9сл)
Углеводы
. Третий класс основных пищевых веществ – углеводы. Они включают довольно обширный спектр различных соединений – от сложных, высокомолекулярных полисахаридов до простых сахаров. Эти соединения различаются и по своим свойствам, и по действию на организм, и по содержанию в продуктах. Рекомендуемое общее количество углеводов – 250 – 350 г в сутки. При недостаточном поступлении с пищей углеводов в организме начинают «сгорать» белки и жиры, более необходимые как «строительный материал». В то же время избыток
углеводов может превращаться в организме в жир, являясь причиной развития избыточной массы тела и ожирения. Избыток углеводов, в особенности сахаров, способствует также развитию аллергических реакций, ухудшает состояние кожи. Нельзя также упомянуть о том, что большое количество сладкого, особенно в перерывах между основными приёмами пищи, значительно снижает аппетит и является одной из основных причин развития кариеса зубов. Поэтому не следует увлекаться конфетами, пирожными, сладкими прохладительными напитками и другими продуктами, содержащими значительные количества сахаров.(10-11сл)
Энергия
. Пища – не только «строительный материал», но и источник энергии, причём организм более чувствителен к дефициту и избытку энергии, чем к нарушениям в поступлении пластического материала. Это объясняется тем, что человеку, как и машине, необходимо «горючее», для того, чтобы он жил, двигался, учился и работал. Без достаточного поступления с пищей энергии выполнение всех этих функций становится невозможным, так как она нужна для обеспечения работы внутренних органов (сердца, печени, мозга), физической работы и психической деятельности. Источником энергии может служить только энергия, заключённая в химических связях пищевых веществ, т.е. поступающая с пищей. Несмотря на сообщения по радио и телевидению о возможности получения человеком энергии непосредственно из окружающей среды (от Солнца, других людей и т.п.). убедительных научных доказательств такой возможности нет. Поэтому важно обеспечить оптимальный уровень поступления энергии с пищей. Речь идёт именно об оптимальном количестве энергии, так как её избыток превращается в избыток жира в организме и служит одной из основных причин развития избыточной массы тела и ожирения. Продукты резко различаются по своей энергетической ценности (калорийности), которая колеблется от 40 – 50 ккал / 100 г. для ряда овощей до 400 – 500 ккал / 100 г.для копчёных колбас и шоколада. Поэтому, изменяя состав продуктов в своём рационе, можно подобрать его оптимальную энергетическую ценность. В зависимости от возраста и пола детей, рекомендуемая энергетическая ценность рационов школьников составляет 2000 – 2600 ккал \ сутки.(12сл) Витамины – ещё одни соединения для обеспечения нормальной жизнедеятельности.
Витамин А
(ретонол) необходим для роста и развития, нормального состояния кожи и иммунитета. Дефицит витамина А приводит к нарушению сумеречного зрения, а в тяжёлых случаях – поражению роговицы с последующей слепотой, задержке роста, снижению устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов, повышению риска развития злокачественных новообразований. Основные пищевые источники витамина А: печень, сливочное масло, сливки, сметана.(13-14сл)

Витамин С
окружён неким ореолом волшебства. Большие дозы этого витамина пытаются использовать при лечении простуды, злокачественных новообразований, сердечно- сосудистых заболеваний, ревматизма и других. Особенно богаты этим витамином чёрная смородина, зелёный перец, плоды шиповника. Большие количества витамина содержат также апельсины, лимоны, мандарины. В России важнейшим источником аскорбиновой кислоты служат такие традиционные и повседневные продукты нашего питания, как картофель, капуста, яблоки. Суточная потребность в витамине С составляет для школьников 50 – 60 мг.(15-16сл)
Витамин Е
необходим для нормального полового развития мальчиков и девочек. Это, однако, нельзя рассматривать как его основную функцию. Более важно то, что этот витамин – основной природный антиоксидант, т.е. вещество, препятствующее окислению жиров. Витамины Е богаты самые различные растительные масла: подсолнечное, кукурузное, соевое. Суточная потребность в витамине Е составляет 10 – 15 мг. (17сл)
Витамин В1.
Случаи недостаточности витамина В1 весьма распространены. Это – утомляемость, снижение аппетита, тошнота, отдышка при ходьбе и беге и многие другие. В их основе чаще всего лежат нарушения обмена углеводов, в регуляции которых активное участие принимает витамин В1, как компонент ключевых ферментов углеводного обмена. Витамин В1 достаточно широко распространён в продуктах. Основные его источники – хлеб и крупы, в особенности грубого помола с сохранёнными клеточными оболочками, мясо, молоко, горошек. Суточная потребность в витамине 1,2 – 1,5 мг.(18-19сл)
Витамин В2
Дефицит этого витамина вызывает серьёзное нарушение зрения, поскольку он необходим для построения защитного слоя сетчатки. Витамин В2 выполняет эту функцию не один, а с другими витаминами группы В.Основные пищевые источники витамина В2 – молоко и молочные продукты (кефир, ряженка, творог, сыр). Витамин В2, также как и витамин В1, необходим в небольших количествах 1,2 – 1,8 мг.(20сл)
Витамин В6
Этот витамин близок в витамину В2, так как оба требуют для поддержания в нормальном состоянии слизистых оболочек и кожи. Витаминов В6 богаты также мясо, сыр, перец. Потребность школьников в витамине В6 – 1 – 1,5 мг.(21сл)Как мы знаем, многие дети не любят есть первые блюда,супы. Даже некоторые взрослые отказываются от супов, считая их неполезными и невкусными. Правда ли это? Скорее нет, чем да.
Первые блюда
. Несмотря на различия в составе и вкусовых качествах первых блюд, все они выполняют сходную функцию: готовят пищеварительную систему к приёму основных белковых блюд. Это достигается за счёт стимуляции аппетита, активации выделения желудочного сока. Супы выполняют и другую роль, являясь источником пищевых веществ и энергии, так как могут включать от 5 до 20 компонентов: овощи, фрукты, пряные травы, растительные масла, крупы и т.д. В частности, щи, борщи и другие супы вносят существенный вклад в обеспечение школьников различными овощами: капустой, морковью и др., а молочные
супы – поставщики в организм молочного белка, жира и кальция. Энергетическая ценность супов однако не велика. По своей пищевой ценности они уступают основным блюдам: мясным, рыбным, творожным. (22сл)
Вторые блюда
. Мясные и рыбные блюда обладают наиболее высокой пищевой ценностью, являясь, как было уже сказано, основным источником высококачественного белка, легкоусвояемого железа, цинка, витамина В12 и других пищевых веществ, необходимых детям. Поэтому они должны ежедневно (2 – 3 раза в день) включаться в рацион школьников. Возможный ассортимент блюд из мяса и рыбы очень широк.(23сл)
Каши
. Крупы обеспечивают человека всеми пищевыми веществами – белками и аминокислотами, жирами и жирными кислотами, углеводами, витаминами, минеральными солями и микроэлементами. Они широко используются как основа для приготовления огромного количества разнообразных блюд, пищевая ценность и влияние которых на организм человека могут при этом отличаться от свойств исходных круп.(24сл) (25-34сл) Сегодня на подавляющем большинстве упаковок с продуктами можно встретить буквы «Е» и некий цифровой код. Все это вместе означает так называемые пищевые добавки: консерванты, красители, ароматизаторы и тому подобные «стабилизаторы» и вещества, помогающие сохранить продукт как можно дольше. Почему именно «Е»? Специфические названия пищевых добавок, как правило, длинны и отражают их сложный химический состав. Поэтому в странах Европейского сообщества была создана система цифровой идентификации, где буква «Е» обозначает разрешенные в этих странах пищевые добавки. Согласно этой системе, каждой пищевой добавке присвоен трех- или четырехзначный код. Разрешение на применение добавок (а их существует уже несколько сотен) выдает специальный комитет Всемирной организации здравоохранения, перечень разрешенных и безопасных добавок постоянно пересматривается в свете последних научных исследований: включаются новые Е-коды, более совершенные заменители прежних, и исключаются те, безопасность применения которых вызывает сомнения. Окончательное разрешение на использование тех или иных добавок у себя в стране выдают соответствующие органы здравоохранения. Так, в США и в России запрещена пищевая добавка Е123 (амарант), а вот в Европе и особенно во Франции эта добавка остается очень популярной. В настоящее время в России разрешается использовать в производстве своих пищевых продуктов или допускается присутствие в импортных 250 пищевых добавок.
Ниже приведена общая расшифровка кодов этих добавок с основными вредными и

опасными:
 Е100-Е199 (красители) — вещества, придающие продукту новый цвет или скрывающие его природный оттенок;
 Е200-Е299 (консерванты) сохраняют продукт от гниения, брожения и остальных процессов распада;  Е300-Е399 (антиоксиданты) предотвращают окисление продукта (например, прогорание содержащихся в нем жиров или разложение светочувствительных естественных красителей);  Е400-Е499 (стабилизаторы/загустители) поддерживают нужную консистенцию продукта или обеспечивают продукту определенную вязкость;  Е500-Е599 (эмульгаторы) обеспечивают однородный вид продукта;  Е600-Е699 усиливают естественные вкус и запах продукта;  Е900 и далее разрыхляют продукт до воздушного состояния, практически не оставляют следов.  В список очень опасных занесены Е123, Е510, и Е527, но по неизвестным причинам они до сих пор не запрещены. Посмотрите на экран, здесь представлены самые обычные продукты питания, которые имеют следующие добавки.
Ниже приводится таблица НАИБОЛЕЕ ВРЕДНЫХ пищевых добавок Е

В таблице напротив обозначения пищевой добавки Е указан характер ее вредного

воздействия в соответствии с указанными под таблицей условными обозначениями.

Условные обозначения вредных воздействий добавок:

О! — опасный

ОО!! — очень опасный

(З) — запрещенный

РК — вызывает кишечные расстройства

РД — нарушает артериальное давление

С — сыпь

Р — ракообразующий

РЖ — вызывает расстройство желудка

Х — холестерин

П — подозрительный

ВК — вреден для кожи
И всё-таки, в заключение мне хотелось бы сказать, что рацион школьников должен ежедневно включать такие продукты, как мясо (говядину, курицу, нежирную баранину, свинину, субпродукты, например печень или рыбу. Мясо и рыба могут использоваться в
виде самых разнообразных блюд – котлет, тефтелей, гуляша, отварной рыбы и мн. др. Общее количество мяса и рыбы в среднем должно составлять 200 – 300 г. в день. В меню детей должно ежедневно присутствовать молоко, кефир, йогурт и другие кисломолочные продукты. Их количество должно составлять не менее 300 мл в день. Что касается творога и сыра, то они могут включаться в рацион не каждый день, но так, чтобы за неделю ребёнок получил 50 – 100 г сыра и 200 – 300 г творога. Каждый день дети должны получать животные жиры, среди которых основное место занимает сливочное масло (30 – 50 г), так и растительные масла (15 – 20 г) К числу обязательных составляющих рациона относятся овощи и фрукты, общее количество которых, с позиции здорового питания, должно быть весьма значительным – 400 – 500 г овощей, без учёта картофеля, и 150 – 200 г фруктов. И, наконец, продукты, о которых мы уже много говорили – хлеб, крупы, макаронные изделия. Эти продукты характеризуются достаточно высокой пищевой ценностью и вносят вклад в обеспечение человека энергией, углеводами, белками и, растительными волокнами и витаминами В1, В2. Поэтому их также следует ежедневно включать в рацион. К числу ежедневных компонентов рациона относятся и кондитерские изделия, однако здесь особенно необходимы умеренность и самоограничение. Ежедневное количество кондитерских изделий не должно превышать 80 – 100 г в расчёте на сахар, в том числе содержащийся во фруктах, ягодах, соках и других продуктах. Практически это означает, что если школьник включает в свой рацион кусок торта или пирожное, то он должен ограничить общее потребление сахара за день (например, пить чай без сахара). Оптимален является 4 – 5 разовый приём пищи, т.е. завтрак, обед, ужин плюс полдник и/или второй завтрак. И, конечно, самое главное – ограничить детей продуктами с Е добавками, т.е. чипсы, кириешки, газированная вода.(35-36сл) Подводя итог, учитель читает стихотворение(37сл)
«Человеку нужно есть».
Человеку нужно есть, Чтобы встать и чтобы сесть, Чтобы прыгать, кувыркаться, Песни петь, дружить, смеяться, Чтоб расти и развиваться И при этом не болеть. Нужно правильно питаться С самых юных лет уметь. Подведем теперь итог: Чтоб расти – нужен белок. Для защиты и тепла Жир природа создала. Как будильник без завода Не пойдет ни тик, ни так, Так и мы без углеводов Не обходимся никак. Витамины – просто чудо!
Сколько радости несут: Все болезни и простуды Перед нами отвернут. Вот поэтому всегда Для нашего здоровья Полноценная еда – Важнейшее условие. Я очень надеюсь, что моя информация поможет Вам в формировании правильного питания для детей. Будьте здоровы!
Беседа по вопросам:

1.
1
.Что такое правильное питание?
2.Что вы едите дома? 3.Как вы относитесь к кашам, кисломолочным продуктам? 4.Есть ли в вашей семье любимые блюда? 5.Как вы относитесь к школьной пище? 6.Что хотели бы вы изменить?
2.
1
.Как правильно принимать пищу?
2. А что нужно есть? 3.Всё ли полезно?
3
.1
.Что нового вы узнали?
2.Что заинтересовало вас? 3.Нужны ли такие классные часы?


Яндекс.Метрика