Конспект урока по русскому языку для 6 класса.
Имя прилагательное. Урок – обобщение.
Цель: 1.Систематизация и обобщение знаний учащихся об имени прилагательном.
2.Повторение орфограмм, связанных с правописанием имен прилагательных.
3.Развитие лингвистического мышления, познавательных способностей, связной речи
учащихся, навыков самостоятельной работы, выразительного чтения.
4. Создание условий успешного обучения учащихся.
Знать : о делении прилагательных на три разряда, о признаках каждого вида;
- условия выбора написания НЕ с прилагательными;
- об условиях выбора- О и Е -в суффиксах прилагательных после шипящих и Ц;
- условия выбора Н и НН в суффиксах прилагательных ;
- условия употребления дефиса в сложных прилагательных, различение слитного
и дефисного написания сложных прилагательных.
Уметь:
находить качественные, относительные, притяжательные прилагательные,
определять их грамматические признаки, различать их;
- правильно применять правило для написания НЕ с именами
прилагательными;
- сопоставлять правило правописания букв- О и Е-
в корне, суффиксе,
окончании имен прилагательных;
- правильно писать слова с орфограммой «Н и НН в суффиксах имен
прилагательных»;
- правильно писать сложные имена прилагательные.
Ход урока
I Орг. момент.
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда – за работу!
Удачи желаю всем вам!
Ребята, присаживайтесь. Не волнуйтесь, мои хорошие, соберитесь, вспомните всё, что
знаете, и мы начнём.
У вас на партах лежат небольшие листочки с домашним заданием. Давайте прочитаем, что
необходимо вам выполнить дома.
Прочитайте внимательно текст, озаглавьте его. Спишите, вставляя пропущенные буквы и
знаки препинания. Выполните синтаксический разбор последнего предложения,
морфологический разбор выделенных слов.
Поз…ней осенью выпада…т первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые сн…жинки
осторожно касаются земли и она одевается в осл…пительный наряд. Поб…лели дорожки
и крыши домов.
Загораются блестят
разноцветные искорки инея.
Свинцовая вода
темне…т среди беловатых зарослей камыша. Как прекрасна берёзовая роща.
2. Определение целей и темы урока.
-Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Списываем без ошибок. Красиво,
выводим каждую букву, следим за своей осанкой.
- Внимательно послушайте стихотворные строки.
Определяю я предметы,
Я украшаю вашу речь,
Они со мной всегда приметны,
Меня вам надо знать, беречь.
-Какая часть речи может так себя охарактеризовать?
- Так себя может охарактеризовать имя прилагательное.
_- Конечно, имя прилагательное. Мы с вами закончили изучение этой замечательной части
речи.
- Какой урок обычно проводится после рассмотрения большой темы?
- Урок – обобщение.
- Как будет звучать тема сегодняшнего урока?
- Имя прилагательное. Урок – обобщение.
- Что мы должны знать и уметь по данной теме?
- Вспомнить разряды имён прилагательных, закрепить слитное и дефисное написание
сложных прилагательных, слитное и раздельное написание не с прилагательными, условия
выбора н или нн в суффиксах прилагательных, о или ё в корне, суффиксе, окончании.
Синтаксическая роль полных и кратких прилагательных.
-Молодцы, ребята. Запишите тему урока в тетрадь.
3. Работа с эпиграфом.
В качестве эпиграфа нашего урока я взяла слова Константина Паустовского:
Нам дан во владение
Самый богатый, меткий,
Могучий и поистине
Волшебный русский язык.
Ребята, объясните, что значит во владение?
По словарю Ожегова владеть – иметь своей собственностью.
Мы должны гордиться тем, что русский язык самый богатый, и мы это докажем сегодня,
путешествуя по стране имя прилагательное.
4. Работа по теме урока.
Наверное, каждый из вас любит путешествовать. Путешествуя, человек узнаёт много
нового, открывает что – то неизведанное. Сегодня, совершая путешествие в страну имени
прилагательного, мы повторим и обобщим изученное по этой теме и подготовимся к
контрольной работе. В путешествие мы отправимся на прекрасном поезде.( слайд
1)Дорога нам предстоит дальняя, наверняка, будет много трудностей, испытаний, но я,
надеюсь, мы всё это преодолеем и покорим страну имени прилагательного.
-Ребята, сначала вам надо доказать, можете ли вы отправиться в путешествие, для этого
надо ответить на вопросы:
1) Что обозначает имя прилагательное?
-Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак
предмета и отвечает на вопросы какой? Чей?
2) Какими постоянными морфологическими признаками обладает?
- Постоянными морфологическими признаками являются разряды прилагательных:
качественные, относительные и притяжательные.
3) Назовите непостоянные морфологические признаки имени прилагательного?
- Род, число, падеж. Качественные прилагательные могут быть полными и краткими.
Могут иметь степени сравнения.
4) Когда у прилагательных нельзя определить род?
- Во множ. числе нельзя определить род.
5) Какова роль в предложении полных прилагательных?
- Полными прилагательные чаще всего являются определением.
6) Чем в предложении являются краткие прилагательные?
- Краткие прилагательные в предложении являются сказуемыми.
- Молодцы, ребята. Ответили на все вопросы. Итак, в путь.
- И первая станция, на которой остановился наш поезд - станция «Орфоэпическая».( слайд
2)
- Что такое орфоэпия?
- Орфоэпия – раздел науки о языке, изучающий правила произношения слов и правила
постановки ударения в них.
- Мы преодолеем эту станцию, выполнив упр. 256. На стр.115Прочитайте задание.
Спишите слова, расставьте в них ударения. Один ученик выполняет задание на доске,
остальные в тетради.
- На дом вы получили опережающее задание. Внимательно изучить теоретический
материал на стр. 116 в рубрике «Возьмите на заметку».
- В некоторых кратких прилагательных муж., ср. рода и во множ. числе ударение остаётся
на том же слоге, что и в полной форме.
Краткий - краток, краток, кратки.
В форме женского рода ударение перемещается на окончание: Кратка
_- Неустойчивое ударение наблюдается в некоторых кратких прил. множ. числа, где
ударение возможно как на основе, так и на окончании. Бедный – беден, бедна, бедно,
бедны и бедны.
Важный – важен, важна, важно, важны и важны.
- Что необходимо сделать, если вы сомневаетесь, как правильно поставить ударение в
кратких прил.
- Обратиться к орфоэпическому словарю.
- Молодцы, ребята. И мы приближаемся к красивому городу Орфография.( слайд 3)
-Что такое орфография?
- Орфография- раздел науки о языке, изучающий правильное написание слов.
- И мы останавливаемся на станции « Энная « ( слайд 4). Жители этой станции не знают,
какое надо применить правило, чтобы правильно написать суффиксы прилагательных.
Давайте им поможем.
В суффиксах –енн-,-онн- пишем нн. Исключение – ветреный.
В суффиксах –ин-, -ан- , -ян – пишем н. Исключения: оловянный, деревянный,
стеклянный.
- Я предлагаю вам сейчас заполнить два вагона словами. В первый вагон записываем слова
с одной н в суффиксе, во второй – нн- в суффиксе.
-У доски работают два ученика, остальные – в тетради.
1.Ветреный 1.Деревянный
2.глиняный 2. торжественный
3. голубиный 3. стеклянный
4. кожаный 4. лекционный
5. серебряный 5. безветренный
6.лебединая 6. оловянный
7. туманный 7. утренний
- Давайте ещё раз озвучим, когда пишем одну, а когда две н в суффиксах прилагательных.
- А мы уже на станции « Неизвестная»( слайд 5). Чтобы преодолеть эту станцию, нам надо
вспомнить правила слитного и раздельного написания не с прилагательными?
- Не с прил. пишется слитно, 1)если без не не употребляется( небрежный); 2)если слово
можно заменить синонимом ( небольшой – маленький)
Не с прил. пишется раздельно, если 1) есть противопоставление ( Не золотой, а
серебряный); или противопоставление подразумевается
(это задача не сложная; свет не резкий).
-Запишите словосочетания, раскрывая скобки.
( Не)брежный вид; (не)благодарный слушатель;( не) весёлый, а грустный;
(не)осмотрительный поступок, свет (не) резкий; (не) простая, а сложная проблема; (не)
лепый поступок; молоко (не) кислое; вовсе (не)красивый поступок; (не)известная задача.
-А мы уже на станции « Станция выбора о –ё».( слайд 6)
- Когда мы пишем о, а когда ё в именах прилагательных?
- В корне, если можем подобрать однокоренное слово с е пишем ё, если нет –о.(жёлтый –
желтеть, чопорный – нельзя подобрать проверочное слово, следовательно, о).
- В суффиксах и окончаниях пишем е, если не падает ударение, если ударения падает -о
- Я буду показывать слова вам с пропуском букв. Ваша задача: поднимать буквы о или ё.
Речевой, жёлтый, свинцовый чопорный, ситцевый, шоколадный, жёсткий, плюшевый,
камышовый.
- И вновь наше путешествие продолжается. Мы находимся на станции « Сложная»( слайд
7). Надо помочь жителям этой станции, верно употребить дефис в предложенных словах.
Давайте вспомним, правила его употребления.
- - Дефис употребляется, если слово обозначает оттенок, два самостоятельных слова,
повтор, прилагательные, образованные от сложных имён существительных. Если слово
можно заменить словосочетанием, его пишем слитно.
-Задание выполняется самостоятельно, затем по цепочке проводится проверка.
Древнерусский, желто – зелёный, низкорослый, добрый – предобрый, золотоволосый,
русско – английский, юго – восточный, скороспелый.
-Пришло время отдохнуть. Ваши глаза очень устали. Посмотрите на экран и проследите за
цветиком – семицветиком.( слайд 8)Представьте, что у вас в руках остался последний
лепесток. Загадайте желание.
Поднимите руки те, кто загадал желание, связанное с личными интересами. А кто загадал
желание, связанное со своими близкими, родным, друзьями, знакомыми? Поднимите руки.
Тот, кто выбирает путь не для себя, а для других, тот настоящий человек. Вот с такими
учениками мы можем построить город Светлоград.
- А мы уже на станции «Разрядная».( слайд 9)
Девочки прочитают шуточные стихотворения, а вы ответите на вопрос: какой разряд
имени прилагательного мог так метко описать своё назначение?
Притягивать предметы – моя слабость.
На принадлежность я вам укажу.
Я чувствую такую, право, сладость,
Когда про свою сущность говорю.
Я собачий, волчий, Гутин,
Зятев, мамин и отцов,
Иванов, Медведев, Путин,
Пушкин, Лермонтов, Кольцов.
Качество предметов означаю,
Сильного сильнейшим называю.
Я быстрее бегаю, чем он,
В русском я, бесспорно, чемпион.
Я отважный, смелый, молодой,
Самый просвещённый и крутой,
Образный и очень ослепительный,
Озорной, весёлый, восхитительный. (О.Головко)
Я отношенье к действию имею,
С материалом, временем дружу,
Назначеньем мастерски владею –
Вот что я вам, братцы расскажу.
Я французский иль немецкий,
Сельский или городской.
Я английский иль турецкий,
Деревянный иль стальной. (О.Головко)
Ребята, у вас на партах лежат листочки, на которых слева написаны словосочетания, а
справа цифры от 1 до 10.Ваша задача: возле каждой цифры написать букву, если это
качественное прил, то к, если притяжат – п, если относит. – о.Поменяйтесь тетрадями с
соседом по парте. Шифр на экране. ( слайд10)
Спортивный костюм 1-о
Деревянный стол 2- о
Медвежья берлога 3- п
Золотые слова 4 - к
Мамин дом 5-п
Заячьи следы 6-п
Смелый человек 7-к
Осенний день 8-о
Золотой браслет 9-о
Добрая девочка 10-к
Обратите внимание, что одно и тоже прил. в прямом значении может быть относительным,
а в переносном – качественным.
- Наш поезд движется дальше, и мы уже на станции « Синтаксическая»( слайд 9)
-Посмотрите внимательно на экран. Какая синтаксическая конструкция на нем
представлена?
- На экране текст.
- Что такое текст?
- Текст – это группа предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически.
В тексте мысль развивается.
- Прочитайте текст.
- Назовите его стиль ( художественный).
- Тип речи? ( описание)
-Определите его тему и основную мысль?
-Найдите художественно – изобразительные средства?
Красив зимний лес! Поляны, словно белые скатерти, исписанные множеством следов
лесных обитателей. Осины и берёзы накинули на голые плечи кружевные шали. На
зелёных платьях сосен и елей появились белые рюшечки – оборочки.
Спишите 1 предложение, выполните его синтаксический разбор.
Красив зимний лес! ( Повествоват., восклицательное, простое, двусоставное, распр.,
полное, не осложнено)
-Мы успешно преодолели эту станцию и мы уже на станции «Морфологическая».( слайд
10)
Выполните морфологический разбор прилагательного зимний.
К доске выходит один ученик, остальные в тетради.
1)
… лес ( какой?) зимний. Зимний – имя прилаг., обозначает признак предмета.
2)
Н.ф. – зимний.
3)
П. пр.: относительное
4)
Н. пр.: употреблено в форме ед.ч, м.р.,Им.п.
5)
Зимний
4. Итог урока.
- Ребята, я вас поздравляю – впереди цель нашего путешествия – станция «Итоговая».(
слайд 11)
- Путешествуя по стране имя прилагательное, мы привели в систему полученные
знания об этой части речи. Доказали, что владеем метким волшебным языком.
Надеюсь, хорошо подготовились к контрольной работе.
5. Выставление оценок
6. Домашнее задание.