Прохорова Алена Ринатовна ,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Старошаймурзинская сош» Дрожжановского муниципального
района РТ
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме
«Разряды количественных числительных»
Тема: Знакомство с разрядами количественных числительных.
Тип урока: объяснение нового материала
Форма урока: урок - презентация
Технические требования к уроку: компьютер, программа Power Point,
мультимедийный проектор, экран.
Оборудование: презентация, приложение, раздаточный материал.
Цели урока:
Обучающие: закрепить понятие о числительном как самостоятельной
части речи, раскрыть его семантику, познакомить с разрядами количественных
числительных, раскрыть некоторые морфологические и синтаксические их
особенности, показать речевую функцию.
Развивающие: развивать творческую, речевую и мыслительную
активность, используя различные формы работы, развивать интерес учащихся с
помощью дополнительной информации.
Воспитательные: формирование уважения к русскому языку.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
-Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем своих партнеров по плечу –
улыбнемся, столкнемся плечами, с партнерами по лицу – улыбнемся,
состыкуемся кулачками.
Начинаем наш урок. Попрошу Вас быть внимательными и активными,
постарайтесь показать то, чему вы научились за это время.
Начинаем урок. Все необходимые принадлежности (книги, тетради, ручки)
должны лежать на столе.
- Открываем тетради, записываем число, «Классная работа». Пишем
красиво, аккуратно.
Сегодня на уроке мы закрепим понятие о числительном как
самостоятельной части речи, раскроем его семантику, познакомимся с
разрядами количественных числительных, раскроем некоторые
морфологические и синтаксические их особенности, увидим речевую
функцию, повторим орфографию.
2.Повторение теоретического материала
Игра «Верно – неверно»
При верном утверждении учащиеся поднимают ЗЕЛЁНУЮ,
при неверном – КРАСНУЮ. Каждый сам считает свои ошибки!!!
Верно ли, что
1)Числительное – это часть речи , которая обозначает предмет и отвечает на
вопрос кто? Что? КРАСНАЯ
2)Числительные по значению делятся на количественные и порядковые
ЗЕЛЁНАЯ
3)Количественные числительные отвечают на вопрос сколько? ЗЕЛЕНАЯ
4.485
– составное числительное ЗЕЛЁНАЯ
5)Числительные в предложении не могут быть главными членами
предложения КРАСНАЯ
6)У числительных от 50 до 80, от 500 до 900 мягкий знак пишется в середине
слова ЗЕЛЕНАЯ
7)Порядковые числительные отвечают на вопрос КАКОЙ? ЗЕЛЕНАЯ
8)Имена числительные не изменяются по падежам КРАСНАЯ
ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН: пусть встанут те, кто сделал 1 ошибку, 2 ошибки,
3 ошибки
3.Актуализация знаний.
двести восемьдесят восемь, девятьсот двадцать, шестьдесят семь.
А теперь проверьте, правильно ли вы написали слова . Какой части речи они
относятся? Поменялись тетрадями. Поднимите руки, кто не допустил ни одной
ошибки? Молодцы.
Из записанных слов прочитайте только те, которые относятся к простым
именам числительным, а теперь составные. Почему их так называют..
4. Постановка учебной задачи .Выход на тему.
- Ответьте мне на следующие вопросы.
Сколько месяцев в году? (В году двенадцать месяцев.)
По сколько учеников сидит за одной партой? ( по двое)
А теперь представьте, что в нашей столовой давали яблоки. До звонка вы
успели съесть половину. Какую часть яблока вы съели? ( одну вторую часть
яблока)( слайд)
Количественные числительные
двенадцать двое одну вторую
-А теперь проверьте, все ли это числительные. Почему? (Они все отвечают на
вопрос сколько?)
- Что в них общего?( Количественные)
- Чем отличаются?
- Сравните числительные двенадцать и одна вторая.
-Что обозначают эти числительные? (целое число, дробное)
- Какое значение у числительного двое? (Несколько предметов, взятые как одно
целое. )
- Как бы вы назвали такие числительные? (Собирательные, от глагола
собирать).Таких числительных мало. (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро,
семеро, ещё три, которые в современном языке почти не употребляются:
восьмеро, девятеро, десятеро. И оба (обе).
- Итак, какие же разряды количественных числительных мы с вами выделили?
(Целые, дробные, собирательные).
Чтение теоретического материала по учебнику.
Выполнить упражнение 408.
5.ЗАКРЕПЛЕНИЕ
РАУНД ТЭЙБЛ – по кругу на одном листе бумаги
Определите разряд количественных числительных, записав их в
соответствующую колонку.
1) А сейчас мы с вами отправляемся заочно в школьную столовую.
Перед вами текст, прочитайте его.
В нашей столовой одновременно могут пообедать сто десять человек.
Для всех детей вкусную еду готовят пятеро поваров. Обедают
ежедневно две третьих учеников от всех школьников. А завтракают и
ужинают три четвертых от всех детей, проживающих в интернате.
Сегодня на полднике не накрытыми осталось двенадцать столов. Семеро
ребят уехали на призывную комиссию. Они пробудут в районном центре
трое суток.
Участник под №1 записывает целые числительные
Участник №2 записывает дробные числительные
Участник №3 записывает собирательные числительные
Участник №4 составляет предложение с любым числительным из
колонки.
Физкультминутка ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР (Follow the Leader)( под музыку)
6. Итог урока. Рефлексия
– Что нового узнали сегодня на уроке?
– Назовите разряды количественных числительных.
7.Домашнее задание
Написать мини-сочинение на тему спорт, используя все разряды
количественных числительных;
Парковка
Напишите свои впечатления об уроке на стикерах и приклейте к парковке.
- Спасибо за урок. Я на следующем уроке отвечу на все ваши вопросы, проверю
ваши работы.