Напоминание

"ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ"

Автор: Лобачева Татьяна Владимировна

Должность: учитель биологии

Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 Карасукского района

Населённый пункт: город Карасук Новосибирская область

Наименование материала: статья

Тема: "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ"

Описание:

Как выбрать тему и организовать проектно- исследовательскую работу на уроках биологии и во внеурочное время

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=4464

Опубликовано 16.10.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ

МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
XXI век считают веком биологии. С этим можно не согласиться, но сегодня без биологических знаний немыслимо производство продовольствия, лекарственных препаратов, организация системы здравоохранения, сохранение окружающей среды и биологического разнообразия. И в будущем роль биологии в жизни человека не станет второстепенной. Я - учитель биологии, я помогаю детям изучать жизненные процессы на всех уровнях её организации. Помогаю увидеть необычное в обычном, найти тайну и непознанное в самом известном и давно знакомом. Моя задача как учителя биологии «Научить учиться!», способствовать накоплению полноценного личностного опыта. Современному обществу важны не только предметные и личностные достижения выпускников, но и особенно метапредметные результаты освоения школьной программы. Ориентируясь на запросы общества, понимаю, что эффективным средством достижения данных метапредметных результатов станет учебно-воспитательный процесс, организованный на основе исследовательской деятельности школьников. Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать исследователем, ученым. Это время пробуждения интереса к науке, когда занятия ею кажутся романтичными и увлекательными. И если в этот период предложить детям заняться исследованиями, мы наверняка спасем их от равнодушия к школьным дисциплинам, ведь исследовательская деятельность тот «витамин» интереса к науке, которого зачастую не хватает обычной школе. Сама природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. По мнению доктора педагогических наук Александра Ильича Савенкова, в современном мире развитое исследовательское поведение рассматривается уже не как узкоспециальная деятельность небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, как стиль жизни современного человека. Биология – благодатная наука для исследовательской деятельности школьников. Миллионы живых объектов, сложные взаимоотношения компонентов биосферы, социальные и экологические проблемы человечества… Множество вопросов, проблем, загадок! Есть определенный алгоритм выполнения исследовательских работ. Но началом начал служит проблемный вопрос, поиску ответа на который и будет посвящено всё проводимое исследование. Я провела анализ работ, выполненных моими учениками, и выделила 3 группы проблемных вопросов, ставших целью и основой ученического исследования. 1
1) Вопросы, связанные с подростковым возрастом и переживаемыми событиями: - как влияет высокий каблук на формирование организма подростка? - какие проблемы может вызывать пирсинг? - почему прыщи и угри появляются именно в подростковом возрасте и могут оставить после себя рубцы и шрамы? И самое актуальное исследование с момента введение процедуры ЕГЭ: как успешно сдать экзамены без вреда для здоровья? 2) Вопросы, связанные с проблемами населённого пункта: - что для Карасукского района долголетие - миф или реальность? - какова вероятность заболевания туберкулёзом в Карасукском районе? - каковы причины и последствия гибели пчёл на территории Карасукского района? - какой вред экологии нашего района наносят новогодние вырубки сосны обыкновенной? 3) Вопросы, связанные с темами изучаемыми на уроке: - в чём причины популярности картофеля? - почему пингвины не живут в Карасуке? - каковы ночные приключения совы. Выполненные работы ученики успешно представляют на районном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов. Все работы отмечены дипломами 1-2 степени (Приложение 1). Могу сделать выводы, что получить положительный результат организуемой исследовательской деятельности можно если: 1) проектно-исследовательская деятельность организована с учётом возрастных и психологических особенностей личности; 2) работа строиться на добровольной основе и учащимся предоставлены возможности для развития и самореализации; 3) занятость исследовательской и проектной деятельностью организована с учётом рационального распределения времени учащегося; 4) у ребёнка есть личный интерес или сопричастность к изучаемой проблеме. Исследовательская деятельность требует много физических и моральных затрат, но имеет большое значение в учебно-воспитательном процессе. Эта работа существенным образом влияет на развитие речи, мышления, памяти. А главное, в результате успешной проектно-исследовательской деятельности ученик испытывает комфортность, уверенность в себе. Полученный в процессе исследовательской работы личностный опыт отвечает требованиям метапредметных результатов освоения программы по биологии. Ведь происходит: - овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения 2
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; - умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; - способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; - умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. В профильных химико - биологических и в специализированном биотехнологическом классе проектно – исследовательская форма работы осуществляется как:  составляющая часть учебного процесса (опыты, эксперименты, доклады, сообщения, рефераты, проекты);  дополняющая часть учебного процесса (элективные курсы, спецкурсы, творческие конкурсы);  параллельная учебному процессу деятельность (конкурсы проектно - исследовательских работ разного уровня, телекоммуникационные викторины, олимпиады). Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. Школьные знания быстро устаревают, а полученные метапредметные результаты изучения биологии станут основой профессионального самоопределения и жизненного успеха. Отправимся в путь без сомнений и муки, Чтоб тайны освоить великой науки. Её изучали до вас очень многие. Но все, же она молода, как всегда. Красавица в мире наук – биология. Наука о жизни! Вперёд же друзья!
Приложение 1.
Ф.И. Тема работы Результат Продукт Пискарева М, Турбан Ю, Михайлова К. «Внимание, акне!» 1 место в районном конкурсе исследовательских работ Памятка по уходу за подростковой кожей. Презентация для проведения классного часа. 3
Пискарева М, Турбан Ю «Долголетие – миф или реальность?» 1 место в районном конкурсе исследовательских работ Памятка «Если хочешь быть долгожителем» Пузь Ю. «Что там под каблуком?» 2 место в районном конкурсе исследовательских работ Материал для классного часа, родительского собрания Тютюнник Е. «Туберкулёз – скрытая, но явная угроза!» 2 место в районном конкурсе исследовательских работ Памятка «Как избежать беды» (профилактика туберкулеза), презентация к уроку в 8 классе «Заболевания органов дыхания» Пискарёва М. «Сохраним пчелу – сохраним планету» 2 место в районном конкурсе исследовательских работ Сценарий внеклассного мероприятия по биологии «Тайны пчелиного улья» Шумихина Н. «Экзамен без стресса» 2 место в районном конкурсе исследовательских работ Материал для классного часа, родительского собрания, памятка выпускнику. Дыбова П, Сколота Д «Картофель – знакомый незнакомец» 2 место в районном конкурсе исследовательских работ Презентация к уроку в 6 классе, внеклассное мероприятие для недели биологии. Середа А «Елочке не холодно зимой» 2 место в районном конкурсе исследовательских работ Акция «Елочка для класса», изготовление искусственных елочек из разных материалов. Детцель М, Шмакова В, Корж А «Вторая жизнь новогодней елочки» 1 место в районном конкурсе исследовательских работ Школьная фирма по утилизации новогодних деревьев 4


Яндекс.Метрика