Наименование материала: разработка классного часа и родительского собрания с презентацией
Тема: "Урок Здоровья. Правильное питание".
Описание:
Заинтересовать учащихся и родителей изучением вопросов здоровья; познакомить родителей с особенностями питания учащихся;показать родителям значимость правильного питания,воспитывать правильное отношение к своему здоровью и питанию как к источнику энергии для организма.
Урок ЗДОРОВЬЯ
Выполнил:
классный руководитель
6 А класса
МБОУ «СОШ №7»
Чуднова Н.Д.
2016г.
УРОК ЗДОРОВЬЯ
«Правильное питание» (1сл)
Цель: формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни
Задачи:
-актуализировать знания о компонентах здорового образа жизни;
-заинтересовать учащихся и родителей изучением вопросов здоровья;
- познакомить родителей с особенностями питания учащихся;
- показать родителям значимость правильного питания.
-воспитывать правильное отношение к своему здоровью и питанию как к источнику
энергии для организма;(2сл)
- Какое пожелание мы всегда адресуем своим родственникам, близким, друзьям?
Конечно же, здоровья! Действительно, как мудро заметил великий комедийный актер
Эд Уин: «Богатство и слава – это ерунда, если нет здоровья». О том, что здоровье – самая
большая ценность, всякий из нас начинает задумываться, когда его теряет.(3сл)
Важнейшими факторами сохранения здоровья является правильно организованное
питание и здоровый образ жизни.
Согласно данным учёных, здоровье людей более чем на 50 % обусловлено образом
жизни, на 17-20 % - социальными и природными условиями и на 17 – 20 %
наследственностью. На долю системы здравоохранения приходится около 10% (4сл)
Таким образом, важность правильного образа жизни не вызывает сомнений. А то,
насколько он будет правильным, зависит от того, какой информацией мы пользуемся.
Одно из составляющих правильного образа жизни является правильное питание.
По статистике:
- питание большинства россиян не организовано, многие в течение дня просто
перекусывают. Причём во второй половине дня съедают больше, чем в первой, а вечером
отдыхают на диване.
- реклама пропагандирует не питательную пищу, а чипсы, шоколадные батончики, пепси и
кока-колу. Врачи называют её «мусорной едой». Медицинский центр провёл исследования:
оказывается, от фаст-фуда поправляются гораздо быстрее, чем от обычной калорийной
пищи. Опыты ставили на обезьянах: одних кормили полуфабрикатами, а других жирными
продуктами. Первая группа обезьян отрастила животы, поправилась гораздо больше, чем
вторая, у них развились ранние симптомы диабета.
Изменение образа жизни: он стал менее подвижен, съеденные калории просто негде
сжигать, домашние работы выполняются с помощью бытовой техники, отдых в основном
сегодня пассивный – полежать на диване и как можно меньше двигаться.
Итак, чтобы быть здоровым и успешным, следует следить за своим питанием,
заниматься спортом. Как правильно принимать пищу? А что нужно есть? И всё ли
полезно? Эти и многие другие вопросы мы рассмотрим сегодня.(5сл)
Основные пищевые вещества – это белки, жиры и углеводы.
Белки. Белки нередко называют основными строительными блоками организма. Нет ни
одного органа, ни одной ткани, ни одной клеточной или субклеточной структуры
организма взрослого или ребёнка, в состав которых не входил бы белок. Белок необходим
и для мышечной работы, и для успешного обучения, и для поддержания нормального
иммунитета, и для выполнения многих других «обязанностей». Важно подчеркнуть, что
основным источником белка человеческого тела служат белки пищи, поэтому достаточное
поступление белков с пищей – необходимое условие нормального роста, сохранения
здоровья и способности к обучению.
Наиболее благоприятным аминокислотным составом обладают белки животного
происхождения – молока и молочных продуктов, мяса, рыбы, а также белки бобовых – сои
и других. Школьнику требуется около 70 – 90 г. белков: для этого необходимо съесть
примерно 100 – 200 г. мяса, 30 – 50 г. рыбы, 400 – 500 мл. молока или кисломолочных
продуктов, 30 – 40 г. творога, 5 – 10 г. сыра.
Дефицит белков ведёт к задержке роста, снижению устойчивости к инфекциям и
действию неблагоприятных внешних факторов, нарушению полового развития,
малокровию.(6-7сл)
Жиры. Под жирами в химии понимают вещества, которые растворяются в так
называемых органических растворителях (бензине, спирте, ацетоне), но не растворяются в
воде. Пищевые жиры включают большое число различных видов соединений такого рода,
среди которых основными выступают собственно жиры, фосфолипиды и стероиды. К
последнему классу принадлежит, в частности, холестерин.
Жиры так же, как и белки – важнейшие «строительные» элементы клеток, органов и
тканей. Они не только участвуют в построении клеточных и субклеточных мембран, но и
активно регулируют из проницаемость и другие функциональные свойства. Жиры служат
важным клеточным «топливом». При «сгорании» в организме 1 г. жира выделяется в 2
раза больше энергии (9 ккал), чем при сгорании 1 г. белков или углеводов (4 ккал).
Правильно построенный рацион должен включать такое количество жиров, которое
обеспечит не более 30 – 35 % от общей энергетической ценности (калорийности) рациона.
Например: если подросток нуждается в получении с пищей 2500 ккал, то жиры должны
обеспечить 750 – 875 ккал, что соответствует потреблению 83 – 97 г. жиров. Источником
жиров являются: масло сливочное и растительное, сметана сливки.(8-9сл)
Углеводы . Третий класс основных пищевых веществ – углеводы. Они включают довольно
обширный спектр различных соединений – от сложных, высокомолекулярных
полисахаридов до простых сахаров. Эти соединения различаются и по своим свойствам, и
по действию на организм, и по содержанию в продуктах. Рекомендуемое общее
количество углеводов – 250 – 350 г в сутки.
При недостаточном поступлении с пищей углеводов в организме начинают «сгорать»
белки и жиры, более необходимые как «строительный материал». В то же время избыток
углеводов может превращаться в организме в жир, являясь причиной развития избыточной
массы тела и ожирения. Избыток углеводов, в особенности сахаров, способствует также
развитию аллергических реакций, ухудшает состояние кожи. Нельзя также упомянуть о
том, что большое количество сладкого, особенно в перерывах между основными приёмами
пищи, значительно снижает аппетит и является одной из основных причин развития
кариеса зубов. Поэтому не следует увлекаться конфетами, пирожными, сладкими
прохладительными напитками и другими продуктами, содержащими значительные
количества сахаров.(10-11сл)
Энергия . Пища – не только «строительный материал», но и источник энергии, причём
организм более чувствителен к дефициту и избытку энергии, чем к нарушениям в
поступлении пластического материала. Это объясняется тем, что человеку, как и машине,
необходимо «горючее», для того, чтобы он жил, двигался, учился и работал. Без
достаточного поступления с пищей энергии выполнение всех этих функций становится
невозможным, так как она нужна для обеспечения работы внутренних органов (сердца,
печени, мозга), физической работы и психической деятельности. Источником энергии
может служить только энергия, заключённая в химических связях пищевых веществ, т.е.
поступающая с пищей. Несмотря на сообщения по радио и телевидению о возможности
получения человеком энергии непосредственно из окружающей среды (от Солнца, других
людей и т.п.). убедительных научных доказательств такой возможности нет. Поэтому
важно обеспечить оптимальный уровень поступления энергии с пищей. Речь идёт именно
об оптимальном количестве энергии, так как её избыток превращается в избыток жира в
организме и служит одной из основных причин развития избыточной массы тела и
ожирения.
Продукты резко различаются по своей энергетической ценности (калорийности),
которая колеблется от 40 – 50 ккал / 100 г. для ряда овощей до 400 – 500 ккал / 100 г.для
копчёных колбас и шоколада. Поэтому, изменяя состав продуктов в своём рационе, можно
подобрать его оптимальную энергетическую ценность. В зависимости от возраста и пола
детей, рекомендуемая энергетическая ценность рационов школьников составляет 2000 –
2600 ккал \ сутки.(12сл)
Витамины – ещё одни соединения для обеспечения нормальной жизнедеятельности.
Витамин А (ретонол) необходим для роста и развития, нормального состояния кожи и
иммунитета. Дефицит витамина А приводит к нарушению сумеречного зрения, а в
тяжёлых случаях – поражению роговицы с последующей слепотой, задержке роста,
снижению устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных внешних
факторов, повышению риска развития злокачественных новообразований. Основные
пищевые источники витамина А: печень, сливочное масло, сливки, сметана.(13-14сл)
Витамин С окружён неким ореолом волшебства. Большие дозы этого витамина пытаются
использовать при лечении простуды, злокачественных новообразований, сердечно-
сосудистых заболеваний, ревматизма и других. Особенно богаты этим витамином чёрная
смородина, зелёный перец, плоды шиповника. Большие количества витамина содержат
также апельсины, лимоны, мандарины. В России важнейшим источником аскорбиновой
кислоты служат такие традиционные и повседневные продукты нашего питания, как
картофель, капуста, яблоки. Суточная потребность в витамине С составляет для
школьников 50 – 60 мг.(15-16сл)
Витамин Е необходим для нормального полового развития мальчиков и девочек. Это,
однако, нельзя рассматривать как его основную функцию. Более важно то, что этот
витамин – основной природный антиоксидант, т.е. вещество, препятствующее окислению
жиров. Витамины Е богаты самые различные растительные масла: подсолнечное,
кукурузное, соевое. Суточная потребность в витамине Е составляет 10 – 15 мг. (17сл)
Витамин В1.
Случаи недостаточности витамина В1 весьма распространены. Это –
утомляемость, снижение аппетита, тошнота, отдышка при ходьбе и беге и многие другие.
В их основе чаще всего лежат нарушения обмена углеводов, в регуляции которых активное
участие принимает витамин В1, как компонент ключевых ферментов углеводного обмена.
Витамин В1 достаточно широко распространён в продуктах. Основные его источники –
хлеб и крупы, в особенности грубого помола с сохранёнными клеточными оболочками,
мясо, молоко, горошек. Суточная потребность в витамине 1,2 – 1,5 мг.(18-19сл)
Витамин В2 Дефицит этого витамина вызывает серьёзное нарушение зрения, поскольку
он необходим для построения защитного слоя сетчатки. Витамин В2 выполняет эту
функцию не один, а с другими витаминами группы В.Основные пищевые источники
витамина В2 – молоко и молочные продукты (кефир, ряженка, творог, сыр). Витамин В2,
также как и витамин В1, необходим в небольших количествах 1,2 – 1,8 мг.(20сл)
Витамин В6 Этот витамин близок в витамину В2, так как оба требуют для поддержания в
нормальном состоянии слизистых оболочек и кожи. Витаминов В6 богаты также мясо,
сыр, перец. Потребность школьников в витамине В6 – 1 – 1,5 мг.(21сл)Как мы знаем,
многие дети не любят есть первые блюда,супы. Даже некоторые взрослые отказываются от
супов, считая их неполезными и невкусными. Правда ли это? Скорее нет, чем да.
Первые блюда . Несмотря на различия в составе и вкусовых качествах первых блюд, все
они выполняют сходную функцию: готовят пищеварительную систему к приёму основных
белковых блюд. Это достигается за счёт стимуляции аппетита, активации выделения
желудочного сока.
Супы выполняют и другую роль, являясь источником пищевых веществ и энергии, так
как могут включать от 5 до 20 компонентов: овощи, фрукты, пряные травы, растительные
масла, крупы и т.д. В частности, щи, борщи и другие супы вносят существенный вклад в
обеспечение школьников различными овощами: капустой, морковью и др., а молочные
супы – поставщики в организм молочного белка, жира и кальция. Энергетическая
ценность супов однако не велика. По своей пищевой ценности они уступают основным
блюдам: мясным, рыбным, творожным. (22сл)
Вторые блюда . Мясные и рыбные блюда обладают наиболее высокой пищевой
ценностью, являясь, как было уже сказано, основным источником высококачественного
белка, легкоусвояемого железа, цинка, витамина В12 и других пищевых веществ,
необходимых детям. Поэтому они должны ежедневно (2 – 3 раза в день) включаться в
рацион школьников. Возможный ассортимент блюд из мяса и рыбы очень широк.(23сл)
Каши . Крупы обеспечивают человека всеми пищевыми веществами – белками и
аминокислотами, жирами и жирными кислотами, углеводами, витаминами, минеральными
солями и микроэлементами. Они широко используются как основа для приготовления
огромного количества разнообразных блюд, пищевая ценность и влияние которых на
организм человека могут при этом отличаться от свойств исходных круп.(24сл)
(25-34сл)
Сегодня на подавляющем большинстве упаковок с продуктами можно встретить буквы
«Е» и некий цифровой код. Все это вместе означает так называемые пищевые добавки:
консерванты, красители, ароматизаторы и тому подобные «стабилизаторы» и вещества,
помогающие сохранить продукт как можно дольше.
Почему именно «Е»? Специфические названия пищевых добавок, как правило, длинны и
отражают их сложный химический состав. Поэтому в странах Европейского сообщества
была создана система цифровой идентификации, где буква «Е» обозначает разрешенные в
этих странах пищевые добавки. Согласно этой системе, каждой пищевой добавке
присвоен трех- или четырехзначный код. Разрешение на применение добавок (а их
существует уже несколько сотен) выдает специальный комитет Всемирной организации
здравоохранения, перечень разрешенных и безопасных добавок постоянно
пересматривается в свете последних научных исследований: включаются новые Е-коды,
более совершенные заменители прежних, и исключаются те, безопасность применения
которых вызывает сомнения. Окончательное разрешение на использование тех или иных
добавок у себя в стране выдают соответствующие органы здравоохранения. Так, в США и
в России запрещена пищевая добавка Е123 (амарант), а вот в Европе и особенно во
Франции эта добавка остается очень популярной. В настоящее время в России
разрешается использовать в производстве своих пищевых продуктов или допускается
присутствие в импортных 250 пищевых добавок.
Ниже приведена общая расшифровка кодов этих добавок с основными вредными и
опасными:
Е100-Е199 (красители) — вещества, придающие продукту новый цвет или
скрывающие его природный оттенок;
Е200-Е299 (консерванты) сохраняют продукт от гниения, брожения и остальных
процессов распада;
Е300-Е399 (антиоксиданты) предотвращают окисление продукта (например,
прогорание содержащихся в нем жиров или разложение светочувствительных
естественных красителей);
Е400-Е499 (стабилизаторы/загустители) поддерживают нужную консистенцию
продукта или обеспечивают продукту определенную вязкость;
Е500-Е599 (эмульгаторы) обеспечивают однородный вид продукта;
Е600-Е699 усиливают естественные вкус и запах продукта;
Е900 и далее разрыхляют продукт до воздушного состояния, практически не
оставляют следов.
В список очень опасных занесены Е123, Е510, и Е527, но по неизвестным
причинам они до сих пор не запрещены.
Посмотрите на экран, здесь представлены самые обычные продукты питания, которые
имеют следующие добавки.
Ниже приводится таблица НАИБОЛЕЕ ВРЕДНЫХ пищевых добавок Е
В таблице напротив обозначения пищевой добавки Е указан характер ее вредного
воздействия в соответствии с указанными под таблицей условными обозначениями.
Условные обозначения вредных воздействий добавок:
О! — опасный
ОО!! — очень опасный
(З) — запрещенный
РК — вызывает кишечные расстройства
РД — нарушает артериальное давление
С — сыпь
Р — ракообразующий
РЖ — вызывает расстройство желудка
Х — холестерин
П — подозрительный
ВК — вреден для кожи
И всё-таки, в заключение мне хотелось бы сказать, что рацион школьников должен
ежедневно включать такие продукты, как мясо (говядину, курицу, нежирную баранину,
свинину, субпродукты, например печень или рыбу. Мясо и рыба могут использоваться в
виде самых разнообразных блюд – котлет, тефтелей, гуляша, отварной рыбы и мн. др.
Общее количество мяса и рыбы в среднем должно составлять 200 – 300 г. в день.
В меню детей должно ежедневно присутствовать молоко, кефир, йогурт и другие
кисломолочные продукты. Их количество должно составлять не менее 300 мл в день. Что
касается творога и сыра, то они могут включаться в рацион не каждый день, но так, чтобы
за неделю ребёнок получил 50 – 100 г сыра и 200 – 300 г творога. Каждый день дети
должны получать животные жиры, среди которых основное место занимает сливочное
масло (30 – 50 г), так и растительные масла (15 – 20 г)
К числу обязательных составляющих рациона относятся овощи и фрукты, общее
количество которых, с позиции здорового питания, должно быть весьма значительным –
400 – 500 г овощей, без учёта картофеля, и 150 – 200 г фруктов.
И, наконец, продукты, о которых мы уже много говорили – хлеб, крупы, макаронные
изделия. Эти продукты характеризуются достаточно высокой пищевой ценностью и
вносят вклад в обеспечение человека энергией, углеводами, белками и, растительными
волокнами и витаминами В1, В2. Поэтому их также следует ежедневно включать в рацион.
К числу ежедневных компонентов рациона относятся и кондитерские изделия, однако
здесь особенно необходимы умеренность и самоограничение. Ежедневное количество
кондитерских изделий не должно превышать 80 – 100 г в расчёте на сахар, в том числе
содержащийся во фруктах, ягодах, соках и других продуктах. Практически это означает,
что если школьник включает в свой рацион кусок торта или пирожное, то он должен
ограничить общее потребление сахара за день (например, пить чай без сахара).
Оптимален является 4 – 5 разовый приём пищи, т.е. завтрак, обед, ужин плюс полдник
и/или второй завтрак.
И, конечно, самое главное – ограничить детей продуктами с Е добавками, т.е. чипсы,
кириешки, газированная вода.(35-36сл)
Подводя итог, учитель читает стихотворение(37сл)
«Человеку нужно есть».
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть.
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
Подведем теперь итог:
Чтоб расти – нужен белок.
Для защиты и тепла
Жир природа создала.
Как будильник без завода
Не пойдет ни тик, ни так,
Так и мы без углеводов
Не обходимся никак.
Витамины – просто чудо!
Сколько радости несут:
Все болезни и простуды
Перед нами отвернут.
Вот поэтому всегда
Для нашего здоровья
Полноценная еда –
Важнейшее условие.
Я очень надеюсь, что моя информация поможет Вам в формировании правильного
питания для детей.
Будьте здоровы!
Беседа по вопросам:
1. 1 .Что такое правильное питание?
2.Что вы едите дома?
3.Как вы относитесь к кашам, кисломолочным продуктам?
4.Есть ли в вашей семье любимые блюда?
5.Как вы относитесь к школьной пище?
6.Что хотели бы вы изменить?
2. 1 .Как правильно принимать пищу?
2. А что нужно есть?
3.Всё ли полезно?
3 .1 .Что нового вы узнали?
2.Что заинтересовало вас? 3.Нужны ли такие классные часы?