Напоминание

"Математика - царица наук"

Автор: Наумова Тамара Владимировна

Должность: учитель математики

Учебное заведение: МОУ "Гимназия №19"

Населённый пункт: Саранск

Наименование материала: Сценарий внеклассного мероприятия

Тема: "Математика - царица наук"

Описание:

Внеклассное мероприятие для Дней наук. Его цель: привитие интереса к изучению математики. Задачи: 1. Расширить знания учащихся по изучаемому предмету, математический кругозор. 2. Применение знаний в нестандартных ситуациях. 3. Развитие логического мышления учащихся, их творческих способностей. 4. Способствовать сплочению классного коллектива.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=42

Опубликовано 20.07.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Наумова Т.В., учитель математики высшей квалификационной категории МОУ «Гимназия №19» Г.Саранск Республика Мордовия
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР «МАТЕМАТИКА – ЦАРИЦА НАУК»
Цель: привитие интереса к изучению математики. Задачи: 1. Расширить знания учащихся по изучаемому предмету, математический кругозор. 2. Применение знаний в нестандартных ситуациях. 3. Развитие логического мышления учащихся, их творческих способностей. 4. Способствовать сплочению классного коллектива.
Оборудование:
презентация, раздаточные карточки, отрывки из музыкальных произведений, мультфильм про Архимеда.
I. Вступительная часть
. (Звучит музыка)
Слово учителя:
Добрый день мои дорогие ученики! Я пригласила вас сегодня на внеклассное мероприятие, посвященное Дням математики. Для
чего
мы проводим подобные мероприятия? Для того, чтобы никто из вас не задавал знакомый всем учителям математики вопрос: “А зачем мне математика? Мне она в жизни не пригодиться!” Ведь слово математика пришло к нам из древнего языка, где “мантейн” означает учиться и приобретать знания. И если есть упражнения для развития тела, то математика призвана развивать логическое мышление, внимание, мозг. Недаром ее называют “гимнастикой ума”. Сегодня здесь присутствуют разные поколения моих учеников, которые надеюсь неравнодушны к математике. Мне хочется, чтобы вы сегодня немножко отдохнули, лучше узнали таланты и способности друг друга, подумали над вопросами и ответами, расширили свои знания, в общем – провели время с пользой. Хочется, чтобы вы в очередной раз убедились, что математика – чудесная, а не сухая наука. Давайте ещё раз убедимся, что не зря математику называют царицей наук.. Мне сегодня будут помогать одиннадцатиклассники…. (Представиться ведущим)
1 Ведущий:
Чтобы все на празднике прошло без заминки, Его мы начнем….. Ну конечно, с математической разминки! Каждой команде предлагается ответить за 1 мин на максимальное количество вопросов. Если участники не знают ответа, то говорят “дальше”.
2 Ведущий: Вопросы 1-ой команде:
1.Какие числа называют натуральными (которые используются при счете предметов) 2. 5 возвести в квадрат (25) 3. Что найдем, если площадь прямоугольника разделим на его ширину? (длину) 4. Сколько орехов в пустом стакане? (0) 5. Зайцы пилят бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбачков? (11) 6. Сколько прямых можно провести через две точки? (1) 7. Чему равен периметр квадрата со стороной 3 см? (12 см)
8. Какое число самое большое? (такого числа нет) 9. Произведение каких трех чисел равно их сумме (1, 2, 3, ) 10. Как найти неизвестный делитель? (надо делимое разделить на частное) 11. В семье 5 дочерей. Каждая имеет брата. Сколько детей в семье. (6) 12. Буханка хлеба весит полкилограмма и полбуханки. Сколько весит целая буханка? (1 кг) 13. Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (2) 14. Как найти неизвестное уменьшаемое? (надо к разности прибавить вычитаемое) 15. 3 в третьей степени равно……(27) 16. 0 разделить на натуральное число равно…….(0) 17. В доме 100 квартир. Сколько раз на дверях встречается цифра 7? (11)
1 Ведущий: Вопросы 2-й команде.
1. Назовите наименьшее двухзначное число.(10) 2. На прямолинейном участке пути каждое колесо двухколесного велосипеда проехало 5 км. Сколько километров проехал велосипед? (5 км) 3. Горело 5 свечей, 2 свечи погасли. Сколько свечей осталось? (2, остальные сгорели) 4. 4 в квадрате равно ……. (16) 5. Как найти неизвестное вычитаемое? (надо от уменьшаемого отнять разность) 6. Сколько месяцев в году содержат 30 дней? (11, т.е. все, кроме февраля) 7. Чему равна площадь квадрата со стороной 3 см? (9 см 2 ) 8. Два отца и два сына съели три апельсина. По сколько съел каждый из них? (по одному) 9. Сколько получится, если сложить наибольшее трехзначное число и наименьшее однозначное? (999+1==1000) 10. Найти два числа, сумма которых равна их произведению (2 и 2) 11. Сколько концов у трех палок? У четырех с половиной палок? (6, 10) 12. а:0=…(на нуль делить нельзя) 13. 2 3 =…(8) 14. Есть у растения и уравнения? (корень) 15. К Айболиту на прием пришли звери: все, кроме двух – собаки. Все, кроме двух – зайцы; все, кроме двух – кошки. Сколько животных пришло? (3) 16. Как найти неизвестное делимое? (надо делитель умножить на частное) 17.. В доме четыре комнаты. Из одной сделали две. Сколько комнат стало в доме? (5)
2 Ведущий:
Ну что ж разминка окончена. Вперед вышла команда …. Известный русский поэт А.С.Пушкин говорил : «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии»
1 Ведущий:
А ему вторил великий немецкий ученый-математик Карл Вейерштрасс: «Математик, который не является в известной мере поэтом, никогда не будет настоящим математиком»
2 Ведущий:
Подтверждением этих слов является жизнь Омара Хайяма: математика, астронома, философа и поэта он составил новый календарь геометрически решил уравнения 1, 2, и 3 степеней, а ещё был автором удивительнейших по красоте и глубокой мудрости четверостиший:
1 Ведущий:
Не слушай тех, кто много обещают, Они обычна ничего не выполняют. Гони друзей, что предали однажды, Кто предал раз, предаст тебя и дважды. И не ищи любви, где нет ответа ,
В любви есть двое, нет других сюжетов.
1 Ведущий:
Видный советский математик Хинчин Александр Яковлевич закончил механико- математический факультет МГУ им. Ломоносова, лауреат Сталинской премии, награждён четырьмя орденами, а в юности опубликовал 4 книги стихов
2 Ведущий:
Небо полночное… Тени сребристыя... Тихий, заглохший, запущенный сад... Дубы столетние... липы ветвистыя... Бледных акаций задумчивый ряд... Звуки полночные... Слезы бесцельныя… Шепот деревьев... Журчанье ручья... - так математик Хинчин ощущал жизнь
2 Ведущий:
Предлагаю вам Прочитайте вслух с интонацией цифровые стихи и подумать С поэзией какого поэта они созвучны? 1 команда 2 команда 17 30 48 2 46 38 1 14 126 14 140 10 01 116 14 20 132 17 43 126 138 15 14 21 16 42… 511 140 3 501 14 0 17 704 83. 170! 16 39 514 700 142 612 349 17 114 02 (выслушиваются предположения)
1 Ведущий:
Волков Александр Мелентьевич - на пятом десятке закончил математический факультет МГУ за 7 месяцев известный детский писатель знаток иностранных языков, его книга «Волшебник изумрудного города» переведена на десятки языков мира и вошла в мировую сокровищницу произведений для детей.
2 Ведущий:
Англичанин Льюис Кэрролл родился в семье священника, получил степень магистра математики в 25 лет, автор многих работ по логике, писатель, который написал всем известную «Алису в стране чудес»
1 Ведущий:
Льюису Кэрроллу были очень интересны логические задачки. Он с огромным удовольствием составлял различные головоломки и с увлечением играл словами. Для Кэрролла язык не был просто набором символов и слов. В языке он видел пластический материал для проверки своих открытий.
Попробуйте разгадать его знаменитую задачу о часах:
Какие часы чаще показывают правильное время — те, которые не работают, или те, которые отстают на одну минуту? (выслушать ответы)
2 Ведущий:

Льюис Кэрролл считал наиболее точными те, которые стоят. Часы, которые опаздывают на одну минуту в сутки, показывают точное время один раз в два года, а стоящие часы — два раза в сутки.
1 Ведущий: Другая его знаменитая загадка про обезьяну и груз (1893 год):
Через блок, который прикреплен к потолку, переброшен канат. На одном конце прикреплен груз, на другом повисла обезьяна. Вес груза и обезьяны одинаков. Что произойдет с грузом, когда обезьяна начнет взбираться вверх по канату?
2 Ведущий:
Эта задачка стала предметом многочисленных споров и дискуссий. Авторитетное жюри даже включило ее в перечень 400 наилучших логических задач в мире в специальном выпуске математического журнала (1957 год). Очень редко физические задачи, составленные любителями, пользуются таким успехом.
1 Ведущий:
«Какой же правильный ответ?» — спросите вы. Загвоздка в том, что решения задачи в таком виде не существует: оно зависит от дополнительных условий и предположений, которые вводятся при решении.
2 Ведущий:
А чтобы ваши умственные способности развивались, предлагаем командам вам решить по логической задаче: А пока команды решают, мы предлагаем вам послушать знаменитый вальс
Александра

Грибоедова
, который поступил в университет в 11 лет закончил словесное и юридическое отделения философского университета учился на математическом факультете знал 9 иностранных языков был дипломатом, композитором, автором бессмертной саркастической пьесы «Горе от ума». и (Звучит вальс) ПРИЛОЖЕНИЕ №1. Встретились три подруги: Белова, Краснова, Чернова. На одной из них было черное платье, на другой красное, на третьей белое. Девочка в белом платье говорит Черновой: “Нам надо поменяться платьями, а то у всех троих цвет платьев не соответствует фамилиям”. Кто в какое платье был одет? Решение (после обдумывания на слайде). Фамилия/платье белое черное красное Белова - + - Чернова - - + Краснова + - -
№2.
В кафе встретились три друга: Белов, Чернов, Рыжов. “Замечательно, что у одного из нас белые волосы, у другого черные, а у третьего рыжие, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии”, - заметил черноволосый. “Ты прав”, - сказал Белов. У кого какой цвет волос? Решение (после обдумывания на слайде)..
Фамилия/цвет волос белые черные рыжие Белов - - + Чернов + - - Рыжов - + -
2 Ведущий: Прошу команды озвучить
решения логических задач.
1 Ведущий:
Но давайте продолжим рассматривать, как связана математика с другими наука, в частности с физикой. Например, М.В. Ломоносов говорил: «Слеп физик без математики»
2 Ведущий:
А начнем мы с имени
Архимеда
древнегреческого математика, физика и инженера из Сиракуз, который сделал множество открытий в геометрии, заложил основы механики, гидростатики, является автором ряда важных изобретений.
1 Ведущий:
Предлагаем вспомнить их, посмотрев отрывок известного мультфильма.
2 Ведущий:
Но не смог разум противостоять агрессии. Архимед был убит в бою с римлянами, но как писал поэт: Над математиком кудрявым Солдат занес короткий нож, А он на отмели песчаной Окружность вписывал в чертеж.
1 Ведущий:
И последними словами Архимеда были: «Не троньте моих чертежей!»
2 Ведущий:
Кроме его удивительных физических открытий и законов, Архимед ещё оставил нам формулы, в которых которые доказал взаимосвязь между объемами шара, цилиндра и конуса, которые в его честь телами Архимеда (Демонстрация фигур).
1 Ведущий:
А мы продолжаем задачи решать, Смекалку свою каждый раз применять! Вам предлагаются задачи! Кто решит быстрее
Задача 1. Определите, какой сегодня день недели, если один из друзей лжет?

Андрей
: «Позавчера была пятница»
Вова
: «Послезавтра будет вторник»
Сергей
: «Вчера была суббота»
Дима
: «Завтра будет понедельник»
Егор
: «Сегодня четверг» (Воскресенье)
Задача 2.
Ужасный вирус пожирает память компьютера. За 1-ую секунду он управился с половиной памяти, за 2-ую секунду – с 1/3 оставшейся части. И тут его настиг мощный Антивирус. Какая часть памяти уцелела? А) 1/6 В) 1/2 С) 1/3 Д) 2/3

Задача 3. В наличии 4 списка
1)список студентов, решивших первую задачу; 2)список студентов, решивших ровно одну задачу; 3)список студентов, решивших хотя бы одну задачу; 4)список студентов, решивших обе задачи. Какой из списков самый длинный?
Задача 4.
Бабушка печёт блины. К приходу внука на тарелке лежат 17 блинов. Придя, внук начинает их есть. Пока он ест 4 блина, бабушка кладёт 3 новых. Маленький обжора уходит, съев 24 блина. Сколько блинов осталось на тарелке? А)7 В) 9 С) 11 Д) 13 Е)17
1. Ведущий:
Молодцы! А теперь вспомним древнюю, но одновременно и молодую науку астрономию. Александр Герцен говорил: «Астрономия (как наука) стала существовать с тех пор, как она соединилась с математикой»
2 Ведущий:
А французский математик Пьер Лаплас утверждал, что «Изобретение логарифмов, сокращая вычисления,…удваивает жизнь астрономов»
1. Ведущий:
Перед вами портрет французского математика-астронома Леверье, занимавшегося небесной механикой. Он предсказал существование планеты Нептун, занимался вычислениями кометы Лекселя, награжден Золотой Медалью Королевского Астрономического Общества в 1868 году и в 1876 году.
2 Ведущий:
К нам на мероприятие были приглашены учителя иностранного языка из саранского промышленно-экономического техникума, но в связи с большой загруженностью приехать не смогли, но прислали звуковое послание. Просим послушать (звучит послание).
1. Ведущий:
Итак,
с
вободно владея множеством языков, Гаусс некоторое время колебался в выборе между филологией и математикой, но предпочёл последнюю. Он очень любил латинский язык и значительную часть своих трудов написал на латыни; знал английскую, французскую и русскую литературу. В возрасте 62 лет Гаусс начал изучать русский язык, чтобы ознакомиться с трудами известного русского математика Лобачевского, и вполне преуспел в этом деле.
2 Ведущий:
А вам предлагается решить знаменитую задачу Гаусса, которую он решил в 7 лет. (Некоторое время обдумывают ответ)
1. Ведущий:
О связи математики и искусства говорили многие. Например, русский поэт Николай Жуковский утверждал: «В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии»
2 Ведущий:
А немецкий историк Шпенглер не сомневался в том, что «Архитектура больших пирамидных храмов есть молчаливая математика»
1 Ведущий:
Известный русский художник Фёдор Бронников одну из самых известных своих картин посвятил философскому союзу пифагорейцев, который был основан на учении о мировой гармонии. Художник воскрешает для зрителей главный обряд пифагорейцев, котрые встречают восход, вознося молитвы и песнопения над сказочно прекрасной долиной. Поэтическое упоение красотой мира, которое было присуще самому художнику, чудесно совпало со смыслом картины – поклонением солнцу как источнику красоты и гармонии мира.

1 Ведущий:
До нас дошли великие афоризмы учеников этой знаменитой философской школы. сформулированные в виде вопросов и ответов. Попробуйте ответить на вопросы Фалеса и поясните свой ответ: (Учащиеся поясняют,) А вот как звучали ответы в древней Греции 
Что больше всего на свете?
(пространство) 
Что быстрее всего?
(ум) 
Что сильнее всего?
(необходимость) 
Что мудрее всего?
(время) 
Что труднее всего?
(познать самого себя) 
Что легче всего?
(дать совет другим). Трудно не согласиться с философами.
1 Ведущий:
А сейчас вам самим предстоит быть экспертами математических картин: Определите, кто возраст каждого персонажа, нарисованного с помощью цифр: ,.
2 Ведущий:
У известного русского художника Богданова-Бельского есть картина, где изображены занятия устным счетом. В классе сидит учитель, а около него стоят ученики, которые сосредоточены и увлечены работой. Этот пример вы видите на слайде, прошу дома подумать, как можно устно подсчитать значение данного выражения.
2 Ведущий:
О спорт, ты МИР! Звучит олимпийский лозунг.Как ни странно, но математика и спорт тоже дружат. И первое место здесь принадлежит д ревнегреческому философу, математику Пифагору. Он родился на острове Самосе в 580 г. до н. э.
1 Ведущий:
Согласно древним источникам, Пифагор с рождения отличался удивительной красотой; когда стал взрослым, носил длинную бороду и диадему из золота. Его одаренность также проявилась в раннем возрасте.Он является о лимпийским чемпионом в кулачных боях. Его имя носит таблица умножения.
2 Ведущий:
Предлагаем вашему вниманию заповеди, которые исповедовали ученики его знаменитой школы: (предлагаю прочитать по очереди гостям или членам команд). 1. Делай лишь то, что впоследствии не огорчит тебя и не принудит раскаиваться. 2. Не делай никогда того, чего не знаешь, но научись всему, что следует знать. 3. Не пренебрегай здоровьем своего тела. 4. Приучайся жить просто и без роскоши. 5. Не закрывай глаза, когда хочется спать, не разобравши всех своих поступков в прошлый день. 6. Помогай не тому, кто ношу сваливает, а тому, кто её взваливает.

1 Ведущий:
Как высчитаете, актуальны они сейчас? Конечно, да. Потому что они о жизненных ценностях. Следуя им, человек обретает внутреннюю уверенность и справляется со всеми жизненными неприятностями.
2 Ведущий:
Мы живем в Мордовии, где очень многое делается для развития спорта. Хочется вспомнить сегодня выдающихся спортсменов, которые прославили нашу маленькую родину своими победами и при этом дружили с математикой, даже окончили математический факультет МГУ им. Огарева в Саранске.
1 Ведущий: О́

льга Кани́

ськина
— известная российская легкоатлетка, олимпийская чемпионка 2008 года, первая в истории спортивной ходьбы трехкратная чемпионка мира ( 2007, 2009 и 2011 годов), чемпионка Европы 2010 года, двукратная чемпионка России.
2 Ведущий:
Вера Васильевна Начаркина спортивной ходьбой начала заниматься одной из первых в нашей республике. Можно сказать, что именно с нее и начались высокие достижения мордовских скороходок.
1 Ведущий:
Она мечтала поступить в педагогический институт на факультет физического воспитания. Но старший брат отговорил даже делать попытки: «Слишком ростом ты мала, не возьмут». Вера хорошо знала математику, вот и поступила на математический факультет. Но занятия спортом не забросила, да и не могла.
2 Ведущий:
Уже много лет Вера Васильевна Начаркина – на тренерской работе. Вместе с мужем они тренируют детей, и теперь уже спортивные успехи ее учеников более всего важны для Веры Васильевны. А гордиться есть кем, среди ее воспитанников - призеры чемпионатов мира и Европы. Надеемся, что и вы в будущем прославите Мордовию своими успехами, не обязательно в математике, есть много нужных и славных наук и профессий. А наш праздник подходит к концу
Заключительное слово учителя:
Спасибо всем, друзья, за этот замечательный праздник в честь математики. Я желаю вам дальнейших успехов в изучении этой науки. А закончить наше мероприятие хотелось бы словами: Все науки хороши Для развития души, Их и сами все вы знаете, конечно. А для развития ума предназначена она – Математика. Это было, это будет, это вечно! Ты нам, математика, даёшь Для победы трудностей закалку. Учится с тобою молодежь Развивать и волю, и смекалку. И за то, что в творческом труде Выручаешь в трудные моменты, Мы сегодня искренне тебе посылаем гром аплодисментов! (Вручение сувениров. Фото на память)



Яндекс.Метрика