Напоминание

"Как дорог дом родной, как дорога нам мама"

Автор: Петренко Татьяна Аркадьевна

Должность: учитель географии

Учебное заведение: МБОУ "СОШ№61 имени Ильгизара Александровича Касакина"

Населённый пункт: город Новокузнецк

Наименование материала: авторская разработка классного часа

Тема: "Как дорог дом родной, как дорога нам мама"

Описание:

Классный час направлен на формирование личности, имеющей высокие нравственные идеалы, пробудить в сердцах детей чувство любви к родному Отечеству, к матери, стимулировать у них патриотические чувства....

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=4352

Опубликовано 06.10.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №61 имени Ильгизара

Александровича Касакина»

«Как дорог дом родной, как дорога нам мама»

классный час для учащихся 5-6 классов

Автор: учитель географии

Высшей категории

Петренко Татьяна Аркадьевна

Новокузнецк-2016 г.


Цели и задачи:
- Привлечь учащихся к самостоятельной работе ; - пробудить в сердцах детей чувство любви к родному Отечеству, к матери, стимулировать у них патриотические чувства; - помочь учащимся проявить свои творческие способности ; - формирование умений слушать, сопереживать.
Оборудование:
магнитофон, плакаты, посвященные данной теме, рисунки учеников, букеты цветов.
Предварительная подготовка:
ученики пишут сочинения на тему: «Как дорог дом родной, как дорога нам мама», готовят рисунки по этой же теме.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
(стихотворение Валерия Духанина «Что такое Родина») Что такое Родина? Это запах хлеба, Солнышко лучистое, голубое небо. Это травы сочные, это реки быстрые, Это степи пыльные и луга душистые. Что такое Родина? Все, что людям свято, И могила павшего за Родину солдата. Пусть восходит солнце над Отчизной нашей, Нет любимей Родины и милей и краше. В исполнении учеников класса звучит песня «С чего начинается Родина» (муз. В.Баснера, сл. М.Матусовского) «Удивительно и невероятно чувство Родины…… Какую светлую радость и какую сладчайшую тоску дарит оно, навещая нас то ли в часы разлуки, то ли в счастливый час проникновенности и отзвука. И человек, который в обычной жизни слышит мало и видит недалеко, волшебным образом получает в этот час предельные слух и зрение, позволяющие ему опускаться на самые глухие глубины истории родной земли, в самые заповедные дали. И не стоять человеку твердо, не жить ему уверенно без этого чувства, без близости к деяниям и судьбам предков, без внутреннего постижения своей ответственности за дарованное ему место в огромном общем ряду, быть тем, кто он есть. И, посещая чужие земли, как бы ни восхищались мы их рукотворной и нерукотворной красотой, какое бы изумление ни вызывало в нас их устроенность и памятливость, душой мы постоянно на Родине, дома, все мы соизмеряем только с нею и примеряем только к ней, всему ведет свой счет от неё, от родного дома.
УЧЕНИК
: Читает стихотворение Напри Зарьян « Отчий дом». Я в сновиденье памятью ночною Воссоздавал знакомый отчий дом: Большое небо детства надо мною Раскинулось в сиянье молодом. Со мною мать сидела, как бывало, И как то странно бормотал ручей, И дерево мне песню напевало
Весенним лёгким шорохом ветвей. А тонкий луч, проскальзывая в окна, Жизнь открывал мне золотым ключом. Смотрело солнце материнским оком…… Весь мир был ясен, прост, Как отчий дом. Звучит песня «Родительский дом» (муз. В Шаинского, сл. М Рябинина).
УЧИТЕЛЬ:
«Отчий дом дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли».
УЧЕНИК
: читает стихотворение Юрия Волкова «Мой дом» Мой дом открыт для каждого в пути В ненастье, в зной , когда ничто не мило Не проходи, уставший путник, мимо В мой дом, как в свой, ты поспеши войти. И долгожданный здесь найдёшь приют, Здесь можешь отдохнуть и обогреться, И тайники все замкнутого сердца Здесь без опаски можешь распахнуть.
УЧИТЕЛЬ:
« Мы помним с детства знакомые стихи: Вот моя деревня, Вот мой дом родной. Почему – то словосочетание «малая Родина» - это непременно родной дом, березка, покосившийся плетень. Миллионы людей живут в городах, и у каждого есть своя «малая Родина «: многоэтажный дом, улица, площадь. И не случайно «мать» и «Родина» слились в одно нерасторжимое: «Родина –мать».Это от неё, от своей родной матери, ты впервые узнал самые светлые слова: «Родина», «мир». Это они, наши матери, стараются всеми силами вырастить не просто человека- трудолюбивого, честного, гуманного.
УЧЕНИК
: читает стихотворение Джахан Афруз «Мать» Твои движенья неспокойные Полны любви и теплоты…… Преображалась наша комната, Когда в нее входила ты, Когда руками торопливыми Вязала, как венок плела, О Родине ты говорила мне- И я куда-то вдаль плыла. …Кружится время и клубится- Твои виски в снегу, в снегу….
А мне давным-давно за тридцать, И все на свете я смогу. Но все равно, но все равно Ты ждешь меня в обед и в полночь, Ты смотришь в серое окно, Прийти готовая на помощь…. Два слова с детства я запомнила, И никому их не отнять,- Два слова: Родина и мать! Они судьбу мою заполнили. В исполнении группы девочек звучит песня «Поговори со мною мама» ( муз. В. Мигуля, сл.В. Гин)
УЧИТЕЛЬ:
«Ты не знаешь, ты не можешь помнить, как это было, когда ты тянул свои руки к своему солнцу и впервые сложил это трудное слово, первое слово на земле: «ма- ма». Счастливая, гордая твоим просыпающимся разумом, мать, прижала тебя к груди, зацеловала, давая самые нежные, самые ласковые имена. Сколько бы лет ни прошло с той поры, мать хранит это воспоминание в памяти сердца. А сколько сказок ею было рассказано.
УЧЕНИК
: читает стихотворение Кайсына Кулиева «Сказка моей матери» ( отрывок ) На колени усадив меня И согрев теплом своим и лаской, Мама у вечернего огня Сон мой убаюкивала сказкой. Эту сказку слушал я зимой, Слушал я весной её и летом, Слышал и в мороз и слышал в зной В комнате без света и со светом. Ветер её слышал и река, День и вечер, гребень и отроги И светящиеся облака, И священный камень у дороги. Звезды разгораются в дали- Сказку материнскую я слышу, В небесах курлычут журавли- Эта сказка окликает свыше. Лишь тобою, сказка, рождены Все мои стихи, птенцы надежды. Мороки и мраки не страшны, Потому что ты со мной, как прежде. Отсвет материнского огня Ты- вода и хлеб мой, свет и слово. Не оставь же в темноте меня
Без надежды, без тепла живого! В исполнении группы девочек звучит песня «Мама» (муз. Буржоа Жерар, сл. Ю.Энтина)
УЧИТЕЛЬ:
«Подрастая, ты убегал со двора на улицу, на реку, и мать то и дело выглядывала в окно, беспокоясь за тебя. Своим телом защищала она тебя от невзгод, печалилась твоим печалям, радовалась твоим радостям. Для неё ты был самым лучшим, самым красивым ребёнком! Мать – начало рода, первооснова жизни на земле. От дней матриархата, когда женщина занимала главенствующую роль в первобытнообщинном строе проявляя громадную организаторскую деятельность в хозяйстве, носившим общественный
характер, из седой глубины веков идет движение к женщине-матери.
Вспомним же матерей , не боящихся отдать на алтарь Отечества самое дорогое, что у них есть,- своих детей. Сколько песен об этом поется в народе, сколько написано книг! Вспомним гоголевскую мать, которая степной чайкой вилась над своими сынами, провожая их на кровавую сечь. Вся любовь, все чувства, все, что есть нежного и страстного в женщине, все обратилось у неё в одно материнское чувство. За каждую каплю сыновней крови она отдала бы всю себя. И все же мать благословила своих детей на ратный подвиг. Не могла, не смела она удерживать их возле себя, когда дело шло о чести и жизни Отчизны. Вспомним горьковскую мать, пришедшую к грозному Тамерлану. Простая, слабая женщина оказалась сильнее кровавого владыки полумира, как львица билась она за своего сына. Ведь любовь матери не знает преград, это «единственная сила в мире, перед которой склоняется сама смерть!». Кто не знает, какие невосполнимые людские потери понес наш народ в результате Великой Отечественной войны? Разве сотрешь морщины военных лет с лиц матерей, разве смахнешь серебряный иней с их голов? Еще не выплакали своих слез матери, чьи сыны не вернулись с полей сражения. Им не забыть своих детей, Погибших на кровавой ниве Своих поникнувших ветвей…… …….И хоть сейчас светит в небе яркое солнце, хоть зеленеют поля и заняты мирным трудом люди, все еще летают выше самых высоких туч черные стервятники войны. Мы первыми распустили бы свою армию, перековали мечи на орала, если б не приходилось зорко следить за небом над Родиной, если б не надо было удержать границы на замке, оберегая наш дом от непрошенных гостей. Приходится думать обо всем этом, чтобы могли спокойно спать по ночам наши матери. В исполнении группы мальчиков звучит песня «Милая мама» ( муз. А. Аверкина, сл. И. Лашкова)

УЧИТЕЛЬ:
«Эти, идущие от сердца строки, созвучны с чувствами каждого солдата, кто вдалеке от родительского дома несёт нелегкую, но почетную службу, чтобы спокойно жилось ей, чье святое имя « мама». Со школьной скамьи запомнилось мне стихотворение Дмитрия Кедрина «Сердце»: Дивчину пытает казак у плетня: Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня? Я саблей добуду для крали своей И светлых цехинов, и звонких рублей! Дивчина в ответ, заплетая косу: - Про то мне ворожка гадала в лесу, Пророчит она: мне полюбится тот, Кто матери сердце мне в дар принесет. Не надо цехинов, не надо рублей, Дай сердце мне матери старой твоей. Я пепел его настою на хмелю, Настоя напьюсь-и тебя полюблю! Казак с того дня замолчал, захмурел, Борща не хлебал, солонины не ел. Клинком разрубил он у матери грудь И с ношей заветной отправился в путь. Он сердце ее на цветном рушнике Коханой приносит в косматой руке. В пути у него помутилось в глазах, Всходя на крылечко, споткнулся казак. И матери сердце, упав на порог, Спросило его: «Не ушибся, сынок?» Как говорил французский писатель Александр Дюма: «мать продолжает делать добро сыну, даже испустив последний вздох». Новые песни сложила жизнь.
УЧЕНИК:
читает стихотворение Бориса Лебедева Двадцать дней и двадцать ночей Он жить продолжал, удивляя врачей, Но рядом с ним была его мать, И смерть не могла его доломать. Двадцать дней и двадцать ночей Она не сводила с него очей, Утром на двадцать первые сутки Она вздремнула на полминутки, И, чтобы не разбудить ее, Он сердце остановил свое……… В исполнении девочки звучит песня «Мама» (музыка и слова Ю. Верижникова)

УЧИТЕЛЬ:
«Так распорядился своим сердцем лирический герой стихотворения Бориса Лебедева. Материнская любовь окрыляет, придает силы слабому, сомневающемуся, вдохновляет на подвиг. А много ли им нужно от их детей? Единственная «помощь», которая им необходима – это несколько ласковых слов. Но как часто, вырастая, дети забывают о матери».
УЧЕНИК
: читает стихотворение Фазу Алиева «Спроси у матери». Мы забываем про тропинки луговые, Когда выходим на дороги столбовые. Мы забываем смех , когда мы плачем, И неудачи забываем в дни удачи. Мы о здоровье забываем в дни болезни, А в дни здоровья забываем мы о ней. Но все это, как в сундуке отрезы, Находим мы у матери своей. С сияющим лицом она расскажет О дне, когда явились мы на свет За годом, год Любая мелочь даже в ее душе оставила свой след. Нам сердце матери напоминает книгу, Где наша биография точь- в- точь. И эту аккуратнейшую книгу Читает мать усердно день и ночь. Но если же другим читать начнет Она пропустит недостатки наши И дважды все достоинства прочтет.
УЧЕНИКИ
: читают строки из поэмы Сергея Островского «Мать». - Первое слово ребенок сказал: «Мама!» - Вырос, солдатом пошел на вокзал: «Мама!» - Вот он в атаке на дымную землю упал: «Мама!» - Встал. И пошел. И губами горячими к жизни припал: «Мама!» - Люди! Братья мои! Берегите своих матерей! Настоящая Мать человеку дается однажды. Учитель предлагает ученикам прочитать написанные ими сочинения на тему: «Как дорог дом родной, как дорога нам мама». В заключении в исполнении учеников класса звучит «Песенка мамонтёнка» (муз. В. Шаинского, сл. Д. Непомнящий) Используемая литература
Сборники стихотворений: Валерия Духанина Дмитрия Кедрина Джахан Афруз Кайсын Кулиева Напри Зарьян Сергея Островского Юрия Волкова Фазу Алиева


Яндекс.Метрика