"СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УРОЧНОЕ И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
Автор: Шумихина Марина Витальевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "С(К)ОШИ"
Населённый пункт: г.Чусовой, Пермский край
Наименование материала: Статья
Тема: "СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УРОЧНОЕ И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
Описание:
Общие цели и задачи для обучения и воспитания детей с ОВЗ – содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных, формирование у них правильного поведения, воспитание детей наиболее трудоспособными и полезными членами общества.
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Шумихина М.В.
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида г. Чусовой
Современный этап развития теории и практики коррекционной
педагогики и специальной психологии характеризуется усилением внимания
к углубленному изучению различных особенностей психического развития
детей, что имеет важное значение.
Общие цели и задачи для обучения и воспитания детей с ОВЗ –
содействие развитию и выявлению положительных сторон личности,
сглаживанию отрицательных, формирование у них правильного поведения,
воспитание детей наиболее трудоспособными и полезными членами
общества.
Вся система коррекционной работы нашей школы призвана
реабилитировать и социально адаптировать ребенка к реалиям окружающего
мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который может
включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.
Модель коррекционно – развивающего пространства МСКОУ
«С(К)ОШИ VIII вида»представляет собой совокупность содержательных
видов деятельности в сфере учебного и внеурочного времени:
учебная деятельность – непосредственно процесс обучения с классно-
урочной и индивидуально-групповой формой организации занятий,
формирование представлений об общей картине мира, не замкнутой
рамками учебника и стенами класса;
внеурочная деятельность представляет собой дополнительное
образование на базе школы в сфере внеурочного времени учащихся
(танцевальные ансамбли; кружки декоративно-прикладного творчества;
занятия по хореографии, занятия социального педагога по различным
программам, психопрофилактические занятия школьного психолога;
внеклассные открытые мероприятия учителей-предметников и
воспитателей школы и т.д. ).
Обязательным условием является преемственность содержания
деятельности в сфере учебного и вне учебного времени и возможность
включения в тот или иной вид деятельности всех детей, не зависимо от
уровня их развития, т. е. соблюдение принципа равных прав и равных
возможностей.
Реформирование образовательной системы в целом подразумевает
новое видение и новые подходы к системе воспитания. Происходит поиск
новых педагогических технологий, которые в той или иной мере разрешают
вопросы воспитания подрастающего поколения.
Работая в системе специального образования более 20 лет, хочу отметить, что
в отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное развитие
которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, дети с
проблемами в развитии не в состоянии самостоятельно выделить и освоить
образцы решения социальных, бытовых, поведенческих задач. В силу
психофизических нарушений, ограничивающих условий развития, не
использованию всех форм и видов поддержки (для удовлетворения особых
потребностей ребенка) – дети с нарушениями развития оказываются в
сложной жизненной ситуации, являются благодатной почвой для
распространения алкоголя, наркотиков, токсических веществ. К тому же в
обществе существует проблема формирования культуры гуманного,
толерантного отношения общества к личности индивида с особыми нуждами.
В России конца 20 в. вектор эволюции развития отношений к детям с
ограниченными возможностями здоровья и развития направлен от признания
равных прав к предоставлению равных возможностей (это провозглашалось,
но на деле разве это происходит?)
Преподавая в С(К)ОШИ 8 вида профессиональное обучение (специализация
– швейное дело) для девочек, считаю исключительно важным наполнить их
жизнь увлекательными, полезными и созидательными делами, с целью
достижения в дальнейшем полной социализации, профессиональной
реабилитации, интеграции с обществом, а так же формированию навыков
социально-нормативного поведения.
В течение многих лет коллектив С(К)ОШИ 8 вида принимал участие в
краевом конкурсе детской и молодежной моды «Поколение – 2000» - это
конкурс детских студий костюма и театров моды. В школе действовал свой
театр моды, являвшийся личностно значимым и уникальным для каждой
ученицы. Совместная работа в театре, по словам девочек, позволяла лучше
узнать друг друга, сплачивала и объединяла. В процессе занятий по
изготовлению коллекций (это и костюмы, и шляпы, и прически) происходило
развитие и коррекция тонкой моторики пальцев, формировались
коммуникабельность, самостоятельность, трудолюбие, аккуратность,
усидчивость, целеустремленность, практичность, интерес к окружающему
миру.
Дети, приобщаясь к театральной деятельности, развивали кинестетические
ощущения, мимику, пространственную организацию движений,
воспитывалась уверенность в своих силах, доброжелательное отношение к
сверстникам и взрослым, умение взаимодействовать в коллективе.
Выступая под музыку, девочки испытывали состояние наслаждения,
восхищения. У них формировались ценностные ориентации – способность
ценить красоту в жизни.
Возможность оказаться на сцене в качестве манекенщицы – заветная мечта
многих девочек, у наших девчонок она становилась реальностью, т.к.
выступали всегда все. А выступление на сцене под музыку, в костюме,
обладает силой эмоционального и психологического воздействия на ребенка,
поднимает жизненный тонус и снимает напряжение.
Результатом работы школьного театра моды являлось воспитание
толерантности обучающихся школы,
у них появлялась возможность более
гармонично развиваться и жить в современном мире:
1. Девочки учились работать сообща, уважать свой и чужой труд…
2. Исчезал страх перед самостоятельным выступлением, появлялась
уверенность в себе…
3. Развивалась готовность, работая в группе, оказывать помощь…
4. Формировалось умение ценить свою и чужую работу…
5. Закреплялось чувство радости от совместного труда и творчества…
6. Девочки получали неоценимые эстетические, художественные, жизненные
впечатления.
7. Участвуя в показах, девочки работали над созданием своего
индивидуального образа, что во многом помогало преодолеть им трудности в
общении, придавало уверенности в своих силах, стимулировало
самопознание и самосовершенствование .
8. Вся система работы по подготовке коллекций, показов, театрализованных
представлений являлась и является эффективным средством развития,
воспитания, а значит и профилактики правонарушений, употребления ПАВ и
т.д..
«Если ребенка подбадривают, он учится верить в
себя».
«Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным».
«Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя».
«Если ребенок растет в терпимости, он учится
принимать других».
«Если ребенок живет в понимании, он учится
находить любовь в этом мире».
Приложение
(от Египта до наших дней)
открытое внеклассное
мероприятие
Шумихина М.В.
Специальная(коррекционная)общеобразовательная школа
интернат VIII вида
г. Чусовой, Пермский край
Ведущая:
У всего на свете есть своя история. Своя история есть и у костюма. Она очень
интересна. Но мы сегодня не сможем охватить всю историю, а сделаем
маленький экскурс в историю мирового и европейского костюма, в эпохи
наиболее заметные и интересные. Мы покажем Вам только самые
характерные костюмы этих эпох.
Мода.
Мода существовала во все века, но многое ушло безвозвратно:
На дорогах поколений
На пыли расточенных лет
Твоих шагов, твоих движений
Остался неизменный след
Густеют и редеют тени
А торжествующая медь
Зовет и нас в гряде мгновений
Мелькнуть, побыть и умереть
Итак, давайте смотреть – 13 век до нашей эры, Египет древний и
прекрасный.
Одежда египтянки состояла из 2 кусков ткани. Это был – калазирис.
Ткань была полупрозрачной, она окутывала женщину туманом и
светом: «Глубокий мрак тысячелетий, расходится при этом свете!»
Выходит египтянка – девочка, одетая в калазирис и говорит
: «Нас
влекут пурпурные ветрила, нежен вдох павлиных опахал, терпкой влагой
душно веет с Нила…»
Ведущая:
4 век до нашей эры. Древняя Греция. Прекрасные гречанки носили
хитоны, застегивающиеся на плечах фибулами, поверх – пеленали себя в
гиматий целиком и свободным концом прикрывали себе голову. Руки они
тоже скрывали. «Тебя сравнить хотел бы… Но игра сравнений тленна, ибо
слишком очевидно: ты средь женщин несравненна…»
Гречанка говорит
:
«Бледно-рыжее золото кос, зелень глаз и
аттический нос – в медном зеркале все отразится. Тонко бархатом риса
покрыт нежный лик, розовато-телесный, каплей нектара, влагой небесной
блещут серьги, скользя вдоль ланит…»
Ведущая:
4 – начало 6 века нашей эры. Византия – это Восточная Римская
империя. Одежда прекрасных византийских женщин была длинной и узкой и
наглухо укутывала фигуру. Столетиями ничего не менялось. Шитье одежды
не требовало специального умения. На голову надевали диадему – повязку с
драгоценными каменьями и украшениями.
Свежа их юная краса,
Златые пышны волоса
На волосах златых венцы
Румяность роз и васильки…
Выходит девочка в костюме византийской женщины и говорит:
Статуи, фрески, колонны,
Вязь драгоценных металлов,
Сноп самоцветных камней.
Девы в туниках, коронах
С хором юношей в монистах
В блеске локонов сквозистых
Круг сплетали для игры…
Ведущая:
С 9 по 12 век нашей эры – Раннее Средневековье.
В средние века земная красота считалась греховной. Тело драпировали
тяжелыми тканями, которые плотным мешком скрывали фигуру. Ширина
одежды была в 3 раза больше роста женщины. Повязана была голова,
полузакрыто лицо – связана воля и мысль женщины. Сверху надевали обруч
или корону.
Век проходимцев, век плаща!
Выходит девочка, одетая в костюм Средневековья и говорит:
В дни ужасов, огня, убийств, тревоги
Все ж женщина сияла как звезда…
Она тогда жила, затаена…
Ведущая:
13-14 век нашей эры. Позднее Средневековье или Готика.
Изобретается крой. В 13 веке расцветает поклонение «Прекрасной
Даме».
В период Готики в моде
S-образный силуэт. На живот накладывали
небольшие подушечки – босы. Одежды длинные, волочащиеся по полу.
Удлиненный силуэт подчеркивали – энненами. Они продержались в
моде 100 лет. Чем выше был эннен, тем знатнее и богаче была женщина.
Ночные ласточки и интриги – плащи –
Крылатые герои Великосветских авантюр…
Выходит девочка в костюме эпохи Готики и говорит:
Культ Дамы жил, скрыт в тайном эликсире, поя целебно мутный
мрак веков. А жизнь была сплошной борьбой врагов, и меч звенел в бою и на
турнире…
Ведущая:
Дорогие зрители! Пока наши незнакомки готовятся, я задам загадку, -
прочитаю кое-что, а Вы догадайтесь, о чем речь:
«Изобретателем этого
предмета был в начале 15 века Парижский проволочник Туранжо. Как всякая
новинка предмет ценился очень дорого, его ближайшая родственница
обыкновенная булавка так же ценилась очень дорого. Этот предмет
изготовлялся и изготовляется по номерам». (Игла).
Ведущая:
А теперь продолжаем двигаться по эпохам.
14-16 век. Эпоха Возрождения.
Роскошные одежды пришли на смену одежде средневековья.
Дыша духами и туманами она садится у окна,
И веют древними поверьями ее упругие шелка,
И шляпа с перьями и в кольцах узкая рука…
Выходит девочка одетая в костюм Возрождения и говорит:
Во все века жила затеяна и жажда светлых, благостных веселий.
Настали сроки: струны вновь запели и краски вновь зардели с полотна.
И женщина как роза расцвела…
Ведущая:
А теперь я вас немножко познакомлю с историей обуви (
показывает
плакат с обувью различных эпох).
Необходимость защищать ноги от холода, горячего песка, острых
камней и растений заставило человека изобрести обувь. В Древней Греции
обувью служили кожаные сандалии. Потом люди научились выкраивать и
сшивать обувь, подшивать подметки. Это было до конца 15 века. Одним из
интересных явлений в истории женской обуви были котурны. Высота их
доходила до 30 см., а при хождении в них даму поддерживали под руки двое
слуг.
В 17 веке находят признание облегающие ногу туфли с косым
каблуком. Их изготовляли из парчи, атласа, бархата. В 18 веке обувь
украшают пряжками, бантами, кружевами.
Ведущая:
Ну, а теперь вернемся к нашим « Незнакомкам».
Эпоху возрождения сменяет эпоха Барокко – 17 век. Барокко – в
переводе с итальянского – странный, вычурный. Одежда стала очень
пышной и торжественной, сложных форм и покроев. Юбки были так тяжелы,
что женщине не могли их носить и тогда придумали каркас из обручей.
Установив юбку из парчи и драгоценностей на полу, в нее просто входили и
пристегивали к корсету. В моде – большие кружевные воротники и манжеты.
И герцогини, лучший цвет, купались в море детских кружев…
Выходит девочка одетая в костюм Барокко и говорит:
Сиянье люстр и зыбь зеркал слились в один мираж хрустальный – и
веет, веет ветер бальный теплом душистых опахал…
Ведущая:
На смену Барокко приходит эпоха Рококо (это 18 век) – в переводе с
французского – причудливый. В моде напудренные парики и огромные
прически, мушками украшали лица. Платья на кринолинах перегружали
мехами, лентами, кружевами, длинными шлейфами. Носят корсеты.
Тафты, атласы и перкали,
Алмазы, жемчуга и кашемирски шали,
Линоны, кружева, батисты, тарлатан,
Да фунтов несколько притом белил, румян.
Выходит девочка в костюме Рококо и говорит:
И не я ль взбивала кудри, к блеску зеркала склонясь, подбирала гребень
к пудре, серьги, кольца, украшения, ароматы, умащенья, мазь для губ, для
щечек мазь…
Ведущая:
А теперь я немного расскажу Вам о пуговицах, а потом мы снова будем
двигаться по эпохам. До 12 века люди не пользовались застежкой-пуговицей.
Даже когда они появились, приняли их не сразу. Родиной пуговиц считается
Азия, а в Европу их доставили крестоносцы. Небезынтересно знать, как
родился обычай по-разному застегивать одежду мужчин и женщин – слева
направо и справа налево. В Средневековье, когда мужчина орудовал мячом и
шпагой, которые пристегивались с левой стороны, застежка одежды слева
направо была удобнее при исполнении оружия и позволяла греть руку
правую, сунув ее за пазуху. Аристократки же, диктовали моду, одевались с
помощью камеристок, которые удобнее была обратная застежка.
Пуговицы были деревянные, костяные, из слоновой кости, оловянные,
медные, цинковые, серебряные, золотые, хрустальные, изумрудные, алмазные
и даже в виде маленьких часов.
(Показывает плакат с пуговицами разных эпох).
Ведущая:
А теперь в 19 век, в его начало. Появился стиль Ампир.
Это стиль строгих форм (по сравнению с предыдущими). Мода стала
тяготеть к древнеримской одежде. Нет париков, выходят из моды мушки и
румяна.
В шелковых чулках и в пудре щеголя – француза, с лорнетом, в лентах,
кружевах разгуливает наша муза…
Выходит девочка в костюме стиля Ампир и говорит:
Женщины, весну напоминая светлыми нарядами, раскрыли шелковые
зонтики, чтоб шелком озаряло лица…
Ведущая:
Последующие годы- 19 век. Конец 19 века. Снова появляется корсет,
юбки пышные. Входят в моду турнюры – это объемные драпировки и банты
сзади. Идеалом красоты считались – «осиные талии», бледные лица,
изнеженность.
Они пленительны и нежны,
Они изысканно – небрежны
И завершенность линий их
Звучит как полнопевный стих
Выходит девочка в костюме конца 19 века и говорит:
Продолговатый и твердый овал, черного платья раструбы…
Руки, которые в замках дворца Вальсы Шопена играли…
По сторонам ледяного лица – локоны в виде спирали…
Ведущая:
А теперь я немножко расскажу Вам об истории носового платка. В 16
веке носовые платки были эффективным дополнением туалета. Носили их
как нарядные украшения в руках, украшали дорогой вышивкой и кружевами.
Передавали по наследству. Форма платков была разнообразной – круглые и
овальные, квадратные и продолговатые. Людовик 16 , король Франции,
установил, что длина носового платка должна быть ровна его ширине, с тех
пор платок таким и остался.
(Ведущая показывает различные носовые платки).
Ведущая:
И вот наступил 20 век.
В начале 20 века в моде произошли изменения – исчезли корсеты и
платья укоротились. В 20-е годы знаменитая Габриель Шанель ввела в моду
элементы мужской моды – брюки, галстуки, пиджаки. Женская одежда
сильно укоротилась, талия не подчеркивалась совсем. В моде короткие
стрижки «волны», кудряшки. Носят замысловатые шляпки.
О, женщина, ты - ведьмовский напиток!
Выходит девочка в костюме 20-х годов 20 века и говорит
:
Я из тех, кому идут камеи, медленность, старинная эмаль, окошко в
сад, жасмин, луна, печаль, нить жемчуга вкруг лебединой шеи…
Ведущая:
Одежда 20-х годов украшала немногих. Поэтому в 30-е годы мода
вернулась к приталенным силуэтам. Костюм оживлял цветной жилет,
наброшенная на плечо лиса, приколотый букет к лацкану. К костюму
полагалось маленькая шапочка и туфли на низком каблуке. В 40-е годы в
моду вошли подплечники, талия сильно затягивалась.
Ведущая:
Но прошла 2-я мировая война. Мода провозгласила новый образ –
творец его Кристиан Диор. Диор упразднил плечевые накладки. Плечи стали
плавно покатыми. Юбки удлинились.
И гибкий твой стан так воздушен и строен, и нежен кудрей аромат…
Выходит девочка в костюме 50-х годов и говорит:
Я пришла и опьянила томящим сумраком духов…
Ведущая:
В 60-е годы 20 века в моду входят начесы. Юбки укорачиваются, часто
превращаются в «бочонки». Появляются «платья – рубашки» - прямые,
свободные, не отрезные по линии талии».
Очень проста была одежда.
Желтое солнце светло блестит
Желтое платье в окне золотится…
Выходит девочка одетая в стиле 60-х годов и говорит:
Запах розы и запах локона,
Шелест шелка вокруг колен…
Ведущая:
А теперь я Вам, дорогие зрители, опять загадаю. Слушайте – этот
элемент костюма появился довольно поздно. Ни у греков, ни у римлян его не
было. В Европе он стал в 16 веке важнейшим элементом костюма. В Европе
увлечение этим элементом приняло такие формы, что богатые люди меняли
их чуть ли не ежемесячно, и стоили они нередко дороже, чем костюм. Ну что,
не угадали? (Воротник).
Ведущая:
А теперь наше время, 21 век!
(Выходят девочки в современной одежде).
Мода – занятие веселое, интересное
Она существует для того, чтобы сделать нашу жизнь ярче,
разнообразней.
А мы порой относимся к ней чересчур серьезно!
Будьте смелей. Пробуйте экспериментировать!
Это доставит Вам удовольствие!
(Звучит музыка современная, девочки танцуют)
Ведущая:
Но кратки все очарованья
Им не дано у нас гостить.
И вот должны мы попрощаться
Но долго, долго не забыть
Нежданно милых впечатлений,
Те ямки розовых ланит,
Ту негу стройную движений
И стан, оправленный в магнит.
Радушный смех и звучный голос
Полулукавый свет очей,
И этот длинный тонкий волос
Едва доступный пальцам фей…
(Девочки кланяются, звучит музыка. Все уходят).
Конец.