Психолого – педагогические условия реального педагогического процесса:
урок по истории России для 8 класса общеобразовательной школы
Место урока в системе уроков:
данный урок является составной частью раздела «Россия в первой четверти XIX в».
Тема урока: « Партизанское движение в войне 1812 года »
Используемая технология: технология развития критического мышления
Тип урока: урок изучения нового.
Формы организации учебной деятельности:
индивидуальная, групповая, коллективная
Цель урока:
сформировать представление о народном, освободительном характере
войны 1812 года
Задачи урока:
воссоздать панораму героических событий 1812 г.
продолжить работу по совершенствованию умений и навыков работы с картой,
текстом, по анализу и обобщению изучаемого материала
определить характер войны и причины победы.
Распределение учебного времени:
1. Разминка . (3 минуты)
Суть этапа: создание благоприятного психологического климата на уроке.
Суть этапа: пробудить, взволновать, заинтересовать, спровоцировать учеников вспомнить
то, что они уже знают; воспроизвести знания, умения те, что нужны для дальнейшей
работы на уроке.
2. стадия вызова (10минут)
Суть этапа: определение целей урока; развитие внутренней мотивации к изучению
данной темы и предмета в целом.
3. стадия осмысления ( 16 минут)
Суть этапа: ознакомить учеников с новой информацией; анализ информации и
определение учениками личного его понимания.
4 Рефлексия (15минут)
Суть этапа: уточнение содержания изученного; сравнение реальных результатов с
ожидаемыми; анализ того, почему на уроке что – то произошло так , а не иначе;
закрепление и коррекция усвоенного; установление связей между тем , что уже известно и
тем, что нужно усвоить, научиться в будущем.
5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (1 минута)
Технологическая карта урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
планируемые
результаты
I. Разминка:
Орг,/ момент.
Психологиче
-
ский настрой
на работу
Слайд1.
Приветствует учащихся,
проверяет готовность к
работе.
Добрый день, ребята! Если
день начинать с улыбки, то
можно надеяться, что он
пройдет удачно. Давайте
сегодняшнее занятие
проведем с улыбкой.
Главная задача – быть
внимательными, активными,
находчивыми, а главное –
трудолюбивыми.
Приготовление к уроку.
Приветствие учителя.
личностные:
положительное
отношение к
уроку,
понимание
необходимости
учения.
метапредме
тные:
учебное
сотрудничество с
учителем и
сверстниками.
1
Показывать, что мы знаем и
как умеем работать.
Актуализа
-
ция знания
Слайд 2.
Кто изображен на слайде?
(Учитель создает
ситуацию, при которой
возникает необходимость
получения новых знаний.)
Называют
командующих русской
армией во время войны
1812 г.:
Барклай - де –
Толли, Багратион,
Тормасов.
(Назвать Давыдова
затрудняются, т.к. его
личность им не
знакома)
личностные:
проявление
познавательной
активности
метапредме
тные:
аргументация
своего мнения и
позиции в
коммуникации
предметные:
повторение
пройденного
материала
II. Стадия
вызова
Слайд 3.
- Кто изображен на слайде?
Что связывает этих
персонажей?
Ваши предположения…
Все это связано с темой
нашего урока.
-Евпатий Коловрат,
Минин и Пожарский,
Иван Сусанин, Денис
Давыдов, Василиса
Кожина, Герасим
Курин
Учащие высказывают
свои предположения
личностные:
проявление
познавательной
активности
метапредме
тные:
аргументация
своего мнения и
позиции в
коммуникации
предметные:
повторение
пройденного
материала
Слайд 4.
Идет работа с понятиями: партизан, патриот,
ополчение
(У меня на доске эти понятия случайно перемешались,
помогите, пожалуйста, восстановить правильные
определения понятий)
Целеполага
-
ние
Слайд 5
- запишите, пожалуйста,
тему нашего урока.
Попробуйте сформулировать
цель нашей деятельности и
предполагаемый результат.
(работают в оценочных
листах)
Цель урока : раскрыть
народный характер
войны 1812 года
буду знать …какова
роль русского
крестьянина, народа в
победе над Наполеоном
продемонстрирую …
результаты своей
работы с
историческими
документами
смогу поразмышлять
…о героизме русского
личностные:
развитие
чувства
патриотизма
по отношению к
своей родине
метапредме
тные:
развитие умения
постановки
познавательной
цели с помощью
учителя;
планирование
совместно с
учителем своих
действий в
соответствии с
поставленной
задачей и
условиями ее
2
народа в войне 1812 г.
реализации.
III.Стадия
осмысления.
Слайд 5
1. Сейчас мы с вами
выступим в роли экспертов.
2. Представьте, что вы
партизаны – разведчики
( разделены на 4 группы
разведчиков).
Для чего партизанам нужны
разведчики?
Правильно, добыть нужную
для отряда информацию. Для
отряда очень ценна каждая
минута, поэтому какая из
групп быстрее справиться с
поставленной целью,
получает дополнительный
бал.
Добывают информацию из
исторических документов.
(Приложения 2 – 5)
Для работы вам
предложены тексты (из
учебника и дополнительных
источников: энциклопедий,
хрестоматий,
справочников). Работая с
текстом, заполняете свои
оценочные листы лисы,
готовится отчитаться
именно по этой теме.
Задание для групп:
1.
Прочитать текст.
2.
Найти в тексте
информацию, необходимую
для заполнения рабочего
листа.
3.
Заполнить рабочий
лист.
4.
Подготовить устный
ответ, состоящий из
краткого отчета каждого
Знакомятся с
аудиоматериалом о
партизанском
движении войны 1812
года.
Дают свое заключение
о причинах
возникновения
партизанских отрядов.
Слайд 6
Высказывания ребят.
Знакомятся с
историческими
документами.
Находят ответы на
вопросы в новом
материале.
личностные:
проявление
самостоятельно
сти в разных
видах
деятельности
метапредме
тные:
работа
с разными
видами
информации
предметные:
выяснить
причины
возникновения
партизанского
движения
запомнить:
какие
партизанские
отряды
действовали во
время войны
1812 г., кто
являлся их
руководителями;
иметь
представление о
действиях
партизанских
отрядов;
выделить
примеры
героизма
русского народа.
3
члена группы и общего
вывода.
Первичное
закрепление
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Назовите, какие отряды и
под чьим руководством
действовали в войне 1812 г.
Учитель: «С первых дней
войны в России разгорелась
настоящая народная,
Отечественная война. Ярче
всего народный характер
войны проявился в
партизанском движении.»
Лористон
Назовите задачи, которые
стояли перед партизанами?
Отвечают на
поставленные вопросы.
личностные:
проявляют
познавательную
самостоятельно
сть и
активность
метапредме
тные:
высказывание и
аргументация
своего мнения;
продолжение м
умений работы
над
формированиеор
иентироваться в
полученной
информации.
Обобщение
усвоенного
и
включение его в
систему
ранее
усвоенных
ЗУНов и УУД
Слайд 10
Предлагается обучающимся
текст (приложение 1)
Поразмышляйте:
- Партизанская ВОЙНА 1812
года – ЭТО…
- Почему войну называют
народной, отечественной?
Война 1812 года называется
«Отечественной» именно
потому, что в ней участвовала
не только регулярная армия, но
и весь народ.
Пока выполняется задание,
идет обзорный просмотр
слайдов, сопровождаемых
песней «Генералы 12 года»
из кинофильма «О бедном
гусаре замолвите слово»
Знакомятся с
историческими
документами.
Находят ответы на
вопросы в новом
материале.
Высказывают свои
предположения и
мысли в группах.
Фиксируют свои мысли
в групповых листах
(приложение 6)
метапредме
тные:
развитие умения
делать выводы.
предметные:
закрепление
изученного
материала
Рефлексия
(подведение
итогов урока)
Слайд 11 - 22
Подводит итоги совместной
и индивидуальной
деятельности учеников.
Война 1812 года называется
«Отечественной» именно потому, что
Обмениваются
информацией
(групповыми листами)
с представителями
других групп.
Представители групп
личностные:
Адекватное
понимание
причин
успеха/неуспеха в
учебной
деятельности
4
в ней участвовала не только
регулярная армия, но и весь народ.
работают с групповыми
листами, помечая с чем
согласны, с чем нет, и
объясняя свою
позицию.
Работа с оценочным
листом:
фиксируют материал,
изученный на уроке,
выявляют недостаток
тех знаний и умений,
которых им не хватает
для решения новых
проблем, оценивают
личный вклад в
результаты
коллективной
деятельности.
Понимать
личную
ответственнос
ть за
результаты
деятельности
Самооценка на
основе критерия
успешности.
метапредме
тные:
рефлексия
способов и
условий
действия;
оценивать свою
деятельность на
уроке;выражать
свои мысли с
достаточной
полнотой и
точностью;
формулировать
и аргументиро-
вать своё
мнение,
учитывать
мнения
одноклассников
при выработке
коллективного
решения.
Информация о
домашнем
задании,
инструктаж по
его выполне-
нию.
К следующему уроку
подготовить сообщение на
тему:
«Партизан …… - герой
Отечественной войны 1812
года»
или составить план
«особенности партизанского
движения в войне 1812 года»
личностные:
проявление
познавательной
инициативы
.
метапредме
тные:
работа с
разными видами
информации.
Анализ, синтез,
Высказывание
своего мнения.
Список использованных ресурсов:
1. Страницы боевого прошлого. Очерки военной истории/ Академия наук СССР институт
истории. – 1968. – С. 342.
2. Важенин А.Г. Конспекты уроков по истории России 19 века: 8 класс. - М., 2001.
- С. 336
5