"Краткосрочные курсы (на примере Дискуссионной площадке "Точка зрения") в основной школе как способ достижения метапредметных результатов в основной школе"
Автор: Димарчук Альбина Рафиковна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ "Предметно-языковая школа Дуплекс"
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: статья
Тема: "Краткосрочные курсы (на примере Дискуссионной площадке "Точка зрения") в основной школе как способ достижения метапредметных результатов в основной школе"
Описание:
Статья описывает краткосрочный курс "дискуссионная площадка "Точка зрения" в рамках Муниципальной модели "основная школа-пространство выбора".
Краткосрочные курсы (на примере Дискуссионной площадке «Точка
зрения») в основной школе как способ достижения метапредметных
результатов в основной школе
Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся
вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе
принципов метапредметности как условия достижения высокого качества
образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических
ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных
способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в
освоении знаний.
Для достижения метапредметных результатов в рамках муниципального
проекта «Основная школа-пространство выбора» в МАОУ СОШ №84 были
введены краткосрочные курсы. Краткосрочные курсы ведутся в 5-8 классах
,
которые включены в учебный план.
Курсы для учащихся 5-6 классов имеют
неакадемическое и метапредметное содержание, построенное на основе
компетентностного подхода. На данной параллели происходит один из этапов
выбора – выбор как апробация различных видов деятельности, получение
нового разнообразного опыта. Для учащихся 7-8 классов организуются
практикоориентированные курсы, курсы коррекции знаний, в рамках которых
рассматриваются какие-либо точечные вопросы, курсы самопознания. В
параллели 7-8 классов, происходит следующий этап выбора – выбор как
осознание своих интересов и потребностей. Обучающийся выбирает один курс
на четверть из списка предложенных. Продолжительность курса – 8 часов.
Мною была разработана программа краткосрочного курса Дискуссионная
площадка «Точка зрения» (для 7-8 классов).
В процессе прохождения курса у
учащихся должна быть в целом сформирована способность высказывать
собственную точку зрения на рассматриваемые проблемы и аргументировать ее,
рассматривать аргументы, приводимые другими, оценивать степень
доказательности того или иного мнения.
Именно дискуссия помогает ребенку
сформировать свою точку зрения, отличить ее от других, а также
скоординировать разные позиции для достижения общей цели. Одно из
наиболее важных навыков, приобретаемых в ходе дискуссии – это умение
рассматривать проблему с разных позиций, быть терпимым к тому, что кто-то
имеет другое мнение.
Основным результатом данной программы для обучающихся является
формирование умения аргументировать свою точку зрения и отстаивать
собственную, грамотно вести дискуссию, не отклоняясь от темы.
Курс имеет интегративный характер. Его содержание определяют не
основы общественных наук (философии, экономики, социологии, права,
религиоведения и др.), а проблемы общественной жизни, которые являются
предметом изучения этих наук. В центре курса — гражданин, личность
человека как участника сложнейших общественно-политических процессов
переходного периода. Это позволяет наполнять занятия эмоционально
насыщенным материалом.
Программа включает в себя 5 занятий (что составляет 18 часов:15 часов
аудиторных, из них: 3ч. – лекционных и 12ч. – практическая часть, 3ч. –
самостоятельной работы). На первом занятии обучающиеся определяются с
темами дискуссионной площадки, делятся на группы. Причем темы
используются интегрированные, касающиеся различных предметов (Влияние
СМИ на подростка: положительное или отрицательное, интернет: ЗА И
ПРОТИВ, все предметы, изучающие в школе важны для человека и др.).
Учащимся объясняются основные правила ведения дискуссии. Следующее
занятие предполагает тренировочную дискуссию, в ходе которой учащиеся,
посмотрев видео-сюжеты с передачами «К барьеру», «Исторический процесс»,
тренируются на практике.
Далее в течение 3 занятий учащиеся совершают первые шаги в дискуссии,
на определенные ими темы. На каждую тему дискуссии отводится по 3 часа. Из
них 2 часа ученики учатся отстаивать свою позицию, обмениваются мнениями.
Анализ ошибок проходит на следующий день (1 час).
В ходе проведения дискуссионной площадки учитель организует
дискуссию, контролирует ход дискуссии, а также выявляет ошибки учеников,
организует обсуждение видео-дискуссии.
В дискуссионной площадке участвуют 2 команды, которые состоят из 3
человек (спикеры). Команда, защищающая тезис, называется утверждающей,
Команда, опровергающая тему, называется отрицающей. При этом в ходе
дискуссионной площадки обучающиеся меняют разные роли. На первой
дискуссии они могут являться спикерами утверждения, на второй спикерами
отрицания, на третьей – зрителями.
Оценивают команды зрители и экспертная группа. Зрителями являются
ученики школы, а также учителя. Зрители решают кто победил в ходе
дискуссии голосованием. Кроме этого, они могут задавать вопросы,
комментировать свою позицию. В состав экспертной группы входят 1- 2
учителя и 2-3 ученика старших классов. Экспертная группа – дает оценку
выступающим по критериям в конце дискуссии.
Дискуссия состоит из 4 этапов. На 1-ом этапе предоставляются темы
дискуссионной площадки. Представляются команды, экспертная группа. На
втором этапе выступают команды. Третий этап предполагает выступление
зрителей, экспертов, подведение итогов дискуссии. На четвертом этапе
анализируются ошибки, учитель и ученики совместно находят пути устранения
недостатков выступления. После каждой дискуссии подводятся итоги. Каждому
ученику выставляются баллы экспертами по определенным критериям (См.
приложение).
Таким образом, в процессе дискуссии обучающиеся приобретают
определѐнные навыки, опыт, применение и закрепление уже имеющихся знаний
и умений в ходе обсуждения, то есть дискуссионное занятие выполняет
обучающую функцию. Кроме этого у учеников развиваются логические
способности, умения мыслить самостоятельно, аргументировать и доказывать
свою точку зрения. В ходе дискуссии обучающиеся учатся взаимодействовать
друг с другом, находить точки соприкосновения, приходить к согласию по
каким-то вопросам, вырабатывать общую стратегию и тактику, иногда уступать
и идти на компромисс. Исключительно важным умением, формирующимся на
дискуссионной площадке, является умение слушать своего оппонента, уважать
его мнение и понимать или, по крайней мере, пытаться понять доводы другой
стороны.
Данная программа способствует развитию коммуникативных умений
школьников; умению мыслить самостоятельно, аргументировать и доказывать
свою точку зрения;
взаимодействовать друг с другом, находить точки
соприкосновения, приходить к согласию по каким-то вопросам, вырабатывать
общую стратегию и тактику, иногда уступать и идти на компромисс; слушать
своего оппонента, уважать его мнение.
Каждый обучающийся в рамках ведения курса выступил на
дискуссионной площадке и защитил свою точку зрения. Некоторые учащиеся
написали статью в школьную газету со своей аргументированной позицией.
Программу краткосрочного курса можно использовать как в 5-6 классах,
так и в старшей школе на уроках обществознания или истории, например при
изучении некоторых тем; кроме этого и во внеучебной деятельности (в рамках
дискуссионного клуба).
Программа дискуссионная площадка «Точка зрения» принимала участие в
городском конкурсе «Уникальное образование-2012» (совместно с еще
четырьмя краткосрочными курсами от МАОУ СОШ №84). В результате данного
конкурса МАОУ СОШ №84 выиграла и получила денежную премию. Кроме
этого, данная программа разрабатывалась в рамках краевого проекта
«Комплексное научно-методическое обеспечение процессов обучения,
воспитания и достижения учащимися основной ступени общего образования
метапредметных и личностных результатов в условиях переходы
общеобразовательных учреждений Пермского края на образовательные
стандарты второго поколения». На данный момент программа продолжает
участвовать и дополняться в краевом проекте «
Научно-методическое
обеспечение образовательного процесса и мониторинга достижения учащимися
метапредметных и личностных результатов при переходе на стандарты второго
поколения».
Приложение
Объект оценивания и критерии оценки (критерии оценки деятельности
учащихся)
Защита своей точки зрения на открытой дискуссии (выступление или
оппонирование)
Критерии
Показатель
Баллы
1. Убедительность
1. Оппонент не смог привести контраргумент и
согласился с точкой зрения противника
2. Оппоненты пришли к компромиссу
3.Выступающий не разделил точку зрения
оппонента.
3
7
15
2 .аргументированность
1.Аргументы подтверждают точку зрения
говорящего, но никак не связаны с аргументацией
оппонента
2. При аргументации своей позиции выступающий
ссылается на классические источники:
приведены несколько ссылок на источники (3-4)
приведены 2-3 ссылки на источники
приведена 1 ссылка на источник
не использованы ссылки на источники
3. Выступающий находит противоречия в
аргументации оппонента и использует их в своей
защите.
4. Количество приведенных в доказательство
фактов:
5-6 фактов приведено
2-3 факта приведено
1 факт приведен
Не приведены факты
7
15
3
2
0
20
15
3
2
0
3. Владение речевыми
нормами и
выразительностью
1.Речевых и грамматических ошибок нет
2. 2-3 речевые ошибки
20
речи
3. более 3-х речевых и грамматических ошибок
4. Хорошее владение интонацией и голосом
5. Речь монотонна, скомкана, однообразна
10
0
15
0
4. Нарушение правил
дискуссии
Количество нарушенных правил
Штрафные
баллы:
-1 балл за
каждое
нарушенное
правило