Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: "Обобщение по теме "Словоообразование" 6 класс
Описание:
Урок русского языка в 6 классе по теме "Систематизация и обобщение по теме "Словообразование" - урок обобщения знаний.
Цель: систематизировать, закрепить и проконтролировать знания, полученные по морфемике в 6 классе
Планируемый результат: (предметный) обучающиеся должны знать:
1.терминыпо словообразованию, значение морфем, однокоренные слова.
2.правила "Чередование гласных в корне слова" и "Буквы И/Ы после приставок", "Правописание приставок"
3.алгоритм по морфемного и словообразовательного разборов
4. Уметь работать со словообразовательной моделью слова
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 «б» классе.
Учитель:Чеснокова И.Б.
Тема
Систематизация и обобщение знаний по теме «Словообразование»
Цель
систематизировать, закрепить и проконтролировать знания, полученные по словообразованию в 6 классе.
Планируемый
результат
Предметные
Метапредметные
Личностные
1.Актуализируются и закрепляются
знания терминов по словообразованию,
значение морфем, однокоренные слова.
2.Повторение и закрепление ЗУН по
темам «Чередование гласных в корне
слова» и «Буквы И/Ы после приставок»
3.Обобщение и систематизация ЗУН по
морфемному и словообразовательному
разборам
4. Умение работать со
словообразовательной моделью слова
1. Владение всеми видами речевой
деятельности
2.Применение приобретенных ЗУНов в
повседневной жизни
3. Коммуникативно целесообразное
взаимодействие с людьми в процессе
речевого общения, совместной
деятельности
4. Овладение культурными нормами
речевого поведения
Проявление эмоционального отношения к
учебно-познавательной деятельности
Формирование готовности к саморазвитию
Развитие творческих способностей и
речевых навыков.
Выработка навыка групповой работы,
оценки работы товарищей и
самооценки.
Тип урока
урок обобщения и систематизации умений и навыков
Форма
проведения
Исследовательская лаборатория
Формируемые
компетенции
Коммуникативная: навыки работы в группе, в коллективе, умение высказать суждение, задать вопрос, представить себя.
Ценностно- смысловые компетенции: самоопределение ученика в ситуациях учебной деятельности, развитие индивидуальной
образовательной траектории ученика.
Учебно-познавательные компетенции : мотивация обучения, самостоятельная познавательная деятельность
Компетенция личностного самосовершенствования : овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях
Организация пространства
Межпредметные связи
Формы работы
Ресурсы
Литература
Индивидуальная , групповая
Учебник , индивидульные карточки, карточи-задания,
Презентация PowerPoint
Домашнее задание:
1.
. Составить шарады, сочинить сказку о дружбе морфемики и орфографии, контрольные вопросы и задания
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1. Организацион-
ный этап.
Приветствие учащихся
Приветствие учителя, друг друга
Личностные УУД:
проявление
эмоционального отношения к
учебно –познавательной
деятельности
2.
Постановка
целей и задач.
Мотивация
учебной
деятельности
Сегодня проводим заседание учёного совета.
В его структуре выделяют 4 лаборатории:
1.Морфемная
2.Словообразовательная
3. Орфографическая
4. Этимологическая
Членам учёного совета предлагается
«Разминка для ума».(1) Необходимо решить
проблему, зашифрованную в девизе нашего
совета.
Для этого необходимо открыть журналы
исследований, записать число и проблему
нашего исследования: « Если знаешь части
слова, то напишешь их толково »(Материал
для анализа №1)
Слайд №1
Записывают число в тетради.
Записывают предложение, « Если
знаешь части слова, то напишешь их
толково»
Работают в группе , рассказывая
друг другу теоретический материал,
создают мини- рассуждение,
представляют, делают вывод,
записывают тему урока :
«Обобщение знаний по теме
«Словообразование»
Личностные УУД :
развитие уважительного отношения
учеников друг к другу.
Регулятивные УУД :
умение
формулировать тему урока, цели
урока, умение принимать и
сохранять учебную задачу.
Коммуникативные УУД :
умение работать с информацией на
уроке, связно излагать мысли
умение сотрудничать в паре и
группе,отвечать на вопросы,
слушать и слышать.
Познавательные УУД:
умение
понимать и интегрировать
информацию в имеющийся запас
знаний, умение преобразовывать,
структурировать и применять её с
учётом решаемых задач.
Умение
извлекать нужную информацию.
3. Актуализация
знаний
После небольшой разминки для ума
предлагаю «Мозговой штурм»(2) с
Опознают термин по значению,
Личностные УУД :
развитие уважительного отношения
фиксацией ответов в журналах
Терминологический диктант:
Раздел науки о языке, в котором
изучаются способы образования слова?
Это значимая часть слова
Значимая часть слова, в которой
заключено значение всех родственных
слов
Какие морфемы используются для
образования новых слов,
какие для изменения форм слова?
Способ, при котором к основе
добавляется приставка
Способ, при котором к основе
добавляется суффикс
Способ, в котором используется
математическое действие
Наука, в которой изучаются правила
написания слов
Слайд №2(Проверка)
Продолжим нашу работу. Творческое
задание(3)
«Душа слова ». Каждая лаборатория
приготовила сценку о части слова. Вам
необходимо узнать, о чём идёт речь.
Слайд №3
Какую часть нашего девиза доказали
записывают в тетрадь.
1.словообразование
2. Морфема
3 Корень
4. Приставка
5 суффикс
6 окончание
7Приставочный,
8.суффиксальный,
9.сложение
10. орфография
Каждая группа представляет
определённую морфему, участники
угадывают
«Если знаешь части слова»
учеников друг к другу.
Регулятивные УУД:
умение
принимать и сохранять учебную
задачу.
Коммуникативные УУД :
умение работать с информацией на
уроке, связно излагать мысли
умение сотрудничать в паре и
группе,отвечать на вопросы,
слушать и слышать.
Познавательные УУД:
умение
понимать и интегрировать
информацию в имеющийся запас
знаний, преобразовывать,
структурировать и применять её с
учётом решаемых задач.
Умение
извлекать нужную информацию
Предметные
УУД:
Распознавать
мтермины . Умение корректировать
индивидуальную работу в
соответствии с коммуникативной
целью. . Умение моделировать
предложения в соответствии с
коммуникативной задачей
высказывания.
4. Обобщение и
систематизация
знаний
.
Переходим ко второй части высказывания
«Напишешь их толково»
Используем материал для анализа №2
Самодиктант(4)
1 группа. Правописание приставок
2 группа. Правила с буквами после
приставок
3 группа Правила дружбы корня и суффикса
4 группа правило плюса
Слайд №4
Решение шарад(5)
Шарада - это загадка, в которой загаданное
слово делится на несколько частей –
отдельных слов. Сложив вместе отгаданные
части, получаем искомое слово. Ваша задача
– собрать слово и объяснить его
правописание.
Использование материала №3
Слайд №5
. Выступление групп . Записывают
диктант , составленный ребятами ,
каждая группа по 4 слова ,
комментарий, самооценка
Используют материал для анализа
№2
Командам раздаются карточки
Корень извлечь
из НАЧИНКИ
не сложно,
Приставка в
СОСУДЕ
хранится
надёжно,
Суффикс в
ЧЕРЧЕНИИ
ясно
услышишь,
Вместе на
темы
различные
пишешь.
(Сочинение)
Корень тот же,
что в слове
ОТДАВАТЬ
Приставка взята
из слов
ПРЕГРАДА и
ПОСЫЛКА
Суффикс и
окончание из
слова ЗНАНИЕ
(Преподавание)
Корень мой в
СКАЗКЕ
найдёте,
Суффикс у
ИЗВОЗЧИКА
возьмёте,
В СПИСКЕ вы
мой обнаружите
корень
Суффиксы в
СОБРАНИИ
встретите
Личностные УУД :
развитие уважительного отношения
учеников друг к другу.
Регулятивные УУД:
умение
принимать и сохранять учебную
задачу.
Коммуникативные УУД :
умение работать с информацией на
уроке, связно излагать мысли
умение сотрудничать в паре и
группе,отвечать на вопросы,
слушать и слышать.
Познавательные УУД:
умение
понимать и интегрировать
информацию в имеющийся запас
знаний, преобразовывать,
структурировать и применять её с
учётом решаемых задач.
Извлекать
нужную информацию
Предметные
УУД: умение
корректировать индивидуальную
работу в соответствии с
коммуникативной целью. Умение
анализировать и характеризовать
орфограммы. Умение моделировать
предложения в соответствии с
Физкультминутка . Читая стихи и выполняя
упражнения, вам надо обратить внимание на
морфему, которая помогает вырасти слову
ДОМ.
Ходит Суффикс по дорожке
И играет на гармошке…
Вот домишко. Это домик.
Где-то здесь гуляет гномик.
Вот домище великана,
Великана Истукана…
Побежали от него,
чтоб не тронул никого!!!
Слайд №6
Отдохнули, продолжаем.(6)
Материал для анализа№4
Какие слова мы называем
родственными?
Приставка та
же, что в слове
РАСХОД,
Целым я
излагаю
событий ход.
(Рассказчик)
вскоре,
В слове
РАССКАЗ вы
приставку
найдёте,
В целом по мне
на уроки
пойдёте.
(Расписание)
З Запишите получившиеся слова в
тетрадь, выделите в них
орфограммы
ходьба на месте 3-4 сек.
руки перед грудью, рывки руками
наклониться, разогнуться
повороты головы
подняться на носочки, руки вверх,
потянуться
бег на месте 2-3 сек.
Слова, имеющие один и тот же
корень, но разное лексическое
значение.
Выписать в тетради только те слова,
коммуникативной задачей
высказывания.
Предлагаю следующие задания: прочитать
тексты и ответить на вопрос: “Являются
ли однокоренными выделенные слова? Что
значит – найти корень слова?”
Слайд №7
«Соберите слово на слух»(7)
которые являются однокоренными.
Молвил слон ,
подставив бок:
Прислонись ко
мне, сынок?
Прислонясь к
слону, слонёнок
Отдохнул,
набрал силёнок,
И задолго до
луны
Дальше
двинулись
слоны.
(Я. Козловский)
Дождик льёт –
кругом вода ,
Мокнут столб
и провода.
Мокнут кони и
подвода ,
Дым над
крышами
завода ,
От бегущих
быстрых вод
Задрожал
водоотвод.
(Л. Яхин)
– Вы кто такие?
– Я – гусь , это –
гусыня , это
наши гусята . А
ты кто?
- А я ваша тётя –
гусеница .
Если б дали
берёзе
расчёску
Изменила б
берёза
причёску :
В речку, как в
зеркало, глядя,
Расчесала б
кудрявые
пряди
И вошло б у
неё в
привычку
По утрам
заплетать
косичку.
З
Учащиеся рисуют слово на листах, а
1.Корень мой находится в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали.
2.Корень извлечь из «начинки» несложно,
Приставка в «сосуде» хранится надежно,
Суффикс в «гудении» ясно услышишь,
Вместе – на темы различные пишешь.
3.В «списке» мой обнаружите корень,
Суффикс в «собрании» встретится вскоре,
В слове «рассказ» вы приставку найдете,
В целом - по мне на уроки пойдете.
4.Мой корень в «просьбе» заключен
(он в ней озвучен и смягчен),
Приставка в «воплощенье» где-то,
На целое – все ждут ответа.
Молодцы! С заданием справились легко. А
сейчас я предлагаю вам записать в тетрадь
интересное высказывание : «Найти корень
слова – это значит найти его внутренний,
затаенный смысл – то же, что зажечь внутри
фонаря огонек!»
Слайд№8
Какие виды разбора вы знаете?(8) У вас в
учебниках есть памятки о
словообразовательном и морфемном
разборах. Используйте их для выполнения
следующего задания.
Материал для анализа №5
затем показывают, что получилось.
Записывают в тетрадь
высказывание : «Найти корень слова
– это значит найти его внутренний,
затаенный смысл – то же, что зажечь
внутри фонаря огонек!»
Выполняют задания в группе,
запись ответов в тетрадь
индивидуально
Группа 1. Из данных слов выпишите
те, которые образованы
приставочным способом. У законить,
сверхмощный, тишь, каблучок, лётчик-
испытатель, первый (ученик в классе),
звукозапись, подгруппа, новизна,
(вкусное) мороженое, заплыв, безрукавка,
удвоить, больной (на приёме у врача),
спецкор, желтоватый, загородный,
дописать, физкультура, двадцать
Выполните морфемный и
словообразовательный разборы слов.
Группа 2 . Из данных слов выпишите
те, которые образованы
суффиксальным способом. Узаконить,
сверхмощный, тишь, каблучок, лётчик-
испытатель, первый (ученик в классе),
звукозапись, подгруппа, новизна,
(вкусное) мороженое, заплыв, безрукавка,
удвоить, больной (на приёме у врача),
спецкор, желтоватый, загородный,
дописать, , физкультура, двадцать
Выполните морфемный и
словообразовательный разборы слов.
Группа 3. Из данных слов выпишите
те, которые образованы
приставочно-суффиксальным способом.
Узаконить, сверхмощный, тишь,
каблучок, лётчик-испытатель, первый
(ученик в классе), звукозапись,
подгруппа, новизна, (вкусное)
мороженое, заплыв, безрукавка, удвоить,
больной (на приёме у врача), спецкор,
желтоватый, загородный, дописать, ,
физкультура, двадцать
Выполните морфемный и
словообразовательный разборы слов.
Группа 4. Из данных слов выпишите
те, которые образованы путём
перехода из одной части речи в
другую. Узаконить, сверхмощный, тишь,
каблучок, лётчик-испытатель, первый
(ученик в классе), звукозапись,
подгруппа, новизна, (вкусное)
мороженое, заплыв, безрукавка, удвоить,
больной (на приёме у врача), спецкор,
желтоватый, загородный, дописать, ,
физкультура, двадцать
Выполните морфемный и
словообразовательный разборы слов.
6. Рефлексия.
Предлагаю вам сейчас еще раз вернуться к девизу
нашего исследования.
Удалось ли нам доказать, пригодится ли это в
жизни?
Любое исследование –это познание, результат.
Предлагаю корзину познания наполнить плодами
исследований.
Я полностью уверен в результатах –красное
яблоко
Считаю, что подхожу к заветной черте – желтое
Нахожусь в активном поиске – зелёное
Многое ещё неизведано - белое
Слайд № 10
Работа в группах, учащиеся
выражают свою точку зрения
Учащиеся наполняют корзины
яблоками-оценками
Коммуникативные УУД:
умение
полно и точно выражать свою
мысль
,самооценка
7. Домашнее
задание.
1. Составить шарады, сочинить сказку о дружбе
морфемики и орфографии, квз
Слайд №11