Напоминание

"Обобщение по теме "Словоообразование" 6 класс

Автор: Чеснокова Инна Борисовна

Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: МОБУ СОШ №11

Населённый пункт: город Лабинск

Наименование материала: технологическая карта урока

Тема: "Обобщение по теме "Словоообразование" 6 класс

Описание:

Урок русского языка в 6 классе по теме "Систематизация и обобщение по теме "Словообразование" - урок обобщения знаний. Цель: систематизировать, закрепить и проконтролировать знания, полученные по морфемике в 6 классе Планируемый результат: (предметный) обучающиеся должны знать: 1.терминыпо словообразованию, значение морфем, однокоренные слова. 2.правила "Чередование гласных в корне слова" и "Буквы И/Ы после приставок", "Правописание приставок" 3.алгоритм по морфемного и словообразовательного разборов 4. Уметь работать со словообразовательной моделью слова

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=4611

Опубликовано 27.10.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Технологическая карта урока по русскому языку в 6 «б» классе.

Учитель:Чеснокова И.Б.
Тема
Систематизация и обобщение знаний по теме «Словообразование»
Цель систематизировать, закрепить и проконтролировать знания, полученные по словообразованию в 6 классе. Планируемый результат Предметные Метапредметные Личностные 1.Актуализируются и закрепляются знания терминов по словообразованию, значение морфем, однокоренные слова. 2.Повторение и закрепление ЗУН по темам «Чередование гласных в корне слова» и «Буквы И/Ы после приставок» 3.Обобщение и систематизация ЗУН по морфемному и словообразовательному разборам 4. Умение работать со словообразовательной моделью слова 1. Владение всеми видами речевой деятельности 2.Применение приобретенных ЗУНов в повседневной жизни 3. Коммуникативно целесообразное взаимодействие с людьми в процессе речевого общения, совместной деятельности 4. Овладение культурными нормами речевого поведения Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности Формирование готовности к саморазвитию Развитие творческих способностей и речевых навыков. Выработка навыка групповой работы, оценки работы товарищей и самооценки. Тип урока урок обобщения и систематизации умений и навыков Форма проведения Исследовательская лаборатория Формируемые компетенции
Коммуникативная:
навыки работы в группе, в коллективе, умение высказать суждение, задать вопрос, представить себя.
Ценностно- смысловые компетенции:
самоопределение ученика в ситуациях учебной деятельности, развитие индивидуальной образовательной траектории ученика.
Учебно-познавательные компетенции
: мотивация обучения, самостоятельная познавательная деятельность
Компетенция личностного самосовершенствования
: овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях Организация пространства Межпредметные связи Формы работы Ресурсы Литература Индивидуальная , групповая Учебник , индивидульные карточки, карточи-задания, Презентация PowerPoint Домашнее задание: 1. . Составить шарады, сочинить сказку о дружбе морфемики и орфографии, контрольные вопросы и задания

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД
1. Организацион- ный этап. Приветствие учащихся Приветствие учителя, друг друга
Личностные УУД:
проявление эмоционального отношения к учебно –познавательной деятельности

2. Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности Сегодня проводим заседание учёного совета. В его структуре выделяют 4 лаборатории: 1.Морфемная 2.Словообразовательная 3. Орфографическая 4. Этимологическая Членам учёного совета предлагается
«Разминка для ума».(1)
Необходимо решить проблему, зашифрованную в девизе нашего совета. Для этого необходимо открыть журналы исследований, записать число и проблему нашего исследования: « Если знаешь части слова, то напишешь их толково
»(Материал

для анализа №1)

Слайд №1
Записывают число в тетради. Записывают предложение, « Если знаешь части слова, то напишешь их толково» Работают в группе , рассказывая друг другу теоретический материал, создают мини- рассуждение, представляют, делают вывод, записывают тему урока
:

«Обобщение знаний по теме

«Словообразование»

Личностные УУД
: развитие уважительного отношения учеников друг к другу.
Регулятивные УУД :
умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные УУД :
умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли умение сотрудничать в паре и группе,отвечать на вопросы, слушать и слышать.
Познавательные УУД:
умение понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, умение преобразовывать, структурировать и применять её с учётом решаемых задач. Умение извлекать нужную информацию. 3. Актуализация знаний После
небольшой разминки для ума

предлагаю «Мозговой штурм»(2) с
Опознают термин по значению,
Личностные УУД
: развитие уважительного отношения

фиксацией ответов в журналах

Терминологический диктант:
 Раздел науки о языке, в котором изучаются способы образования слова?  Это значимая часть слова  Значимая часть слова, в которой заключено значение всех родственных слов  Какие морфемы используются для образования новых слов,  какие для изменения форм слова?  Способ, при котором к основе добавляется приставка  Способ, при котором к основе добавляется суффикс  Способ, в котором используется математическое действие  Наука, в которой изучаются правила написания слов
Слайд №2(Проверка)
Продолжим нашу работу.
Творческое

задание(3)

«Душа слова
». Каждая лаборатория приготовила сценку о части слова. Вам необходимо узнать, о чём идёт речь.
Слайд №3

Какую часть нашего девиза доказали
записывают в тетрадь. 1.словообразование 2. Морфема 3 Корень 4. Приставка 5 суффикс 6 окончание 7Приставочный, 8.суффиксальный, 9.сложение 10. орфография Каждая группа представляет определённую морфему, участники угадывают «Если знаешь части слова» учеников друг к другу.
Регулятивные УУД:
умение принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные УУД :
умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли умение сотрудничать в паре и группе,отвечать на вопросы, слушать и слышать.
Познавательные УУД:
умение понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять её с учётом решаемых задач. Умение извлекать нужную информацию
Предметные

УУД:
Распознавать мтермины . Умение корректировать индивидуальную работу в соответствии с коммуникативной целью. . Умение моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания.
4. Обобщение и систематизация знаний . Переходим ко второй части высказывания «Напишешь их толково»
Используем материал для анализа №2

Самодиктант(4)
1 группа. Правописание приставок 2 группа. Правила с буквами после приставок 3 группа Правила дружбы корня и суффикса 4 группа правило плюса
Слайд №4

Решение шарад(5)
Шарада - это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей – отдельных слов. Сложив вместе отгаданные части, получаем искомое слово. Ваша задача – собрать слово и объяснить его правописание.
Использование материала №3

Слайд №5
. Выступление групп . Записывают
диктант
, составленный ребятами , каждая группа по 4 слова , комментарий, самооценка
Используют материал для анализа

№2
Командам раздаются карточки Корень извлечь из НАЧИНКИ не сложно, Приставка в СОСУДЕ хранится надёжно, Суффикс в ЧЕРЧЕНИИ ясно услышишь, Вместе на темы различные пишешь. (Сочинение) Корень тот же, что в слове ОТДАВАТЬ Приставка взята из слов ПРЕГРАДА и ПОСЫЛКА Суффикс и окончание из слова ЗНАНИЕ (Преподавание) Корень мой в СКАЗКЕ найдёте, Суффикс у ИЗВОЗЧИКА возьмёте, В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень Суффиксы в СОБРАНИИ встретите
Личностные УУД
: развитие уважительного отношения учеников друг к другу.
Регулятивные УУД:
умение принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные УУД :
умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли умение сотрудничать в паре и группе,отвечать на вопросы, слушать и слышать.
Познавательные УУД:
умение понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять её с учётом решаемых задач. Извлекать нужную информацию
Предметные

УУД:
умение корректировать индивидуальную работу в соответствии с коммуникативной целью. Умение анализировать и характеризовать орфограммы. Умение моделировать предложения в соответствии с

Физкультминутка
. Читая стихи и выполняя упражнения, вам надо обратить внимание на морфему, которая помогает вырасти слову ДОМ. Ходит Суффикс по дорожке И играет на гармошке… Вот домишко. Это домик. Где-то здесь гуляет гномик. Вот домище великана, Великана Истукана… Побежали от него, чтоб не тронул никого!!!
Слайд №6

Отдохнули, продолжаем.(6)

Материал для анализа№4
 Какие слова мы называем родственными? Приставка та же, что в слове РАСХОД, Целым я излагаю событий ход. (Рассказчик) вскоре, В слове РАССКАЗ вы приставку найдёте, В целом по мне на уроки пойдёте. (Расписание) З Запишите получившиеся слова в тетрадь, выделите в них орфограммы ходьба на месте 3-4 сек. руки перед грудью, рывки руками наклониться, разогнуться повороты головы подняться на носочки, руки вверх, потянуться бег на месте 2-3 сек. Слова, имеющие один и тот же корень, но разное лексическое значение. Выписать в тетради только те слова, коммуникативной задачей высказывания.
Предлагаю следующие задания:
прочитать

тексты и ответить на вопрос: “Являются

ли однокоренными выделенные слова? Что

значит – найти корень слова?”

Слайд №7

«Соберите слово на слух»(7)
которые являются однокоренными. Молвил
слон
, подставив бок:
Прислонись
ко мне, сынок? Прислонясь к слону,
слонёнок
Отдохнул, набрал силёнок, И задолго до луны Дальше двинулись слоны. (Я. Козловский) Дождик льёт – кругом
вода
, Мокнут столб и
провода.
Мокнут кони и
подвода
, Дым над крышами
завода
, От бегущих быстрых вод Задрожал
водоотвод.
(Л. Яхин) – Вы кто такие? – Я –
гусь
, это –
гусыня
, это наши
гусята
. А ты кто? - А я ваша тётя –
гусеница
. Если б дали берёзе
расчёску
Изменила б берёза
причёску
: В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала
б кудрявые пряди И вошло б у неё в привычку По утрам заплетать косичку. З Учащиеся рисуют слово на листах, а
1.Корень мой находится в «цене», В «очерке» найди приставку мне, Суффикс мой в «тетрадке» все встречали. 2.Корень извлечь из «начинки» несложно, Приставка в «сосуде» хранится надежно, Суффикс в «гудении» ясно услышишь, Вместе – на темы различные пишешь. 3.В «списке» мой обнаружите корень, Суффикс в «собрании» встретится вскоре, В слове «рассказ» вы приставку найдете, В целом - по мне на уроки пойдете. 4.Мой корень в «просьбе» заключен (он в ней озвучен и смягчен), Приставка в «воплощенье» где-то, На целое – все ждут ответа. Молодцы! С заданием справились легко. А сейчас я предлагаю вам записать в тетрадь интересное высказывание : «Найти корень слова – это значит найти его внутренний, затаенный смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонек!»
Слайд№8
Какие виды
разбора
вы знаете?(8) У вас в учебниках есть памятки о словообразовательном и морфемном разборах. Используйте их для выполнения следующего задания.
Материал для анализа №5
затем показывают, что получилось. Записывают в тетрадь высказывание : «Найти корень слова – это значит найти его внутренний, затаенный смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонек!» Выполняют задания в группе, запись ответов в тетрадь индивидуально
Группа 1. Из данных слов выпишите

те, которые образованы

приставочным способом. У
законить, сверхмощный, тишь, каблучок, лётчик- испытатель, первый (ученик в классе),
звукозапись, подгруппа, новизна, (вкусное) мороженое, заплыв, безрукавка, удвоить, больной (на приёме у врача), спецкор, желтоватый, загородный, дописать, физкультура, двадцать
Выполните морфемный и

словообразовательный разборы слов.

Группа 2 . Из данных слов выпишите

те, которые образованы

суффиксальным способом.
Узаконить, сверхмощный, тишь, каблучок, лётчик- испытатель, первый (ученик в классе), звукозапись, подгруппа, новизна, (вкусное) мороженое, заплыв, безрукавка, удвоить, больной (на приёме у врача), спецкор, желтоватый, загородный, дописать, , физкультура, двадцать
Выполните морфемный и

словообразовательный разборы слов.
Группа 3.
Из данных слов выпишите

те, которые образованы

приставочно-суффиксальным способом.
Узаконить, сверхмощный, тишь, каблучок, лётчик-испытатель, первый (ученик в классе), звукозапись, подгруппа, новизна, (вкусное) мороженое, заплыв, безрукавка, удвоить, больной (на приёме у врача), спецкор, желтоватый, загородный, дописать, , физкультура, двадцать
Выполните морфемный и

словообразовательный разборы слов.
Группа 4.
Из данных слов выпишите

те, которые образованы путём

перехода из одной части речи в

другую.
Узаконить, сверхмощный, тишь, каблучок, лётчик-испытатель, первый (ученик в классе), звукозапись, подгруппа, новизна, (вкусное) мороженое, заплыв, безрукавка, удвоить, больной (на приёме у врача), спецкор, желтоватый, загородный, дописать, , физкультура, двадцать
Выполните морфемный и

словообразовательный разборы слов.

6. Рефлексия. Предлагаю вам сейчас еще раз вернуться к девизу нашего исследования. Удалось ли нам доказать, пригодится ли это в жизни? Любое исследование –это познание, результат. Предлагаю корзину познания наполнить плодами исследований.
Я полностью уверен в результатах
–красное яблоко
Считаю, что подхожу к заветной черте
– желтое
Нахожусь в активном поиске
– зелёное
Многое ещё неизведано -
белое
Слайд № 10
Работа в группах, учащиеся выражают свою точку зрения Учащиеся наполняют корзины яблоками-оценками
Коммуникативные УУД:
умение полно и точно выражать свою мысль
,самооценка
7. Домашнее задание. 1. Составить шарады, сочинить сказку о дружбе морфемики и орфографии, квз
Слайд №11



Яндекс.Метрика