Данная тренинговая программа является частью комплексной работы по перестройке учебно-воспитательного процесса по типу личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми. Назначение программы – начать работу по преодолению внутренних коммуникативных стереотипов, актуализировать изменение педагогической позиции с субъект-объектных на субъект-субъективные отношения с детьми.
Цель
Осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности. Обращение своего сознания к собственным переживаниям и к чувствам воспитанников.
Поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем.
Выработка внутренней позиции по отношению к воспитанникам и к профессиональной деятельности в целом, ориентирующей педагогов на построение личностных взаимоотношений с детьми, а также создающей предпосылки для овладения специфическими способами построения личностно-ориентировочной модели общения.
Данная тренинговая программа является частью комплексной работы по
перестройке учебно-воспитательного процесса по типу личностно-
ориентированной модели взаимодействия с детьми. Назначение программы –
начать работу по преодолению внутренних коммуникативных стереотипов,
актуализировать изменение педагогической позиции с субъект-объектных на
субъект-субъективные отношения с детьми.
Цель
Осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности. Обращение
своего сознания к собственным переживаниям и к чувствам воспитанников.
Поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных
или истинных профессиональных проблем.
Выработка внутренней позиции по отношению к воспитанникам и к
профессиональной деятельности в целом, ориентирующей педагогов на
построение личностных взаимоотношений с детьми, а также создающей
предпосылки для овладения специфическими способами построения личностно-
ориентировочной модели общения.
Материалы и оборудование
Магнитофон, записи спокойной, легкой и желательно экзотической музыки:
мольберт, удобный для крепления бумаги размером А1
листы бумаги размером А1 для записей «памяти группы»:
маркеры 2-3 цветов для ведения «памяти группы»:
скрепки, кнопки, булавки- в достаточном количестве:
средства создания изображения: фломастеры, карандаши, краски, цветная
бумага, клей, кисточки, скотч, ножницы. линейки, старые журналы с картинками и
др.
много бумаги формата А4:
бланки для самодиагностики «Психологический портрет учителя»:
бланки «Обратная связь»(на каждого по три плюс запасные):
карманное зеркало, настольное зеркало:
все для чаепития.
ЗАНЯТИЕ 1
Цель:
- создать благоприятные условия для работы тренинговой группы
- ознакомить участников с основными принципами тренинга, принять правила
работы группы:
- начать освоение активной позиции самопознания и развития способности
производить значимые изменения в своем отношении к профессии:
- способствовать самодиагностике и самораскрытию членов группы.
Ведущий предлагает всем участникам группы сделать визитные карточки со
своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он
хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного
героя. имя образ.
Правила работы в группе
Ведущий выносит на обсуждение правила взаимодействия между участниками
группы.
1. Доверительный стиль общения (одно из его отличий – называние друг друга на
«ты» , что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего)
2. Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует
участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе)
3. Персонификация высказываний (отказ от безличных речевых форм,
помогающих людям в повседневном общении скрыть собственную позицию и
уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме «Я считаю..», «Я
думаю..»
4. Искренность в общении (говорить только то. что действительно чувствуем,
или молчать: открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других
участников)
5. Конфиденцальность (происходящее на занятии не выносится за пределы
группы, что способствует раскрытию участников ).
6. Определение сильных сторон личности (в ходе обсуждения обязательно
подчеркнуть положительные качества выступающего)
7. Недопустимость непосредственных оценок человека
Принятые правила записываются в памяти группы.
Игра «Поменяйтесь местами..»
Для того чтобы выполнить следующее упражнение. Необходимо разбиться на
подгруппы. Это можно сделать с помощью игры «Поменяйтесь местами». Эта
игра позволит немного подвигаться, поднять настроение. А также узнать друг о
друге дополнительную информацию. Убирается один стул. И водящий, старается
занять освободившееся место, предлагается поменяться местами тем, кто носит
брюки, любит яблоки, у кого голубые глаза и т.д.
Когда правила игры становятся понятны, условия перемены усложняются.
Теперь вопросы должны касаться особенностей профессиональной деятельности
участников, образования, специфики работы с детьми, мотивов участия в
тренинге.
Например, меняются местами те, кто:
- работает всю жизнь в одном учреждении:
- любит свою работу:
-работает педагогом уже больше 10 лет:
- мечтал быть педагогом с детства и т.д.
Упражнение «Личности педагога»
(Проводиться в малых группах по 4 человека)
Подгруппам предлагается составить портрет идеального педагога. На
выполнение задания отводится 5-7 минут. Малые группы высказываются по
очереди. Выдвигаемые мысли становятся достоянием памяти. Спорные качества,
формулировки. определения выносятся для обсуждения всей группой.
Примерные качества
Гибкость
Стремление к самоактуализации
Доброжелательность
Умение брать ответственность на себя
Коммуникабельность,
Направленность личность на другого человека,
Принятие себя
Уважение чужого мнения,
Организаторские способности,
Умение видеть на несколько шагов вперед,
Креативность,
Эмпатийность
Первая микрогруппа дает свой портрет идеального педагога, и все качества
фиксируются на доске. Для второй микро группы работа усложняется за счет
особенностей представления своего портрета- оно проходит в виде ответов на
вопросы:
С чем в списке предыдущей подгруппы вы согласны?
Что вы сами предлагаете добавить?
Что в этом списке вы бы изменили, уточнили?
Таким образом, список дополняется и изменяется при этом первая микро группа
имеет право отстаивать сове решение, приводить аргументы в свою защиту.
Третьей микро группе предстоит защитить свое мнение в сравнении с уже
оформленным перечнем двух предыдущих микро групп. Отвечая на уже
известные вопросы.
Итогом групповой дискуссии является список качеств идеального педагога,
удовлетворяющий всех участников.
Игра «Ладони и колени»
Сидя в кругу, положить ладони на колени соседей, правую- на левое колено
соседа слева, левую- на правое колено соседа справа. Играющие передают хлопок
от колена к колену (для этого надо внимательно следить за тем, чья рука лежит на
следующем колене по кругу, и не перепутать очередность своего хлопка). Когда
устоится ритм хлопков, можно предложить усложнение – два хлопка по одному
колену будут обозначать движение в обратную сторону, т.е. теперь играющим
нужно следить и за тем, чья рука хлопает по колену, и за направлением движения
хлопков.
Тест «Психологический портрет учителя: опыт самодиагностики»
Цель:
помочь педагогу найти резервы для более эффективной работы или
понять причины существующих профессиональных проблем. Самотестирование
проходит на основе принципа конфиденциальности: педагогам раздаются
индивидуальные бланки для ответов, которые с этого момента являются их
собственностью, а для интерпретации шкал ведущим зачитываются все
возможные варианты результатов.
Материалы: бланки для самооценки
После зачитывания обработки результатов группа приглашается к обсуждению,
содержанием которого становятся не результаты самотестирования, а мысли и
чувства, возникшие в связи с результатами самотестирования.
Вопросы для обсуждения
Какие ощущения вызвало у вас предстоящее самотестирование?
Совпадает ли полученная картина с вашими представлениями о себе?
Какой характер имеют эти расхождения
Информация по какой из шкал для вас является более значимой?
Насколько объективно, на ваш взгляд, этот тест может отразить психологический
портрет педагога?
Игра «Джунгли»
Материалы: листочки с названиями животных, прикрепленные к спинке стула.
Для следующего упражнения участникам необходимо разделиться на малые
группы. С этой целью, а также для поддерживания работоспособности проводится
такая игра.
Ведущий до занятия к обратной стороне стула прикрепляет листочки с
названиями животных, например, обезьяна, крокодил, верблюд, бегемот. Названия
животных на листочках должны повторятся в таком количестве, чтобы на их
основе можно было разделить группу на нужное число микро групп по 3-4
человека.
После инструкции ведущего участники отодвигают свои стулья. Освобождая
пространство для движения. И находят листочки с названиями животных. Не
обсуждая с другими содержание карточки, по команде все начинают двигаться,
изображая свое животное. Задача, стоящая перед участниками, собрать в группы
всем бегемотам. крокодилам, обезьянам и верблюдам.
Упражнение «Мои сильные стороны»
(Проводится в малых группах по 3 человека)
Каждому предлагается рассказать остальным о чертах личности, которые он
считает лучшими в себе, которые он мог бы выдвинуть в качестве примера детям
и хотел бы сформировать у своих воспитанников.
После небольшой подготовки участники в подгруппах по очереди представляют
себя. Необходимо нацелить их на то, чтобы все высказывания подавались в
утвердительной. а не в условной форме (исключить слова типа «возможно»,
«наверно», «может быть») Слушатели могут уточнять детали, просить
разъяснения. Задавать дополнительные вопросы. но не высказывать свое мнение.
На основании само презентаций каждая микро группа составляет сборный
портрет лучших черт с указанием на то. какие. благодаря им. качества личности
детей они могут воспитать, будучи напарниками
Общее время работы микрогрупп-15 минут.
Вопросы для обсуждения
Какие чувства вызвало задание?
Что мешало свободно говорить о своих достоинствах?
Какие чувства вы испытали. когда услышали собственные сильные черты в
общем портрете?
Задумывались ли вы раньше о влиянии ваших черт на воспитание конкретных
сторон личности детей?
Идея, выносимая на обсуждение.
Нужно стремиться к тому. чтобы не было необходимости каждую минуту
контролировать ситуацию и думать о том, как выглядишь в глазах детей.
Напротив, надо стараться быть естественным, честным перед воспитанниками, то
есть таким, какой ты есть на самом деле. Но для этого каждому педагогу
необходимо развивать в себе такие качества, которые являются неотъемлемыми
чертами его личности, будут положительно влиять на формирование
определенных сторон личности детей.
Упражнение-активатор «Печатная машинка»
Попытка воспроизвести процесс печатания на машинке отрывок их хорошо
известной песни или стихотворения. Каждый по очереди произносит по одной
букве слова. В конце слова все встают. на знак препинания- топают ногой, в конце
строки -хлопают в ладоши. Кто ошибается –выходит из игры.
Упражнение- активатор «Апельсин»
Передавая друг другу мячик, давать любые возможные определения апельсину.
Упражнение активизирует творческое мышление. внимание, хорошо
поддерживает рабочую мотивацию.
Упражнение «Подарок»
Каждый дарит своему соседу справа любой «подарок», т.е. сообщает ему о том,
чтобы он хотел ему подарить. имея неограниченные материальные возможности.
Упражнение проходит по кругу.
Анкетирование «Обратная связь»
Завершением каждого занятия является заполнение анкеты «Обратная связь».
Бланки анкет желательно приготовить заранее.
Завершение. Ведущий перечисляет, что каждому необходимо принести для
занятия: небольшое карманное зеркало, фломастеры, цветные карандаши.
ЗАНЯТИЕ 2
Цель :
-
продолжить самораскрытие и самоанализ, создать условия для проявления
профессиональной и личностной индивидуальности:
- способствовать выделению сильных и слабых сторон значимых в
профессиональной деятельности качеств личности членов группы:
- начать активное овладение личностно- ориентированной позицией по
отношению к воспитанникам на основе практического усвоения понятий
«понимание, принятие и признание личности ребенка»
Приветствие
Обсудить, что запомнилось с первой встречи.
Анализ анкет
Проводится ведущим. В анализе должна присутствовать обратная связь по всем
пунктам анкеты. Особо выделить информацию о себе и пути реализации
предложений.
Упражнение «Мое педагогическое кредо»
Материалы: средства изображения и вся окружающая обстановка.
Необходимо сформулировать девиз, создать образ, символ. эмблему своей
профессиональной деятельности. а затем представить её группе. Это может быть
рисунок, песня, четверостишие, схема, жест, пословица и т.д. Участники могут
воспользоваться любыми имеющимися изобразительными материалами,
музыкальными инструментами
Время подготовки 10 минут
Вопросы для обсуждения
Почему вы выбрали именно эти средства для символизации своего кредо?
Что главное в себе вы хотели подчеркнуть этим символом?
Что в этом символе вы не отразили, но хотели бы добавить?
Какой элемент символа несет на себе основную смысловую нагрузку?
Удовлетворены ли вы созданным символом?
Анализ домашнего задания
Он проводится в микро группах, и их объединение может произойти таким
образом: ведущий показывает группе карточки с написанными на каждой тремя
буквами и предлагает по этим схемам объединиться в микро группы. Участники
должны догадаться, что они обозначают первые буквы их тренинговых имен.
Ведущий предлагает обратиться к домашнему заданию, вспомнить ситуации из
детства, чувства и мысли. Которые они тогда вызывали.
В качестве звукового сопровождения используется приятная, спокойная музыка.
В течении трех минут (продолжительность мелодии) участники группы
погружаются в свои воспоминания.
Вопросы для обсуждения в микро группах
Какие чувства вы испытывали?
Задумайтесь, какие переживания были для вас более яркими?
Есть ли разница в восприятии этого события вами- ребенком и с вами-
взрослым?
Ловите ли вы себя иногда на том. что поступаете так же, как когда-то с вами?
Если нет, то почему?
Вспомните. Пожалуйста, были ли в вашей жизни ситуации. когда воспоминания
детства помогали или мешали общению с другими людьми?
Вопросы для обсуждения в кругу
Какую тактику обсуждения вы предпочли в вашей микрогруппе?
Как вы отнеслись к необходимости рассказать ваши истории другим членам
микрогруппы?
Есть ли разница в вашем восприятии этих историй до рассказа другим и после?
Какие мысли возникали в вашей микрогруппе по ходу обсуждения
предложенных вопросов?
Идеи, выносимые на обсуждение
Наши детские впечатления влияют на нас и движут нашим поведением до сих
пор?
Мы в ответе за чувственный опыт наших детей, который также будет
определяющим в их будущей взрослой жизни.
Упражнение «Движение по кругу»
Каждому участнику предлагается придумать какое-нибудь несложное движение.
По команде все начинают выполнять задуманное, одновременно запоминая
движение соседа справа, чтобы по хлопку начать выполнять его. После
следующего хлопка движения меняются снова таким же образом.
С этого момента группа переходит к освоению содержания понятия.
Личностно-ориентированная модель
общения взрослого с ребенком
(по А.В. Петровскому)
Цель: обеспечить ребенку чувства психологической защищенности, доверия к
миру, радости существования (психологическое здоровье): формировать начала
личности (базис личностной культуры): развивать его индивидуальность.
Способы общения:
понимание, приятие и признание личности ребенка.
основанные на способности взрослого к децентрации
Понимание- умение видеть ребенка «изнутри». Смотреть на мир одновременно
с двух точек зрения- своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы,
движущие детьми.
Приятие -
безусловно положительное отношение к ребенку. У его
индивидуальности, независимо от того, радует он в данный момент взрослого или
нет, признание его уникальности.
Признание- это прежде всего право голоса ребенка в решении тех или иных
проблем
Тактика общения:
сотрудничество, создание и использование ситуаций.
требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности,
динамика стилей общения.
Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его
дальнейшего развития
Методические рекомендации ведущему по формированию у педагогов
знаний и представлений о личностно –ориентированной модели общения.
Без внутренней готовности к построению новых отношений с детьми владение
необходимыми приемами не может компенсировать отсутствия духовного
единства взрослого и ребенка.
В первую очередь необходимо уделять внимание анализу и формированию
позиции педагога, реализующейся через понимание, приятие и признание
личности воспитанников. Этапность работы должна быть такова: от
формирования личностной позиции педагогов по отношению к детям через
присвоение личностно-ориентированных способов общения к овладению
адекватной тактикой общения с детьми.
Формирование внутренней личностной позиции педагога. Ориентированной на
интересы ребенка, перспективы его развития, на восприятие воспитанников как
равноправных партнеров в условиях сотрудничества, невозможно без
переосмысления собственных педагогических взглядов, убеждений, без
самоанализа, самопознания и самоопределения личности в целом. Это большая
длительная работа.
Содержание предлагаемых в дальнейшем игр и упражнений поможет осознать и
прочувствовать смысл понимания. Приятия и признания личности ребенка, т.е.
позволит получить собственный опыт адекватного восприятия позиции педагога.
Дав определение всем трем способам общения, после каждого упражнения надо
предложить педагогам самим определить, какой способ общения оно
иллюстрировало.
Упражнение «Зеркало»
Материалы: небольшое карманное зеркало
Подготовить основу- изображение двойной пятиконечной звезды размером
примерно 5+5 см. Глядя на изображение через зеркало, надо провести линию
между внешней и внутренней звездами. Это упражнение хорошо иллюстрирует
возможности ребенка в период созревания головного мозга и ограниченность этих
возможностей.
Вопросы для обсуждения
Ваши ощущения в процессе выполнения задания
Ваши мысли по этому поводу.
Идеи, выносимые на обсуждение.
От ребенка нельзя требовать того. чего он в принципе сделать не в состоянии.
Во время выполнения этого задания у взрослых часто вырываются восклицания,
вздохи, комментарии. Это является нормальным выражением эмоций, помогает
выполнить задание. От детей же на занятиях часто требуется тишина. Что идет
вразрез с естественными реакциями и накапливает эмоциональное напряжение.
Иллюстрируемый способ общения: ПОНИМАНИЕ
Упражнение «Подкрепление»
Это упражнение иллюстрирует значимость безоговорочно положительного
отношения к ребенку. Процедура такова. Двое желающих выходят за дверь.
Оставшимся дается инструкция задумать предмет из имеющихся в помещении и
место. На которое активному участнику необходимо будет его перенести.
Сложность упражнения заключается в двух моментах.
Во-первых, ни сам предмет. ни его новое место не называются напрямую, а
ответы с уточнениями на вопросы водящего носят завуалированный,
расплывчатый характер.
Во-вторых, группе дается задание: первому игроку давать отрицательное
подкрепление всех его слов и поступков (с помощью критики, негативных оценок,
пренебрежительной невербальной информации), а второму- положительное
(используя слова поддержки. радости за успешные действия, уверения в
пустячности совершенных неверных поступков, восхищения)
Приглашается активный участник и ему дается задание: определить задуманный
группой предмет и перенести его на новое место. Процедура совершается по
очереди с каждым игроком, отличаясь только в характере эмоционального
подкрепления.
По окончании упражнения проходит групповое обсуждение, в котором
возможность высказаться первыми («выпустить пар») предоставляется активным
участникам.
Вопросы для обсуждения
Как вы чувствовали себя в своей роли?
Какие чувства вызвала у вас реакция группы?
Как вы чувствуете себя сейчас?
Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?
Идеи, выносимые на обсуждение.
Безусловно положительное приятие ребенка рождает доверие к миру,
уверенность в себе и окружающих.
Психологическая поддержка- это способ выражения приятия.
С выданным за несколько минут шквалом отрицательного подкрепления первый
игрок справился. Так как понимал. что -это игра. Ребенку такое количество
негативных оценок выдается порциями м растягивается на весь период
пребывания в учебном заведении. Он не имеет другой информации о себе, других
ресурсов, которые помогли бы ему справиться с переживаниями. Таким образом у
ребенка может сформироваться устойчивое отношение к себе как к неудачнику.
Даже положительная оценка должна быть уместной. Мастерство педагога
проявляется не в том, чтобы всегда только хвалить ребенка, а в том, чтобы
почувствовать, когда эта похвала и поддержка особенно необходимы.
Иллюстрируемый способ общения: ПРИЯТИЕ .
Упражнение «Часы»
Это упражнение на поддерживание работоспособности. Участники садятся в
круг. Между всеми играющими последовательно, как на часах, распределяются
цифры. Ведущий называет любое время. Тот, чья цифра соответствует количеству
часов, должен быстро хлопнуть в ладоши. а тот, чья цифра соответствует
количеству минут, сказать «бом». Если часы «показывают» такое время, когда обе
стрелки находятся на одной цифре, например, 12 часов, то один и тот же человек
сначала хлопает в ладоши, а потом говорит «бом».
Упражнение «Самопознание»
Материалы:
бумажки с написанными буквами, составляющими слово
«самопознание»
Между участниками распределяются буквы, составляющие слово
«самопознание». Из них группе придется составлять новые слова. В начале
упражнения ведущий спрашивает у каждого, сколько, на его взгляд. слов можно
составить из этого набора букв. После выслушивания мнений группе можно
задать вопрос:
- Когда ты называл количество возможных слов, опирался на то, сколько сам
можешь составить или учитывал, что могут появиться варианты от других членов
группы?
Далее группа строит всевозможные слова из букв- людей, составляя их в ряд.
Одновременно проверяется, есть ли разница между индивидуальными
представлениями и групповыми возможностями.
Вопросы для обсуждения
Все ли участвовали в составлении слов?
Как было организовано составление слов?
В какой форме проходило составление слов (перестановка. уговаривание.
просьба. совместное решение и т.д.)
Идеи, выносимые на обсуждение
Необходимо видеть каждого, принимать каждого. учитывать мнение каждого
человека.
Легко заметить, выделить активного, инициативного ребенка, сложно-
спокойного. пассивного, робкого.
Иллюстрируемый способ общения: ПРИЗНАНИЕ .
Упражнение «Паровозики»
Сочетает возможность получить интересную информацию о себе, об
отношении к подчинению и собственному руководству с возможностью просто
двигаться.
Создать подгруппы.
«Паровозики» ездят по трое, стоя в затылок друг к другу. У первого и второго
глаза закрыты – это вагоны. Третий глаза не закрывает, чтобы иметь возможность
управлять тройкой, он - паровоз. Он держит за локти среднего. Средний –первого.
Движение происходит с разной скоростью (с ускорением, замедлением).
Постепенно каждому дается возможность побыть паровозом и вагоном.
Вопросы для обсуждения
Какие чувства ты испытал во время упражнения на каждой из позиций?
Какая позиция для тебя была самой удобной?
Смог ли ты абсолютно довериться ведущему?
Идеи, выносимые на обсуждение.
У каждого человека есть своя комфортная позиция- вести за собой или быть
ведомым.
Но! Работая с детьми. мы обязаны нести за них ответственность всегда, и это
единственно возможная позиция.
Проектное рисование «Я- педагог»
Материалы: средства изображения. Альбомная бумага.
Следующее задание предполагает создание рисунка-автопортрета. Однако
особенностью этого автопортрета будет необходимость подчеркнуть в нем свои
профессиональные качества. Для рисования использовать имеющиеся
изобразительные средства.
Участники распределяются по помещению таким образом, чтобы работа над
рисунком осталась в тайне от других. После этого неподписанные рисунки
собираются ведущим, и группа приступает к их анализу. Рисунки предъявляются
по очереди. Без указания авторства. В обсуждении принимают участие все члены
группы, свободно высказывая свое мнение.
Вопросы для обсуждения
Что вы можете сказать о профессиональных особенностях изображенного
человека?
Что вы можете сказать о личностных особенностях изображенного человека?
Какими достоинствами обладает изображенный человек (профессиональными,
личностными)?
Что бы вы пожелали изменить в себе изображенному человеку?
Упражнение «Животные»
Это упражнение также для поддержания работоспособности.
Каждый участник называет любое животное, при этом остальные должны
запомнить. Кто какое животное назвал. Затем все запоминают ритм, который будет
сопровождать выполнение упражнения: два хлопка в ладоши. на каждый хлопок
называя свое животное. и два удара по коленям, одновременно называя животное
другого игрока.
Первый игрок два раза называет свое животное, делая одновременно два хлопка,
и сразу в том же темпе два раза хлопает себя по коленям. Произнося дважды
название животного того игрока. Кому хочет передать ход. Этот игрок
подхватывает заданный темп, дважды хлопая в ладоши, дважды произносит
название своего животного и, хлопая по коленям, называет следующего игрока.
Тот. кто сбивается с ритма, начинает выполнять это же задание. но изображая
только звуки своего животного.
Домашнее задание
«Мои перспективы»
Необходимо сформулировать основные цели профессионального
самосовершенствования. Которых участники хотели бы достичь в ближайшее
время. При этом надо продумать конкретные шаги, предполагающие их
достижение.
Анкетирование «Обратная связь»
ЗАНЯТИЕ 3
Цель:
- закрепит стиль активного овладения личностно -ориентированной позицией в
общении с детьми:
- подойти к идее практического использования результатов самоанализа в целях
самосовершенствования:
- создать условия для получения участниками обратной связи от группы и
формирования индивидуальных результатов работы.
Анализ анкет
Упражнение «Молекулы»
Упражнение на создание работоспособности и разделения на четыре
подгруппы.
Все участники - атомы. Они двигаются по типу броуновского движения. иногда
соединяясь в молекулы. Темп, направление движения. количество атомов в
молекулах и места соединений задает ведущий.
Например: «Молекулы, по три локтями!» - все должны разбиться на группы по
три человека и прижаться друг к другу локтями. Скорость движения указывается
цифрой: «Плюс 20, плюс 40, плюс 80», что значит в данном случае, что скорость
растет, хотя она может замедляться. В конце выполнения упражнения надо
образовать четыре подгруппы (молекулы)
Анализ домашнего задания
«Мои перспективы»
Проходит в микрогруппах по 3 человека. У каждого есть возможность
высказаться по поводу своих планов профессионального совершенствования. При
этом можно спрашивать совета у других, выслушивать их мнение. После этого в
общем кругу анализируются результаты работы подгрупп, выделяются сложности,
с которыми можно столкнуться при планировании.
Вопросы для обсуждения
Что проще прогнозировать: далекую перспективу или близкую?
Каким образом в вашей группе решали проблему каждого?
Идеи, выносимые на обсуждение
Любое изменение ведет нас по дороге самосовершенствования.
Информация, которую мы получаем о себе, должна нами использоваться в
целях саморазвития.
Возможно проблема, которая стоит перед вами, уже стояла перед кем-то другим
и была решена – надо уметь пользоваться чужим опытом.
Не заняв определенного места в образовательном учреждении, невозможно
влиять на учебно-воспитательный процесс в целом.
Упражнение «Взгляды»
Все участники закрывают глаза. По команде ведущего открыв глаза, надо
одними глазами установить контакт с кем-нибудь из группы. Когда все достигли
поставленной цели, попросить встать друг перед другом тех, кто имеет контакт
глаз, чтобы получилось две шеренги.
Упражнение «Композиция»
Группа делится на две команды. Обеим командам дается задание» на альбомном
листе нарисовать композицию из геометрических фигур- двух треугольников, трех
квадратов и одного прямоугольника.
Когда рисунки готовы, команды обмениваются капитанами. Капитан, придя в
чужую команду, смотрит рисунок и своей команде начинает объяснять, как
изобразить то же самое (при этом задавать дополнительные вопросы нельзя.
Потом это же делает второй капитан.
По окончании рисования предлагается сравнить получившиеся рисунки с
«подлинниками» и найти отличия. Первое слово для высказывания своих
впечатлений от упражнения предоставляется капитанам.
Вопросы для обсуждения
С какими трудностями вы столкнулись, когда диктовали описание рисунка?
Хотелось ли вам затем что-то сказать по- другому, другими словами, более
подробно?
Чем отличаются рисунки?
Как вы считаете, в чем причина получившихся отличий?
Идеи, выносимые на обсуждение
Каждый имеет право на ошибку, и ребенок и взрослый.
Наше старание не обязательно приводит именно к тому, чего мы ожидаем.
Если ребенок не понял- это не значит. что он невысокого развития, возможно,
мы просто не смогли понятно объяснить.
Иллюстрируемый способ общения: ПОНИМАНИЕ
Упражнение «Тюрьма»
Чтобы немножко подвигаться, с уже имеющимися командами играем дальше.
Внутренний круг образован сидящими на стульях- это арестанты, за спиной у
каждого стоит по тюремщику. Задача арестантов- договориться взглядом с любым
из других арестантов, «о побеге», быстро поменяться местами, но так, чтобы
тюремщик, не успел прикоснуться к нему (это означает, что беглец пойман).
Задача тюремщика -следить, чтобы арестант не сбежал
Упражнение «Зеркало»
Материалы: зеркало размером примерно 15*20 см.
По кругу передается зеркало. Задача каждого игрока- посмотреться в зеркало и
попытаться воспринять себя отстраненно, как будто видишь не свое отражение. А
лицо незнакомца, которое привлекло внимание.
Сосредоточенно изучите этого человека и попытайтесь ответить на такие
вопросы:
- Что привлекательного вы видите в этом человеке?
- За что его можно любить?
- Что вызывает уважение, а может быть. восхищение?
После того как зеркало обойдет весь круг, обсудить ту внутреннюю работу,
которую многим пришлось совершить.
Идеи, выносимые на обсуждение
Сложно увидеть хорошее в себе, но, научившись это делать, полюбив себя,
значительно проще увидеть нечто особенно и в другом человеке.
Приняв себя таким, какой ты есть, можно научить других такому же отношению
к себе.
Иллюстрируемый способ общения: ПРИЯТИЕ.
Упражнение «Руки»
Ведущий просит соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой
ладонью на левую.
По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает
бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или
демонстрации таких действий, ведущим не производится.
Идеи, выносимые на обсуждение
В ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, т.е. агрессия
порождает агрессию.
Если педагог настроен недружелюбно по отношению к детям, они это
почувствуют и неосознанно примут меры защиты.
Иллюстрируемый способ общения: ПРИЯТИЕ
Игра-активатор «Всеобщее внимание»
Всем участникам предлагается выполнить одну и ту же задачу. Любыми
средствами. не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным
катастрофам, постараться привлечь к себе внимание окружающих. Действия
выполняются всеми участниками одновременно.
Упражнение «Дискуссия»
Материалы:
Корточки с ролями «методист», «воспитатель» (несколько).
«психолог», «не принимаемый»
Для разделения на две группы, можно использовать следующий способ:
ведущий вызывает двух участников. Дает им выбрать одну их двух карточек, на
обороте которых написано, какую команду он должен набрать – супервизоров или
участников дискуссии. Не называя участников тренинга мотив своего выбора.
капитаны набирают себе команды. Затем участники высказывают свои
предположения о том, по какому критерию их разделили на команды. Упражнение
носит социометрический характер. А также показывает уровень развития
межличностных отношений.
Итак, группа делится пополам. Одна половина образует внутренний круг, это
участники дискуссии. Другая –внешний. это наблюдатели. которым также
предстоит держать над головами членов дискуссии таблички. Определяющие их
должностной статус в учреждении: методист, воспитатели, психолог.
Только на одной табличке имеется надпись, указывающая не должность, а
положение этого работника в коллективе – «не принимаемый».
Таблички раздаются таким образом. чтобы их содержание было видно всем,
кроме участника, к которому она относится. Задается тема дискуссии, а именно-
подготовка педагогического совета по теме «Ознакомление с особенностями
личностно- ориентированного общения с детьми»
Продолжительность дискуссии -5 минут
Вопросы для обсуждения
К активным участникам:
- В какой момент вы поняли, что выпадаете из дискуссии?
- С чем вы это связывали, как объясняли?
- Какие чувства у вас возникали в этой связи?
- Это позволило мобилизоваться, собраться или. Наоборот, расстроило. Спустило
руки?
К пассивным участникам:
- Какие ассоциации вызвала табличка «не принимаемый»?
- Как вы стали вести себя по отношению к этому человеку?
- Были ли у вас сомнения по поводу содержания вашей таблички (не определяет
ли она особенности отношения к вам со стороны коллектива)?
- Каково самочувствие человека, точку зрения которого не признают, не
учитывают. к которому не относятся с должным уважением и вниманием?
Идеи, выносимые на обсуждение
Действие групповых стереотипов: если у человека есть определенный «ярлык».
То отношение к нему строится уже в прямой зависимости от него: при этом никто
не обязан поддерживать эти стереотипы- каждый свободен делать свой выбор,
независимый от общепринятого.
Во время проведения упражнения игроки будут стараться показать каким-либо
образом отношение к «особенному» игроку, однако это не является единственной
стратегией поведения – можно наоборот стараться поддержать человека.
непринимаемого в коллективе, попытаться показать его лучшие стороны.
Если в группе принято навешивать ярлыки. никто не застрахован от подобного.
Если в группе приняты искренние отношения, без скрытых мотивов. То каждый
член этой группы чувствует себя более уверенно и свободно.
Отношение к любому человеку должно строится на основе принятия его
личности, уважения к нему: если в ребенке что-то не нравится, всегда есть в нем,
что-то. что является его достоинством, является ценным и значимым для
взаимодействия с другими.
Иллюстрируемый способ общения: ПРИЗНАНИЕ.
Упражнение «Стой спокойно»
Играющие образуют круг. Ведущий ходит внутри круга и, остановившись перед
кем-нибудь, громко говорит: «Руки!». Тот, к кому он обратился, должен стоять
спокойно, а его соседи должны поднять руки. сосед слева – правую, сосед справа
–левую. Кто ошибается выходит из круга.
Упражнение «Последняя встреча»
Занятия закончились, скоро расставание. Но всё ли все успели сказать друг
другу? Может быть, кто-то забыл поделиться с группой своими переживаниями?
У каждого есть шанс сделать то, что не успели сделать на предыдущих занятиях.
«Не откладывай свое решение на завтра. Действуйте здесь и теперь!»
Для проведения этого упражнения можно использовать музыку.
Итоги моего участия в тренинге
Упражнение происходит по принципу «бездомный заяц» . Один стул убирается.
Оставшийся в кругу (это может быть ведущий) формирует кратно, что он вынес
для себя из участия в тренинговой группе. По окончании фразы все поднимаются
со стульев, меняются местами- новый «заяц» рассказывает о результатах своей
работы. Упражнение продолжается до тех пор, пока не выскажутся все.
Упражнение «Обратная связь»
Материалы: листочки небольшого размера, по две на каждого.
С помощью предыдущего упражнения все уже по несколько раз поменяли свои
места в кругу и. соответственно соседей. Теперь для получения обратной связи о
себе каждому предстоит написать своему соседу слева, и справа по два его
сильных качества и два слабых, которые можно изменить. Листочек с обратной
связью кладется на стул того, кому адресован. Таким образом. каждый получает
дважды информацию о себе.
Анкетирование «Обратная связь»