Напоминание

"Краткосрочные курсы (на примере Дискуссионной площадке "Точка зрения") в основной школе как способ достижения метапредметных результатов в основной школе"

Автор: Димарчук Альбина Рафиковна

Должность: учитель

Учебное заведение: МАОУ "Предметно-языковая школа Дуплекс"

Населённый пункт: Пермь

Наименование материала: статья

Тема: "Краткосрочные курсы (на примере Дискуссионной площадке "Точка зрения") в основной школе как способ достижения метапредметных результатов в основной школе"

Описание:

Статья описывает краткосрочный курс "дискуссионная площадка "Точка зрения" в рамках Муниципальной модели "основная школа-пространство выбора".

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=415

Опубликовано 10.09.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Краткосрочные курсы (на примере Дискуссионной площадке «Точка

зрения») в основной школе как способ достижения метапредметных

результатов в основной школе
Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Для достижения метапредметных результатов в рамках муниципального проекта «Основная школа-пространство выбора» в МАОУ СОШ №84 были введены краткосрочные курсы. Краткосрочные курсы ведутся в 5-8 классах , которые включены в учебный план. Курсы для учащихся 5-6 классов имеют неакадемическое и метапредметное содержание, построенное на основе компетентностного подхода. На данной параллели происходит один из этапов выбора – выбор как апробация различных видов деятельности, получение нового разнообразного опыта. Для учащихся 7-8 классов организуются практикоориентированные курсы, курсы коррекции знаний, в рамках которых рассматриваются какие-либо точечные вопросы, курсы самопознания. В параллели 7-8 классов, происходит следующий этап выбора – выбор как осознание своих интересов и потребностей. Обучающийся выбирает один курс на четверть из списка предложенных. Продолжительность курса – 8 часов. Мною была разработана программа краткосрочного курса Дискуссионная площадка «Точка зрения» (для 7-8 классов). В процессе прохождения курса у учащихся должна быть в целом сформирована способность высказывать собственную точку зрения на рассматриваемые проблемы и аргументировать ее, рассматривать аргументы, приводимые другими, оценивать степень доказательности того или иного мнения. Именно дискуссия помогает ребенку сформировать свою точку зрения, отличить ее от других, а также
скоординировать разные позиции для достижения общей цели. Одно из наиболее важных навыков, приобретаемых в ходе дискуссии – это умение рассматривать проблему с разных позиций, быть терпимым к тому, что кто-то имеет другое мнение. Основным результатом данной программы для обучающихся является формирование умения аргументировать свою точку зрения и отстаивать собственную, грамотно вести дискуссию, не отклоняясь от темы. Курс имеет интегративный характер. Его содержание определяют не основы общественных наук (философии, экономики, социологии, права, религиоведения и др.), а проблемы общественной жизни, которые являются предметом изучения этих наук. В центре курса — гражданин, личность человека как участника сложнейших общественно-политических процессов переходного периода. Это позволяет наполнять занятия эмоционально насыщенным материалом. Программа включает в себя 5 занятий (что составляет 18 часов:15 часов аудиторных, из них: 3ч. – лекционных и 12ч. – практическая часть, 3ч. – самостоятельной работы). На первом занятии обучающиеся определяются с темами дискуссионной площадки, делятся на группы. Причем темы используются интегрированные, касающиеся различных предметов (Влияние СМИ на подростка: положительное или отрицательное, интернет: ЗА И ПРОТИВ, все предметы, изучающие в школе важны для человека и др.). Учащимся объясняются основные правила ведения дискуссии. Следующее занятие предполагает тренировочную дискуссию, в ходе которой учащиеся, посмотрев видео-сюжеты с передачами «К барьеру», «Исторический процесс», тренируются на практике. Далее в течение 3 занятий учащиеся совершают первые шаги в дискуссии, на определенные ими темы. На каждую тему дискуссии отводится по 3 часа. Из них 2 часа ученики учатся отстаивать свою позицию, обмениваются мнениями. Анализ ошибок проходит на следующий день (1 час).
В ходе проведения дискуссионной площадки учитель организует дискуссию, контролирует ход дискуссии, а также выявляет ошибки учеников, организует обсуждение видео-дискуссии. В дискуссионной площадке участвуют 2 команды, которые состоят из 3 человек (спикеры). Команда, защищающая тезис, называется утверждающей, Команда, опровергающая тему, называется отрицающей. При этом в ходе дискуссионной площадки обучающиеся меняют разные роли. На первой дискуссии они могут являться спикерами утверждения, на второй спикерами отрицания, на третьей – зрителями. Оценивают команды зрители и экспертная группа. Зрителями являются ученики школы, а также учителя. Зрители решают кто победил в ходе дискуссии голосованием. Кроме этого, они могут задавать вопросы, комментировать свою позицию. В состав экспертной группы входят 1- 2 учителя и 2-3 ученика старших классов. Экспертная группа – дает оценку выступающим по критериям в конце дискуссии. Дискуссия состоит из 4 этапов. На 1-ом этапе предоставляются темы дискуссионной площадки. Представляются команды, экспертная группа. На втором этапе выступают команды. Третий этап предполагает выступление зрителей, экспертов, подведение итогов дискуссии. На четвертом этапе анализируются ошибки, учитель и ученики совместно находят пути устранения недостатков выступления. После каждой дискуссии подводятся итоги. Каждому ученику выставляются баллы экспертами по определенным критериям (См. приложение). Таким образом, в процессе дискуссии обучающиеся приобретают определѐнные навыки, опыт, применение и закрепление уже имеющихся знаний и умений в ходе обсуждения, то есть дискуссионное занятие выполняет обучающую функцию. Кроме этого у учеников развиваются логические способности, умения мыслить самостоятельно, аргументировать и доказывать свою точку зрения. В ходе дискуссии обучающиеся учатся взаимодействовать друг с другом, находить точки соприкосновения, приходить к согласию по
каким-то вопросам, вырабатывать общую стратегию и тактику, иногда уступать и идти на компромисс. Исключительно важным умением, формирующимся на дискуссионной площадке, является умение слушать своего оппонента, уважать его мнение и понимать или, по крайней мере, пытаться понять доводы другой стороны. Данная программа способствует развитию коммуникативных умений школьников; умению мыслить самостоятельно, аргументировать и доказывать свою точку зрения; взаимодействовать друг с другом, находить точки соприкосновения, приходить к согласию по каким-то вопросам, вырабатывать общую стратегию и тактику, иногда уступать и идти на компромисс; слушать своего оппонента, уважать его мнение. Каждый обучающийся в рамках ведения курса выступил на дискуссионной площадке и защитил свою точку зрения. Некоторые учащиеся написали статью в школьную газету со своей аргументированной позицией. Программу краткосрочного курса можно использовать как в 5-6 классах, так и в старшей школе на уроках обществознания или истории, например при изучении некоторых тем; кроме этого и во внеучебной деятельности (в рамках дискуссионного клуба). Программа дискуссионная площадка «Точка зрения» принимала участие в городском конкурсе «Уникальное образование-2012» (совместно с еще четырьмя краткосрочными курсами от МАОУ СОШ №84). В результате данного конкурса МАОУ СОШ №84 выиграла и получила денежную премию. Кроме этого, данная программа разрабатывалась в рамках краевого проекта «Комплексное научно-методическое обеспечение процессов обучения, воспитания и достижения учащимися основной ступени общего образования метапредметных и личностных результатов в условиях переходы общеобразовательных учреждений Пермского края на образовательные стандарты второго поколения». На данный момент программа продолжает участвовать и дополняться в краевом проекте « Научно-методическое обеспечение образовательного процесса и мониторинга достижения учащимися
метапредметных и личностных результатов при переходе на стандарты второго поколения».
Приложение

Объект оценивания и критерии оценки (критерии оценки деятельности

учащихся)

Защита своей точки зрения на открытой дискуссии (выступление или

оппонирование)

Критерии

Показатель

Баллы

1.
Убедительность 1. Оппонент не смог привести контраргумент и согласился с точкой зрения противника 2. Оппоненты пришли к компромиссу 3.Выступающий не разделил точку зрения оппонента. 3 7 15
2
.аргументированность 1.Аргументы подтверждают точку зрения говорящего, но никак не связаны с аргументацией оппонента 2. При аргументации своей позиции выступающий ссылается на классические источники: приведены несколько ссылок на источники (3-4) приведены 2-3 ссылки на источники приведена 1 ссылка на источник не использованы ссылки на источники 3. Выступающий находит противоречия в аргументации оппонента и использует их в своей защите. 4. Количество приведенных в доказательство фактов: 5-6 фактов приведено 2-3 факта приведено 1 факт приведен Не приведены факты 7 15 3 2 0 20 15 3 2 0
3.
Владение речевыми нормами и выразительностью 1.Речевых и грамматических ошибок нет 2. 2-3 речевые ошибки 20
речи 3. более 3-х речевых и грамматических ошибок 4. Хорошее владение интонацией и голосом 5. Речь монотонна, скомкана, однообразна 10 0 15 0 4. Нарушение правил дискуссии Количество нарушенных правил Штрафные баллы: -1 балл за каждое нарушенное правило


Яндекс.Метрика