Напоминание

"Имя прилагательное. Урок - обобщение".

Автор: Марус Ольга Александровна

Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: МБОУ СОШ № 2

Населённый пункт: село Чугуевка Чугуевского района Приморского края

Наименование материала: Конспект урока по русскому языку

Тема: "Имя прилагательное. Урок - обобщение".

Описание:

Конспект урока по русскому языку для 6 класса по программе М.М.Разумовской

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=4654

Опубликовано 31.10.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Конспект урока по русскому языку для 6 класса. Имя прилагательное. Урок – обобщение. Цель: 1.Систематизация и обобщение знаний учащихся об имени прилагательном. 2.Повторение орфограмм, связанных с правописанием имен прилагательных. 3.Развитие лингвистического мышления, познавательных способностей, связной речи учащихся, навыков самостоятельной работы, выразительного чтения. 4. Создание условий успешного обучения учащихся.
Знать
: о делении прилагательных на три разряда, о признаках каждого вида; - условия выбора написания НЕ с прилагательными; - об условиях выбора- О и Е -в суффиксах прилагательных после шипящих и Ц; - условия выбора Н и НН в суффиксах прилагательных ; - условия употребления дефиса в сложных прилагательных, различение слитного и дефисного написания сложных прилагательных.
Уметь:
находить качественные, относительные, притяжательные прилагательные, определять их грамматические признаки, различать их; - правильно применять правило для написания НЕ с именами прилагательными; - сопоставлять правило правописания букв- О и Е- в корне, суффиксе, окончании имен прилагательных; - правильно писать слова с орфограммой «Н и НН в суффиксах имен прилагательных»; - правильно писать сложные имена прилагательные. Ход урока I Орг. момент. Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу, Улыбки подарим гостям! К уроку готовы? Тогда – за работу! Удачи желаю всем вам! Ребята, присаживайтесь. Не волнуйтесь, мои хорошие, соберитесь, вспомните всё, что знаете, и мы начнём. У вас на партах лежат небольшие листочки с домашним заданием. Давайте прочитаем, что необходимо вам выполнить дома. Прочитайте внимательно текст, озаглавьте его. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выполните синтаксический разбор последнего предложения, морфологический разбор выделенных слов.
Поз…ней осенью выпада…т первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые сн…жинки осторожно касаются земли и она одевается в осл…пительный наряд. Поб…лели дорожки и крыши домов. Загораются блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темне…т среди беловатых зарослей камыша. Как прекрасна берёзовая роща. 2. Определение целей и темы урока. -Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Списываем без ошибок. Красиво, выводим каждую букву, следим за своей осанкой. - Внимательно послушайте стихотворные строки. Определяю я предметы, Я украшаю вашу речь, Они со мной всегда приметны, Меня вам надо знать, беречь. -Какая часть речи может так себя охарактеризовать? - Так себя может охарактеризовать имя прилагательное. _- Конечно, имя прилагательное. Мы с вами закончили изучение этой замечательной части речи. - Какой урок обычно проводится после рассмотрения большой темы? - Урок – обобщение. - Как будет звучать тема сегодняшнего урока? - Имя прилагательное. Урок – обобщение. - Что мы должны знать и уметь по данной теме? - Вспомнить разряды имён прилагательных, закрепить слитное и дефисное написание сложных прилагательных, слитное и раздельное написание не с прилагательными, условия выбора н или нн в суффиксах прилагательных, о или ё в корне, суффиксе, окончании. Синтаксическая роль полных и кратких прилагательных. -Молодцы, ребята. Запишите тему урока в тетрадь. 3. Работа с эпиграфом. В качестве эпиграфа нашего урока я взяла слова Константина Паустовского: Нам дан во владение Самый богатый, меткий, Могучий и поистине Волшебный русский язык. Ребята, объясните, что значит во владение? По словарю Ожегова владеть – иметь своей собственностью. Мы должны гордиться тем, что русский язык самый богатый, и мы это докажем сегодня, путешествуя по стране имя прилагательное.
4. Работа по теме урока. Наверное, каждый из вас любит путешествовать. Путешествуя, человек узнаёт много нового, открывает что – то неизведанное. Сегодня, совершая путешествие в страну имени прилагательного, мы повторим и обобщим изученное по этой теме и подготовимся к контрольной работе. В путешествие мы отправимся на прекрасном поезде.( слайд 1)Дорога нам предстоит дальняя, наверняка, будет много трудностей, испытаний, но я, надеюсь, мы всё это преодолеем и покорим страну имени прилагательного. -Ребята, сначала вам надо доказать, можете ли вы отправиться в путешествие, для этого надо ответить на вопросы: 1) Что обозначает имя прилагательное? -Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Чей? 2) Какими постоянными морфологическими признаками обладает? - Постоянными морфологическими признаками являются разряды прилагательных: качественные, относительные и притяжательные. 3) Назовите непостоянные морфологические признаки имени прилагательного? - Род, число, падеж. Качественные прилагательные могут быть полными и краткими. Могут иметь степени сравнения. 4) Когда у прилагательных нельзя определить род? - Во множ. числе нельзя определить род. 5) Какова роль в предложении полных прилагательных? - Полными прилагательные чаще всего являются определением. 6) Чем в предложении являются краткие прилагательные? - Краткие прилагательные в предложении являются сказуемыми. - Молодцы, ребята. Ответили на все вопросы. Итак, в путь. - И первая станция, на которой остановился наш поезд - станция «Орфоэпическая».( слайд 2) - Что такое орфоэпия? - Орфоэпия – раздел науки о языке, изучающий правила произношения слов и правила постановки ударения в них. - Мы преодолеем эту станцию, выполнив упр. 256. На стр.115Прочитайте задание. Спишите слова, расставьте в них ударения. Один ученик выполняет задание на доске, остальные в тетради. - На дом вы получили опережающее задание. Внимательно изучить теоретический материал на стр. 116 в рубрике «Возьмите на заметку». - В некоторых кратких прилагательных муж., ср. рода и во множ. числе ударение остаётся на том же слоге, что и в полной форме. Краткий - краток, краток, кратки. В форме женского рода ударение перемещается на окончание: Кратка
_- Неустойчивое ударение наблюдается в некоторых кратких прил. множ. числа, где ударение возможно как на основе, так и на окончании. Бедный – беден, бедна, бедно, бедны и бедны. Важный – важен, важна, важно, важны и важны. - Что необходимо сделать, если вы сомневаетесь, как правильно поставить ударение в кратких прил. - Обратиться к орфоэпическому словарю. - Молодцы, ребята. И мы приближаемся к красивому городу Орфография.( слайд 3) -Что такое орфография? - Орфография- раздел науки о языке, изучающий правильное написание слов. - И мы останавливаемся на станции « Энная « ( слайд 4). Жители этой станции не знают, какое надо применить правило, чтобы правильно написать суффиксы прилагательных. Давайте им поможем. В суффиксах –енн-,-онн- пишем нн. Исключение – ветреный. В суффиксах –ин-, -ан- , -ян – пишем н. Исключения: оловянный, деревянный, стеклянный. - Я предлагаю вам сейчас заполнить два вагона словами. В первый вагон записываем слова с одной н в суффиксе, во второй – нн- в суффиксе. -У доски работают два ученика, остальные – в тетради. 1.Ветреный 1.Деревянный 2.глиняный 2. торжественный 3. голубиный 3. стеклянный 4. кожаный 4. лекционный 5. серебряный 5. безветренный 6.лебединая 6. оловянный 7. туманный 7. утренний - Давайте ещё раз озвучим, когда пишем одну, а когда две н в суффиксах прилагательных. - А мы уже на станции « Неизвестная»( слайд 5). Чтобы преодолеть эту станцию, нам надо вспомнить правила слитного и раздельного написания не с прилагательными? - Не с прил. пишется слитно, 1)если без не не употребляется( небрежный); 2)если слово можно заменить синонимом ( небольшой – маленький) Не с прил. пишется раздельно, если 1) есть противопоставление ( Не золотой, а серебряный); или противопоставление подразумевается (это задача не сложная; свет не резкий). -Запишите словосочетания, раскрывая скобки.
( Не)брежный вид; (не)благодарный слушатель;( не) весёлый, а грустный; (не)осмотрительный поступок, свет (не) резкий; (не) простая, а сложная проблема; (не) лепый поступок; молоко (не) кислое; вовсе (не)красивый поступок; (не)известная задача. -А мы уже на станции « Станция выбора о –ё».( слайд 6) - Когда мы пишем о, а когда ё в именах прилагательных? - В корне, если можем подобрать однокоренное слово с е пишем ё, если нет –о.(жёлтый – желтеть, чопорный – нельзя подобрать проверочное слово, следовательно, о). - В суффиксах и окончаниях пишем е, если не падает ударение, если ударения падает -о - Я буду показывать слова вам с пропуском букв. Ваша задача: поднимать буквы о или ё. Речевой, жёлтый, свинцовый чопорный, ситцевый, шоколадный, жёсткий, плюшевый, камышовый. - И вновь наше путешествие продолжается. Мы находимся на станции « Сложная»( слайд 7). Надо помочь жителям этой станции, верно употребить дефис в предложенных словах. Давайте вспомним, правила его употребления. - - Дефис употребляется, если слово обозначает оттенок, два самостоятельных слова, повтор, прилагательные, образованные от сложных имён существительных. Если слово можно заменить словосочетанием, его пишем слитно. -Задание выполняется самостоятельно, затем по цепочке проводится проверка. Древнерусский, желто – зелёный, низкорослый, добрый – предобрый, золотоволосый, русско – английский, юго – восточный, скороспелый. -Пришло время отдохнуть. Ваши глаза очень устали. Посмотрите на экран и проследите за цветиком – семицветиком.( слайд 8)Представьте, что у вас в руках остался последний лепесток. Загадайте желание. Поднимите руки те, кто загадал желание, связанное с личными интересами. А кто загадал желание, связанное со своими близкими, родным, друзьями, знакомыми? Поднимите руки. Тот, кто выбирает путь не для себя, а для других, тот настоящий человек. Вот с такими учениками мы можем построить город Светлоград. - А мы уже на станции «Разрядная».( слайд 9) Девочки прочитают шуточные стихотворения, а вы ответите на вопрос: какой разряд имени прилагательного мог так метко описать своё назначение? Притягивать предметы – моя слабость. На принадлежность я вам укажу. Я чувствую такую, право, сладость, Когда про свою сущность говорю. Я собачий, волчий, Гутин,
Зятев, мамин и отцов, Иванов, Медведев, Путин, Пушкин, Лермонтов, Кольцов. Качество предметов означаю, Сильного сильнейшим называю. Я быстрее бегаю, чем он, В русском я, бесспорно, чемпион. Я отважный, смелый, молодой, Самый просвещённый и крутой, Образный и очень ослепительный, Озорной, весёлый, восхитительный. (О.Головко) Я отношенье к действию имею, С материалом, временем дружу, Назначеньем мастерски владею – Вот что я вам, братцы расскажу. Я французский иль немецкий, Сельский или городской. Я английский иль турецкий, Деревянный иль стальной. (О.Головко) Ребята, у вас на партах лежат листочки, на которых слева написаны словосочетания, а справа цифры от 1 до 10.Ваша задача: возле каждой цифры написать букву, если это качественное прил, то к, если притяжат – п, если относит. – о.Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Шифр на экране. ( слайд10) Спортивный костюм 1-о Деревянный стол 2- о Медвежья берлога 3- п Золотые слова 4 - к Мамин дом 5-п
Заячьи следы 6-п Смелый человек 7-к Осенний день 8-о Золотой браслет 9-о Добрая девочка 10-к Обратите внимание, что одно и тоже прил. в прямом значении может быть относительным, а в переносном – качественным. - Наш поезд движется дальше, и мы уже на станции « Синтаксическая»( слайд 9) -Посмотрите внимательно на экран. Какая синтаксическая конструкция на нем представлена? - На экране текст. - Что такое текст? - Текст – это группа предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. В тексте мысль развивается. - Прочитайте текст. - Назовите его стиль ( художественный). - Тип речи? ( описание) -Определите его тему и основную мысль? -Найдите художественно – изобразительные средства? Красив зимний лес! Поляны, словно белые скатерти, исписанные множеством следов лесных обитателей. Осины и берёзы накинули на голые плечи кружевные шали. На зелёных платьях сосен и елей появились белые рюшечки – оборочки. Спишите 1 предложение, выполните его синтаксический разбор. Красив зимний лес! ( Повествоват., восклицательное, простое, двусоставное, распр., полное, не осложнено) -Мы успешно преодолели эту станцию и мы уже на станции «Морфологическая».( слайд 10) Выполните морфологический разбор прилагательного зимний. К доске выходит один ученик, остальные в тетради. 1) … лес ( какой?) зимний. Зимний – имя прилаг., обозначает признак предмета. 2) Н.ф. – зимний. 3) П. пр.: относительное 4) Н. пр.: употреблено в форме ед.ч, м.р.,Им.п.
5) Зимний 4. Итог урока. - Ребята, я вас поздравляю – впереди цель нашего путешествия – станция «Итоговая».( слайд 11) - Путешествуя по стране имя прилагательное, мы привели в систему полученные знания об этой части речи. Доказали, что владеем метким волшебным языком. Надеюсь, хорошо подготовились к контрольной работе. 5. Выставление оценок 6. Домашнее задание.


Яндекс.Метрика