Учебное заведение: ОГБОУ "Центр образования и развития "Особый ребёнок г. Смоленска".
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: Программа по развитию творческих способностей обучающихся с интеллектуальной недостаточностью
Тема: "Свой дом украшу я сама"
Описание:
В процессе трудовой деятельности создаются условия для развития творческих способностей: творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий ее вхождение в мир культуры и освоения способа существования в современном мире. Для реализации этого направления создается атмосфера, стимулирующая всех субъектов образовательного процесса к творчеству. Творчество пронизывает всю их жизнедеятельность. Программа направлена на развитие адаптивных возможностей, творческого потенциала. Данная программа предназначена для групповых и индивидуальных занятий с обучающимися 5-9 классов.
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребёнок г. Смоленска».
Программа развитие творческих способностей
«Свой дом украшу я сама»
Программу составила
учитель профильного труда:
Лисянская Т.А.
2016
«Истоки творческих способностей и
дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут ручейки,
которые питают источник творческой
мысли. Другими словами: чем больше
мастерства в детской ладошке, тем умнее
ребёнок»
В.А. Сухомлинский
Актуальность программы.
В процессе трудовой деятельности создаются условия для развития творческих
способностей: творчество рассматривается как универсальный механизм развития
личности, обеспечивающий ее вхождение в мир культуры и освоения способа
существования в современном мире. Для реализации этого направления создается
атмосфера, стимулирующая всех субъектов образовательного процесса к творчеству.
Творчество пронизывает всю их жизнедеятельность. Программа направлена на
развитие адаптивных возможностей, творческого потенциала. Данная программа
предназначена для групповых и индивидуальных занятий с обучающимися 5-9
классов.
Проблема
У об учащихся с нарушением интеллекта плохо развиты творческие способности, в
связи с их интеллектуальной недостаточностью - слабо развита познавательная,
мыслительная деятельность, воображение, восприятие, фантазия. Таким образом, в
целом трудовая деятельность осуществляется на более низком уровне, чем у детей с
нормальным интеллектом.
Новизна
Одним из новых направлений обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья является организация и проведение интегрированных уроков с
использование компьютерных технологий.
Особое место в развитии творческих способностей принадлежит наглядному методу
с использованием ИКТ, которому присущи элементы творчества, новизны,
приобретения опыта творчества, т.к. процесс изготовления любого изделия
начинается с выполнения эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций,
разработка конструкции моделей, её моделирования.
Цель
Организация преподавания, способствующая повышению эффективности обучения
и развития творческих способностей. Раскрывать, выявлять, определять роль
творческих способностей на уроке профессионально трудового обучения.
Проведение самоанализа, самооценки и определение перспектив профессиональной
деятельности. Способствовать развитию адаптивных возможностей, постижение
обучающими духовного содержания.
Задачи
Включать учащихся в такую систему деятельности и отношений, которая
обогащает их положительный опыт, укрепляет нравственные позиции,
развивает творческие способности;
Использовать ИКТ, систематически, целенаправленно развивать у детей
подвижность и гибкость мышления; стимулировать процессы переключения,
поисковой активности; учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам,
мыслить, самим делать выводы; находить новые, оригинальные подходы,
красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
Помочь подросткам найти свои интересы и склонности, научиться с их
помощью выражать свои эмоции и чувства.
Вскрыть проблемы и противоречия, возникшие в период работы. Развитие
мелкой моторики рук, зрительно- двигательной коррекции.
Духовное развитие личности.
Проводить постоянный мониторинг учебного процесса, как основы анализа
деятельности и развития.
Коррекционно-развивающие задачи
корригировать внимание
коррекция и развитие связной устной речи
коррекция и развитие психические процессы (памяти, внимание, мышление)
коррекция и развитие зрительных восприятий
коррекция и развитие тактильного восприятия
коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук
коррекция и развитие мыслительной деятельности учащихся, эмоционально-
волевой сферы.
развивать словарный запас и развивать практические умения пользоваться им.
Воспитательные задачи:
воспитывать интерес к учебе, предмету;
воспитывать умение работать в парах, в команде;
воспитывать самостоятельность;
воспитывать нравственные качества (любовь, трудолюбие, умение
сопереживать и т.д.)
Технологии.
Педагогические технологии формируются из различных приёмов, форм, методов,
средств, используемых педагогом для достижения результативности единого
коррекционно – воспитательного процесса на каждом из уроков. Необходимым
условием целенаправленной работы по развитию творческих способностей является
отбор различных методов и приёмов, чтобы в итоге создать индивидуальное
направление своей педагогической деятельности.
Для развития творческих способностей используются:
1.
Здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех
известных технологий по степени влияния на здоровье детей онинормализуют
психическое и физическое состояние учащегося. Направлены на коррекцию
моторного развития, мышечного тонуса.
2.
Личностно – ориентированные технологии.
Освоение учащимися полученных знаний в соответствии с их возможностями и
потребностями. Представляет свободу выбора ряда элементов в процессе обучения.
Формирование адекватной самооценки учащихся.
3.
Информационные технологии.
Технологии ИКТ позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным
способностям учащихся с нарушением интеллекта, различному уровню
сложности содержания обучения.
Преимущество использования электронного способа работы с
информацией;
- последовательность и системность информации;
- тезисность и информативность;
- лёгкость возврата к предыдущей информации;
- возможность дополнения или исправления информации;
- копируемость;
Методика
Компьютеризация процесса обучения, современные технологии, методы и приёмы
помогают развивать у учащихся творческие способности.
Использование презентаций на уроках делает процесс обучения более
познавательным и эффективным.
Применяя в своей работе наглядные пособия, тесты, карточки-задания, схемы,
технологические, пооперационно – технологические карты, анаграммы, печатные
пособия всё это позволяет более продуктивно развивать у учащихся с нарушением
интеллекта творческие способности.
Правильным выбором и умелым применением методов обучения во многом
определяется качество знаний, умений и навыков учащихся. Существенную роль в
познании ребенком окружающего мира играют их ощущения и восприятие.
Воздействуя на органы чувств (зрение, слух), средства наглядности обеспечивают
разностороннее восприятие объекта и полное формирование какого-либо образа или
понятия, способствуя, таким образом, более прочному усвоению знаний и развитию
творческих способностей. При выполнении практической работы, используя в одной
поделке различные материалы, технологии, направления. Такая методика более
эффективно развивает творческие способности у учащихся. Творческий труд
предполагает постоянный поиск новых решений, новых постановок задач, активное
варьирование функций, самостоятельность и неповторимость движения к искомому
результату. Творческий характер труда находит свое выражение новых идей,
появление прогрессивных технологий, более совершенных и
высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов,
энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.
Содержание программы.
Тема №1.
«Изящные рукоделия». Вводное занятие (2ч.)
Задачи обучения и его содержание. Образцы работ и проектов, выполненных
предыдущими учащимися. Организация труда при изучении предмета. Инструменты
и принадлежности, организация рабочего места. Правила внутреннего распорядка.
Безопасность и гигиена труда. Инструктаж по технике безопасности.
Беседа о том, как оживить интерьер дома, как освежить кухню при помощи
красивых и полезных вещей, выполненных своими руками.
Тема №2.
Изготовление кухонных полотенец, прихваток,
салфеток.(6 ч.)
Общие понятия о видах и назначениях кухонных комплектов. Определение
формы и размеров кухонных полотенец, прихваток и салфеток.
Практические занятия. Раскрой, пошив и отделка кухонного комплекта,
состоящего из полотенца, прихваток и салфетки.
Тема №3.
Пошив сумки (4 ч.)
Общие понятия о видах и назначении сумок из ткани. Определение формы,
размера и назначения изготавливаемой сумки.
Практические занятия. Раскрой, пошив и отделка сумки.
Тема №4.
Пошив панно – аппликации (8 ч.)
Практическое занятие. Раскрой и пошив рабочих рукавиц различных форм и
размеров.
Тема №5.
Пошив рукавички – прихватки (3 ч.)
Общие понятия о видах и назначении рукавички – прихватки. Определение
размера и выбор отделки рукавички – прихватки.
Практические занятия. Раскрой, пошив и отделка рукавички – прихватки.
Тема №6.
Пошив грелки на чайник (3 ч.)
Общие понятия о видах, формах и назначении грелки на чайник. Определение
формы, размера и отделки грелки на чайник.
Практические занятия. Раскрой, пошив и отделка грелки на чайник.
Тема №7.
Пошив тапочек (3 ч.)
Общие понятия о видах, формах и назначении тапочек из драпа. Определение
размера и отделки тапочек.
Практические занятия. Раскрой, пошив и отделка тапочек из драпа.
.
Учебно-тематический план программы
«Свой дом украшу я сама»
№
п/п
Содержание занятия.
Количество
часов теории.
Количество часов
практики.
Всего
часов.
Тема
1.
«Изящные рукоделия». Вводное
занятие.
2
-
2
Тема
2.
Изготовление кухонных
полотенец, прихваток,
салфеток.
1
6
7
Тема
3.
Пошив сумки.
1
4
5
Тема
4.
Панно-аппликации..
-
8
8
Тема
5.
Пошив рукавички – прихватки.
1
3
4
Тема
6.
Пошив грелки на чайник.
1
3
4
Тема
7.
Пошив тапочек из меха на свой
размер.
1
3
4
ИТОГО:
7
27
34
Календарно - тематическое планирование занятий
дата
№
Тема занятия
1
неделя
1.
« Изящные штучки». Введение в учебный курс. ТБ
2
неделя
2.
История возникновения столового белья из ткани. Виды
ткани. Особенности работы с тканью
3
неделя
3.
Изготовление прихватки квадратной формы.
4
неделя
4.
Изготовление прихватки круглой формы. Выбор стиля
отделки.
5
неделя
5.
Изготовление прихватки, салфетки, ключницы – в
выбранном стиле.
6
неделя
6.
Набор салфеток. Выбор стиля отделки.
7
неделя
7.
Набор салфеток. Выбор стиля отделки
8
неделя
8.
Набор салфеток. Выбор стиля отделки
9
неделя
9.
Виды хозяйственных сумок. Материалы для пошива.
10
неделя
10.
Пошив хозяйственных сумок.
11
неделя
11.
Пошив хозяйственных сумок
12
неделя
12.
Пошив хозяйственных сумок.
13
неделя
13.
Пошив пляжных сумок. Индивидуальная отделка.
14
неделя
14.
Пошив пляжных сумок. Индивидуальная отделка.
15
неделя
15.
Пошив пляжных сумок. Индивидуальная отделка.
16
неделя
16.
Панно «Город древний и молодой». Аппликация из разных
тканей.
17
неделя
17.
Панно «Город древний и молодой». Аппликация из разных
тканей.
18
неделя
18.
Панно «Город древний и молодой». Аппликация из разных
тканей.
19
неделя
19.
Панно «Город древний и молодой». Аппликация из разных
тканей.
20
неделя
20.
Панно «Город древний и молодой». Аппликация из разных
тканей.
21
неделя
21.
Панно «Город древний и молодой». Аппликация из разных
тканей.
22
неделя
22.
Панно «Город древний и молодой». Аппликация из разных
тканей.
23
неделя
23.
Панно «Город древний и молодой». Аппликация из разных
тканей.
24
неделя
24.
Рукавичка – прихватка из х-б ткани с отделкой по вкусу.
Анализ образца.
25
неделя
25.
Рукавичка – прихватка из х-б ткани с отделкой по вкусу
26
неделя
26.
Рукавичка – прихватка из х-б ткани с отделкой по вкусу
27
неделя
27.
Рукавичка – прихватка из х-б ткани с отделкой по вкусу
28
неделя
28.
Грелка на чайник или кофейник. Анализ образца.
29
неделя
29.
Грелка на чайник или кофейник
30
неделя
30.
Грелка на чайник или кофейник
31
неделя
31.
Грелка на чайник или кофейник
32
неделя
32.
Тапочки меховые на свой размер ноги.
33
неделя
33.
Тапочки меховые на свой размер ноги.
34
неделя
34.
Тапочки меховые на свой размер ноги.
Специфика подготовки развивающих, творческих занятий швейному
делу.
- руководство учебной программы при выборе темы занятий;
- соотношение темы занятий тематическому плану;
- чёткая постановка целей занятия (дидактической, коррекционной и
воспитательной);
- определение типа и структуры занятия, преемственности его этапов;
- отбор методов и определение их рациональной комбинации
(последовательности);
- реализация охранительного режима обучения через комбинацию
используемых на занятиях методов, обеспечивающую смену видов
деятельности обучающихся и опору на разные анализаторы;
- уяснение дидактической функции наглядности;
- выступление учителя не в роли основного источника информации, а в роли
организатора эффективных условий обучения;
Опыт показал, что успеха можно ожидать только тогда, когда
творческие занятия будут проводиться систематически по определённому
плану с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
Результативность
Сравнительный анализ итогов выпускных квалификационных экзаменов
обучающихся по предмету ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый
ребёнок» г. Смоленсказа период с 2014 по 2016 г.г.
Общие сведения
2014- 2015 уч. г.
2015 -2 016 уч. г.
1
Количество
обучающихся на начало
10
10
уч. года
9 класс
2
Количество
обучающихся в
9 классе на конец уч.
года.
10
10
3
Число воспитанников,
сдавших экзамен
На «5» и «4»
9
10
Детям с нарушением интеллекта непросто заниматься трудовой
деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с
этим в процессе обучения и развития этих детей встает первая важная задача –
сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.
Изготовление конкретных поделок не должно являться самоцелью, а должно
служить средством развития творческих способностей учащихся.
Занятия творческим трудом доставляют детям радость, создают положительный
эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе творческой
деятельности развивается эстетическое восприятие, чувство, образные
представления и воображение.
Планируемый результат:
1. Повышен интерес к внеурочной деятельности учащихся с задержкой
психического развития (подготовка к выставке детского творчества, недели труда)
2. Средний уровень результата образования.
3. В результате обучения подростки научатся чётко следовать инструкции.
4. Повысится творческая активность, улучшится мелкая моторика, зрительная
активность.
Направления педагогической деятельности:
- Научно – методические подходы к проблеме;
- Определение принципов обучения – общеучебных и коррекционных;
- Изучение и введение продуктивных технологий обучения и воспитания;
- изучение уровней познавательной активности и тревожности учащихся.
- Связь урочной педагогической деятельности с внеурочной.
Перспективы.
Продолжить развивать творческие способности у учащихся, в урочной и
внеурочной деятельности как эффективного средства творческого развития
личности ребенка.
Для реализации цели ставлю перед собой ряд задач:
• научить и отработать навык перевода рисунка с бумаги на ткань
• учить читать схемы
• расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед
• учить ориентироваться в проблемных ситуациях
• развивать композиционные навыки при составлении тематических
композиций
• развивать творческие способности
• развивать умение анализировать, сравнивать (память, внимание,
пространственное воображение мелкую моторику рук, соразмерность
движения рук)
• воспитывать трудолюбие, волевые качества личности (терпение,
усидчивость, целенаправленность); критичность, чувство удовлетворения от
совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма,
самостоятельность в работе.
На занятиях использовать разнообразные методы:
• репродуктивная деятельность (копирование технологического приема с
целью его освоения, выполнение объекта по образцу, устные ответы по
теоретическим вопросам)
• репродуктивная деятельность с элементами творческой (поиск
альтернативных материалов), способов выполнения поделки
• творческая деятельность (получение новых знаний опытным путем,
достижение одного и того же результата разными путями, выполнение
абсолютно новой поделки, основанную на изученной технологии).
Список литературы
1.
Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. -
Ростов-на-Дону, 2006.
2.
Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция
задержки психического развития у детей: учебно-метод. пособ. / Н.Ю.
Борякова — М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с.
3.
Галин А.Л. Психологические особенности творческого поведения. М., 1996.
4.
Грузенберг СО. Психология творчества. - Минск, 2005.
5.
Кузнецова, Л.И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Основы специальной
психологии /под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002. – 54 с.
6.
Тихомирова Л.В. «Развитие познавательных способностей детей», Ярославль,
изд-во ТОО «Гринго», 2002
7.
Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-
методические аспекты / С.Г. Шевченко. – М.: Владос, 2000 . – 210 с.