Урок русского языка в 6 классе (УМК М.М. Разумовская) разработан по технологии проблемно-диалогического обучения, т.е. соответствует требованиям ФГОС: учащиеся максимально включены в процесс самостоятельного овладения новым знанием.
В конспекте подробно расписаны основные этапы урока: постановка проблемы, поиск решений двумя главными методами (подводящим к знанию диалогом, подводящим к гипотезам диалогом).
Образовательная: формировать представление о смысловых и
грамматических особенностях отрицательных местоимений и навыка их
правильного написания.
Формировать УУД:
Предметные: Умения находить различные формы отрицательных
местоимений в тексте, определять их роль в тексте. Уметь распознавать
приставки не и ни в отрицательных местоимениях, правильно писать
отрицательные местоимения с предлогами
Метапредметные:
Регулятивные: Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.
Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в
соответствии с ней.
Коммуникативные: Общаться и взаимодействовать с партнерами по
совместной деятельности или обмену информацией; организовывать и пла-
нировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе исследования местоимений
Личностные: Формирование навыков организации и анализа своей
деятельности в составе группу.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.
- Прослушайте текст. Найдите в тексте изученные разряды местоимений,
подчеркните их как члены предложения, определите разряд.
Мир не без добрых людей. Степановна, Люся, Толик, Даша, Хрисан
Андреевич, Петровна, Алёша – это те добрые и отзывчивые люди, которые
в чём-то помогли Биму на его трудном пути к дорогому другу, но они не
смогли найти хозяина собаки, а Бим до последнего вздоха продолжал искать
Иван Иваныча…
В свои последние минуты жизни пёс царапался в дверь железного
фургона. Царапался до последнего дыхания. И как мало он просил! Свободы
и доверия – больше ничего.
Бим погиб… Совершенно безнаказанно, ни за что… .
3 . Подготовка к восприятию нового материала.
- О каком произведении идет речь
? Кто является автором данного
произведения? Что вы можете рассказать о Троепольском и его
произведении? ( ответы учащихся).
Слово учителя
В 2015г. писателю Г.Н.Троепольскому исполнилось бы 110 лет. Он
родился в селе Ново-Спасское Тамбовской губернии (ныне - село
Новоспасовка Грибановского района Воронежской области).
Агроном по образованию, писатель видел основную цель своего творчества
в воспитании доброты, доверия, дружбы, преданности, верности долгу,
умению чувствовать и беречь природу, понимать и сопереживать другому
человеку.
Г.Н.Троепольский посвятил свою повесть "Белый Бим Чёрное ухо"
Александру Твардовскому, который как-то посоветовал ему: "Напиши что-
нибудь про охоту, вы же так хорошо о ней рассказываете". И писателем была
написана повесть о четвероногом друге, о его одиночестве и верности.
Впервые повесть была опубликована в журнале "Наш современник" в
1971году.
После выхода в свет повесть сразу же привлекла к себе внимание
критики и читателей, особенно школьников.
Писатель иногда в шутку говорил: "Выпустил я своего Бима на волю в
Воронеже , с тех пор он и бежит". И уже, наверное, полмира обежал: в
десятках стран переведена и издана повесть "Белый Бим Черное Ухо".
И хотя это не реально существовавшая собака, а всего лишь литературный
персонаж, можно сказать, что уже не одно поколение наших людей было
воспитано на его трагичной судьбе. Тот, кто плакал над этой книгой,
становился чуть-чуть добрее, как говорил сам автор - "душа в нем есть...".
В 1975 году автору была присуждена Государственная премия.
Эта трогательная лирическая повесть о судьбе собаки, теряющей
любимого хозяина, об отношении людей к «братьям меньшим», которая как
рентгеном просвечивает души, выявляя в одних низость и мелочную
подлость, а в других – благородство, способность сострадать и любить.
- Давайте еще раз обратимся к тексту и ответим на вопросы:
- Кроме свободы и доверия что просил Бим? ( ничего)
- За что он погиб? (ни за что)
- Что же это за слова «ничего», «ни за что», «некого»? Что они обозначают?
- Эти слова утверждают или отрицают что- либо? (отрицают).
- Значит, сегодня мы будем изучать отрицательные местоимения.
4. Открытие новых знаний.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Учитель
Ученики
Слайд № 3
- Внимание на экран. Запишите
слова, выделите приставки,
объясните условия выбора гласных
в приставках (практическое
задание).
ничего нечего
никто некого
ничто
ничей
никакой
нисколько
- Вы смогли объяснить условия
выбора гласных в приставках?
- В чем затруднение?
- Какова сегодня тема урока?
(Побуждение к формулированию
проблемы.)
- Что нам с вами предстоит сегодня
узнать?
- Посмотрите еще раз на слова.
Какие будут гипотезы о
правописании не — ни?
(Побуждение к выдвижению
- Испытывают затруднение при
объяснении условия выбора гласных
в приставках (возникновение
проблемной ситуации).
- Нет, не смогли.
- А мы не знаем условия выбора
этих гласных (осознание
противоречия).
-Правописание отрицательных
местоимений (учебная проблема как
тема урока). Слайд № 4
- Когда пишется приставка не-, когда
– ни-?
гипотез.)
- Все с этим согласны?
(Побуждение к устной проверке.)
- Какие еще есть гипотезы?
(Побуждение к выдвижению
гипотез.)
- С этой гипотезой согласны?
(Побуждение к устной проверке.)
- А как образованы эти
местоимения?
- Откроем учебник ( стр 287) и
сравним наши выводы.
Прочитайте местоимения. Найдите
общее и различное в правописании
каждой группы.
Никем – ни с кем
Некем – не с кем
некого – не у кого
некому – не к кому
- Какие будут предположения?
Молчат.
Проверяется каждая гипотеза, пока
не появится верная. Дети
проверяют. Гипотеза
подтверждается. Графически
выделяют данное условие.
- Местоимения первого столбика
пишутся слитно, местоимения
второго – раздельно
-В словах второго столбика
появляется предлог, поэтому пишем
в три слова.
5. Начало формирования умений.
Самостоятельная работа по составлению кластера (опорного конспекта).
- Ребята, а теперь в группах в течение минуты попробуйте графически, в
виде схемы смоделировать ваши знания об отрицательных местоимениях и
их правописании. Приведите примеры.
6. Применение усвоенных знаний на практике .
1) Игра «Кто быстрее?» Помогите местоимениям отыскать свои дома.
определительные отрицательные
2) Задание для 1 группы. Выпишите отрицательные местоимения в
составе словосочетания. Объясните правописание отрицательных
местоимений.
БИМ И ТЕТКА
1. Лаем предупредить ночью, что к костру подходит чужой, – пожалуйста,
но укусить – (н_)(в)коем случае. 2. Он (н_)чего не понимал из слов Тетки, а
она стрекотала сорокой и все время показывала свою руку. 3. «Какая-то
паршивая собака меня, советскую женщину, (н_)(во)что не ставит!» –
тыкала Тетка в сторону Бима. 4. А Тетка ушла молча, гордо вскинув голову
и (н_)(на)кого не глядя. 5. Она (н_)(за)что не отвечала перед обществом, но
зато ото всех требовала ответственности.
Задание для 2-ой группы. Выпишите отрицательные местоимения в
составе словосочетания. Объясните правописание отрицательных
местоимений.
БИМ В ДЕРЕВНЕ
1. Хотя жизнь пошла иная, (н_)сколько не похожая на все, что было в
прошлом... 2. И (н_)кто (н_)кого не трогает – ни люди животных и птиц, ни
животные людей. И (н_)кто (н_)(в)кого не стреляет из ружья. 3. Ах, голуби
вы голуби, (н_)чего вы не знаете о сытой собаке в неволе. 4. Овцы
успокоились, поскольку уточнили, что Бим не имеет (н_)каких агрессивных
намерений.
Задание для 3-ьей группы.
Выпишите отрицательные местоимения в
составе словосочетания. Объясните правописание отрицательных
местоимений.
ЛЕС-ЦЕЛИТЕЛЬ
1. Но (н_)(в)какой области и губернии здоровые собаки (не)ели и (не)едят
корень купыря... 2. Уже третьи сутки (н_)чего (не)ел Бим, кроме трав, и
(не)спал от боли и настороженности... 3. Бог его знает, откуда стало ему
известно, что в чесноке две или три десятых процента йода. (Н_)кто
(не)ответит на этот вопрос. 4. (Н_)(за)что (не)понять людям, каким образом
Бим находил целебные травы. Может быть, потому что он (не)ждал (н_)
(с)чьей стороны (н_)каких подсказок?..
3) Задание для всех групп. Составьте два предложения с любыми
словосочетаниями. Обозначьте условия выбора орфограмм: «Слитное и
раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях»,
«Правописание не с глаголами».
(Ни)(на)кого (не)надеяться, (ни)кому (не)доверять, (не)находить (ни)каких
признаков хозяина, (не)(на)кого рассчитывать, (не)верить (ни)(в)чьи
обещания, (не)(у)кого спросить, вернуться (ни)(с)чем.
«ДА-НЕТ »
Верно ли, что
1. Отрицательные местоимения указывают на отрицание предмета, признака
или количества?
2. Отрицательные местоимения образуются от вопросительно-относительных
местоимений с помощью приставок НЕ- и НИ-?
3. Местоимения НЕКОГО и НЕЧЕГО имеют форму именительного падежа?
4. Отрицательные местоимения всегда пишутся слитно?
5. Отрицательные местоимения могут писаться в три слова?
7.
Рефлексия.
Оцените, как прошел сегодняшний урок. Постарайтесь для ответа
использовать отрицательные местоимения.
- Кто сегодня опоздал? Никто.
- Какое задание тебя затруднило? Никакое.
- Чей ответ был плохим? Ничей.
- Кого винить, если сам виноват? Некого.
- Что исправить, если нет ошибок? Нечего.
Продолжите предложения
Сегодня на уроке я узнал… .
Мне понравилось … .
Показалось трудным … .
Я доволен … .
Домашнее задание. Найти примеры употребления отрицательных
местоимений в повести Троепольского «Белый Бим Черное Ухо».
Приложение
1) Задание для 1 группы. Выпишите отрицательные местоимения в
составе словосочетания. Объясните правописание отрицательных
местоимений.
БИМ И ТЕТКА
1. Лаем предупредить ночью, что к костру подходит чужой, – пожалуйста, но
укусить – (н_)(в)коем случае. 2. Он (н_)чего не понимал из слов Тетки, а она
стрекотала сорокой и все время показывала свою руку. 3. «Какая-то паршивая
собака меня, советскую женщину, (н_)(во)что не ставит!» – тыкала Тетка в
сторону Бима. 4. А Тетка ушла молча, гордо вскинув голову и (н_)(на)кого не
глядя. 5. Она (н_)(за)что не отвечала перед обществом, но зато ото всех
требовала ответственности.
__________________________________________________________________
1) Задание для 2-ой группы. Выпишите отрицательные местоимения в
составе словосочетания. Объясните правописание отрицательных
местоимений.
БИМ В ДЕРЕВНЕ
1. Хотя жизнь пошла иная, (н_)сколько не похожая на все, что было в
прошлом... 2. И (н_)кто (н_)кого не трогает – ни люди животных и птиц, ни
животные людей. И (н_)кто (н_)(в)кого не стреляет из ружья. 3. Ах, голуби вы
голуби, (н_)чего вы не знаете о сытой собаке в неволе. 4. Овцы успокоились,
поскольку уточнили, что Бим не имеет (н_)каких агрессивных намерений.
__________________________________________________________________
1)Задание для 3-ьей группы.
Выпишите отрицательные местоимения в
составе словосочетания. Объясните правописание отрицательных
местоимений.
ЛЕС-ЦЕЛИТЕЛЬ
1. Но (н_)(в)какой области и губернии здоровые собаки (не)ели и (не)едят
корень купыря... 2. Уже третьи сутки (н_)чего (не)ел Бим, кроме трав, и
(не)спал от боли и настороженности... 3. Бог его знает, откуда стало ему
известно, что в чесноке две или три десятых процента йода. (Н_)кто
(не)ответит на этот вопрос. 4. (Н_)(за)что (не)понять людям, каким образом
Бим находил целебные травы. Может быть, потому что он (не)ждал (н_)
(с)чьей стороны (н_)каких подсказок?..
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
- Найдите в тексте изученные разряды местоимений, подчеркните их
как члены предложения, определите разряд.
Мир не без добрых людей. Степановна, Люся, Толик, Даша, Хрисан
Андреевич, Петровна, Алёша – это те добрые и отзывчивые люди, которые
в чём-то помогли Биму на его трудном пути к дорогому другу, но они не
смогли найти хозяина собаки, а Бим до последнего вздоха продолжал искать
Иван Иваныча…
В свои последние минуты жизни пёс царапался в дверь железного
фургона. Царапался до последнего дыхания. И как мало он просил! Свободы
и доверия – больше ничего.
Бим погиб… Совершенно безнаказанно, ни за что… .