Наименование материала: План-конспект урока с презентацией
Тема: "Правописание сложных имен существительных"
Описание:
Цель урока:
• сформировать представление и навык слитного, дефисного написания сложных существительных, в том числе с-пол, -полу;
• углубить знания о способе сложения существительных;
• развитие навыков правильного употребления сложных существительных в устной и письменной речи;
Урок-исследование (с компьютерной поддержкой)
ГБОУ «Школа с углубленным изучением информационных технологий
№ 1368» г. Москва
Разработка открытого урока русского языка в 6
классе «А»
Тема: Правописание сложных имен
существительных
Учитель русского языка и литературы Растворова С.А.
2014-2015 учебный год
Правописание сложных имен существительных
(урок русского языка в 6 классе «А»)
Учитель Растворова С.А.
Цель урока :
сформировать представление и навык слитного, дефисного написания
сложных слов, слов с начальной частью. -пол-.
углубить знания о способе сложения слов,
развитие навыков правильного употребления сложных слов в устной и
письменной речи
Урок-исследование (с компьютерной поддержкой)
Ход урока
Слайд 3
Да здравствует радость рассветного часа,
Войду в тишину приумолкшего класса,
Открою журнал на знакомой странице,
Вот дата и тема. Давайте учиться.
Серьёзно и долго.
И искренним чувствам,
И верности долгу,
Хорошим делам и крылатым мечтанья
Надежде, любви, доброте, пониманью.
Всему, что случилось и может случиться,
Давайте учиться, давайте учиться!
1. Какой раздел лингвистики мы изучаем на наших уроках? (Морфемика)
– Словообразованием какой части речи мы занимались на прошлом занятии?
Продолжим наше путешествие по миру Морфемики вместе с именем
существительным,…Но сначала…
2. ДА-НЕТКА. Работа в парах Проверка Слайд №4
3. Слайд №5
– Что это? Знаете ли вы что-нибудь об этом живом организме? Инфузория-
туфелька относится к простейшим организмам на земле
– А кто это? Конечно же, это человек….. Могу ли я между этими организмами
поставить знак равенства? Почему?
Простое и сложное. Эти понятия окружают нас на каждом шагу…Учитель
физики или электрик покажет вам это на примере электрической цепи. Слайд
№6 В фонарике она простая: одна лампочка – один провод. Но достаточно
посмотреть на потолок, и вы увидите уже несколько лам, и соединены они
уже не одним проводом….. Такая цепь будет называться СЛОЖНОЙ! Даже на
уроках технологии вы учились делать бутерброды простые и сложные. А чем
они отличаются?
Сложный организм, сложный бутерброд… Попробуйте дать общее
определение понятию “ СЛОЖНЫЙ”… СЛОЖНЫЙ – это какой? (состоящий из
нескольких частей, ингредиентов, разветвленный) (слайд 7)
Но ведь и в МОРФОЛОГИИ тоже встречаются понятия простого и сложного.
Перед вами на слайде четыре слова СЛАЙД №8
Рассказчик , зимовка, слабость, мухоловка
– Что объединяет все эти слова?
– В чем разница?
Делаем вывод : Сложное слово имеет в своем составе два (или более)
корней. Образовано от самостоятельных частей речи.
- Какие способы сложения имен существительных мы знаем?
Подведем итог на этом этапе нашего урока.
1.Если в слове корня два – это………(сложные слова)
2.Знаем теперь, как таблицу умножения, в словообразовании есть
5.Сложные слова с соединительными гласными смотри…только слитно
всегда пиши!
_ СЛАЙД 9
Мир сложных существительных очень богат. Перед вами на слайде сложные
существительные :
– Понаблюдайте. Внимательно прочитайте эти слова. Какие мысли у вас
возникли?
– Как могут писаться сложные существительные? (слитно – через дефис)Если
сейчас предложить вам словарный диктант, справитесь ли вы с ним?
Почему?
Цель поставлена. Нам необходимо изучить правило слитного и дефисного
написания сложных существительных и потренироваться в их
правописании.
КАРТОЧКИ РОЗОВЫЕ
Перед вами таблички-подсказки, в одной её колонке случаи слитного, В
ДРУГОЙ дефисного написания сложных существительных. Изучите их
внимательно. Третий пукт незаполнен. Почему?
РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ (СТР.___________________)
6. Тренировочные упражнения СЛАЙД № 11-16
7. КОРОТКО И ЯСНО (СЛАЙД № 17)
1. Коротко и ясно (Составить словосочетания и предложения)