Урок географии 5 класс ФГОС. Цель урока сформировать у учащихся понимание уникальности планеты Земля, единственной в Солнечной системе планеты, на которой есть жизнь.
Урок географии 5 класс
Учитель географии Л.И. Бирюкова МБОУ «СОШ №1» п. Пуровск.
Земля - уникальная планета Солнечной системы.
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Используемые технологии: здоровьесбережения проблемного обучения, развивающего обучения;
развития исследовательских навыков; информационно- коммуникационные.
Цель: сформировать у учащихся понимание уникальности планеты Земля, единственной в
Солнечной системе планеты, на которой есть жизнь.
Оборудования: учебники, рабочие тетради, электронное приложение, теллурий, глобусы, атласы,
презентация «Уникальность планеты Земля».
Формируемые УУД:
предметные: научиться понимать, в чем состоит уникальность нашей планеты;
метапредметные: уметь ставить учебную задачу под руководством учителя; работать в
соответствии с поставленной учебной задачей и предложенным планом; выделять главное,
существенные признаки понятий; участвовать в совместной деятельности; личностные: обладать-
ответственным отношением к учебе; опытом участия в социально значимом труде.
Ход урока
I.
Организационный момент
II.
Проверка выполнения домашнего задания. (Проверка выполнения домашнего задания №
1-6 в рабочей тетради, разбор с учениками задания, вызвавшие затруднения.)
III.
Работа по теме урока
Тема урока: «Земля - уникальная планета Солнечной системы».
- В чем уникальность нашей планеты? (На ней есть жизнь.)
- Почему на нашей планете, единственной планете в Солнечной системе, есть жизнь?
Главные особенности планета Земля
(ученики читают текст учебника на стр.70-72, рассматривают рис. 83, 84.)
- Чему ровно расстояние от Земли до Солнца? (Оно ровно 150 млн. км.)
- Какая по счету Земля планета от Солнца? ( Третья)
- Какова температура на ближайших к Солнцу планетах - Меркурий и Венере? (+400 градусов и
+500 градусов.)
- Какова температура на поверхности планеты Марс? (- 70 градусов.)
- На какое время Земля вращается вокруг своей оси? (24 часа.)
- На каких планетах Солнечной системы есть запасы воды? (Только на земле.)
- Какая часть Земли покрыта водой? (75 % её поверхности.)
- В каких трех состояниях может находится вода? (В жидком, твердом и газообразном.)
- Какой важнейший процесс происходит на нашей планеты? (Круговорот воды в природе.)
- Где на Земле находятся запасы воды? (В ледниках.)
- Что такое атмосфера? ( Воздушная оболочка.)
- Какое значение имеет атмосфера? (Кислород необходим для дыхания, углекислый газ необходим
для питания растений.)
- Почему важно наличие озонового слоя земли? (Защита живых организмов от опасного
ультрафиолетового излучения.)
- Почему важен состав атмосферы земли? (Атмосфера не дает Земле сильно нагреваться и сильно
остывать.)
- Какое ещё важное явление происходит в атмосфере земли? ( В ней сгорают метеориты.)
- Что такое почва? (Верхний плодородный слой Земли.)
- В чем ценность почвы? (Почва содержит питательные вещества для растений.)
Сейчас мы готовы ответить на вопрос: в чем уникальность нашей планеты?
1. Место в Солнечной системе – третья планета от Солнца, что позволяет нашей планете не
перегреваться и не замерзать.
2. Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси, что позволяет нашей планете равномерно
прогреваться. Поэтому есть условия для жизни живых организмов.
3. На Земле есть вода, которая входит в состав всех живых организмов.
4. На Земле есть атмосфера, которая необходима для сохранения и поддержания жизни.
5. На Земле есть почва, на которой растут растения.
IV.
Закрепление изученного материала.
1. Ответьте на вопросы раздела «Проверьте свои знания».
2. Выполните задания электронного приложения.
V.
Рефлексия учебной деятельности.
- Я понял тему урока.
- Как я оцениваю свою работу на уроке.
- У меня были проблемы на уроке.
VI.
Подведение итогов урока.
Прочитайте вывод на стр.72 учебника.
Домашнее задание.
1. Прочитать & 14.
2. Выполнить задания № 1-6 в рабочей тетради на стр. 36,37.
3. Ответить на вопросы раздела «Подумайте»
4. Подготовить сообщения и презентацию по темам (на выбор). О.К.Э Циолковском,
С.П. Королеве, Ю. А. Гагарине. (Работа может выполняться в паре или в малой группе.)