Напоминание

"Правописание отрицательных местоимений"

Автор: Мехова Людмила Аркадьевна

Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: МКОУ Хреновская СОШ № 1

Населённый пункт: с. Слобода, Воронежская область

Наименование материала: Конспект урока

Тема: "Правописание отрицательных местоимений"

Описание:

Урок русского языка в 6 классе (УМК М.М. Разумовская) разработан по технологии проблемно-диалогического обучения, т.е. соответствует требованиям ФГОС: учащиеся максимально включены в процесс самостоятельного овладения новым знанием. В конспекте подробно расписаны основные этапы урока: постановка проблемы, поиск решений двумя главными методами (подводящим к знанию диалогом, подводящим к гипотезам диалогом).

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=4445

Опубликовано 14.10.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Тема: Правописание отрицательных местоимений

Цели урока:

Образовательная:
формировать представление о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений и навыка их правильного написания.
Формировать УУД:

Предметные:
Умения находить различные формы отрицательных местоимений в тексте, определять их роль в тексте. Уметь распознавать приставки не и ни в отрицательных местоимениях, правильно писать отрицательные местоимения с предлогами
Метапредметные:
Регулятивные: Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней. Коммуникативные: Общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией; организовывать и пла- нировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования местоимений Личностные: Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группу.
Тип урока:
Урок «открытия» нового знания
Ход урока

I. Оргмомент.

II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.
- Прослушайте текст. Найдите в тексте изученные разряды местоимений, подчеркните их как члены предложения, определите разряд. Мир не без добрых людей. Степановна, Люся, Толик, Даша, Хрисан Андреевич, Петровна, Алёша – это те добрые и отзывчивые люди, которые в чём-то помогли Биму на его трудном пути к дорогому другу, но они не смогли найти хозяина собаки, а Бим до последнего вздоха продолжал искать Иван Иваныча… В свои последние минуты жизни пёс царапался в дверь железного фургона. Царапался до последнего дыхания. И как мало он просил! Свободы и доверия – больше ничего.
Бим погиб… Совершенно безнаказанно, ни за что… .
3 . Подготовка к восприятию нового материала.
- О каком произведении идет речь ? Кто является автором данного произведения? Что вы можете рассказать о Троепольском и его произведении? ( ответы учащихся). Слово учителя В 2015г. писателю Г.Н.Троепольскому исполнилось бы 110 лет. Он родился в селе Ново-Спасское Тамбовской губернии (ныне - село Новоспасовка Грибановского района Воронежской области). Агроном по образованию, писатель видел основную цель своего творчества в воспитании доброты, доверия, дружбы, преданности, верности долгу, умению чувствовать и беречь природу, понимать и сопереживать другому человеку. Г.Н.Троепольский посвятил свою повесть "Белый Бим Чёрное ухо" Александру Твардовскому, который как-то посоветовал ему: "Напиши что- нибудь про охоту, вы же так хорошо о ней рассказываете". И писателем была написана повесть о четвероногом друге, о его одиночестве и верности. Впервые повесть была опубликована в журнале "Наш современник" в 1971году. После выхода в свет повесть сразу же привлекла к себе внимание критики и читателей, особенно школьников. Писатель иногда в шутку говорил: "Выпустил я своего Бима на волю в Воронеже , с тех пор он и бежит". И уже, наверное, полмира обежал: в десятках стран переведена и издана повесть "Белый Бим Черное Ухо". И хотя это не реально существовавшая собака, а всего лишь литературный персонаж, можно сказать, что уже не одно поколение наших людей было воспитано на его трагичной судьбе. Тот, кто плакал над этой книгой, становился чуть-чуть добрее, как говорил сам автор - "душа в нем есть...". В 1975 году автору была присуждена Государственная премия. Эта трогательная лирическая повесть о судьбе собаки, теряющей любимого хозяина, об отношении людей к «братьям меньшим», которая как рентгеном просвечивает души, выявляя в одних низость и мелочную подлость, а в других – благородство, способность сострадать и любить. - Давайте еще раз обратимся к тексту и ответим на вопросы: - Кроме свободы и доверия что просил Бим? ( ничего) - За что он погиб? (ни за что)
- Что же это за слова «ничего», «ни за что», «некого»? Что они обозначают? - Эти слова утверждают или отрицают что- либо? (отрицают). - Значит, сегодня мы будем изучать отрицательные местоимения.
4. Открытие новых знаний.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Учитель Ученики
Слайд № 3
- Внимание на экран. Запишите слова, выделите приставки, объясните условия выбора гласных в приставках (практическое задание).
ничего нечего

никто некого

ничто

ничей

никакой

нисколько
- Вы смогли объяснить условия выбора гласных в приставках? - В чем затруднение? - Какова сегодня тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.) - Что нам с вами предстоит сегодня узнать? - Посмотрите еще раз на слова. Какие будут гипотезы о правописании не — ни? (Побуждение к выдвижению - Испытывают затруднение при объяснении условия выбора гласных в приставках (возникновение проблемной ситуации). - Нет, не смогли. - А мы не знаем условия выбора этих гласных (осознание противоречия). -Правописание отрицательных местоимений (учебная проблема как тема урока). Слайд № 4 - Когда пишется приставка не-, когда – ни-?
гипотез.) - Все с этим согласны? (Побуждение к устной проверке.) - Какие еще есть гипотезы? (Побуждение к выдвижению гипотез.) - С этой гипотезой согласны? (Побуждение к устной проверке.) - А как образованы эти местоимения? - Откроем учебник ( стр 287) и сравним наши выводы. Прочитайте местоимения. Найдите общее и различное в правописании каждой группы. Никем – ни с кем Некем – не с кем некого – не у кого некому – не к кому - Какие будут предположения? Молчат. Проверяется каждая гипотеза, пока не появится верная. Дети проверяют. Гипотеза подтверждается. Графически выделяют данное условие. - Местоимения первого столбика пишутся слитно, местоимения второго – раздельно -В словах второго столбика появляется предлог, поэтому пишем в три слова.
5. Начало формирования умений.


Самостоятельная работа по составлению кластера (опорного конспекта). - Ребята, а теперь в группах в течение минуты попробуйте графически, в виде схемы смоделировать ваши знания об отрицательных местоимениях и их правописании. Приведите примеры.
6. Применение усвоенных знаний на практике
.
1) Игра «Кто быстрее?» Помогите местоимениям отыскать свои дома.


определительные отрицательные

2) Задание для 1 группы.
Выпишите отрицательные местоимения в составе словосочетания. Объясните правописание отрицательных местоимений.
БИМ И ТЕТКА
1. Лаем предупредить ночью, что к костру подходит чужой, – пожалуйста, но укусить – (н_)(в)коем случае. 2. Он (н_)чего не понимал из слов Тетки, а она стрекотала сорокой и все время показывала свою руку. 3. «Какая-то паршивая собака меня, советскую женщину, (н_)(во)что не ставит!» – тыкала Тетка в сторону Бима. 4. А Тетка ушла молча, гордо вскинув голову и (н_)(на)кого не глядя. 5. Она (н_)(за)что не отвечала перед обществом, но зато ото всех требовала ответственности.
Задание для 2-ой группы.
Выпишите отрицательные местоимения в составе словосочетания. Объясните правописание отрицательных местоимений.
БИМ В ДЕРЕВНЕ
1. Хотя жизнь пошла иная, (н_)сколько не похожая на все, что было в прошлом... 2. И (н_)кто (н_)кого не трогает – ни люди животных и птиц, ни животные людей. И (н_)кто (н_)(в)кого не стреляет из ружья. 3. Ах, голуби вы голуби, (н_)чего вы не знаете о сытой собаке в неволе. 4. Овцы успокоились, поскольку уточнили, что Бим не имеет (н_)каких агрессивных намерений.
Задание для 3-ьей группы.
Выпишите отрицательные местоимения в составе словосочетания. Объясните правописание отрицательных местоимений.
ЛЕС-ЦЕЛИТЕЛЬ
1. Но (н_)(в)какой области и губернии здоровые собаки (не)ели и (не)едят корень купыря... 2. Уже третьи сутки (н_)чего (не)ел Бим, кроме трав, и (не)спал от боли и настороженности... 3. Бог его знает, откуда стало ему известно, что в чесноке две или три десятых процента йода. (Н_)кто (не)ответит на этот вопрос. 4. (Н_)(за)что (не)понять людям, каким образом Бим находил целебные травы. Может быть, потому что он (не)ждал (н_)
(с)чьей стороны (н_)каких подсказок?..
3) Задание для всех групп.
Составьте два предложения с любыми словосочетаниями. Обозначьте условия выбора орфограмм: «Слитное и раздельное написание
не
и
ни
в отрицательных местоимениях», «Правописание
не
с глаголами». (Ни)(на)кого (не)надеяться, (ни)кому (не)доверять, (не)находить (ни)каких признаков хозяина, (не)(на)кого рассчитывать, (не)верить (ни)(в)чьи обещания, (не)(у)кого спросить, вернуться (ни)(с)чем.
«ДА-НЕТ »

Верно ли, что
1. Отрицательные местоимения указывают на отрицание предмета, признака или количества? 2. Отрицательные местоимения образуются от вопросительно-относительных местоимений с помощью приставок НЕ- и НИ-? 3. Местоимения НЕКОГО и НЕЧЕГО имеют форму именительного падежа? 4. Отрицательные местоимения всегда пишутся слитно? 5. Отрицательные местоимения могут писаться в три слова?
7.

Рефлексия.

Оцените, как прошел сегодняшний урок. Постарайтесь для ответа

использовать отрицательные местоимения.
- Кто сегодня опоздал? Никто. - Какое задание тебя затруднило? Никакое. - Чей ответ был плохим? Ничей. - Кого винить, если сам виноват? Некого. - Что исправить, если нет ошибок? Нечего.
Продолжите предложения
Сегодня на уроке я узнал… . Мне понравилось … . Показалось трудным … . Я доволен … .
Домашнее задание.
Найти примеры употребления отрицательных местоимений в повести Троепольского «Белый Бим Черное Ухо».
Приложение
1) Задание для 1 группы.
Выпишите отрицательные местоимения в составе словосочетания. Объясните правописание отрицательных местоимений.
БИМ И ТЕТКА
1. Лаем предупредить ночью, что к костру подходит чужой, – пожалуйста, но укусить – (н_)(в)коем случае. 2. Он (н_)чего не понимал из слов Тетки, а она стрекотала сорокой и все время показывала свою руку. 3. «Какая-то паршивая собака меня, советскую женщину, (н_)(во)что не ставит!» – тыкала Тетка в сторону Бима. 4. А Тетка ушла молча, гордо вскинув голову и (н_)(на)кого не глядя. 5. Она (н_)(за)что не отвечала перед обществом, но зато ото всех требовала ответственности.
__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

1) Задание для 2-ой группы.
Выпишите отрицательные местоимения в составе словосочетания. Объясните правописание отрицательных местоимений.
БИМ В ДЕРЕВНЕ
1. Хотя жизнь пошла иная, (н_)сколько не похожая на все, что было в прошлом... 2. И (н_)кто (н_)кого не трогает – ни люди животных и птиц, ни животные людей. И (н_)кто (н_)(в)кого не стреляет из ружья. 3. Ах, голуби вы голуби, (н_)чего вы не знаете о сытой собаке в неволе. 4. Овцы успокоились, поскольку уточнили, что Бим не имеет (н_)каких агрессивных намерений.
__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

1)Задание для 3-ьей группы.
Выпишите отрицательные местоимения в составе словосочетания. Объясните правописание отрицательных местоимений.
ЛЕС-ЦЕЛИТЕЛЬ
1. Но (н_)(в)какой области и губернии здоровые собаки (не)ели и (не)едят корень купыря... 2. Уже третьи сутки (н_)чего (не)ел Бим, кроме трав, и (не)спал от боли и настороженности... 3. Бог его знает, откуда стало ему известно, что в чесноке две или три десятых процента йода. (Н_)кто (не)ответит на этот вопрос. 4. (Н_)(за)что (не)понять людям, каким образом Бим находил целебные травы. Может быть, потому что он (не)ждал (н_) (с)чьей стороны (н_)каких подсказок?.. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
- Найдите в тексте изученные разряды местоимений, подчеркните их

как члены предложения, определите разряд.
Мир не без добрых людей. Степановна, Люся, Толик, Даша, Хрисан Андреевич, Петровна, Алёша – это те добрые и отзывчивые люди, которые в чём-то помогли Биму на его трудном пути к дорогому другу, но они не смогли найти хозяина собаки, а Бим до последнего вздоха продолжал искать Иван Иваныча… В свои последние минуты жизни пёс царапался в дверь железного фургона. Царапался до последнего дыхания. И как мало он просил! Свободы и доверия – больше ничего. Бим погиб… Совершенно безнаказанно, ни за что… .


Яндекс.Метрика