Антон Павлович Чехов писал о том, «что видел и как видел... Достоинство его
творчества в том, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому
человеку вообще» (Л.Н. Толстой). На первом плане в его произведениях стоит человек, его
внут- ренний и внешний мир, его индивидуальность, потому что «тогда человек станет
лучше, когда вы покажете, каков он есть».
Серые будни, наполненные бесконечными больными, поначалу не раздражают
молодого земского врача Дмитрия Старцева, поселившегося в городе С. Он, как всякий
местный интеллигент, считает своим долгом познакомиться с семьей Туркиных, по мнению
городских обывателей, самой талантливой и необыкновенной в С. Небольшими мазками
автор рисует эту «талантливость». Плоские остроты главы семейства Ивана Петровича,
бездарная игра дочки Катерины и надуманные романы ее матери понятны Старцеву, но
все-таки после больницы, грязных мужиков приятно и спокойно было сидеть в мягких
креслах и ни о чем не думать. В конце концов, Старцев обнаруживает, что влюблен в дочь
Туркиных, которую в семейном кругу называют Котик.
При детальном рассмотрении обнаруживается, что любовь Дмитрия Старцева к
Катеньке кажется странной, половинчатой, не совсем «настоящей». Она пришла не
внезапно, а как само собой разумеющееся, и не совсем понятно, чем особенна Екатерина
для нашего героя. Эта любовь кажется лишенной индивидуализации. Складывается
впечатление, что Старцев просто испытывал потребность любить. Любить кого-нибудь.
Доказательством тому могут служить его собственные мысли: «...Ему хотелось закричать,
что он хочет, что он ждет любви во что бы то ни стало». Так, в то время, когда «нормальный»
влюбленный будет сходить с ума, в голове у Дмитрия вертятся совершенно отвлеченные
мысли: «Ох, не надо бы полнеть!» или «А приданного они дадут, должно быть, немало».
Все это говорит если не о его изначальной душевной черствости, то о предпосылках ее к
дальнейшему развитию. В конце концов, Ионыч предстает перед читателем эгоистом,
вообще не способным любить. Так, когда он, «пылкий влюбленный», узнал, что предмет
его обожания покинул город, то «успокоился и зажил спокойно».
Теперь он уже не сострадает ближним, как раньше, и позволяет себе кричать на
больных, и стучит палкой. В городе его уже по- домашнему называют Ионычем, тем самым
принимая в свою среду. Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он впол-
не осознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается бороться. Жалуясь на
окружающую среду, он мирится с нею. Даже воспоминания о любви не могут разбудить
полуспящую душу Старцева. Он нисколько не сожалеет об утраченном и даже отчасти ра-
дуется, что все сложилось именно так: «А хорошо, что я тогда не женился». Ему не жаль
молодости, несбывшихся надежд. Лень физическая со временем превратилась у Старцева
в лень чувств, в лень ощущений и стремлений к каким-нибудь переменам. Чехов не на-
прасно дал своему персонажу фамилию Старцев: у этого человека наблюдались
врожденные признаки старости — лень, безразличие, апатия. Есть работа, еда, карста,
какое-никакое уважение окружающих. Что еще надо? Любовь? Зачем? От нее столько
лишних хлопот.
«Ионыч» — это история новой формы тяжелой социальной болезни, которую давно
изучала русская литература. Имя этой болезни — духовная деградация личности.