Напоминание

"Методы работы по духовно-нравственному развитию личности школьника на уроках башкирского языка."

Автор: Зяббарова Гульфира Хазиулловна

Должность: учитель башкирского языка и литературы

Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 города Бирска РБ

Населённый пункт: город Бирск РБ

Наименование материала: статья

Тема: "Методы работы по духовно-нравственному развитию личности школьника на уроках башкирского языка."

Описание:

В статье речь идет о нравственном воспитании детей на уроках.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=434

Опубликовано 11.09.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Учитель башкирского языка и литературы МБОУ СОШ№1 города Бирска РБ Зяббарова Гульфира Хазиулловна Методы работы по духовно-нравственному развитию личности школьника на уроках башкирского языка. Будущее любой страны решается за школьной партой. Если с этих позиций взглянуть на будущее России, то можно прийти к выводу, что оно весьма печально, так как сегодня из большинства школ ушла веками создаваемая   система духовно-нравственного образования и воспитания. Духовно- нравственный запас, оставленный нашими предками, почти исчерпан. Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты. Более чем за двадцать постперестроечных лет выросло новое поколение молодежи. Это дети, которые воспитывались не на добрых мультиках, а на фильмах ужасов, агрессивных боевиках. Нередко первоклассники, впервые переступившие порог школы, стремятся копировать главных героев фильмов, мечтают о завоевании мира. Кто придет завтра на производство, в   научные лаборатории, в школы и больницы, в социальное служение, в армию? Это не праздный вопрос. От него зависит дальнейшее возрождение России. Именно поэтому мы все вместе, и, прежде всего педагоги, должны защитить   наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним – единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства. И у нас должно хватить мужества поставить и решать эту задачу средствами школьных предметов, и в первую очередь на уроках башкирского языка и литературы, русского языка и литературы. Если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным. Во-первых, такие ученики отличаются добротой, отзывчивостью и милосердием, во-вторых, они с удовольствием изучают русский язык, башкирский язык и другие языки, и читают классическую литературу. Не секрет, что далеко не все из школьной программы можно изучать с интересом. Однако если у ученика формируется нравственное мышление, то успех изучения предметов более чем наполовину обеспечен. По словарю С. И. Ожегова, нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Духовный – 1) относящийся к умственной деятельности, к области духа; 2) церковный. В словаре нет определения, что такое духовность. Возможно, потому, что само существо   духовности не поддается точному определению и рациональному
осмыслению. Жизнь и опыт безбожной жизни показали, что духовность и нравственность в обществе тесно взаимосвязаны: там где нет духовности, падает нравственность. Заниматься проблемой духовно-нравственного образования одинаково полезно как учителю, так и ученику. Учительство – одно из труднейших видов служению Отечеству и своему народу.   Учителю поручена высокая духовная миссия: на своем месте он реализует дело, может быть, куда более важное, чем любая концепция или программа, ибо он строит жизнь человека. Но чтобы заложить в души учеников высокие нравственные принципы, учителю нужны не только теоретические знания. Сама его жизнь должна быть построена на тех же принципах. Замечательно, что главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников. Наиболее способствуют этому русский язык и литература, башкирский язык и литература. Это предметы позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся. Небольшие предложения для разбора по русскому языку и их перевод на башкирский язык (Люди стали жить богаче, но беднее стала речь. - Кешеләр бай йәшәй башланы, тик матур һүҙҙәр а ҙ айды . Много на свете умных, да добрых мало.- Донъяла аҡыллылар күп, ә я ҡ шылар ә ҙ .), а какую большую работу можно по ним провести рассказать. Общаясь каждый день с детьми, я вижу их взаимоотношения, их моральный и духовный уровень, отношение к окружающему их миру. Да, в течение последних лет многое изменилось (мягко говоря): изменились ценностные ориентиры, взаимоотношения   между людьми, отношения гражданина России с Государством и обществом. И мы, учителя, меняемся, много переосмыслили, особенно свою роль в воспитании молодежи. Поэтому, как гражданин своей страны, я не могу равнодушно смотреть на происходящее; считаю, что ответственна за формирование личности учащегося на своих уроках, за воспитание будущего поколения. Во время учебной деятельности при изучении различных тем я использую разнообразные приёмы, влияющие на выработку нравственных принципов и понимание нравственных ценностей в жизни. Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему. При прохождении тем «Синонимы», «Антонимы» подходит прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему. Безусловно, учитель должен проделать эту работу сам, выстроив для себя своеобразный ряд синонимов. Например: сострадание, уважение, забота, послушание, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести и. т.д.
Однако вряд ли можно найти человека, которому присущи только положительные качества, поэтому при объяснении учащимся ценностей личности, которые являются наиболее значимыми, делают человека человеком, следует раскрывать и негативные стороны, объяснять, как их изживать. Совместная работа с учениками может строиться двумя способами: а) учитель предлагает каждому ученику самостоятельно продумать и записать в тетрадь понятия, близкие данному, затем каждый знакомит всех с результатами своей деятельности, и составляется общий ряд, анализируются смысловые оттенки, отличающие каждое понятие друг от друга; б) совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд близких по значению нравственных понятий, записывается на доске, затем каждый в тетради анализирует их смысловое содержание. Так, для того чтобы подростки смогли понять сущность человеческих отношений, которые мы называем дружбой, необходимо выстроить и рассмотреть такой ряд понятий: «дружба» - «товарищество»- «приятельские отношения» (дуҫлыҡ , иптәшлек, танышлы ҡ), осознать, что они обозначают, какие смысловые оттенки вкладываются в каждом из них. На уроках башкирского языка просто и доступно можно получить ответы на многие вопросы: «Что считать добром и злом? Как очиститься от дурных помыслов? Как научиться жить среди людей?» Например: Урок по теме: “Режим дня. М. Гафури. Дикий гусь”, проведённый в 5 классе , показывает, что в каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. ( Мальчик находит в озере раненного в крыло гуся и забирает его домой, лечит и весной отпускает. Все дети хотят быть похожим на этого мальчика, т. к. все поднимают руку, отвечая на вопрос: кто поступил бы так же?) При изучении сказки “Дед и русалка” Льва Толстого можно поговорить о жадности и о честности. О трудолюбии идет речь при изучении рассказа Г. Абдулхаевой “Хлебом пройденный путь”.Сколько людей и как должны работать, чтобы положить хлеб на стол. 1. Каким человеком тебе хочется стать? Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым… Но никто не говорит: добрым. Но ведь без доброты – подлинной теплоты сердца, которую один человек отдаст другому - невозможна душевная красота. Поэтому моя задача помочь понять детям, какое место занимает доброта и сострадание в нашем духовном мире. Об этом речь идет при изучении рассказа В. Осеевой “Бабушка”(5класс). Анализируя события этого рассказа выясняем, какой поступок совершает мальчик идущий в школу, после того как соскользнувшись упала бабушка. Добрый поступок, помогает встать и девочке отвечает, что старшим всегда надо помогать и уважать их. Ведь если бы кто из детей упал, все бы стали смеятся. Так же смеются над трусливым ребенком. Но заяц из сказки “Лев и заяц” тоже труслив, но все равно он побеждает льва хитростью. Значит смелость прячется внутри и мы не можем смеятся над человеком пока его
трусость или смелость не увидим при действии. Ум и находчивость поможет выйти из трудной ситуации. 2. Чувство гордости за свою страну и любовь Родине воспитывается при изучении тем о своей стране, где идет процесс изучения исторического прошлого Башкортостана, богатства Башкортостана, герба и флага Башкортостана. 3. При изучении тем таких как: “ Насекомые”,”Лекарственные травы”, “Рыбы”, “Что нельзя делать в лесу?”” Природа Башкортостана” и т. д. воспитывается любовь и бережливость по отношению не только к природе, но и к другим людям. 4. При изучении в 4-м классе рассказа Г. Шамсетдинова “Коньки”( девочка Дамира не дает свои коньки Халиму, зная, что он обязательно должен участвовать на соревнованиях (его коньки на ремонте были). На стадионе свои коньки отдал один мальчик. А вечером показывали концерт с их участием по телевизору, а у Дамиры не работал телевизор. Вот Халим прибежал и сам позвал Дамиру посмотреть концерт.), ”Подарок” Сагит Агиш (мальчик нашел документ и отправил через почту хозяину; после чего ему вручают подарок) воспитываются такие качества как: честность в отношениях с товарищами и взрослыми, забота о своей школе, развитие доброй воли, самоуважение, требовательность к себе. Много славных дел ждёт наших учеников, но, прежде всего они должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. По различным каналам поступает к нашим детям огромный поток информации, оказывающий на них нравственно – эстетическое воздействие. При этом книга остаются ведущим средством воспитания, духовного развития, становления общей культуры ребёнка. Какие душевные свойства человека соответствуют задачам наших дней? Какие нравственные и эстетические качества необходимо воспитывать у учащихся? Каким человеком тебе хочется стать? На эти вопросы ученикам помогают ответить герои литературных произведений. Часто практикую на своих уроках сочинения- миниатюры, сочинения – рассуждения о нравственных понятиях : совесть, милосердие, сострадание, благородство. Меня всегда волнуют творческие работы моих учеников, тонко трогают мою душу и успокаивают: »На правильном пути стоят мои дети». Вот выдержки из сочинения: »Совесть?.. Что она для человека? Почему именно это качество является важнейшим достоинством человеческой души? Эти вопросы волновали и продолжают волновать сердца людей, ведь во все времена «чистая совесть» была величайшим благом для   человека. Совесть – внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение. Так объясняет значение этого слова толковый словарь. Я думаю, что внутренняя красота
человека заключается в гармонии его мыслей и чувств. Смотреть на людей со «сломленной совестью» еще страшнее, чем на убитых. Сохранить свою честь и достоинство и остаться с «незапятнанной совестью» очень важно для любого человека, независимо ни от условий его существования, ни от того дела, которым он занимается в своей жизни. Совесть – главное качество человеческой души, и тот, кто утратил его, превращается в жестокое и алчное существо, не имеющее ни чувств, ни мыслей». Как важно для учителя передать детям то, что поможет им сохранить человеческое в себе и в мире, защитить от глупости, беспамятства,   духовной глухоты и трагедии мира. Можно рассказать ученикам о природе вещей, научить ухаживать за растениями, не обижать животных, но суть в ином. Смысл нашего пребывания на Земле в любви ко всему видимому и невидимому, служении ему. На уроках башкирского языка и литературы просто необходимо показать   бережное отношение к слову, потому как слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений.   Изучая художественные произведения, подросток не будет бесконтрольно поглощать всю негативную информацию, которая изливается через компьютерные и телевизионные экраны, и это не отразится пагубно на его самочувствии. Следует учить молодых людей с юных лет выбирать только позитивную информацию – ту, которая поднимает дух и облагораживает. Я пришла к выводу, что духовно-нравственное воспитание на уроках башкирского языка и литературы является важным средством формирования у обучающихся доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром.


Яндекс.Метрика