В СВЕТЕ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
УЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ЧЕПУРНЫХ ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВНА
предъявляют требования не только к предметным, но и к метапредметным и
личностным результатам. Поэтому появилась необходимость рассмотреть
урок с позиции требований стандарта нового поколения.
Урок остается
основным педагогическим инструментом реализации требований ФГОС.
Возникает вопрос: остаются ли
традиционные подходы к организации
урочной деятельности при введении ФГОС или
модернизация урока
обязательна? Меняется роль учителя: он играет роль наставника, организует
и направляет
деятельность учащихся. Ученик перестает быть пассивным
участником образовательного процесса,
а наравне с учителем участвует в
постановке целей и задач каждого урока,
определяет план своей работы,
выбирает средства и способы достижения
поставленных целей, активно
участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников.
ФГОС требует формирования не только предметных, но и метапредметных и
личностных результатов. На этапе организационного момента формируются
следующие УУД: личностные -принятие своей роли ученика, соблюдение
определенных правил поведения регулятивные –формируем волевую
саморегуляцию, умение настроить себя на работу, контролировать свою
готовность к уроку. Практически на каждом уроке происходит – «открытие
нового знания» . На доске учащиеся видят
картинку паровозика и Мr
Rule . Я задаю вопрос: « Ребята, а вы не знаете почему МrRule приехал к нам
в гости?» Дети отвечают: « Сегодня на уроке мы узнаем новое
правило
чтения». «Да, вы познакомитесь с новым правилом чтения и словами. А
какое правило, вы узнаете немного позже». На этапе формулирования темы и
целей урока у учащихся формируются познавательные и регулятивные УУД.
При обучении целеполаганию возможно введение проблемного диалога , в
результате которого дети определяют границу своего знания – незнания и
1
ставят цель на уроке.
При планировании практической деятельности учащихся на уроке учитываю
дифференциацию учащихся по уровню подготовки и по темпу работы.
Подбираю такие задания, чтобы для любого ученика была создана
ситуация
успеха . Также на этом
этапе продумываю формы организации работы на
учащихся уроке. На уроке современного типа преобладает индивидуальная,
парная и групповая работа.
Работа в парах и группах необходима для того, чтобы обучить учащихся
учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, то
есть у учащихся
формируются коммуникативные умения. На этапе
актуализации знаний закрепляю лексику предыдущих уроков. Например,
в классе 4 человека, каждый ученик прописывает в столбик, карточка 1,2,3 и
так далее, после того как у него в тетради появляется 4 плюса - это означает,
что он проработал все карточки, затем ученик идет ко мне и я его опрашиваю,
как он усвоил лексику. Все учащиеся получают оценки в журнал за этот вид
работы. Презентация нового материала по ФГОС отличается от изучения
нового материала на традиционном уроке. Создается
ситуация разрыва - я
предлагаю учащимся выполнить рефлексивное задание для обнаружения
дефицита способов действий (знаний).
Например, ученики должны составить и перевести 3 предложения, одно
предложение не удается составить. Учащиеся формулируют (совместно со
мной проблему),
обозначают учебную задачу, выявляют новое знание
(изучают новые слова) и решают практические задания. На этом этапе урока
формируются следующие УУД: регулятивные - отличать верно выполненное
задание от неверного коммуникативные - планировать учебное
сотрудничество в группе: договариваться, распределять
работу, получать
результат, предъявлять результат познавательные – работать по
предложенному учителем плану, инструкции. При обучении самоконтролю и
самооценке у учащихся формируются следующие УУД:
Регулятивные-
2
умение производить контроль и оценку своих действий
Личностные
-взаимодействовать со сверстниками, уметь сдерживать свои
эмоции. Коммуникативные - умение работать в паре, группе; учитывать
разные мнения. При оценивании устных ответов одноклассников
ребята
высказывают своё мнение по поводу услышанного. В результате
организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать
своих одноклассников,
объективно оценивать их ответ. Использую такую
форму работы, как
взаимооценивание письменных работ
. Работа в
постоянной паре. Это этап взаимопроверки готовности к проверочной
работе. Знание лексики, которое проверялось в парах сменного состава,
распределены на две карточки - учащиеся диктуют друг другу слова, а затем
проверяют и ставят оценки.
Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует
формированию умения анализировать свою деятельность на уроке. Наряду с
пятибалльной системой оценивания использую
и другие методики. Так,
предлагаю ребятам использовать смайлики разного цвета («оранжевый» - все
удалось на уроке; «голубой» - были ошибки; «зеленый» - ничего непонятно,
задания были трудные). Каждый ребенок поясняет, почему именно такой
смайлик был выбран.
Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал
нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие
идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно
отвергнуть. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными
технологиями.
3
В помощь учителю предлагаем возможные формулировки
деятельности.
Формулировки деятельности учителя и обучающихся
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Проверяет готовность
обучающихся к уроку.
Озвучивает тему и цель урока.
Уточняет понимание учащимися
поставленных целей урока.
Выдвигает проблему.
Создает эмоциональный настрой
на…
Формулирует задание…
Напоминает обучающимся, как…
Предлагает индивидуальные
задания.
Проводит параллель с ранее
изученным материалом.
Обеспечивает мотивацию
выполнения…
Контролирует выполнение работы.
Осуществляет:
индивидуальный контроль;
выборочный контроль.
Побуждает к высказыванию своего
мнения.
Отмечает степень вовлеченности
учащихся
в работу на уроке.
Записывают слова, предложения.
Делят (звуки, слова ит.д.) на группы.
Выполняют упражнение в тетради.
По очереди комментируют…
Обосновывают выбор написания…
Приводят примеры.
Пишут под диктовку.
Проговаривают по цепочке.
Выделяют (находят, подчеркивают,
комментируют) орфограммы.
На слух определяют слова с изучаемой
орфограммой.
Составляют схемы слов (предложений).
Проводят морфемный анализ слов.
Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют задания по карточкам.
Называют правило, на которое
опирались
при выполнении задания.
Читают и запоминают правило,
проговаривают его друг другу вслух.
Озвучивают понятие…
Выявляют закономерность…
Анализируют…
Определяют причины…
4
Диктует.
Дает:
комментарий к домашнему
заданию;
задание на поиск в тексте
особенностей...
Организует:
взаимопроверку;
коллективную проверку;
проверку выполнения упражнения;
беседу по уточнению и
конкретизации первичных знаний;
оценочные высказывания
обучающихся;
обсуждение способов решения;
поисковую работу обучающихся
(постановка цели и план
действий);
самостоятельную работу с
учебником;
беседу, связывая результаты урока
с его целями.
Подводит обучающихся к выводу
о…
Наводящими вопросами помогает
выявить причинно-следственные
связи в…
Обеспечивает положительную
реакцию детей на творчество
Формулируют выводы наблюдений.
Объясняют свой выбор.
Высказывают свои предположения в
паре.
Сравнивают…
Читают текст.
Читают план описания…
Подчеркивают характеристики…
Находят в тексте понятие, информацию.
Слушают стихотворение и
определяют…
Слушают доклад, делятся
впечатлениями о…
Высказывают свое мнение.
Осуществляют:
самооценку;
самопроверку;
взаимопроверку;
предварительную оценку.
Формулируют конечный результат своей
работы на уроке.
Называют основные позиции нового
материала и как они их усвоили (что
получилось, что не получилось и
почему)
5
одноклассников.
Акцентирует внимание на
конечных результатах учебной
деятельности обучающихся на
уроке
Рефлексия.
На листе бумаги обведите свою ладошку.
Каждый палец – то какая то позиция, по которой необходимо
высказать свое мнение.
• большой – для меня это важно и интересно …
• указательный - я получил конкретные рекомендации…
• средний - мне было трудно (не понравилось)…
• безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
• мизинец - для меня было недостаточно…
Заключение.
Так что же для нас современный урок?
Это урок - познание, открытие, деятельность, противоречие,
развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация,
мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность.
6