ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ
МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
XXI век считают веком биологии. С этим можно не согласиться, но сегодня без
биологических знаний немыслимо производство продовольствия, лекарственных препаратов,
организация системы здравоохранения, сохранение окружающей среды и биологического
разнообразия. И в будущем роль биологии в жизни человека не станет второстепенной.
Я - учитель биологии, я помогаю детям изучать жизненные процессы на всех уровнях
её организации. Помогаю увидеть необычное в обычном, найти тайну и непознанное в самом
известном и давно знакомом.
Моя задача как учителя биологии «Научить учиться!»,
способствовать накоплению полноценного личностного опыта.
Современному обществу важны не только предметные и личностные достижения
выпускников, но и особенно метапредметные результаты освоения школьной программы.
Ориентируясь на запросы общества, понимаю, что эффективным средством достижения
данных метапредметных результатов станет учебно-воспитательный процесс,
организованный на основе исследовательской деятельности школьников.
Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать исследователем, ученым.
Это время пробуждения интереса к науке, когда занятия ею кажутся романтичными и
увлекательными. И если в этот период предложить детям заняться исследованиями, мы
наверняка спасем их от равнодушия к школьным дисциплинам, ведь исследовательская
деятельность тот «витамин» интереса к науке, которого зачастую не хватает обычной школе.
Сама природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. По
мнению доктора педагогических наук Александра Ильича Савенкова, в современном мире
развитое исследовательское поведение рассматривается уже не как узкоспециальная
деятельность небольшой профессиональной группы научных работников, а как
неотъемлемая характеристика личности, как стиль жизни современного человека.
Биология – благодатная наука для исследовательской деятельности школьников.
Миллионы живых объектов, сложные взаимоотношения компонентов биосферы, социальные
и экологические проблемы человечества… Множество вопросов, проблем, загадок!
Есть определенный алгоритм выполнения исследовательских работ. Но началом начал
служит проблемный вопрос, поиску ответа на который и будет посвящено всё проводимое
исследование.
Я провела анализ работ, выполненных моими учениками, и выделила 3 группы
проблемных вопросов, ставших целью и основой ученического исследования.
1
1)
Вопросы, связанные с подростковым возрастом и переживаемыми событиями:
- как влияет высокий каблук на формирование организма подростка?
- какие проблемы может вызывать пирсинг?
- почему прыщи и угри появляются именно в подростковом возрасте и могут оставить
после себя рубцы и шрамы?
И самое актуальное исследование с момента введение процедуры ЕГЭ: как успешно сдать
экзамены без вреда для здоровья?
2)
Вопросы, связанные с проблемами населённого пункта:
- что для Карасукского района долголетие - миф или реальность?
- какова вероятность заболевания туберкулёзом в Карасукском районе?
- каковы причины и последствия гибели пчёл на территории Карасукского района?
- какой вред экологии нашего района наносят новогодние вырубки сосны
обыкновенной?
3) Вопросы, связанные с темами изучаемыми на уроке:
- в чём причины популярности картофеля?
- почему пингвины не живут в Карасуке?
- каковы ночные приключения совы.
Выполненные работы ученики успешно представляют на районном конкурсе
исследовательских работ и творческих проектов. Все работы отмечены дипломами 1-2
степени (Приложение 1).
Могу
сделать выводы,
что получить положительный результат организуемой
исследовательской деятельности можно если:
1) проектно-исследовательская деятельность организована с учётом возрастных и
психологических особенностей личности;
2) работа строиться на добровольной основе и учащимся предоставлены возможности для
развития и самореализации;
3) занятость исследовательской и проектной деятельностью организована с учётом
рационального распределения времени учащегося;
4) у ребёнка есть личный интерес или сопричастность к изучаемой проблеме.
Исследовательская деятельность требует много физических и моральных затрат, но
имеет большое значение в учебно-воспитательном процессе. Эта работа существенным
образом влияет на развитие речи, мышления, памяти. А главное, в результате успешной
проектно-исследовательской деятельности ученик испытывает комфортность, уверенность в
себе.
Полученный в процессе исследовательской работы личностный опыт отвечает
требованиям метапредметных результатов освоения программы по биологии. Ведь
происходит:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности,
включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
2
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-
умение работать с разными источниками биологической информации:
находить
биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать
информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках
по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать
свою позицию.
В профильных химико - биологических и
в специализированном биотехнологическом
классе проектно – исследовательская форма работы осуществляется как:
составляющая часть учебного процесса (опыты, эксперименты, доклады, сообщения,
рефераты, проекты);
дополняющая часть учебного процесса (элективные курсы, спецкурсы, творческие
конкурсы);
параллельная учебному процессу деятельность (конкурсы проектно -
исследовательских работ разного уровня, телекоммуникационные викторины,
олимпиады).
Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. Школьные знания
быстро устаревают, а полученные метапредметные результаты изучения биологии станут
основой профессионального самоопределения и жизненного успеха.
Отправимся в путь без сомнений и муки,
Чтоб тайны освоить великой науки.
Её изучали до вас очень многие.
Но все, же она молода, как всегда.
Красавица в мире наук – биология.
Наука о жизни! Вперёд же друзья!
Приложение 1.
Ф.И.
Тема работы
Результат
Продукт
Пискарева М,
Турбан Ю,
Михайлова К.
«Внимание,
акне!»
1 место
в районном конкурсе
исследовательских
работ
Памятка по уходу за
подростковой кожей.
Презентация для
проведения классного часа.
3
Пискарева М,
Турбан Ю
«Долголетие –
миф или
реальность?»
1 место
в районном конкурсе
исследовательских
работ
Памятка «Если хочешь
быть долгожителем»
Пузь Ю.
«Что там под
каблуком?»
2 место
в районном конкурсе
исследовательских
работ
Материал для классного
часа, родительского
собрания
Тютюнник Е.
«Туберкулёз –
скрытая, но
явная угроза!»
2 место
в районном конкурсе
исследовательских
работ
Памятка «Как избежать
беды» (профилактика
туберкулеза),
презентация к уроку в 8
классе «Заболевания
органов дыхания»
Пискарёва М.
«Сохраним
пчелу –
сохраним
планету»
2 место
в районном конкурсе
исследовательских
работ
Сценарий внеклассного
мероприятия по биологии
«Тайны пчелиного улья»
Шумихина Н.
«Экзамен без
стресса»
2 место
в районном конкурсе
исследовательских
работ
Материал для классного
часа, родительского
собрания, памятка
выпускнику.
Дыбова П,
Сколота Д
«Картофель –
знакомый
незнакомец»
2 место
в районном конкурсе
исследовательских
работ
Презентация к уроку в 6
классе, внеклассное
мероприятие для недели
биологии.
Середа А
«Елочке не
холодно зимой»
2 место
в районном конкурсе
исследовательских
работ
Акция «Елочка для
класса», изготовление
искусственных елочек из
разных материалов.
Детцель М,
Шмакова В,
Корж А
«Вторая жизнь
новогодней
елочки»
1 место
в районном конкурсе
исследовательских
работ
Школьная фирма по
утилизации новогодних
деревьев
4