Напоминание

"Развитие творческих способностей при игре на свирели"

Автор: Смирнова Лариса Юрьевна

Должность: учитель музыки

Учебное заведение: МОУ "СОШ №31"

Населённый пункт: г.Вологда

Наименование материала: статья

Тема: "Развитие творческих способностей при игре на свирели"

Описание:

В статье говорится о том, как развиваются способности ребенка, занимающегося игрой на свирели и улучшается его здоровье.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_obshhee/index?nomer_publ=471

Опубликовано 13.09.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Развитие творческих способностей при игре на свирели
Еще во времена Платона и Аристотеля обращали внимание на воздействие музыки в обще развитии человека, в развитии его качеств личности, черт характера, а также способностей и при реализации потребности в самовыражении. Аристотель писал о том, что «музыка способна оказывать воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает свойствами, развивающими человека то, очевидно, что она должна быть включена в число предметов воспитания молодёжи». 1 На музыкальных занятиях в системе образования создаются условия для развития способностей учеников при освоении материала художественно — эстетического цикла. На данных занятиях осуществляется приобщение учащихся к миру искусства. Уже сама природа музыкальных произведений, чистоты звука, его мелодичности, возможности выражения их через использование различных музыкальных инструментов, указывает на возможность развития ребенка. 2 Музыкальное творчество представляет собой процесс развития и становления различных творческих способностей. При этом многообразие проявления детского музыкального творчества имеет под собой следующие основания:  личностно — ориентированное отношение у ученика к слушаемой им и исполняемой музыке;  специфика личностного восприятия и основных трактовок исполняемых музыкальных произведений (композиторов и собственного сочинения);  возможность индивидуального характера оценочных суждений;  возможность сочинения оригинальных мелодий, вариаций; 1Тарасова Ю.В. Учимся играть на свирели. Учебное пособие для младшего школьного возраста. Челябинск - «Гранада — Пресс», 2010. - 36 с. 2Борисов В.Д. Обучение игре на свирели в детском возрасте. М.: Музыка, 2015. - 84 с.
 реализация пластических и инструментальных импровизаций;  создание литературных и живописных размышлений по поводу анализа смысловой нагрузки музыкальных произведений. 3 Все используемые виды деятельности на уроках музыки, посредством слушания музыкальных произведений, исполнения их на музыкальных инструментах, создает возможность для гармоничного развития ребенка. При развитии его творческих способностей на уроках музыки преподаватель также следит за правильной осанкой ребенка, за частотой и правильностью его дыхания. При этом достаточно часто на занятиях исполняются различные пластические движения, а также музыкальные народные игры, выражения через исполнение музыкального образа. 4 С помощью использования широкого спектра движения ученикам более легко войти в образ, почувствовать многогранность музыкального произведения, на более качественном уровне проникнуться настроением этого произведения, задействовав двигательную активность, части тела, элементы пластики. 5 При совмещении игры на музыкальном инструменте и двигательной активности наступает своеобразная эмоциональная разрядка, в ходе которой ребенок достаточно качественно запоминает конкретной музыкальное произведение, что создает условия для последующего развития его памяти, умения слышать и чувствовать. 6 В процессе игры в народном оркестре, ученики имеют возможность выполнения заданных преподавателем ритмы на элементарных музыкальных инструментах, к которым можно отнести ложки, палочки, погремушки, 3Градинов А.В. Игра на свирели в детском возрасте. Тула, «Музыкальный калейдоскоп», 2014. № 5. 4Тарасова Ю.В. Учимся играть на свирели. Учебное пособие для младшего школьного возраста. Челябинск - «Гранада — Пресс», 2010. - 36 с. 5Борисов В.Д. Обучение игре на свирели в детском возрасте. М.: Музыка, 2015. - 84 с. 6Градинов А.В. Игра на свирели в детском возрасте. Тула, «Музыкальный калейдоскоп», 2014. № 5.
бубны, барабаны. В нашей школе подрастающему поколению предоставляется возможность научиться также играть на музыкальном инструменте свирель. Игра на свирели предоставляет ребенку возможности прочувствовать радость осуществления собственного музицирования. Игра на свирели дает возможность ребенку правильно дышать, что интенсивно массирует внутренние органы полости живота (печень, кишечник, желудок, почки), а также заставляет на качественно другом уровне работать диафрагму. Когда ребенок закрывает пальчиками дырочки на свирели, он разрабатывает моторику рук, что оказывает положительное воздействие на работу полушарий головного мозга. 7 В процессе обучения игре на свирели возможно решить задачу по развитию музыкальной памяти. Обучение технике игры на свирели возможно в учебном процессе и во внеурочной деятельности. 8 При обучении ребенка игре на этом музыкальном инструменте осуществляется стимулирование развития эмоциональной и интеллектуальной сфер жизни подрастающего поколения. Данные музыкальные занятия способствуют развитию образной памяти, воображения, внимания, общего психологического развития и формирования музыкального слуха, умения на качественно более высоком уровне понимать своих сверстников и людей более взрослого возраста, а также поддерживают интерес ребенка к изучению нового. 9 Работа со свирелью способствует вентиляции легких. Это также и дыхательная гимнастика, которая облегчает страдания больных астмой. Занятия со свирелью способствуют гипервентиляции мозга. Благодаря этому 7Градинов А.В. Игра на свирели в детском возрасте. Тула, «Музыкальный калейдоскоп», 2014. № 5. 8Градинов А.В. Игра на свирели в детском возрасте. Тула, «Музыкальный калейдоскоп», 2014. № 5. 9Тарасова Ю.В. Учимся играть на свирели. Учебное пособие для младшего школьного возраста. Челябинск - «Гранада — Пресс», 2010. - 36 с.
занятию дети реже болеют. Значительно стимулируется работа по другим предметам, развивается воображение детей, объем непроизвольного внимания. Это вполне объяснимо с точки зрения психологии, так как ключ к умственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере. 10 Рассмотрим показатели результативности развития воображения детей, обучающихся в 1-3 классах, которые не обучались и обучались игре на свирели Рисунок 1 — Результаты развития воображения у детей, которые не обучаются игре на свирели (1-3 классы) 10Борисов В.Д. Обучение игре на свирели в детском возрасте. М.: Музыка, 2015. - 84 с. развито в высокой степени развито в средней степени развито в низкой степени не развито 0 10 20 30 40 50 60 70 2012/2013 уч. год 2013/2014 уч. год
Рисунок 2 — Результаты развития воображения у детей, которые обучаются игре на свирели (1-3 классы) во время учебного процесса и во внеурочной деятельности Как показывает опыт, в ходе этих занятий улучшается климат в детском коллективе: дети переживают, радуются от совместного общения с музыкой, их охватывает общее эмоциональное состояние, они становятся требовательнее к себе и к другим – через это решаются многие задачи формирования коммуникативной культуры, взаимодействия детей в коллективе. Сам коллектив становится добрее, дружнее, интереснее. 11 Изучение нотной грамоты на уроках музыки в рамках школьной программы приобретает практический смысл и становится более доступным. Теоретический материал усваивается постепенно, с помощью музыкально- ритмических игр, игровых упражнений. 12 Приобщение детей к исполнению музыки в школе помогает раскрыть перед ними прекрасный и удивительный мир звуков. Свирель является индивидуальным инструментом, который каждый ребенок после урока может взять домой. Количество времени, отводимое на занятия музыкой 11Борисов В.Д. Обучение игре на свирели в детском возрасте. М.: Музыка, 2015. - 84 с. 12Градинов А.В. Игра на свирели в детском возрасте. Тула, «Музыкальный калейдоскоп», 2014. № 5. развито в высокой степени развито в средней степени развито в низкой степени не развито 0 10 20 30 40 50 60 70 2012/2013 уч. год 2013/2014 уч. год
увеличивается, а значит и улучшается результат игры на инструменте. 13 Играя на свирели, ребенок развивает и математические способности. Попадая на нужные отверстия, он манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст. 14 Рассмотрим уровень качества образования при обучению на уроках математики для учащихся, которые обучаются и не обучаются игре на свирели. Рисунок 3 — Результаты по математике у учеников 1-3 классов, не обучающихся игре на свирели 13Борисов В.Д. Обучение игре на свирели в детском возрасте. М.: Музыка, 2015. - 84 с. 14Градинов А.В. Игра на свирели в детском возрасте. Тула, «Музыкальный калейдоскоп», 2014. № 5. оценка "5" оценка "4" оценка "3" 0 10 20 30 40 50 60 70 2012/2013 уч. год 2013/2014 уч. год
Рисунок 4 — Результаты по математике у учеников 1-3 классов, обучающихся игре на свирели На основании исследуемой информации наглядно видно, что качество успеваемости у учеников, которые дополнительно занимаются обучением игре на свирели по развитию математических представлений выше, чем у тех, кто не занимается изучением игре на свирели. 15 Музыка и язык – близнецы братья. Различные используемые фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания можно увидеть как в музыке, так и в речи. 16 Дети, которые играют на свирели, лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. 17 Игра на свирели приучает делать несколько дел сразу и ориентироваться в нескольких одновременных процессах. Так, играя по нотам с листа, ребенок делает сразу несколько дел – помнит, что он уже сыграл(прошлое), думает о том, что нужно будет сыграть (будущее) и контролирует то, что делает в этот 15Крымская А.А. Обучаем играть на народных инструментах. Спб, Питер, 2010. - 190 с. 16Тарасова Ю.В. Учимся играть на свирели. Учебное пособие для младшего школьного возраста. Челябинск - «Гранада — Пресс», 2010. - 36 с. 17Градинов А.В. Игра на свирели в детском возрасте. Тула, «Музыкальный калейдоскоп», 2014. № 5. оценка "5" оценка "4" оценка "3" 0 10 20 30 40 50 60 70 2012/2013 уч. год 2013/2014 уч. год
миг. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях. 18 Хорошо играть на этом инструменте – значит правильно дышать, а дыхание, в свою очередь, заставляет работать диафрагму. Это также и дыхательная гимнастика, которая значительно облегчает заболевания дыхательных путей. Закрывая пальцами отверстия на свирели, ребенок разрабатывает моторику рук, что положительно сказывается на работе полушарий мозга. В ходе музыкальных занятий улучшается климат в детском коллективе: дети переживают, радуются от совместного общения с музыкой, их охватывает общее эмоциональное состояние, они становятся требовательнее к себе и к другим. 19 Решаются многие задачи формирования коммуникативной культуры, взаимодействия детей в коллективе. Сам коллектив становится добрее, дружнее, интереснее. Благодаря свирели, расширяется возможность творческого мировоззрения ребенка. 20 Основные творческие задатки, которые развивает в себе ребенок при обучении игре на свирели, он может привнести в свою повседневную деятельность. Игра на свирели оказывает существенное воздействие на формирование вкуса ребенка, устанавливает нормы проведения, посредством активного обогащения внутреннего мира ребенка яркими эмоциональными переживаниями. Уроки игры на свирели представляют собой процесс познания окружающей действительности через активное саморазвитие ребенка.



18Крымская А.А. Обучаем играть на народных инструментах. Спб, Питер, 2010. - 190 с. 19Тарасова Ю.В. Учимся играть на свирели. Учебное пособие для младшего школьного возраста. Челябинск - «Гранада — Пресс», 2010. - 36 с. 20Крымская А.А. Обучаем играть на народных инструментах. Спб, Питер, 2010. - 190 с.


Яндекс.Метрика