Учебное заведение: МБОУ "Ильинская СОШ" Моргаушского района Чувашской Республики
Населённый пункт: д.Тренькино, ул. Новая
Наименование материала: обобщение опыта работы
Тема: "От Текста к Слову"
Описание:
Разные виды деятельности на одном уроке русского языка при работе с текстом в 5-ом классе. Основная цель - развить творческий потенциал каждого ученика.
Р
АБОТА
НАД
ТЕКСТОМ
НА
УРОКАХ
РУССКОГО
ЯЗЫКА
Цели обучения русскому языку – научить школьников практически владеть русским языком,
пользоваться русской речью в производственной и общественной деятельности как средством
межнационального общения и языком учебных предметов.
Научить детей связной речи –построению высказывания в устной или письменной форме –
процесс сложный, многоаспектный, поэтому он находится в центре внимания при изучении всех
программных разделов. Ещё в 1864-ом году К.Д.Ушинский отмечал, что учение детей русскому языку
имеет цель развить в детях ту врождённую душевную способность, которую называют даром слова.
Слово – вот центральный вдохновитель построения обучения на уроке. В своей практике я
применяю анализ текста через ключевые слова. Внимание учеников привлечено прежде всего к тому,
насколько точно лексические значения и грамматические формы данных слов выражают цель
высказывания. Даётся текст «Чердак»
В нашем доме жило много старых вещей. Когда-то давно эти вещи были нужны обитателям дома,
а сейчас они пылились и рассыхались на чердаке.
Обилие вещей делало чердак похожим на музей. Можно было там найти и старый утюг, не
электрический, а чугунный. Его в начале века нагревали на углях, прежде чем гладить. В углу пылился
старинный комод. Нам казалось, что в его недрах сокрыты какие-то тайны. Однажды мы осмелились
открыть один из ящиков комода и обнаружили в нём старый семейный альбом.
Ничто не могло остановить нас в стремлении раскрыть тайну, уже маячившую перед нами.
Вынули мы альбом и стали аккуратно перелистывать его странички. Перед нашим взором стали
мелькать незнакомые лица. Вдруг наше внимание привлекли глаза, выразительно смотревшие на нас с
жёлтой фотографии. Лицо было незнакомо, но кого-то оно нам напоминало. И вдруг – озарение! Эти
глаза, такие сияющие и молодые, принадлежат нашей прабабушке. Неужели наша старушка, которую
мы знаем больной и немощной, была этой блестящей красавицей? (Валерианова В.)
С учениками составляем «тройной дневник». Лист делится на три части. Мы обычно делим
путём складывания. В первую колонку выписываются незнакомые и ключевые слова, во второй колонке
записываются значения этих слов, тут нужно поработать со словарём. В третьей колонке записывается
значение этого слова в контексте, как это понимает ученик. Мне нравится наблюдать за работой моих
учеников при составлении «тройного дневника». Маленькая творческая лаборатория.
Особенностью данной модели является то, что учащиеся в процессе обучения ставят перед собой
конкретную цель, отслеживают направление своего словопонимания, определяют и конечный результат.
Следующий приём, который следует за тройным дневником в моей практике – это пересказ
содержания одного предложения. По цепочке каждому ученику даётся предложение из текста. Он
должен пересказать содержание этого предложения, раскрывая глубокий смысл каждого слова.
Например, вот предложение, «и вдруг – озарение!» Разъяснение этого предложения звучит примерно
так: «Ночь, вокруг ничего не видно. Вот появляются первые лучи солнца, и человеку всё становится
ясно, все страхи уходят. В этом тексте вдруг все понимают, уходят все сомнения».
Это следующий шаг в осмыслении текста, который опирается на тройной дневник. Ученик на
практике применяет добытую им информацию. Использование данного приёма ориентировано на
развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. Когда информация становится знанием?
Лишь тогда, когда принята учеником.
Задача учителя – помочь ученику овладеть способами самостоятельной работы с информацией,
превратить учение в личностно-ориентированное. Ученик здесь инициативен и самостоятелен, он
учится осмыслению, его любознательность поощряется.
Также практикую объяснение лексического значения слова через словообразовательный анализ.
Слово записывается в словарик, который имеется у каждого ученика. Особенно радует, когда при
анализе последующих текстов ученики используют слова из словарика, которые им запомнились.
При закреплении изученного на уроке составляем сиквэйны. В тексте «Чердак» выделяем
ключевые слова для составления сиквэйнов: чердак, тайна, глаза, лица, прабабушка. Некоторые работы
учеников.
Чердак.
Пыльный, страшный.
Зовёт, манит, привлекает.
Раскрывает семейные тайны.
Музей.
/Кирпичникова А. 5 класс/
Чердак.
Таинственный, старый.
Стоит, скрипит, пугает.
Хранит старые вещи.
Тайна.
/Анисова А., 5 класс/
Во время декламирования учениками своих пятистиший листочки с синквэйнами прикрепляю на
лист большого формата, т.е. оформляем стенгазету, которая вывешивается на видном месте до
следующего урока.
На уроке мы пытаемся постигать душу этого мира через Слово и проложить путь к своей душе,
научиться видеть мир, ощущать законы мироздания, ценить прошлое и настоящее, готовиться к
будущему.
Зажечь у ученика огонёк жажды познания цель моего урока. Если ученик 5-го класса после моего
урока не испытал желание узнать больше, значит у меня неудачный день, и воспитательная цель урока
не достигнута.
После проделанной работы над текстом «Чердак» ребятам захотелось залезть на чердак своего
дома и раскрыть какую-нибудь тайну своей семьи. Сочинение Ивановой А., ученицы 5-го класса «На
чердаке».
«Наш дом построили недавно, поэтому на чердаке ничего нет, даже пыли. Я решила сходить к
бабушке с дедушкой и залезть на чердак. По дороге встретила бабушку, ещё за мной увязался младший
братишка. Моя бабушка очень трудолюбивая и активная, ещё про неё говорят, что боевая. Ей тоже стало
интересно.
Дом у бабушки с дедушкой очень высокий, и на чердак залезть не просто. Я побоялась, а
бабушка, как молодая, ничего не боится. Она забралась первой, за ней полез и Дима. Они охала, да
ахали. Мне было очень любопытно, и я не выдержала, переборов свой страх, залезла.
На чердаке было темно, после яркого солнцаглаза мои ничего не видели. Через некоторое время я
привыкла к темноте.
Действительно, чердак – музей нашей семьи, а бабушка – экскурсовод. Мы очень долго сидели
втроём на чердаке. Дима нашёл ящик, в котором лежали тетради, написанные чернилами, дневники,
старые газеты, учебники. Мы узнали, как учились наш папа, дядя Витя и тётя Оля.
На нашем чердаке тоже есть чугунный утюг, бабушка объяснила, как пользоваться этим утюгом.
Там ещё много старых вещей, которые нам незнакомы. Я даже по-русски не знаю их названия.
Мы спустили с чердака папины тетради, один старый учебник, остальное пусть лежит в нашем
семейном музее. Когда-нибудь и наши вещи, тетради будут лежать там».
Настя призналась, что написать сочинение ей немного помогла мама.
Разве это не прекрасно? Слово, посеянное на уроке, объединило семью. Довольной осталась
бабушка. Кто жил со старыми людьми, знает, как они любят предаваться воспоминаниям и как
благодарны людям, которые с интересом их слушают.
Ученица пересказала своё сочинение на следующем уроке. Это следующий приём: пересказ
сочинения перед одноклассниками.
Каждый ученик моего класса имеет альбом, в который переписываются самые удачные
творческие работы. Свои мысли надо сохранять. Пусть ученики осознают, что язык – это его лицо, это
лицо родного народа, родины, родителей.